Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ярославль 2011 г




Булычёва Л.А. -преподаватель первой квалификационной категории кафедры СГДиП

 

 

    РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании кафедры СГДиП протокол №______ «___» ___________ 2011 г      

 

 

Руководитель кафедры СГДиП

Рустамова А.В. ________________

 

Автор: Булычева Л.А. преподаватель первой квалификационной категории кафедры СГДиП

 

Рецензенты:

Залевская Е.Н. кандидат наук,преподаватель второй квалификационной категории СГДи П ЯГК

Фомичева С.И. преподаватель высшей категории ЯТУТП

 

Учебное пособие по дисциплине «История» Сост. Булычева Л.А.; Ярославский градостроительный колледж – Ярославль: ЯГК, 2011. – 14 с.

 

Аннотация

 

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования по дисциплине «История».

Представляет собой анализ процессов общественно-политического, социально-экономического, национально-государственного и внешнеполитического развития новейшей отечественной истории в период с 1985 года до настоящего времени. Материал изложен в виде схем, таблиц и тезисов-конспектов.

Пособие предназначено для преподавателей, преподающих дисциплину «История» в соответствии с новыми стандартами ФГОС СПО и студентов, изучающих данную дисциплину.

 

 

Оглавление

 

Пояснительная записка  
Раздел 1.Перестройка и крушение СССР: 1985 – 1991 гг  
1. Экономические реформы М. Горбачева: 1985 — 1991 гг  
2. Политические преобразования М. Горбачева. Распад СССР.  
3. Внешняя политика СССР: 1985 – 1991гг  
4. Оценка личности М.С.Горбачева и его эпохи  
Раздел 2. Становление суверенной России: 1991 – 1999 гг  
1. Рыночные реформы в России: 1992 – 1999 гг  
2. Политическое развитие России: 1991 – 1999 гг  
3. Российский федерализм: проблемы становления  
4. Российская внешняя политика в 1990-е годы  
5. Оценка личности Б.Н. Ельцина и его эпохи  
Раздел 3. Россия в начале XXI века: 2000 – 2011 гг  
1. Внутриполитический курс В.В. Путина: 2000 – 2008 гг  
2. Социально-экономическая политика В.В. Путина  
3. Внешняя политика России: 2000 – 2008 гг  
4. Приоритеты внутренней политики президента Д.А. Медведева  
5. Внешняя политика России на современном этапе: вызовы и ответы  
6. Оценка личности В.В. Путина и его эпохи  
Литература  

 

Пояснительная записка

 

Новейший период истории конца XX - начала XXI вв. изучать и преподавать довольно сложно. Эта сложность обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, мы являемся участниками современной истории, многие ее события происходят на наших глазах, что иногда создает иллюзию ясности и понимания того, что становится достоянием истории. Однако самостоятельно разобраться в калейдоскопе современных событий и явлений весьма непросто. Во-вторых, новейший период отечественной истории недостаточно исследован. Многие источники, отражающие различные тенденции современного общественного развития страны, не введены в научный оборот, не проанализированы и только ждут вдумчивого и беспристрастного исследователя. Поэтому период новейшей отечественной истории чаще всего представлен в учебных изданиях поверхностно, публицистично, с хаотичным перечислением многих фактов и событий, мало связанных между собой единым концептуальным смыслом. В-третьих, современный период российской истории политизирован, является объектом противоборства различных общественно-политических сил и нередко освещается с различных идейно-политических позиций - либеральных, коммунистических, консервативных и др. Отсюда совершенно разные трактовки актуальных проблем развития страны на рубеже XX-XXI вв., прямо противоположные оценки и выводы по многочисленным аспектам современной российской

Трудности изучения и преподавания, недостаточная изученность и политизированность современной российской истории актуализируют задачу определения ключевых учебных проблем и вопросов этого периода и их систематизированного и беспристрастного изложения с учетом требований учебной программы.

Основная цель учебного пособия - оказание помощи в изучении и преподавании актуальных проблем новейшего периода страны, формирование общих представлений и программных знаний о сложных и противоречивых процессах общественно-политического, социально-экономического, национально-государственного и внешнеполитического развития новейшей отечественной истории в период с 1985 года до настоящего времени.

В пособии решаются конкретные содержательные и методические задачи:

— определяются основные этапы новейшей истории России;

— выделяются ключевые проблемы развития страны в рамках определенных этапов;

— выявляются и раскрываются важнейшие тенденции социально-экономического, общественно-политического, национально-государственного и внешнеполитического развития России на рубеже XX-XXI веков;

— акцентируется внимание на стержневых аспектах, событиях, фактах, персоналиях, определявших содержание новейшего исторического процесса и значимых для современной России;

— формулируются ключевые положения и выводы по проблемам современного внутриполитического и внешнеполитического развития России;

— отбирается с учетом общественно-исторической значимости и структурируется в логической последовательности необходимый учебный знаниевый компонент, относящийся к новейшей отечественной истории.

Особенностью данного пособия является изложение основных учебных вопросов в виде схем, ключевых слов и тезисов-конспектов. Это дает возможность, во-первых, увидеть учебную проблему и ее ключевые сюжеты в полном объеме, во-вторых, позволяет запомнить и успешно усвоить необходимые «элементы содержания» изучаемых разделов учебного курса «История России».

Учебное пособие «Новейшая история России: конец XX - начало XXI вв.» состоит из четырех разделов. В первом, втором и третьем разделах содержатся краткие характеристики основных этапов новейшей российской истории, раскрывается содержание актуальных тематических проблем, излагаются различные оценки и мнения о М.Горбачеве, Б.Ельцине, В.Путине и их времени. В четвертом разделе представлены контрольно-измерительные и справочные материалы.

Пособие предназначено для преподавателей, преподающих дисциплину «История»в соответствии с новыми стандартами ФГОС СПО, а так же может быть использовано студентами при подготовке к зачёту и экзамену.

 

Раздел 1. ПЕРЕСТРОЙКА И КРУШЕНИЕ СССР: 1985 – 1991 гг

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ М. ГОРБАЧЕВА: 1985 — 1991 ГГ.

 

Причины Перестройки: 2 точки зрения

       
   
 

 

 

  Перестройку СССР навязал Запад. Это результат «заговора империалистических сил». План крушения КПСС и СССР был разработан ЦРУ и осуществлен через «агентов влияния» М. Горбачева, А. Яковлева и др.     Перестройка обусловлена внутренними причинами: 1) кризисным состоянием отечественной экономики и необходимостью ее модернизации; 2) разочарованием народа в идеях социализма; 3) приходом в руководство страны представителей нового поколения руководителей, осознававших необходимость перемен в обществе  

 

Этапы экономических реформ М.Горбачева

 

1 этап: 1985-1986 гг.: ускорение социально-экономического развития СССР

 

Цель и практические задачи:

  - устранить недостатки, - выявить резервы, - раскрыть потенциал советской экономики;   модернизация машиностроения, а затем всех отраслей экономики;

Идеологи: А. Аганбегян, И.Бунич и др.

Методы осуществления и мероприятия:

— концентрация капиталовложений в машиностроении (12-я пятилетка: в 1,8 раза больше, чем в годы 11-й пятилетки) и недофинансирование других сфер экономики (сельского хозяйства, легкой промышленности, строительной индустрии)

— укрепление дисциплины и порядка на производстве (Указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом);

— ужесточение контроля за качеством продукции (госприемка, охватившая 30% выпускаемых товаров);

— обновление и смена кадров (на всех уровнях);

— развитие производственной демократии (Закон о правах трудовых коллективов).

Результаты:

— диспропорции в экономике (между тяжелой и легкой индустрией, промышленностью и сельским хозяйством);

— подрыв потребительского рынка (сокращение товаров народного потребления, винно-водочной продукции);

— рост бюджетного дефицита (1985 г. — 17 млрд. руб., 1986 г. — 54 млрд. руб.): расходы росли (на модернизацию машиностроения), а доходы сокращались (следствие антиалкогольного закона, снижение реализации водки, вина);

— смена кадров и введение госприемки ситуацию в народном хозяйстве не улучшили;

— расширение прав трудовых коллективов способствовало необоснованному вмешательству их в производство;

— общий итог: политика ускорения потерпела неудачу.

Оценка:

- политика ускорения была традиционной (цели и методы прежние), утопической (грандиозные, но нереальные планы), односторонней (не распространялась на сельское хозяйство, легкую промышленность и другие сферы);

- командная экономика не могла совершить очередной «скачок», ее резервы были исчерпаны;

- народ не поддержал политику, которая осуществлялась не в его интересах.

II этап: 1987 — весна 1990 г. Радикальная экономическая реформа

 

От ускорения к радикальной экономической реформе: причины смены курса

1) неудача политики ускорения,

2) признание того, что административно-командная экономическая модель исчерпала резервы и нуждается не в ускорении, а в перестройке, замене на хозрасчетную;

идеологи: Л. Абалкин, И.Бунич, Н. Петраков, и др.

 

Основные направления реформы.

— перевод предприятий на хозрасчет, расширение их прав;

— возрождение индивидуально-трудовой, кооперативной деятельности, негосударственного сектора;

— развитие арендных, фермерских хозяйств на селе;

 

правовая основа реформ:

закон «О государственном предприятии» (1987)

- предоставлял им хозяйственную свободу (определять число работников, цены на новую продукцию, уровень зарплаты, выбор партнеров и пр.)

- повышал ответственность за хозяйственную деятельность (вводился институт банкротства);

законы «об аренде» и «о кооперации» (1988)

- способствовали созданию негосударственного сектора экономики.

 

Осуществление реформы:

— предприятия широко использовали свои права (повышая цены, меняя ассортимент продукции, увеличивая зарплаты), но не желали переходить на полную самостоятельность (добивались стопроцентного госзаказа, централизованного снабжения и финансирования);

— министерства продолжали сохранять контроль над предприятиями (спускали план, определяли перечень продукции и уровень цен);

— ни одно предприятие не было объявлено банкротом, хотя 30% из них были убыточными;

— негосударственный сектор развивался противоречиво: с одной стороны, наблюдался бурный его рост, к 1990 г. до 8 млн. чел. занимались индивидуально-кооперативной деятельностью, с другой — развитие сектора сдерживалось большими налогами, произволом госчиновников, негативным отношением общества к кооператорам и другими факторами;

— трудности становления фермерских хозяйств: колхозное начальство не было заинтересовано в их развитии, аренда земли не превышала 50 лет, существовала проблема кредитов и т.д.

К 1991 г. только 2% земли и 3% скота находились в руках арендаторов.

 

Результаты и оценка реформ:

— начало кризиса:

а) производственного (за 1985-1990 гг. темпы экономического роста упали с +2% до 0%);

б) потребительского (дефицит товаров и продуктов);

в) бюджетно-финансового (в 1989 г. бюджетный дефицит составил 100 млрд. руб.: бесконтрольное повышение цен, денежная эмиссия, инфляция, падение покупательной способности рубля, возникновение бартера);

— действия правительства:

непрофессиональные и запоздалые (не провели реформы ценообразования, налоговой реформы и т.п.);

— резкое падение жизненного уровня народа;

Строительство хозрасчетной, полурыночной экономики потерпело неудачу.

 

III этап: весна 1990 — 1991 гг. Поиски путей стабилизации экономики и перехода к рынку

 

Март 1990 г. - Решение Президентского Совета: выходить из кризиса на основе рыночных механизмов.

Июнь 1990г. – Постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.