КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая стабилизация
Первая попытка (перв. половина 1992 г.) меры: — отмена кредитов, — сокращение госзаказа и финансирования, — экономия средств на бюджетной и социальной сферах. успехи и неудачи: инфляция упала с 30% до 10% за январь — июнь 1992 г. Но в условиях роста цен и налогов предприятия оказались на грани разорения. Социальные учреждения, отрасли экономики - все испытывали нехватку денежных средств, имелись огромные долги по зарплате Лето 1992 г. Варианты выхода из кризиса
Решение ЦБ о кредитовании производственной сферы (28.07.1992г).
увеличение денежной массы и рост инфляция. Крах плана «шоковой терапии». Уход в отставку Е.Т. Гайдара. Назначение премьером В. Черномырдина(1993 – 1997 гг).
Вторая попытка (1993 — 1996 гг.) Факторы финансовой стабилизации: — определение границ рублевого пространства; — отказ от кредитов ЦБ и денежной эмиссии, — адресное кредитование; — экономия на бюджетно-социальной сфере; — выпуск ГКО с 1995 г., их продажа под высокие проценты с целью преодоления бюджетного дефицита. Результаты: — снизилась инфляция; — стабилизировались цены, — прекратился рост денежной массы. Но финансовая стабилизация имела неустойчивый характер (что и показал дефолт в августе 1998 г.) 3. Приватизация — Июнь 1992 г.: утверждение Государственной программы приватизации. Цель - передача госсобственности в частные руки. (Указ о ваучерах (14.08.92), его социальная направленность). Основные варианты приватизации: 1. трудовой коллектив приобретает до 49% акций и становится совладельцем предприятия; 2. трудовой коллектив приобретает 51% акций и становится владельцем предприятия; Три этапа: 1. ваучерный этап: (до лета 1994 г.). Собственниками предприятий стали: труд. коллективы (75%), ЧИФ, государство и др. Образовался слой неэффективных собственников. 2. денежный этап (с лета 1994 г.): Собственниками предприятий стали: трудовые коллективы (44%), банки, государство, ЧИФ, отдельные граждане. В приватизационном секторе акции скупались заводской администрацией с целью перепродажи предприятия. 3.залоговый этап. С 1995г. - залоговые аукционы: Банки давали кредит правительству, Результаты: Положительные: — складывается многоукладная экономика (в 1997 г.негосударственный сектор составлял 70% экономики), — формируется класс предпринимателей. Отрицательные: — приватизация приобрела криминальный характер, — государственная казна не получила денежных средств, — сформировался олигархический капитализм. 4 .Структурная перестройка экономики. Цель: перестроить ее на нужды общества. Ключевые меры: — сокращение предприятий группы «А»; — конверсия ВПК; — закрытие убыточных производств; — увеличение удельного веса предприятий группы «Б»; — расширение наукоемких отраслей; — модернизация экономики. Последствия: спад производства до 30% (за счет группы «А»), стабилизация производства; Структуризация экономики в России: — проводилась стихийно; — без модернизации предприятий; — падение производства -56% (за 1992 - 1996 гг.); — наибольший спад -в группе «Б» (56-83%), наименьший в группе «А»(21-32%); Результаты: — значительный рост удельного веса сырьевых отраслей в экономике; — обвальное разрушение ВПК; — отсутствие иностранных инвестиций (невыгодно, опасно); 5. Социальная политика Задачи государства: — поддержать малоимущих; — дееспособным предоставить работу, помочь получить необходимую профессию. Работа властей неудовлетворительна: — не разработали социальную программу оказания помощи; — не выполняли законные социальные обязательства; Социальная цена реформ: — 40% населения в 1993 г, (21% в 1997 г.) имели доход ниже прожиточного минимума; — расходы на питание 80-90% зарплаты (в 1985 г. 35%); — огромное социальное расслоение общества; — безработица (7млн.); — многие граждане потеряли сбережения; — несвоевременная выплаты зарплаты, пособий; — рост смертности и падение рождаемости, сокращение численности населения страны; — уменьшение на 7-8 лет средней продолжительности жизни; — тяжелое положение в образовании, науке, культуре.
Конец 1990-х годов – «министерская чехарда». Российские премьеры и их социально-экономическая политика Новый курс «младореформаторов» (март 1997 — март 1998 гг.) Назначение первыми вице-премьерами Б. Немцова и А. Чубайса в «застойное» правительство B.C. Черномырдина. — Предложения Госдуме о секвестре неисполнимого госбюджета. — Разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформ. — Начало госрегулирования естественных монополий. — Ужесточение сбора налогов и контроля за расходованием государственных средств. — Погашение долгов по зарплате и пособиям. — Новые правила приватизации (гласность, конкурсы и пр.). — Поддержка курса рубля кредитами МВФ. — Программа подготовки управленцев за границей. Результат: отсутствие перелома в экономике. С. Кириенко: «жить по средствам» (март — август 1998 г.) Главные лозунги: «повысить эффективность государственного управления», «научиться жить по Разработка новых законопроектов и антикризисной программы: 1. сокращение расходов на госаппарат, высшую школу, социальную сферу (упразднение прежней системы социальных льгот, введение адресной поддержки малоимущих); 2. Налоговая политика: меры по ужесточению сбора налогов. 3. Промышленная политика — поддержка отечественного производства путем снижения налогов, уменьшения тарифов на транспорт и э/энергию и др. Результат: — отклонение документов Госдумой; — заявление премьера о дефолте по внутренним и внешним долгам от 17 августа 1998 г. Начало финансового кризиса. 82-дневное премьерство С.Степашина (март — август 1999 г.) Президентская установка новому кабинету: «придать необходимый динамизм в решении экономических проблем». Основные направления деятельности: — разработка новой экономической программы и ее согласование с МВФ. — размораживание кредитных отношений с Западом. — поиски новых источников налогообложения. — работа над бюджетом 2000 г.; — создание комиссии по проблеме «утечки» капиталов за границу. — многочисленные поездки премьера по стране (побывал в 10 субъектах РФ) и за рубеж. В.В. Путин: поиск путей роста экономики (август 1999 - май 2000 гг.) — Преемственность кадровой и экономической политики. — Курс на повышение эффективности госуправления. — Приоритетные задачи — борьба с бедностью и преступностью. — Переговоры с Западом о реструктуризации долгов, списание с России 10 млрд долл. советского долга. Результаты: новые тенденции в экономике: — начало роста в автомобильной, пищевой, ВПК и др. отраслях, — спад инфляции, укрепление рубля, — оздоровление банковской системы, — улучшение сбора налогов. Факторы роста: высокие цены на нефть, отсрочки платежей по долгам. Социальная политика: — повышение зарплаты бюджетникам и пенсий, — ликвидация основной задолженности по зарплате.
Рыночные реформы 1990-х годов: результаты, трудности, просчеты.
Итоги реформ
Рыночные реформы 1990-х годов: оценки и перспективы развития Оценки, мнения
— Подавляющее большинство россиян не поддерживают нынешний курс, но и категорически против возврата к прежнему курсу (Г.В. Осипов, академик РАН, президент Академии социальных наук). — Реформы в России объективная необходимость. То, что сделано — серьезный задел, поворот к рынку. Но в нынешнем курсе много недостатков, просчетов, которые необходимо исправлять (А. И. Абалкин, академик РАН). Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями... Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей. (Джеффри Сакс, американский экономист, экономический советник Гайдара)
Задачи и перспективы Актуальная задача: реформы продолжать, но внести серьезные коррективы в цели, содержание и тактику. Суть корректировок: — активизировать регулирующие функции государства в механизм реформирования; — центр тяжести перенести с проблемы финансовой стабилизации на создание благоприятной среды для инвестиционной деятельности; — усилить внимание к социальным аспектам реформ. Условия и факторы успешного продолжения реформ: — общественное согласие и политическая стабильность; — пропагандистское обеспечение реформ (общество должно знать о планах реформаторов, способах их осуществления и пр.); — создание прочной правовой базы реформ, четкое исполнение законов; — решительное наступление на криминально-мафиозные структуры; — внешнеполитические благоприятные условия.
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: 1991 — 1999 ГГ.
От Советов к президентской республике: первая половина 1990-х годов Раскол в российском руководстве
Противостояние ветвей власти: 1992-1993 гг. 1-й кризис власти. Декабрь 1992 г. 7 съезд Народных депутатов. Столкновение властей по проблемам реформ, состава правительства. Предложение Ельцина о референдуме. Миротворческая позиция Председателя Конституционного суда В.Зорькина 2-й кризис власти. Март 1993 г. 8-9 съезды Народных депутатов РФ: решение о моратории на проведение референдума. Ответные шаги Ельцина. Нереализованная процедура импичмента Президенту. Назначение даты референдума о доверии ветвям власти Референдум 25 апреля 1993 г: участвовало 64% избирателей. Результаты: доверяют Президенту — 58%, поддерживают реформы — 53%, против досрочных выборов Президента и депутатов — более 50%. Ельцин и оппозиция оценили эти результаты как свою победу. «Горячее лето» 1993 г. Дискуссия по двум конституционным проектам (Президента и Верховного Совета). Взаимные обвинения в коррупции. Инициатива Ельцина по созданию Совета Федерации. Расширение депутатами своих полномочий. Противоречивый характер действующей Конституции. 3-й кризис власти. Сентябрь - октябрь 1993 г. Президентский Указ «О поэтапной конституционной реформе». Создание депутатами ВС РФ альтернативных органов власти. События 3 - 4 окт. 1993 г. в Москве – вооружённые столкновения между сторонниками законодательной и исполнительной власти. Победа Президента Ельцина и его сторонников. Упразднение Верховного Совета РФ.
Выборы в Государственную думу и Референдум по новой Конституции 12 декабря 1993 г. Формирование новых структур власти Итоги выборов в Государственную Думу: — заявили о готовности участвовать в выборах 35 политических объединений, из них прошли регистрацию-13, преодолели 5%-ный барьер — 8; — приняли участие 53% избирателей, из них проголосовали за: ЛДПР - 23%, КПРФ - 12,4%, «Выбор России» - 15%, Аграрная партия - 10%, «Женщины России» - 8%, Яблоко» - 7,8%, ПРЕС - 7%, Демпартия - 5,5%; оценка: российское общество разочаровались в либеральном курсе, но не хотело возврата в прошлое, искало третий путь (внушительная победа ЛДПР). Совет Федерации: принцип формирования - по два представителя от каждого субъекта РФ. Новая Конституция РФ В Референдуме участвовали 54,8% граждан, проголосовали «за» - 58,4%. Основные положения: — провозглашается принцип разделения властей; — определяются полномочия каждой из ветвей власти, утверждается их дисбаланс в пользу президента; — определяются противовесы президентской власти (парламент, Конституционный суд); — дается определение государственному строю РФ: демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; — деполитизирована: нет определения общественного строя; — признается политический плюрализм; — человек - высшая ценность (а не класс, коллектив); — провозглашается право частной собственности (в том числе на землю).
Противостояние властей завершилось: — десоветизацией; — принятием новой Конституции; — формированием новых представительных органов власти. — Россия стала Президентской республикой.
1994 — 1995 гг.: конструктивно - конфронтационное взаимодействие властей — Исполнительная власть: корректировка реформаторского курса (отставка Е. Гайдара, Б.Федорова; — Законодательная власть: Постановление Думы об амнистии участников событий августа 1991 г., мая и октября 1993 г. (февраль 1994 г.). — Президентская инициатива: 1) президентское послание «Об укреплении Российского государства». 2) договор «Об общественном согласии». 3) Взаимные обязательства сторон: исполнительная власть призвана «создать предпосылки для экономического подъема» и «проводить активную социальную политику»; законодательная власть, партии, профсоюзы не должны инициировать политические кампании антиконституционного характера. Подписан в апреле 1994 г. на 2 года. – Ноябрь 1994 — 1995 г. Влияние Чеченской войны на расстановку политических сил и взаимодействие властей. Раскол в демократическом лагере. Укрепление державно - государственнических настроений. СМИ в оппозиции к власти.
1995-1996 г.: избирательные кампании
Середина 1990-х годов. Итоги политического развития России
Власть и общество в 1996 — 1999 гг. Исполнительная власть — дискредитация власти Президента. Болезнь Б.Ельцина. Утверждение «византийских» принципов правления: опора на «семью», ближайшее окружение, расширение привилегий госэлиты, смешивание дел семейных и государственных и пр.; — безрезультатные попытки объединить власть и граждан: · президентская инициатива о поиске новой идеи для России (1996 — 1997); · объявление 1997 г. Годом «согласия и примирения»; · перезахоронение останков Николая и его семьи (июль 1998 г.); · призыв Е.М.Примакова к партиям и властям заключить договор о прекращении противостояния (январь 1999 г) и др.; — правительственные кризисы (отставки премьеров), их перерастание в кризисы политические (рост противостояния между властями, раскол правящей элиты, отчуждение «низов» от «верхов» и пр. (1998 - 1999); — рост антипрезидентских настроений у региональной элиты: · переход Лужкова в оппозицию к Ельцину (1998); · отказ большинства глав регионов поддержать в Совете Федерации президентское решение об отставке Генпрокурора Ю. Скуратова (1999) и др.; — назначение В.В. Путина премьером, начало укрепления исполнительной власти, повышение эффективности работы правительства
Законодательная власть — Государственная Дума - 96: · «левое большинство» (КПРФ, «Народовластие» и др.), · слабые позиции правых (НДР,«Яблоко»), · отсутствие деятельного центра, · наличие фракций, лоббирующих интересы региональной элиты («Российские регионы», ЛДПР) и др. Дума: оппозиционна президенту, популистская, нацеленная на решение групповых, а не — Председатель Госдумы — Г.Н. Селезнев (от КПРФ).
— Деятельность Госдумы: · принятие политических постановлений, заявлений: о возрождении СССР (1996), недопущении перезахоронения В.И. Ленина (1997) и др. · критика правительства, попытки выразить ему недоверие(1997, 1998); · противодействие принятию рыночных законопроектов - Земельного и Налогового кодексов и др, предложенных правительством; · инициатива по отстранению Ельцина от должности президента «за совершенные преступления» (развал СССР, расстрел парламента в окт. 1993 г., развязывание чеченской войны, развал армии и др. (май 1999 г.) итоги законодательной деятельности думы: 1046 законов и 943 постановления. Но количество законов не перешло в качество реформ.
Российское общество — акции социального протеста: профсоюзов 1997 г.; «рельсовая война» шахтеров (1998г.); забастовки, голодовки, пикеты бюджетников; — падение доверия к институтам власти: в 1999 г. Ельцину доверяли 2% граждан);
Партстроительство
Конец «эпохи Ельцина»
19 декабря 1999 г. Выборы в Госдуму — из 35 заявленных политических объединений и блоков прошли регистрацию и участвовали в выборах 28, из них преодолели 5%-ный барьер 6, в т. ч. КПРФ-24,3%; «Единство» — 23,3%; ОВР — 13,3%; СПС — 8,5%; «Яблоко»5,9%; «Блок Жириновского» — 5,5%; — приняло участие в выборах 61,3% избирателей.
Оценки парламентских выборов — фракция КПРФ потеряла многих союзников, окрепли позиции правых за счет «Единства» и СПС, влиятельным стал центр, представленный ОВР; — парламент стал более профессиональным и лояльным президенту.
31 декабря 1999 г. Заявление Б.Н. Ельцина о добровольной отставке с поста Президента.
О политическом режиме Б.Ельцина: — не был диктаторским, но в тоже время и не демократическим, — существует множество его определений: «авторитарная демократия», «полудемократия», «фасадная демократия», «клановая демократия», — в центре этого режима находился Президент с большим объемом полномочий, — результатом такой политической практики явилось ослабление государства, не способного утвердить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную - основного из принципов демократического государственного устройства
3. РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
Негативные тенденции в Российской Федерации в начале 1990-х годов Угроза распада России и ее причины: — негативное влияние распада СССР; — ослабление Федерального Центра; — укрепление региональных хозяйственно-политических элит; — позиция Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите». 1992/93 гг.: рост сепаратизма и регионализации РФ — принятие в республиках конституций, правовых актов, расширяющих их суверенитет, полномочия; — игнорирование в ряде субъектах общероссийских государственно-политических кампаний: выборов, референдума; — отказ некоторых субъектов РФ (до одной трети) платить налоги в Федеральный бюджет; — кампания по преобразованию областей в «республики» (Свердловская, Вологодская и др.); — рост разногласий между республиками и русскоязычными областями, краями.
1992 — лето 1993 г.: строительство Федерации «снизу»
Федеративный договор: 31.03.1992 г подписан всеми субъектами РФ, кроме Чечни и Татарстана
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |