Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка гипотезы




Определение объекта и предмета исследования

Как уже было указано ранее в разделе 1.3.1.3, цель работы всегда отражает действие исследователя (ученика), которое он будет совершать Над предметом в рамках объекта исследования как области научного знания, в котором ведется исследование. Зная эту структуру цели науч­но-исследовательской работы, сформулированной вами ранее в аналитическом литературном обзоре, теперь следует попытаться выделить («извлечь») из нее объект и предмет исследования. Здесь нет ничего нового по сравнению с реферативной работой. Кроме того, эту процеду­ру «извлечения» предмета и объекта исследования из цели мы уже рас сматривали ранее в разделе 2.1.1 настоящей работы достаточно подроб­но и на конкретных примерах.

Чтобы научиться лучше выявлять предмет и объект в цели иссле­дования, приведем дополнительно некоторые характерные черты этих двух компонентов цели. Предмет исследования всегда связан с на­стоящим и будущим процесса развития науки и практики (объекта) как часть и целое со всеми его противоречиями и проблемами. Поскольку между предметом и объектом в науке всегда существует внутренняя (иногда очень сложная) взаимосвязь, сознательно и последовательно изучая (или изменяя) предмет, исследователь может отследить качественное своеобразие (или изменения) объекта и сформулировать закономерности предполагаемой взаимосвязи. В этом и заключается подлинный смысл научного поиска, организуемого в направлении по­ставленной цели научно-исследовательской работы.

В литературоведческих работах, посвященных анализу литератур­ного произведения, например, с целью определения его жанра, роль предмета исследования играет само художественное произведение, а объекта - жанр изучаемого произведения.

Первоначальное предположение о взаимосвязи предмета и объекта исследования в науке принято формулировать в виде гипотезы. Таким образом, гипотеза - это тезис, высказанный изначально, априори, т.е. до опыта (до экспериментальной проверки).

Древняя мудрость гласит: «Наука без гипотез, что конь без сбруи». Действительно, ключевую роль разработки гипотезы в успешном прове­дении научных исследований невозможно переоценить. Эта исследова­тельская операция позволяет предсказать пути и способы достижения цели, т. е. осуществить проектирование способа разрешения выявлен­ного противоречия (проблемы) в направлении достижения цели на осно­ве исследования, с помощью которого существующий предмет изучения переводная в новое состояние, приводящее к изменению объекта ис­следования. Если вы внимательно прочитали последнее предложение, то, видимо, вам стало совершенно ясно, что в гипотезе, по существу, соединились все элементы аппарата научного исследования: противоре­чие и проблема, цель, предмет и объект исследования.

Любая гипотеза, являясь научным предположением, требует доказа­тельства, в ходе которого она обязательно приводит исследователя к выводу как новому научному знанию. К сожалению, практика показывает, что не всякая гипотеза подтверждается в ходе научного исследования. По образному выражению Т. Гексли, «большая трагедия науки состоит в убий­стве прекрасных гипотез низкими фактами». Но отрицательный результат в науке - это тоже важный результат, так как он позволяет изменить тактику исследования в направлении поставленной цели. В этом случае на смену старой гипотезе приходит (разрабатывается) новая, более совершенная, которая снова проверяется на практике. Так от вывода к выводу по провер­ке гипотез и развивается новое научное знание.

Чтобы научиться правильно строить гипотезы, можно воспользовать­ся алгоритмами, приведенными в книге В. С. Безруковой. В связи с этим рассмотрим в качестве примера некоторые типовые алгоритмы построения гипотез научно-исследовательских работ учащихся (табл. 5). Безусловно, описанными алгоритмами не описывается их возможное разнообразие.

Таблица5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.