Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности эксперимента и его планирования




Проведение экспериментальной работы по теме и ее оформление

Краткие выводы

Исследовательская часть пояснительной записки работы обычно завершается краткими выводами, в которых подчеркивается широта и глубина (объем), новизна, научная (теоретическая) и практическая (прикладная) значимость проведенного исследования, а также пер­спективы дальнейшего развития работы. Техника составления выводов была нами подробно рассмотрена в разделе 1.3.3.4.

В эти выводы, естественно, не должны включаться выводы, ка­сающиеся анализа литературных данных по теме исследования, так как они уже были описаны в конце литературного обзора (глава 1). В дальнейшем выводы 1, 2 и 3 глав будут составлять основу для написа­ния заключения по работе.

Как уже упоминалось ранее, сущность научно-исследовательской работы состоит в доказательстве выдвинутой гипотезы, которая описывает предполагаемое влияние предмета на объект исследования. Гипоте­за иными словами, предполагает существование взаимосвязи незави­симой переменной (условий или средств изменения предмета исследо­вания, которые устанавливает сам экспериментатор) и зависимой пере­менной (предмета и объекта исследования, которые один за другим ме­няются под воздействием новых экспериментальных условий).

Эксперимент в работах по естественно-научной инаучно-технической тематике является разновидностью исследовательской дея­тельности (наряду с теоретической и опытной), которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипуляцию независимой пере­менной и наблюдает эффект, производимый этими действиями на зави­симую переменную. При этом результат любого изменяющего действия в эксперименте ограничивается рамками объекта исследования.

Для гуманитарных работ, в которых исследованию часто подвергаются произведения, существует исключение: экспериментальная часть работы может носить другое название, например, аналитической части (см. раздел 2.1.2), в которой описывается ход анализа литературных и (художественных произведений, документальных информационных ма­териалов, аудио-видео информации, музыкальных произведений и др. и обсуждаются полученные при этом результаты, связанные с доказатель­ством выдвинутой гипотезы.

Практика показывает, что лишь в ходе правильно спланированного эксперимента результат или подтверждает, или опровергает гипотезу, развивая тем самым наше знание о характере взаимосвязи условий, предмета и объекта исследования. Весь вопрос состоит в том, как это сделать?

Чтобы ответить на этот вопрос, отметим, что эксперимент обладает существенными признаками, отличающими его от других видов дея­тельности, которые очень важно учитывать при планировании.

Во-первых, проведение эксперимента всегда предполагает диагно­стирование исходного состояния, промежуточных изменений и конеч­ного результата изменения объекта исследования, возникающих под влиянием изменения предмета. Такое диагностирование становится воз­можным, если вами будут разработаны показатели (качество, уровень, степень развития и т. п.), состояние которых требуется периодически измерять в ходе эксперимента, а также определены параметры (область изменения) этих показателей.

Во-вторых, эксперимент - это всегда сознательно планируемая, ненаправленная, специально организованная и управляемая деятельность, осуществляемая с прогнозируемым результатом.

В-третьих, экспериментальная деятельность всегда является инно­вационной и внедренческой, так как связана с внедрением в практику специально используемых новых средств, обеспечивающих развитие предмета и объекта исследования в новых условиях.

По характеру целей эксперименты делятся на:

§ констатирующие, связанные с изучением путем диагностики состояния зависимой переменной; такие эксперименты обычно проводят в начале исследований с тем, чтобы зафиксировать исходный уровень показателей исследуемой системы;

§ формирующие, связанные с плановым изменением независимой и отслеживанием последующего изменения зависимой пере­менной.

Часто для определения результатов сравнительного эксперимента параллельно с ним (если это возможно) проводят так называемый «хо­лостой опыт» или отслеживают изменение показателей исследуемого явления в обычных условиях, в так называемых контрольных группах, т. е. при отсутствии эксперимента, а затем сравнивают результаты, по­лученные в первом и втором случае, и делают выводы.

Однако на практике бывают случаи, когда так сделать невозможно. Тогда поступают иначе: эксперимент проводят без контрольных групп, сравнивая результаты роста зависимых переменных от начала экспери­ментирования до его завершения. Допускается использование в качестве контрольных групп опубликованных в печати экспериментальных дан­ных других исследований, посвященных изучению этой же или близкой по тематике проблемы. Необходимо только вовремя отыскать эти дан­ные в соответствующих первоисточниках.

Важную роль при планировании эксперимента играет параметри­зация - выделение критериев (критериальных показателей) его эф­фективности, которые позволяют сделать вам обоснованное заключе­ние о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы на осно­вании анализа полученных экспериментальных данных. При этом сле­дует учитывать, что как независимая, так и зависимая переменные не являются простыми объектами, изменения которых могут быть измере­ны и описаны лишь по одному показателю. Как правило, таких показа­телей может быть несколько, а их состав надо тщательно продумать и обосновать, прежде чем приступать к проведению эксперимента.

Когда вы завершите параметризацию переменных, следует проду­мать, с помощью каких методов (теоретических и практических) вы будете фиксировать изменение показателей. Как правило, в любой научно-исследовательской работе для фиксации изменения показателей используется не один, а система методов.

Методы экспериментального исследования могут быть теоретиче­скими и практическими. К теоретическим относят: абстрагирование (выделение существенного), анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию, схематизацию и др. Каждый теорети­ческий метод исследования, в свою очередь, может иметь несколько видов. Например, анализ может быть структурным, феноменологиче­ским, сравнительным, системным, факторным, аспектным, контент-анализом, монографическим и др.

Среди практических методов чаще всего используются: анкетиро­вание, опрос, наблюдение, тестирование, рейтинг, интервью, написание сочинения, изучение документации, измерение показателей с помощью физико-химических методов и др.

Критерии выбора методов, на первый взгляд, выглядят довольно просто: каждый метод должен соответствовать цели работы, научным возможностям исследователя и давать надежные (достоверные) результаты. Однако реально разработка системы методов исследова­ния - это не только серьезная наука, но и настоящее искусство. Поэтому здесь вам, дорогой читатель, наверняка не обойтись без мудрых советов вашего научного руководителя как более опытного исследователя.

По существующей в науке классификации все планируемые экспе­рименты (экспериментальные задачи) являются:

§ естественными, т. е. носят характер опытно-экспериментальной работы, в ходе которой экспериментаторы воздействуют на предмет и объект новыми средствами, позво­ляющими добиться поставленных целей, или

§ лабораторными, которые осуществляют в специально создан­ных условиях, что позволяет избежать нежелательного влияния посторонних факторов, неизбежно проявляющихся в естест­венных экспериментах.

В зависимости от специфики целей планируемые эксперименты могут делиться на дидактические, методические, воспитательные, управленческие, синтетические (например, в химии), физико-химические и др. Часто эксперименты проводят «на стыке наук», ис­пользуя зависимые и независимые переменные из разных наук. В этом случае говорят о психолого-педагогическом, медико-биологическом, лингво-страноведческом, историко-биологическом и других типах экс­периментов, которые называют пограничными.

Надо знать, что все эксперименты можно также подразделить на мерительные и квазиэксперименты.

Мерительными или критериальными экспериментами называют такие, которые предполагают тщательное отслеживание изменений пе­ременных с последующей обработкой статистически значимых данных и представлением аналитических и итоговых материалов, как правило, в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.

Квазиэксперименты отличаются от мерительных тем, что они проводятся при полном отсутствии контроля за текущим изменением переменных, но предусматривают измерение только исходного и конеч­ного состояний этих переменных (на «входе» и «выходе»).

Каждый из планируемых экспериментов обычно включает два эта­па:

§ проведение констатирующего эксперимента, имеющего целью зафиксировать исходное состояние зависимой переменной;

§ проведение формирующего эксперимента с целью преобразова­ния зависимой переменной посредством изменения независи­мой переменной в соответствии с гипотезой.

Планирование эксперимента важный этап научно-исследовательской работы, который обычно завершается составлением программы эксперимента и разработкой его графика. Типовая струк­тура программы эксперимента, приведенная в книге В.С. Безруковой, имеет следующий вид.

Общие данные об эксперименте:

§ Тема эксперимента.

§ Общая характеристика места проведения эксперимента.

§ Общая характеристика участников эксперимента.

§ Виды и типы (модель) эксперимента.

Научный аппарат эксперимента:

§ Теоретические основы эксперимента (опорные теории, основные понятия).

§ Цель экспериментального исследования.

§ Экспериментальная гипотеза.

§ Описание независимых переменных.

§ Описание зависимых переменных.

§ Методы диагностирования независимых переменных.

§ Методы диагностирования зависимых переменных.

§ Методы обработки эмпирических данных.

Организация эксперимента

§ Материально-техническое обеспечение эксперимента.

§ Методическое обеспечение эксперимента.

§ Организационная подготовка эксперимента.

§ Психологическая подготовка участников эксперимента.

§ График проведения эксперимента.

Заканчивая этот раздел, не будем подробно комментировать со­держание каждого из пунктов представленной программы эксперимента, так как мы уже касались их существа ранее. Предлагаем это сделать ав­торам самостоятельно, тем более, что программа эксперимента должна носить конкретный характер, т. е. содержать описание научного аппара­та конкретно вашего исследования. Эта программа завершает подгото­вительный этан экспериментальной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.