КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и характеристика стемы образования
1. Сущность, функции и виды образования. Принципы государственной образовательной политики. 3. Система образования и характеристика ее компонентов. 4. Организационно-правовая система управления образованием
1. Экономика образования – это наука занимающаяся исследованием и выявлением своеобразия экономических категорий и законов в области образования, анализирующая суть происходящих в ней процессов и раскрывающая их движущие силы. Предмет экономики образования – специфика производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения. Объект и субъект изучения – своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект – это экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат. Субъект исследования и изучения – люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность; дети, воспитывающиеся в дошкольных заведениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся; между трудовыми коллективами образовательных учреждений и их отдельными членами; между коллективами образовательных учреждений и трудовыми коллективами других отраслей народного хозяйства и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга. Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что здесь по-особому действуют объективные экономические законы: – НТР и социальный прогресс порождают потребность в интеллектуализации труда (закон возвышения потребностей); – образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности, как личности, так и общества. Происходит рост образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве. Тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах; – в связи с преобладанием бесплатного образования спрос на образовательные услуги все чаще не определяется платежеспособным спросом потребителя (закон спроса и предложения); Экономические категории в области образования тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда – образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др. Образование с давних пор относится к значимой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей социальный прогресс. Объективно образование относится к числу высших ценностейчеловека и общества, поскольку оно выступает предпосылкой их существования и развития. Именно в сфере образования формируются способности и жизненные устремления всего населения, определяющие судьбы любой страны на многие десятилетия вперед. Понятие «образование» трактуется с различных позиций. Это – 1) результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и воспитания соответствующих психологических, нравственных и иных социальных качеств личности; 2) подсистема социальной сферы государства, обеспечивающая процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности; 3) процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики. Главная цель и ценность образования – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках в интересах успешного развития духовных сил и способностей, творческого потенциала личности и общественного прогресса в целом. Функции образования: познавательная, воспитательная, гуманитарная помощь, культурное наследование, развивающая, преобразующая, гностическая, координирующая, адаптивная, профориентация, подготовка к трудовой, общественно-политической деятельности и к семейной жизни. Классификации образования: 1) по характеру знания: общее и специальное образование; 2) по уровням: основное и дополнительное образование; Основное образование обусловлено единством и непрерывностью, которые обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования. Дополнительное образование выражается во внешкольном воспитании и обучении, в повышении квалификации и переподготовке кадров; 3) по образовательному уровню: дошкольное, начальное, основное общее и среднее общее образование, профессиональное – начальное, среднее, высшее и послевузовское образование. Достижение каждого уровня удостоверяется выдачей соответствующего документа: аттестата, диплома; 4) по формам получения: очное (дневное, вечернее), заочное, дистанционное, экстернат (самостоятельное обучение); 5) по целям образования: подготовка специалистов с получением квалификации, повышение квалификации, переподготовка кадров с получением новой квалификации, дополнительное образование. Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: – приоритетность образования; – обязательность общего базового образования; – переход к обязательному общему среднему образованию; – доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; – преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; – национально-культурная основа образования; – приоритет общечеловеческих ценностей и прав человека; – гуманистический характер образования; – научность; – экологическая направленность образования; – демократический характер управления образованием; – светский характер образования. Признаки современного образования: –демократизация: общедоступность высшего образования; создание системы непрерывного образования; –диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно ориентированная система разноуровневых учебных заведений; – интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей; международное признание документов об образовании, ученых степеней и званий; – превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечения занятости населения; – трансформация содержания, методов, ценностей, целей (процесс учения становится творческим, личностно ориентированным; широкое внедрение получают новые образовательные и информационные технологии); – коммуникации педагога и учащегося, которые стали соучастниками единого образовательного процесса. Современное образование должны отличать следующие черты: – общедоступность, обеспечение предпосылок и гарантий качественного образования для всех; – создание условий качественного образования для каждого; – непрерывность, творческий и новаторский характер; – дальнейшее развитие системы оперативно обновляемого образования в течение всей жизни; – фундаментальность и глубина общеобязательных основ начального, основного, общего среднего и профессионального образования; – практическая направленность образования, полноценная подготовка подрастающих поколений к жизни и труду; – адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий, как в общенациональном контексте, так и в региональном и локальном измерениях; – международный характер образования, органичное сочетание в его содержании и организации лучших отечественных традиций с подходами и принципами, утвердившимися в мировой практике.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |