КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ярославль 2011 г
Руководитель кафедры СГДиП Рустамова А.В. ________________
Автор: Булычева Л.А. преподаватель первой квалификационной категории кафедры СГДиП
Рецензенты: Залевская Е.Н. кандидат наук,преподаватель второй квалификационной категории СГДи П ЯГК Фомичева С.И. преподаватель высшей категории ЯТУТП
Учебное пособие по дисциплине «История» Сост. Булычева Л.А.; Ярославский градостроительный колледж – Ярославль: ЯГК, 2011. – 14 с.
Аннотация
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования по дисциплине «История». Представляет собой анализ процессов общественно-политического, социально-экономического, национально-государственного и внешнеполитического развития новейшей отечественной истории в период с 1985 года до настоящего времени. Материал изложен в виде схем, таблиц и тезисов-конспектов. Пособие предназначено для преподавателей, преподающих дисциплину «История» в соответствии с новыми стандартами ФГОС СПО и студентов, изучающих данную дисциплину.
Оглавление
Пояснительная записка
Новейший период истории конца XX - начала XXI вв. изучать и преподавать довольно сложно. Эта сложность обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, мы являемся участниками современной истории, многие ее события происходят на наших глазах, что иногда создает иллюзию ясности и понимания того, что становится достоянием истории. Однако самостоятельно разобраться в калейдоскопе современных событий и явлений весьма непросто. Во-вторых, новейший период отечественной истории недостаточно исследован. Многие источники, отражающие различные тенденции современного общественного развития страны, не введены в научный оборот, не проанализированы и только ждут вдумчивого и беспристрастного исследователя. Поэтому период новейшей отечественной истории чаще всего представлен в учебных изданиях поверхностно, публицистично, с хаотичным перечислением многих фактов и событий, мало связанных между собой единым концептуальным смыслом. В-третьих, современный период российской истории политизирован, является объектом противоборства различных общественно-политических сил и нередко освещается с различных идейно-политических позиций - либеральных, коммунистических, консервативных и др. Отсюда совершенно разные трактовки актуальных проблем развития страны на рубеже XX-XXI вв., прямо противоположные оценки и выводы по многочисленным аспектам современной российской Трудности изучения и преподавания, недостаточная изученность и политизированность современной российской истории актуализируют задачу определения ключевых учебных проблем и вопросов этого периода и их систематизированного и беспристрастного изложения с учетом требований учебной программы. Основная цель учебного пособия - оказание помощи в изучении и преподавании актуальных проблем новейшего периода страны, формирование общих представлений и программных знаний о сложных и противоречивых процессах общественно-политического, социально-экономического, национально-государственного и внешнеполитического развития новейшей отечественной истории в период с 1985 года до настоящего времени. В пособии решаются конкретные содержательные и методические задачи: — определяются основные этапы новейшей истории России; — выделяются ключевые проблемы развития страны в рамках определенных этапов; — выявляются и раскрываются важнейшие тенденции социально-экономического, общественно-политического, национально-государственного и внешнеполитического развития России на рубеже XX-XXI веков; — акцентируется внимание на стержневых аспектах, событиях, фактах, персоналиях, определявших содержание новейшего исторического процесса и значимых для современной России; — формулируются ключевые положения и выводы по проблемам современного внутриполитического и внешнеполитического развития России; — отбирается с учетом общественно-исторической значимости и структурируется в логической последовательности необходимый учебный знаниевый компонент, относящийся к новейшей отечественной истории. Особенностью данного пособия является изложение основных учебных вопросов в виде схем, ключевых слов и тезисов-конспектов. Это дает возможность, во-первых, увидеть учебную проблему и ее ключевые сюжеты в полном объеме, во-вторых, позволяет запомнить и успешно усвоить необходимые «элементы содержания» изучаемых разделов учебного курса «История России». Учебное пособие «Новейшая история России: конец XX - начало XXI вв.» состоит из четырех разделов. В первом, втором и третьем разделах содержатся краткие характеристики основных этапов новейшей российской истории, раскрывается содержание актуальных тематических проблем, излагаются различные оценки и мнения о М.Горбачеве, Б.Ельцине, В.Путине и их времени. В четвертом разделе представлены контрольно-измерительные и справочные материалы. Пособие предназначено для преподавателей, преподающих дисциплину «История»в соответствии с новыми стандартами ФГОС СПО, а так же может быть использовано студентами при подготовке к зачёту и экзамену.
Раздел 1. ПЕРЕСТРОЙКА И КРУШЕНИЕ СССР: 1985 – 1991 гг
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ М. ГОРБАЧЕВА: 1985 — 1991 ГГ.
Причины Перестройки: 2 точки зрения
Этапы экономических реформ М.Горбачева
1 этап: 1985-1986 гг.: ускорение социально-экономического развития СССР
Цель и практические задачи:
Идеологи: А. Аганбегян, И.Бунич и др. Методы осуществления и мероприятия: — концентрация капиталовложений в машиностроении (12-я пятилетка: в 1,8 раза больше, чем в годы 11-й пятилетки) и недофинансирование других сфер экономики (сельского хозяйства, легкой промышленности, строительной индустрии) — укрепление дисциплины и порядка на производстве (Указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом); — ужесточение контроля за качеством продукции (госприемка, охватившая 30% выпускаемых товаров); — обновление и смена кадров (на всех уровнях); — развитие производственной демократии (Закон о правах трудовых коллективов). Результаты: — диспропорции в экономике (между тяжелой и легкой индустрией, промышленностью и сельским хозяйством); — подрыв потребительского рынка (сокращение товаров народного потребления, винно-водочной продукции); — рост бюджетного дефицита (1985 г. — 17 млрд. руб., 1986 г. — 54 млрд. руб.): расходы росли (на модернизацию машиностроения), а доходы сокращались (следствие антиалкогольного закона, снижение реализации водки, вина); — смена кадров и введение госприемки ситуацию в народном хозяйстве не улучшили; — расширение прав трудовых коллективов способствовало необоснованному вмешательству их в производство; — общий итог: политика ускорения потерпела неудачу. Оценка: - политика ускорения была традиционной (цели и методы прежние), утопической (грандиозные, но нереальные планы), односторонней (не распространялась на сельское хозяйство, легкую промышленность и другие сферы); - командная экономика не могла совершить очередной «скачок», ее резервы были исчерпаны; - народ не поддержал политику, которая осуществлялась не в его интересах. II этап: 1987 — весна 1990 г. Радикальная экономическая реформа
От ускорения к радикальной экономической реформе: причины смены курса 1) неудача политики ускорения, 2) признание того, что административно-командная экономическая модель исчерпала резервы и нуждается не в ускорении, а в перестройке, замене на хозрасчетную; идеологи: Л. Абалкин, И.Бунич, Н. Петраков, и др.
Основные направления реформы. — перевод предприятий на хозрасчет, расширение их прав; — возрождение индивидуально-трудовой, кооперативной деятельности, негосударственного сектора; — развитие арендных, фермерских хозяйств на селе;
правовая основа реформ: закон «О государственном предприятии» (1987) - предоставлял им хозяйственную свободу (определять число работников, цены на новую продукцию, уровень зарплаты, выбор партнеров и пр.) - повышал ответственность за хозяйственную деятельность (вводился институт банкротства); законы «об аренде» и «о кооперации» (1988) - способствовали созданию негосударственного сектора экономики.
Осуществление реформы: — предприятия широко использовали свои права (повышая цены, меняя ассортимент продукции, увеличивая зарплаты), но не желали переходить на полную самостоятельность (добивались стопроцентного госзаказа, централизованного снабжения и финансирования); — министерства продолжали сохранять контроль над предприятиями (спускали план, определяли перечень продукции и уровень цен); — ни одно предприятие не было объявлено банкротом, хотя 30% из них были убыточными; — негосударственный сектор развивался противоречиво: с одной стороны, наблюдался бурный его рост, к 1990 г. до 8 млн. чел. занимались индивидуально-кооперативной деятельностью, с другой — развитие сектора сдерживалось большими налогами, произволом госчиновников, негативным отношением общества к кооператорам и другими факторами; — трудности становления фермерских хозяйств: колхозное начальство не было заинтересовано в их развитии, аренда земли не превышала 50 лет, существовала проблема кредитов и т.д. К 1991 г. только 2% земли и 3% скота находились в руках арендаторов.
Результаты и оценка реформ: — начало кризиса: а) производственного (за 1985-1990 гг. темпы экономического роста упали с +2% до 0%); б) потребительского (дефицит товаров и продуктов); в) бюджетно-финансового (в 1989 г. бюджетный дефицит составил 100 млрд. руб.: бесконтрольное повышение цен, денежная эмиссия, инфляция, падение покупательной способности рубля, возникновение бартера); — действия правительства: непрофессиональные и запоздалые (не провели реформы ценообразования, налоговой реформы и т.п.); — резкое падение жизненного уровня народа; Строительство хозрасчетной, полурыночной экономики потерпело неудачу.
III этап: весна 1990 — 1991 гг. Поиски путей стабилизации экономики и перехода к рынку
Март 1990 г. - Решение Президентского Совета: выходить из кризиса на основе рыночных механизмов. Июнь 1990г. – Постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |