Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лето 1993 г: дискуссии о модели российского федерализма и проекты




       
   

 


Республики: строить Федерацию на договорной основе и по национальному принципу. Слабый Центр - сильные республики - неравноправные субъекты Федерации.   Области: строить Федерацию на конституционной основе и по территориальному принципу. Сильный Центр - равноправные субъекты Федерации  

Результаты, последствия

— республики игнорировали федеральный Центр, диктовали свои условия;

— области обвиняли Москву в попустительстве сепаратизму, требовали равноправия субъектов Федерации;

— Федеральный Центр терял контроль над территориями, регионами

 

Сентябрь - декабрь 1993 г.: начало строительства Федерации «сверху»

— Указ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе»;

— снятие с должности областных руководителей, не подчинявшихся Федеральному Центру;

— ультиматум республикам: выплатить налоги в Федеральный бюджет до 1 января 1994 г.;

— принятие на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, определяющей основные принципы российского федерализма

 

Основные положения Конституции РФ

       
   

 

 


Укрепляющие российскую государственность — провозглашается территориальная целостность РФ; — верховенство Конституции и федеральных. законов на всей территории; — исключается право субъектов на самостоятельный выход из Федерации; — утверждается единство основ государственного строя на всей территории; — обеспечивается общность границ, единство таможни, денежной единицы Угрожающие распаду России — утверждается смешанный (национальный и территориально-административный) принцип федеративного устройства; — провозглашается конституционно-договорный тип Федерации; — признается принцип «асимметричности» субъектов РФ; — республикам придается статус «государств» (в составе РФ).  

 

Проблемы и негативные тенденции в сфере национально-государственных отношений

РФ в 1994 — 2000 гг.

 

Неравенство субъектов РФ:

— полномочия и права республик шире, чем областей,

— уровень жизни в некоторых «донорских» субъектах Федерации ниже, чем в «дотационных» областях и республиках и т.п.;

Проявление национализма:

— вытеснение в некоторых республиках русских,

— назначение на руководящие посты только представителей коренной (титульной) национальности, негативное отношение к жителям Кавказа в русскоязычных областях и пр.)

религиозного экстремизма и терроризма:

(С.Кавказ, другие регионы),
фашизма:

(деятельность Баркашова и РНЕ) и др.

несоответствие республиканских конституций Конституции РФ:

— положения о верховенстве республиканской конституции над Конституцией РФ (Башкортостан);

— о возможном выходе из состава РФ (Тыва);
«суверенном государстве», «субъекте международного права» (Татарстан),

— запрещении частной собственности на землю (Саха(Якутия) и др.

По разным оценкам региональное законодательство не совпадало с федеральным на 25 — 30%;

в полномочиях законодательных органов субъектов РФ: одни парламенты имеют право отстранить президента от должности (Коми, Бурятия); другие, напротив, могут быть распущены президентом (Калмыкия) и т. д.

областной и республиканский сепаратизм, ослабление вертикали власти:

— некоторые региональные руководители, нарушая Конституцию РФ и федеральные законы, вводили запреты на вывоз продукции из своей республики (области),

— устанавливали налоги или сборы, не предусмотренные законом, принимали инструкции и правила, нарушавшие права предпринимателей, граждан и т. п.;

— у Федерального Центра отсутствовал правовой механизм привлечения к ответственности за подобные нарушения.

 

Пути укрепления российской государственности (1994 — 2000 гг.)

 

Договорный процесс

— заключение двусторонних договоров субъектов РФ с федеральным Центром о разграничении полномочий и распределении доходов (первый договор подписан с Татарстаном в феврале 1994г). К марту 2000 г. Подписаны договоры с 46 субъектами Федерации;

оценка: с одной стороны, договоры помогли сохранить территориальную целостность страны, с другой - способствовали углублению неравенства и недоверия между субъектами Федерации

Чеченская проблема: силовой путь решения

Первая чеченская война (ноябрь 1994 - май 1997 гг.)

Цель: «наведения конституционного порядка»

— Непродуманный план ведения войны. Отсутствие единого командования. Необученность солдат. Большие потери личного состава федеральных войск;

— Хасавюртовские соглашения о перемирии и «замораживание» вопроса о статусе Чечни до 2001 г. (август 1996 г.). Уход федеральных войск из Чечни (декабрь 1996 г.).

— Избрание А. Масхадова президентом Чечни (январь 1997 г.).

— Договор о мире между Россией и Чечней: отказ от применения силы при решении спорных вопросов; строительство отношений на основе принципов и норм международного права (май 1997 г.);

— нападение боевиков из Чечни на Дагестан (август 1999 г.), их изгнание. Начало Второй чеченской войны.

 

4. РОССИЙСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1990-е ГОДЫ.

 

Стратегические задачи

— войти в мировое сообщество

— защитить национальны е интересы

Условия реализации

 

Позитивные: —большая территория; — выход к трем океанам; — ядерная и космическая держава; — огромные сырьевые ресурсы; — значительный интеллектуальный потенциал — богатая культура, история. Негативные: — ослабление обороны страны — «прозрачность» государственной границы — потеря союзников; — потеря выходов к морям; — тяжелое экономическое положение; — политическая нестабильность.

Основные направления

           
     
 
 

 


Россия - Запад Россия - СНГ Россия - АТР  

 

Этапы:

1.«европейский»: 1992- 1994;

2. «национальный»: 1995-1999 гг.

 

Европейский» этап: 1992-1994 гг.

           
     
 

 


Россия и Запад — главное направление внешней политики; — основы сотрудничества: общие либеральные ценности, «союзнические интересы, Запад - «опора российских реформ»; — интенсивный диалог на всех уровнях (проблемы разоружения, финансовой помощи, участие во встречах «семерки»); — поддержка западных инициатив в разрешении региональных конфликтов (Югославия); — присоединение России к экономической блокаде Ирака, Ливии.   Россия и СНГ — второстепенное направление российской дипломатии; — различное понимание у членов содружества роли СНГ: для России - интеграционная; для Украины - структура по упорядочению раздела СССР; для других стран — возможность получить дешевые энергоресурсы; — противоречивые тенденции в сообществе: подписание соглашений (1992 г. - 250) и их невыполнение, — усиление разобщенности, рост взаимных претензий (пример: Россия и Украина) — экономические, военные, территориальные, социальные и др. проблемы.   Россия и АТР — активное направление; — растущий диалог с Южной Кореей, Индией, Китаем, — визиты в эти страны Б.Ельцина, — подписание соглашений по вопросам экономического, военного и культурного сотрудничества; — Россия и Япония: рост недоверия.  

Оценка:

неудачный этап для российской дипломатии, в центре внимания - защита не национальных, а мифических «союзнических» интересов; критика прозападного курса

 

Национальный» этап российской внешней политики: 1995-1999 гг.

 

Причины изменения внешней политики России:

— политика «двойных стандартов», проводимая Западом;

— нежелание Запада устанавливать равноправные, партнерские отношения с Россией;

— стремление США навязать миру новый порядок (однополюсный мир под американским контролем);

— рост антизападных настроений в обществе, давление на российскую власть со стороны СМИ и левых сил.

 

Внешнеполитические приоритеты:

— СНГ — главное направление российской дипломатии;

— утверждение концепции многополюсного мира; новых международных отношений, основанных «не на силе, а на праве»;

— проведение политики «двух ориентиров» (развитие отношений с Европой и с Азией);

— кадровые изменения: отставка А. Козырева и назначение главой МИДа Е.М. Примакова (январь 1996 г.), а затем И.С. Иванова (октябрь 1998 г.).

 

Национальный» этап российской внешней политики: 1995-1999 гг.

           
     
 

 

 


Россия и Запад Действия Запада: курс на интеграцию в международные организации: - вступление в СЕ (1996), Парижский и Лондонский клубы кредиторов; - преобразование «семерки» в «большую восьмерку» с участием РФ (1997); - -предложения об укреплении статуса ООН, ОБСЕ; усилении их роли в решении международных проблем; - противодействие расширению НАТО. - Создание Совета «Россия-НАТО»(1997); - события вокруг Югославии: критика действий НАТО, меры по прекращению бомбардировок Югославии; - политика разоружения: подпис. ДВЗЯИ(1996), ратификация договора СНВ-2; - принятие новой военной доктрины: курс на строительство многополюсного мира и др.   Россия и СНГ - провозглашение принципа разноуровневой интеграции Россия и СНГ. - Поддержка системы коллективной безопасности; - Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия: Таможенный союз 4-х (1995); присоединение Таджикистана (1999); - Россия и Белоруссия: Договоры об образовании Союза России и Белоруссии (апрель 1997 г.), Союзного государства (декабрь1999г.) Создание союзного Госсовета, парламента, СМ; - договор России с Украиной: компромисс по статусу Севастополя и разделу Черноморского флота (1997); Кризисные тенденции в СНГ: - невыполнение принятых соглашений и договоров; - поиск союзников вне Содружества (Грузия -за особые отношения с США, Азербайджан – с Турцией, Молдавия – с Румынией и т.д.); - падение товарооборота между странами (за 1991—1997гг. — в 4,6 раза); - многочисленные претензии стран содружества к друг к другу.   Россия и АТР - партнерство с Китаем: строительство АЭС в китайских провинциях, продажа газа, создание зон свободной торговли, безвизовый режим в приграничных районах, демаркация росс-кит. границы, общая позиция по Югославии, борьбе с терроризмом на С.Кавказе, строительству многополюсного мира; - активизация рос- японских отношений: обсуждение условий подписания мирного договора (1997-1998), японская инициатива по приему России в ОТОС(1997); - отношения с Ю.Кореей, Индией  

 

 

5.ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ Б.Н.ЕЛЬЦИНА И ЕГО ЭПОХИ

«Он уберег Россию от гражданской войны — это более весомый вклад в историю, чем многое другое. В историю Ельцин войдет выдающимся политиком, участвовавшим в создании условий для свободного развития человека в демократической экономической системе» (Геннадий Бурбулис, в 1991-1992 гг. госсекретарь России)

«...За время своего правления он ничего не создал, а только сумел уничтожить целые отрасли промышленности и народного хозяйства. Своей политикой Ельцин довел до нищеты миллион россиян, расплодил коррупцию, возродил платное образование и платную медицину...» (Егор Лигачев, бывший член политбюро ЦК КПСС)

«...Борис Николаевич - великий реформатор, демонтировавший тоталитарный режим, обеспечивший свободу слова и институт частной собственности. С другой стороны, он допустил сосредоточение огромной власти в руках одного человека, попустительствовал коррупции и тем самым сам дискредитировал демократию» (Владимир Рыжков, в конце 1990-х годов лидер фракции «Наш Дом Россия»)

«Время правления первого президента России - время потерь, провальное для нашей страны. За это время можно было осуществить реформы в экономике, общественной жизни без таких громадных потерь для народа, экономического потенциала и международного авторитета страны...» (Юрий Лужков, экс-мэр Москвы)

«Масштаб личности Бориса Николаевича ещё предстоит в полной мере оценить самой истории и нашим потомкам. Но уже сегодня мы понимаем, что в 90-е годы прошлого века Россия получила фактически второе рождение. Она стала цивилизованным, открытым государством, и роль первого Президента в становлении этого государства, внедрении в общественное сознание и в практику государственной деятельности идеалов свободы и демократии огромна.... И в сегодняшних успехах России, в том, что стало привычным для жизни каждого гражданина, - свободно высказываться, отстаивать своё мнение, возможность себя реализовать, да и просто возможность увидеть мир - во всём этом глубинные реформы, которые были проведены под руководством Ельцина. Именно в годы его президентства создавалась новая российская государственность, рождалась Россия, открытая и думающая о людях, формировались демократические институты и рыночная экономика, была принята Конституция России, которая провозгласила высшими ценностями права и свободы граждан» (Владимир Путин, Президент России в 2000-2008 гг.)

«Я считаю, что нынешняя Россия должна быть благодарна президенту Ельцину за то, что в самый сложный период нашей истории она не свернула с пути изменений, провела очень сложные преобразования и сегодня движется вперед» Дмитрий Медведев, Президент России)

«Этот человек, имея номенклатурное прошлое и советские ценности, никак не предполагал такую взрывную силу и такой переход на принципиально иные ценности. Парадоксальным образом он сумел воспринять и демократию, и либерализм» (Игорь Бунин, политолог).

«Худшим врагом Ельцина был он сам. Пьяные выходки не только подрывали его здоровье, но и становились симптомами некомпетентности кремлевской власти. В 1992 году он ненадолго увлекся ограниченными рыночными реформами, обеспечившими капитализму дурную репутацию в России. Он создал „олигархов" путем применения схемы „кредиты в обмен на акции" (фактически распродав лучшие активы „своим людям" за гроши) и проведя бестолково организованную приватизацию, которую настойчиво проталкивали его советники, обогатившиеся на ней. Он не сумел укрепить политические институты и правовое государство. Чеченская война, начавшаяся в 1994 году, стала военным и политическим фиаско. <...> Россия никогда — ни ранее, ни потом — не знала такой свободы, как в ельцинские 1990-е» (Американская газета «The Wall Street Journal")

«Но если Ельцин и считал себя отцом-основателем посткоммунистической России, Томас Джефферсон из него не получился. Встреча, где президенты России, Украины и Белоруссии работали над планом распада Союза, закончилась пьяной ссорой. Демократическая заря России продлилась всего два года, пока новый президент не приказал танкам стрелять по тому же самому парламенту, который помог ему покончить с советской властью. Во имя либеральной демократии начала литься кровь, что коробило некоторых демократов. Ельцин отказался от государственного субсидирования цен, восприняв это как догму, и в результате темпы инфляции подскочили до 2000 %. Это называлось „шоковая терапия", но шока в ней было слишком много, а терапии — слишком мало. Миллионы людей обнаружили, что их сбережения в одночасье испарились, меж тем как родственники президента и его ближайшее окружение сколотили огромные личные состояния, которыми владеют по сей день. <...> Рыночные реформы Ельцина привели к более значительному спаду промышленного производства, чем вторжение гитлеровских войск в 1941 году... Ельцин оказался более эффективным разрушителем СССР, чем строителем российской демократии» («The Guardian)))

«... Благодаря ему мир во многом изменился к лучшему». При нем по-настоящему шло развитие демократического плюрализма со свободной прессой и активным гражданским обществом» (Билл Клинтон, Президент США в 1992-2000 гг.)

«Он... имел огромные возможности сделать так, чтобы Россия заняла достойное место в мировом сообществе, но не воспользовался ими. Он распродал и разломал страну» (Джульетте Кьеза, итальянский журналист)

«Хотя приверженность Ельцина реформаторскому курсу не была стабильной, он покончил с цензурой в СМИ, терпимо относился к критике и направлял Россию на рыночный путь. Тем не менее, стремительная приватизация промышленности привела к формированию в России пиратского капитализма и сформировала новый класс олигархов, которые узурпировали политическую власть и разграбили ресурсы страны... Правление Ельцина было эксцентричным, иногда хаотичным и топорным. Называя себя демократом, он управлял страной в царской манере». (The New York Times)

 

Раздел III. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: 2000-2011 ГГ.

 

1. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В.В. ПУТИНА: 2000-2008 ГГ

 

Март 2000 г.: победа В. Путина на президентских выборах (получил поддержку 52,9% избирателей). Утверждение М.Касьянова премьер-министром (7 мая 2000 г. 2004 г.).   Март 2004 г.: победа В.Путина на новых президентских выборах (получил поддержку 71,31 % избирателей). Утверждение М. Фрадкова премьер-министром (5 марта 2004 г.).  

Общенациональные приоритеты президента В.В. Путина

— Строительство сильной и эффективной государственной власти на всех уровнях. Укрепление территориальной целостности России.

— Верховенство закона. Неукоснительное соблюдение Конституции РФ и федеральных законов всеми гражданами страны.

— Создание условий для экономического роста страны, укрепление рынка, эффективная инвестиционная, финансовая и промышленная политика.

— Борьба с преступностью и коррупцией.

— Осуществление активной социальной политики, поддержка малоимущих, борьба с бедностью.

— Объединение нации вокруг исконных ценностей — патриотизма, державности, государственности.

— Проведение национально ориентированной внешней политики, основанной на принципах прагматизма и экономической целесообразности.

 

Причины широкой социальной поддержки В.В. Путина

— Обусловлены противоречивыми последствиями реформ 1990-х гг.:

а) они заложили основы либеральной экономики и демократического общества, с ними
связали свое будущее многочисленные социальные группы;

б) но высокая социальная цена реформ привела к усилению во многих слоях общества
«почвеннических» настроений и возрождению традиционной идеи «сильного
государства».

— в предвыборной программе В.Путина содержались положения о необходимости продолжения рыночных реформ, защиты частной собственности, установления правопорядка, законности в стране (либерализм), а также выдвигалась задача объединения нации вокруг идей патриотизма, территориальной целостности страны, укрепления государственности, возрождения сильной и процветающей России, усиления ее роли в мире, сохранения традиций и др. (консерватизм)

— президентский курс, основанный на симбиозе либеральных и консервативных ценностей, выражал интересы и настроения различных слоев общества («правых» и «левых», предпринимателей и бюджетников, молодежи и пенсионеров), обеспечив Путину широкую социальную поддержку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.