Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лето 1990 г – разработка проектов перехода к рынку




       
   

 

 

  План стабилизации народного хозяйства и поэтапного перехода к рынку. Авторы - Н.Рыжков,Л. Абалкин. 2 этапа 1 этап. 1990 - 1993 гг: стабилизация экономики на основе традиционных механизмов 2 этап. 1993 — 1996 гг: медленное движение к рынку; Особенность: решающая роль государства в переходе к рынку, постепенное введение рыночных отношений (реформа «сверху»). Оценка: умерен, проект   Программа «500 дней» Авторы — С.Шаталин, Г. Явлинский. 3 этапа. 1 этап. Приватизация и децентрализация экономики; 2 этап. Либерализация цен и структурная перестройка экономики; 3. финансовая и экономическая стабилизация, создание основ рыночной экономики; Особенность: опора на инициативу граждан (реформа «снизу»), быстрое вхождение в полноценный рынок («шокотерапия»). Оценка: радикальный проект.  

 

Осень 1990 г.: объединение двух проектов,

принятие на их основе новой программы

«Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рынку»   — в основе новой программы — идея Рыжкова — Абалкина: сначала стабилизация экономики, а потом движение к рынку; — меры по ее реализации: расширение президентских полномочий, реорганизация Совета Министров СССР в Кабинет министров, отставка Н. Рыжкова и назначение В. Павлова на пост премьер-министра; — особенность: для республик имела необязательный, а рекомендательный характер; — Результат: республики программу проигнорировали, так как разрабатывали собственные варианты выхода из кризиса; — Российская Федерация за основу экономического развития приняли программу «500 дней».

Осень 1990-весна 1991 г. - углубление кризиса:

— падение производства (-5%);

— всеобщий дефицит потребительских товаров, их нормированное распределение;

— рост цен,

— рост бюджетного дефицита;

— обесценивание рубля; денежная эмиссия;

— переход на продуктообмен;

— отказ республик перечислять налоги в союзную казну;

— «война» (бюджетная, ценовая и др.) РФ и др. республик с союзным Центром;

— первые забастовки рабочих;

— распад союзного экономического пространства.

           
     

 

 


Весна - лето 1991 г. план консервативной стабилизации народного хозяйства (предложения премьера В. Павлова).

— усиление центральной власти;

— модернизация тяжелой промышленности;

— малая («номенклатурная») приватизация при господстве «общенародной» собственности;

— вытеснение кооперативного сектора из экономики;

— борьба с индивидуальной деятельностью;

— финансовая реформа, реформа цен;

- Особенности: не движение к рынку, а восстановление традиционной советской экономической модели на основе командной системы управления.

- Оценка: консервативный проект

 

Экономические реформы М.Горбачева: итоги и результаты

 

  1985 г Январь 1991 г
Темпы роста советской экономики (в %) +2 - 11
Советский золотой запас (в т.)    
Официальный курс доллара (в руб.) 0,6  
Внешний долг (в млн.долл.) 10,5  
Цена нефти на экспорт (в долл. за баррель) 1 172  
Цена 1 кг. мяса (в руб.)    
- развал командной экономики, разрушение союзного народно-хозяйственного комплекса, распад единого экономического пространства; - резкое падение уровня жизни граждан; - осознание частью общества (47% населения) необходимости реальных рыночных реформ в стране.

 

 

Оценка:

все этапы экономических преобразований завершились провалом.

Реформы М.Горбачева:

— не улучшили командную экономику (на 1 этапе),

— не обеспечили создание хозрасчетной экономической модели (на II этапе);

— не способствовали переходу СССР на рыночный путь развития (на III этапе)

Причины неудач:

1) последствия длительного существования тоталитарного режима, мобилизационной экономической модели;

2) низкий уровень развития экономической науки, предлагавшей ошибочные схемы и идеи;

3) невозможность реального реформирования народного хозяйства в условиях господства КПСС и под ее руководством;

4) раскол в обществе, в котором различные группы населения придерживались порой прямо противоположных базовых ценностей;

5) непоследовательность позиции М. Горбачева при осуществлении реформ;

6) противостояние между М.Горбачевым и Б.Н. Ельциным, имевшее весьма негативные последствия для страны.

 

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ М.ГОРБАЧЕВА. РАСПАД СССР.

 

1 этап: весна 1985 — 1986 гг. Курс на совершенствование советской

модели социализма. «Больше социализма!»

Основная идея и цель:

— советская политическая система дееспособна, но имеет отдельные недостатки;

— необходимо совершенствовать советскую политическую систему, избавляться от недостатков, выявлять резервы и раскрывать потенциал политической системы.

Партийные решения:

— Апрельский пленум ЦК КПСС (1985);

— XXVII партсъезд (1986);

— новая редакция партийной программы (1986)

Основные направления:

— повышение руководящей роли КПСС;

— активизация деятельности партийных организаций;

— улучшение работы Советов всех уровней;

— «оживление» деятельности общественных организаций и др.

 

Результаты, оценка:

— никаких изменений в политической системе и обществе не произошло;

— политический курс Горбачева был традиционным, ничем не отличался от политических лозунгов прошлых советских эпох;

— народ не поддержал курс, основанный на старых лозунгах и целях.

 

 

II этап: 1987 — 1988 гг. Курс на демократизацию советской модели социализма. «Больше демократии!»

 

Основная идея: От «совершенствования политической системы» к ее демократизации.

Причины изменения курса: крах «политики ускорения», понимание того, что без

политической реформы экономические преобразования обречены на провал;

Ключевая цель: не «совершенствовать», а перестраивать казарменную модель социализма в демократическую (социализм с «человеческим лицом»).

 

Основные направления политического курса

           
   
     
 

 


Гласность   Реабилитация   Политическая реформа

Гласность

Гласность – это открытое обсуждение различных пороков советской модели социализма, но по инициативе и под контролем власти

— провозглашена в январе 1987 г.;

— цель: показать антигуманный характер и обреченность сталинской модели социализма, дать новые ориентиры обществу;

решающая роль СМИ и публицистов «шестидесятников»;

—основные темы:

1) «белые пятна» истории;

2) критика казарменного социализма;

3) новое прочтение В.И. Ленина и лозунгов Октября;

— результаты и значение:

1. Развенчана и осуждена сталинская модель социализма. «Так жить нельзя!»

2. Сформулирована концепция демократического социализма:

— в экономике: товарно-денежные отношения (социализм + рынок);

— в идеологии: классовые и общечеловеческие ценности;

— в политической сфере: «Вся власть Советам!»;

— в духовной сфере: плюрализм течений и направлений.

Реабилитация

— 1987 г. - создание Комиссии по пересмотру дел репрессированных (руководитель А. Яковлев);

— С 1988 г. — реабилитация участников политических процессов 1936 - 1938 гг., других репрессированных в 1920-е - начале 1950-х гг.

Политическая реформа

провозглашена летом 1988 г. на XIX партконференции;

поправки в Конституцию внесены осенью 1988 г.;

— базовая основа: идеи демократического социализма;

— цель ближайшая: передача власти от партии Советам;

— цель перспективная: строительство «правового государства» и «гражданского общества».

Основные положения:

— учреждение съезда народных депутатов;

— превращение ВС СССР в постоянно действующий парламент;

— образование Комитета Конституционного надзора;

— введение принципа альтернативности в избирательную систему;

— новые правила формирования депутатского корпуса (1/3 - от общественных организаций, остальные от территорий);

— запрет на совмещение должности министра и статуса депутата;

— ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками и др.

Значение реформы:

— оказала воздействие на дальнейшую судьбу страны, способствовала изменению государственно-политической системы.

Половинчатый характер реформы:

— совмещение в одних руках постов советского и партийного руководства;

— наличие института окружных собраний (с целью не допустить в списки кандидатов в депутаты «неугодных»;

— существование «депутатских квот» от КПСС, профсоюзов, комсомола и других организаций;

— игнорирование идеи политического плюрализма и многопартийности и др.

 

Результаты и значение политической реформы М.С.Горбачева

— советская политическая система изменяется в демократическом направлении, происходит перераспределение власти от КПСС к Советам, но ее базовые тоталитарные черты сохраняются;

— растет социальная поддержка Перестройки;

— в обществе идет процесс переоценки социалистических ценностей и идеалов, формируется критическое отношение к ним;

— изменяется сознание и поведение граждан;

— зарождаются элементы идеологического и политического плюрализма в стране;

— широкое распространение получает неформальное движение: клубы, кружки по истории, экологии и т. д.;

— С 1988 г. возникают городские и областные Народные фронты в поддержку Перестройки;

— формируется оппозиция официальному политическому курсу (Горбачеву);

Оппозиция политическому курсу М.Горбачева:

1. оппозиция «справа»:

а) коммунисты-ортодоксы, выступали в защиту Сталина и традиционного социализма, критиковали Горбачева за подрыв основ социализма (Е.Лигачев, Н.Андреева (ее статья «Не могу поступиться принципами») и др.;

б) национал-патриоты, отстаивали идеи русской самобытности, противодействовали распространению западной культуры, «вестернизации» России (Ю.В. Бондарев, И.С. Глазунов и др.);

2.оппозиция «слева»: коммунисты-реформаторы радикального толка, критиковали Горбачева за медлительность, половинчатость мер (Б.Н. Ельцин, Ю.Афанасьев и др.);

 

Значение и оценка

— политическая реформа способствовала изменению государственно-политической системы, оказала воздействие на дальнейшую судьбу страны;

— самый результативный этап в деятельности М.С. Горбачева, апогей его популярности.

Но идея реформирования социализма и КПСС оказалась утопической. Многие лозунги имели противоречивый характер (попытки соединить социалистические ценности с либеральными, построить правовое государство в условиях господства КПСС и др.).

 

Ш этап: 1989 — 1991 гг. Крушение советского социализма в СССР

 

 

Продолжение демократизации - избирательные кампании; альтернативные выборы; - работа Съездов народных Депутатов СССР; - законодательная деятельность ВС СССР; - введение должности Президента СССР; - от гласности к свободе слова (Закон о печати); - утверждение политического плюрализма, возрождение многопартийности (Закон «Об общественных организациях); - реабилитация репрессированных крестьян; - пересмотр уголовного законодательства (исключение статей за «антисоветскую деятельность»); - расширение свободы деятельности религиозных объединений. -   Размежевание и противоборство общественно-политических сил:   1. Радикально-демократические;   2. Центристско-реформаторские;     3. Державно-коммунистические (консервативные) Кризис федеративных и межнациональных отношений Предпосылки и причины кризиса: - а) сталинская модель федерализма с диктатом Центра; - б) доминирование классовых ценностей, а не национальных; - в) процесс демократизации вызвал рост национального самосознания Формы и масштабы кризиса: - игнорирование Конституции СССР, - выход республиканских КП из КПСС, - возникновение народных фронтов в республиках, - разжигание межнациональных конфликтов (Нагорный Карабах, Абхазия, Узбекистан и др.), - «парад суверенитетов», - «война законов»; Действия Центра: - правовые (работа над проектом союзного Договора), референдум о сохранении СССР (17.03.1991 г., 70% граждан высказались «за»); - силовые (события в Тбилиси Баку, Вильнюсе и др.)

 

 

Августовский путч (19-21 авг. 1991 г.)

- причины: стремление консерваторов взять реванш; - цели ГКЧП: сохранение основ советского социализма, социалистических ценностей и СССР; итоги:

 

 

Крах КПСС - отставка М. Горбачева с поста генсека; - заявление ЦК КПСС о самороспуске; - указ Президента РФ Б.Ельцина о прекращении деятельности КПСС   Победа демократов - поражение консерваторов факторы победы: - массовая поддержка россиян, - решительные действия Б.Ельцина, - раскол в рядах путчистов и др.   Распад СССР - принятие деклараций о независимости в республиках; - ликвидация министерств, ВС СССР, съезда народных депутатов СССР и др.; - денонсация Союзного договора 1922 г.; - образование СНГ; - отставка М.Горбачева, упразднение должности Президента СССР.

 

Размежевание и противоборство общественно-политических сил

           
     
 

 


Радикально-демократические 1) МРГ(д) (июнь 1989 г.) - выступала за радикальные преобразования; - лидеры: А.Сахаров, Б.Ельцин, Ю.Афанасьев и др.; 2) «Демократическая Россия» - предвыборный блок (янв.1990) - создан с целью сплочения демократических сил накануне выборов народных депутатов РФ; 3) «Демократическая платформа в КПСС» (яив.1990), - создана для раскола КПСС и образования партии парламентского типа; 4) «Демократическая Россия» - общественно-политическое движение (осень 1990) - создана для борьбы с монополией КПСС; - идеология: либерализм; - цель: строительство общества с рыночной экономикой, демократ. политической системой и либеральными ценностями; - результаты: - с 1990 г. заняли ведущее место в обществе, - одержали победу на выборах депутатов РФ (март 1990 г.) и президентских выборах (июнь 1991 г.) - нанесли удар по КПСС (указ о департизации учреждений (июль 1991 г.)   Центристско-реформаторские - оформились в 1990г., провозгл. в февр.1991 г. - лидеры: А.Яковлев, М.Горбачев, Ф.Бурлацкий и др.; Организации не было. - направлены на сплочение большинства общества (а не противопоставление граждан) и проведение реформ; - сохраняли организационное единство с консерваторами (одна партия - КПСС) - идеология: социал-демократия; - цели: строительство демократического социализма; - результаты: центристская тактика Горбачева - лавирование между радикалами и консерваторами -провалилась Державно-коммунистические (консервативные) - оформились в первой половине 1990-го - включали два течения: а) ортодоксально - коммунистическое (КПРФ, И.Полозков, Г.Зюганов и др., июнь 1990); - идеология: коммунизм - цель: защита основ советского социализма. б) державно-патриотическое (депутатская группа «Союз», Н.Петрушенко, С.Умалатова, В.Алкснис, Ю.Блохин, и др, осень 1990); - идеология: коммунизм, этатизм, национализм: - цель: сохранение СССР, советского социализма любыми средствами, восстановление былого могущества армии, ВПК, проведение внешней политики «с позиции силы», защита советских сфер влияния в мире, - результаты: а) безуспешно пытались сохранить основы советской системы законным путем (проекты союзных договоров, референдум о сохранении СССР); б) процессы демократизации в обществе, ослабление Центра толкали консерваторов на антиконституционные силовые действия  

 

Лето 1991 г.

М. Горбачев потерял своих сторонников и контроль над страной, столкновение демократов и консерваторов оказалось неизбежным («августовский путч»)

 

3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР: 1985 — 1991 ГГ.

 

Накануне Перестройки

 

Международное положение СССР

— международная изоляция СССР;

— отсутствие встреч на высшем уровне, контактов с лидерами западных стран;

— интенсивная гонка вооружений;

— локальные вооруженные конфликты с участием СССР.

Основы советской внешней политики

— положение о расколе мира на две враждебные системы, их противоборстве до окончательной победы коммунизма;

— характерные черты: конфронтационность, бескомпромиссность, идеологизированность, враждебность к Западу, подозрительность, политика диктата и гегемонизма в отношении своих союзников.

 

Весна 1985 г.: коренной поворот внешнеполитического курса СССР

Причины изменения курса

— смена поколении в советском руководстве;

— приход к власти М.С. Горбачева;

— назначение руководителем МИД Э. Шеварднадзе;

— осознание того, что конфронтация может привести к глобальному конфликту, необратимым последствиям

Суть поворота: новое политическое мышление

— отказ от тезиса о расколе мира на две враждебные системы;

— признание мира целостным и неделимым;

— провозглашение принципа «баланса интересов»;

— признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми.

Внешнеполитические приоритеты:

— деидеологизация межгосударственных отношений;

— разоружение, укрепление мира, взаимного доверия между народами;

— совместное решение глобальных проблем современности (безопасности, экономики, экологии, прав человека и др.);

— совместное строительство «общеевропейского дома»;

— формирование новых отношений с союзниками.

 

Основные направления внешней политики СССР: 1985-1991 гг.

               
       
 

 


Диалог с Западом. Проблема разоружения     Урегулирование региональных конфликтов   Восточно - азиатское направление   СССРи Восточно –Европейские страны  

Диалог с Западом. Проблема разоружения:

— возобновление регулярных встреч лидеров СССР и США (Женева, 1985 г.; Рейкьявик, 1986 г.; Вашингтон, 1987 г. и др.);

— расширение диалога между СССР и Англией, Францией, ФРГ и др.

обсуждаемые вопросы:

1. Проблема разоружения

2. Укрепление доверия в Европе, германский вопрос.

3. Урегулирование региональных конфликтов.
4. Двустороннее сотрудничество. Проблемы экономической поддержки советской Перестройки;
основные результаты
1. Соглашение 1987 г. между СССР и США о сокращен, ракет средней и меньшей дальности (на 5%);

2. Соглашение 1991 г. о сокращении советских и американских стратегических вооружений (на 40%);

3. Сокращение в 1990 г. Вооруженных сил СССР (на 500 тыс. чел.) и военных расходов (на 14%);

4. Уничтожение с 1987 г. химического оружия в СССР;

5. Соглашения об урегулировании региональных конфликтов.

6. Предоставление СССР гуманитарной помощи, кредитов на закупку зерна.

 

Урегулирование региональных конфликтов:

— 1988 - 1989гг.: вывод советских войск из Афганистана;

— ликвидация очагов войны в Камбодже, Анголе, Эфиопии, Никарагуа; поиски путей национального примирения;

— прекращение поддержки СССР политических режимов Ливии и Ирака;

— осуждение СССР агрессии Ирака против Кувейта;

— участие СССР в нормализации арабо-израильских отношений;

— восстановление летом 1991 г. дипломатических отношений между СССР и Израилем

 

Восточно - азиатское направление:

— 1986 г - заявление М. Горбачева во Владивостоке о необходимости расширения сотрудничества между СССР и странами АТР;

— 1989 г - визит Горбачева в Китай, нормализация советско-китайских отношений, возобновление экономических, торговых, культурных связей с Китаем;

— 1989 — 1990гг – вывод советских войск из Монголии;

— 1990г - установление дипломатических отношений с Южной Кореей;

— 1991 г - визит Горбачева в Японию; официальное признание советской стороной территориальной проблемы между двумя странами.

 

СССР и союзники. Два этапа отношений с восточно - европейскими странами:

1 этап. 1985 — 1988 гг: старые и новые принципы сотрудничества:

— Продление срока действия ОВД;

— сотрудничество в рамках СЭВ;

— провозглашение советским руководством принципа «свободы выбора», отказ от навязывания «советского опыта перестройки» союзникам;

2 этап. 1989 — 1991 гг.: перемены в Восточной Европе и позиции СССР:

— отказ от «доктрины Брежнева»,

— признание ошибочным решения о вводе войск ОВД в ЧССР в 1968 г.,

— вывод советских войск с территории восточно-европейских стран,

— ликвидация ОВД,

— прекращение деятельности СЭВ,

— согласие на объединение Германии;

— сокращение безвозмездной помощи Кубе, Вьетнаму, КНДР и другим политическим союзникам.

 

4. ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ М.С.ГОРБАЧЕВА И ЕГО ЭПОХИ

 

«Трудно переоценить роль Горбачева в истории современной России и почившего в обозе Советского Союза. Я не уверен, что без такой личности события прошли бы в той же последовательности и без большой крови. Прошли грандиозные изменения социальные, политические, культурные - во всех сферах жизни, полная разборка тоталитарного государства. Вполне возможно, если бы на его месте был кто-то другой, это принесло бы колоссальные беды, несравнимые с теми бедами, которые испытали мы. Я не думаю, что он с самого начала замышлял такую полную разборку социализма. Но пребывание на таком посту с неограниченной властью и сами результаты его деятельности постепенно затягивали его все дальше и дальше...» (Василий Аксенов, писатель)

«Объективные суждения о месте Горбачева в отечественной истории невозможны без опоры на принцип историзма, который, в частности, требует оценивать роль личности с учетом закономерностей крупных переломных исторических эпох, когда совершается переход общества из одного состояния в другое. Одна из таких закономерностей свидетельствует, что крупные, в том числе самые прогрессивные, переходные эпохи в истории человечества сопровождались затяжным падением производства, инфляцией, ростом социальных контрастов. Позитивные результаты пожинались зачастую много позже их завершения. Главной задачей прогрессивных переходных эпох является создание моделей, способствующих таким улучшениям. В какой мере Горбачев способствовал созданию таких моделей и способствовал ли он их созданию вообще - вот вопрос, который является существенно важным для прояснения его роли в истории. Для объективной оценки Горбачева очень важен, конечно, и вопрос о том, какой ценой оплачивался переход общества в новое состояние, или какой вследствие его реформ оказалась социальная <цена> посткоммунистической модернизации в России?...Возникает вопрос: возможно ли было использование Горбачевым иной, менее болезненной и более продуктивной модели общественных преобразований и возможны ли были иные итоги реформ? Отвечать на этот вопрос можно только теоретически... Реформистско-демократическая модель, запущенная в жизнь Горбачевым, устранила от власти и самого ее создателя... Но с отставкой Горбачева процесс реформирования общества не прервался, а набрал новые обороты. Сохранились и те институты - многопартийность, свободные выборы, свобода прессы, начала гражданского общества и разделение властей, которые были созданы при Горбачеве... А раз так, у общества оставалась надежда обновляться на мирной демократической основе» (Владимир Согрин, историк, главный редактор журнала «Общественные науки и современность»)

«Горбачёв по натуре, по характеру не мог быть подлинным главой государства. Не обладая необходимыми для этого качествами, он вообще не любил принимать властные решения, предпочитал долго обсуждать их, охотно выслушивал множество мнений, спорил и при этом легко и с охотой уходил от принятия окончательного решения, растворял свои "за" и "против" в хитросплетении слов. Он никогда не брал на себя вину за ошибочность того или иного решения, скрываясь за якобы существующую коллективность, коллегиальность его принятия... У Горбачёва, к сожалению, отсутствовали начисто способность и готовность взять на себя личную ответственность за принятие и осуществление решений» (Николай Рыжков, председатель Совета Министров в 1985-1990 гг.)

«С отставкой Горбачева с новой силой вспыхнула дискуссия вокруг его политики. Сразу же прибавилось открытых противников перестройки, которые в принципе ее отвергают: одни - с позиции догматического, казарменного социализма, а другие - напротив, из-за того, что политика Горбачева, с их точки зрения, не заключает в себе, якобы,
решительного разрыва с прошлым.... Конечно, внутренняя и внешняя политика

горбачевского руководства без малого семь лет не оставалась неизменной. Она углублялась,
уточнялась, конкретизировалась, наполнялась новым содержанием с учетом реального хода
событий... Но суть политики перестройки, ее стержень оставались неизменным. Это -
демократизация, обновление всех сторон общественной жизни, экономическое, политическое
и интеллектуальное раскрепощение человека, развитие его инициативы и предприимчивости,
новое политическое мышление на международной арене, основанное на приоритете
общечеловеческих интересов... Что касается вышеприведенных негативных оценок
политического курса Горбачева, то они продиктованы не столько поиском истины,
сколько узкопартийными мотивами, проистекают из позиций различных политических сил,
ставящих идеологические догмы выше всего. В чем же причина поражения Горбачева и
его команды...? Многие критики... чуть лине главной причины его неудач отмечают
нерешительность, колебания, постоянное запаздывание с принятием практических мер. С
таким объяснением я согласиться не могу. Оно поверхностно, да и по-существу неверно.
Представление о Горбачеве, как человеке с замедленной реакцией, склонном к
чрезмерной рефлексии, бесплодным обсуждениям и неспособном к быстрым и решительным
действиям, опровергается самой постановкой вопроса о перестройке, коренном пересмотре
внутренней и внешней политики, его смелыми и энергичными шагами по разрешению
возникавших кризисных ситуаций в политической жизни страны, в международных делах
и т. д. Инициатива в основных сферах внутренней и внешней политики находилась в его
руках. Конечно, запаздывание в решении тех или иных вопросов было... Но оно

проистекало не из каких-то личностно-психологических качеств Горбачева, а из его неизменного стремления находить оптимальные решения возникающих проблем на основе консенсуса, нежелания действовать антидемократическими методами, идти против общественного мнения...» (Вадим Медведев, член политбюро ЦК КПСС во второй половине 1980-х годов)

«Горбачев скорее подходит под тот тип лидерства, для которого характерно соединение политики с моралью... В этом - величие Горбачева, но в этом же и истоки его личной драмы.... Связав свою судьбу с таким грязным делом, как политика, он подчас ловчил, хитрил, маневрировал, сознательно тянул с неприятными решениями, лукавил - словом, отступал от принципов строгой морали. Но нравственный стержень в своих действиях сохранял. И если он и злоупотреблял своей почти абсолютной властью, то при этом не оторвался от этого стержня» (Анатолий Черняев, помощник президента СССР).

«Мы оцениваем перестройку, не исходя из того времени, тех представлений и понятий, которыми жила страна в 1986 году, а исходя уже из случившегося после перестройки. То есть оцениваем перестройку не по ее мотивам, которые двигали Горбачевым, а по ее результатам... Для оценки роли Горбачёва в контексте истории нужно осознать, что, во-первых, советская система была нежизнеспособна. Во-вторых, Горбачева надо оценивать не по тому историческому опыту, который произошел после перестройки, а по тому историческому опыту, который был до него, когда были попытки трансформации социализма, но никому это не удалось. В-третьих, следует научиться оценивать историю в моральных категориях. Человек, который преодолевал сталинизм, настаивал на каком-то человеческом, моральном отношении к нашему прошлому, который разрушил "железный занавес", дал людям свободу, наверное, достоин объективной оценки» (Александр Ципко, политолог).

«Никогда — за века русской истории — в стране не было такой полной Демократии. Никогда — за века русской истории — в стране не было такой Гласности. Никогда не было таких Свободных Выборов. Никогда народ не получал такой возможности самому принимать решения. Эту историческую миссию — миссию разрушителя — Горбачев выполнил до конца... Вина Горбачева в том, что его план оснастить корабль страны парусами обновленного, демократического, гуманного социализма был для современной цивилизации полной утопией. Поэтому построить ничего нового он не смог. Разрушение оказалось полным, без сохранения прежних ценностей и всего пригодного для нового строительства. Подобный тип разрушения создавал площадку для будущего строительства, но нес стране и ее народам огромные беды и страдания... И в этой своей роли — разрушителя раковой опухоли — Горбачев останется великим историческим деятелем» (Гавриил Попов, первый мэр Москвы)

«Будучи профаном в вопросах внешней политики и имея под рукой в качестве главы МИДа такого же верхогляда как Эдуард Шеварднадзе, М. Горбачев сдавал одну позицию за другой в наивном расчете на ответную благосклонность Запада... М. Горбачев стал примером полного вырождения коммунистов той породы, которые выиграли гражданскую и Отечественную войну, совершали трудовые подвиги, превратили СССР в великую мировую державу» (Николай Леонов, генерал-лейтенант КГБ в отставке, профессор кафедры дипломатии МГИМО)

«В истории нашей страны было немало разных деятелей, которые принесли много зла и своей родине, и ее народу. Но более разрушительной фигуры, чем Горбачев, в нашей истории не было... Почему Горбачев так популярен на Западе? Да потому что он помог разрушить, фактически стереть с лица земли великую страну, о чем и мечтали многие правители западных держав» (Геннадий Зюганов, лидер КПРФ)

«Горбачёв — дальновидный человек. Решительный человек. Человек, понимающий, что, если хочешь делать великие дела, не надо бояться нажить себе нескольких врагов... Он дал своему народу демократию, свободу слова, большую свободу передвижений. Он дал возможность Восточной Европе пойти своим путём. Он распустил Варшавский договор... С самого начала мы легко находим общий язык» (Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг.)

«Он являет собой наглядный пример участника событий, который не до конца понимает то, что происходит. В противном случае он бы, возможно, и не заварил всей этой каши... Им руководило желание устранить оковы, сдерживающие развитие, но он не смог предвидеть всех проблем, которые сразу же возникнут. Это неудивительно. Кто бы мог предположить, что он так далеко продвинется по пути уничтожения старого режима» (Джордж Сорос, американский миллиардер)

 

Раздел 11. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОЙ РОССИИ: 1991 – 1999гг

 

1. РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ: 1992-1999 ГГ.

 

Осень 1991 г. Положение в России накануне реформ

— ликвидация традиционной системы управления;

— разрушение денежной системы;

— господство натурального обмена (бартер);

— падение производства;

— всеобщий дефицит потребительских товаров;

— отсутствие четких государственных границ и таможни;

— отсутствие у руководства конкретной программы преобразований.

 

Рыночный выбор. Формирование реформаторского правительства

— октябрь 1991 г. V съезд народных депутатов РФ. Провозглашение курса на рыночные преобразования;

— ноябрь 1991 г. Формирование реформаторского состава правительства: Е.Т. Гайдар (вице-премьер по экономической политике, главный идеолог реформ);

— декабрь 1991 г. Определение основных направлений рыночных преобразований.

 

 

Рыночные реформы Е.Гайдара

Основные направления реформ:

           
     
 


либерализация цен и торговли финансовая стабилизация приватизация структурная перестройка экономики социальная политика

Концепция введения рыночных отношений Б. Гайдара:

— стремительный переход от командной к рыночной экономике через либерализацию цен и жесткую финансовую политику («шоковая терапия")

В основе реформирования - либеральная монетаристская модель, основанная на утверждении, что деньги играют определяющую роль в развитии экономики.

Эта модель ориентирована на:

— ослабление вмешательства государства в экономику;

— первоочередное реформирование денежного сектора экономики;

— достижение финансовой стабилизации в стране;

— ликвидацию бюджетного дефицита;

— укрепление национальной валюты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.