Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика компонентов системы образования




Дошкольное образование

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования. Его основными задачами выступают:

– формирование умений и навыков, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ребенком мире;

– выявление и развитие индивидуальных способностей, формирование личности, развитие ее творческого потенциала;

– охрана и укрепление здоровья ребенка, приобретение основных навыков здорового образа жизни;

– подготовка к получению основного образования на следующих этапах.

Государственная система дошкольного воспитания претерпевает серьезные изменения:

– потребность родителей в дошкольных учреждениях не уменьшается (большинство семей не может отказаться от заработка одного из супругов, а значительная часть женщин рассматривает работу как элемент личного развития и общественного признания);

– приостановлены процессы продажи, перепрофилирования дошкольных учреждений;

– ведомственные учреждения переводятся на бюджет местных советов;

– ведомственные детские дошкольные учреждения полностью ликвидированы не будут, что вызвано специфическими условиями содержания в детских учреждениях детей работников промышленности в связи со сменностью работы ряда предприятий, территориальной отдаленностью отдельных организаций от городов, сезонностью работы в отдельных отраслях экономики и другими факторами;

– появляются негосударственные детские учреждения;

– намечается сохранить существующую сеть детских дошкольных учреждений, укрепить ее материальную базу;

Прогнозируемый контингент детей в детских дошкольных учреждениях рассчитывается исходя из наличия детей в них, ввода детских дошкольных учреждений в прогнозном периоде, а также с учетом ожидаемого выбытия мест по амортизации.

Общее среднее образование

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина, овладение им основами наук, государственными языками, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Модель общеобразовательной школы включает следующие уровни:

– начальное образование (срок обучения – 4 года);

– базовое образование (срок обучения – 9лет);

– полное среднее образование (продолжительность – 11 лет).

К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования, относятся начальная, базовая, средняя, вечерняя (сменная) школы, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, учебно-педагогический комплекс и др. В общеобразовательных школах могут создаваться гимназические и лицейские классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов. Получение общего среднего образования осуществляется также в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Динамика сети общеобразовательных школ характеризуется значительным сокращением их общего числа, причем происходит это за счет сельских начальных и базовых школ. Прогнозируется дальнейшее сокращение школ в сельской местности. Низкая наполняемость классов влечет за собой повышение стоимости обучения (в расчете на одного учащегося), что сказывается на качестве обучения. В мелких школах невозможно по ряду предметов обеспечить преподавателей нагрузкой. Такие школы сложно оборудовать современным материально-техническим оснащением, оно здесь используется весьма неэффективно.

Предстоящее сокращение контингента учащихся школ смягчает решение проблем материально-технического и финансового обеспечения. Снижается потребность в кадрах, уменьшается соотношение численности учителей и учащихся (если в 1970-е гг. на одного учителя приходилось 16 учащихся, то в начале 1990-х – 12, а в настоящее время – 9 учащихся).

Первоочередными задачами средней общеобразовательной школы являются дальнейшее совершенствование ее материально-технической базы; переход на односменный режим работы; сокращение наполняемости классов с целью индивидуализации учебного процесса и повышения качества обучения. Требуют решения проблемы кадрового обеспечения общеобразовательной школы, повышения социального статуса учителя.

Расчет численности классов в общеобразовательных школах производится исходя из следующего предельно допустимого количества учащихся в одном учебном классе:

– 1-е классы на базе дошкольных учреждений – не более 20учеников;

– 1–4-е классы общеобразовательных школ и классы при гимназиях – не более 25 учеников;

– 5–11-е классы общеобразовательных школ – 25–30 учеников;

– 5–11-е классы гимназий и гимназические классы
общеобразовательных школ – 20–25 учеников;

– 10–11е классы лицеев и лицейские классы общеобразовательных школ – 18–20 учеников.

Наполняемость классов в школах при отсутствии необходимого количества учеников определяется местными исполнительными органами.

Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование осуществляет подготовку молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Профессионально-техническое образование проводится на основе общего базового и среднего образования. Получение профессионально-технического образования на основе базового может совмещаться с изучением отдельных общеобразовательных предметов средней школы, а также с получением общего среднего образования. Профессиональная подготовка может осуществляться в учебных центрах, межшкольных учебно-производственных комбинатах и других организациях.

К учреждениям, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, относятся профессионально-технические училища, центры профессионального образования, профессиональные лицеи, а также высшие профессиональные училища, профессионально-технические колледжи. В большинстве таких учебных заведений можно получить профессиональное образование по специальностям широкого профиля и общее среднее образование. Срок обучения в этом случае составляет 3–3,5 года. Выпускники средней общеобразовательной школы могут овладеть рабочей профессией за 1–2 года. Выпускникам базовой школы, не желающим получить общее среднее образование, предоставляется возможность обучиться массовой профессии за 1–2 года. Высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи обеспечивают получение профессионально-технического, общего среднего и интегрированного с профессионально-техническим среднего специального образования (срок обучения 4 года).

Развитие системы профессионально-технического образования предполагает переход от количественного наращивания сети учебных заведений и их контингентов к преимущественно интенсивным качественным факторам дальнейших изменений исходя из предстоящих преобразований в обществе и экономике. Это требует пересмотра перечня профессий и специальностей, разработки новых учебных планов и программ, методик обучения.

Интересы производства определяют дальнейшую целенаправленную работу по обновлению профессионально-квалификационной структуры подготавливаемых кадров в профессионально-технических училищах с учетом рынка труда (потребность в рабочих специальностях растет). Подготовку высококвалифицированных рабочих кадров намечается осуществлять в тесной связи с нанимателями и постоянно совершенствовать в зависимости от требований производства.

Среднее специальное образование

Среднее специальное образование предоставляет возможности для развития творческого потенциала личности, получения специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей экономики квалифицированными специалистами среднего звена.

Сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений:

– техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования;

– колледжи – получение среднего специального образования, интегрированного с высшим;

– высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи – получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями профтехобразования.

Дальнейшее развитие среднего специального образования в Беларуси определяется потребностью в специалистах среднего звена во многих отраслях национальной экономики. Расширяется интеграция среднего специального и высшего образования путем создания университетских комплексов, которые ведут подготовку специалистов по родственным или одноименным специальностям и территориально расположены таким образом, чтобы обеспечить их эффективное функционирование и управление ими.

Высшее образование

Высшее образование предоставляет возможности для развития способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности в полном объеме с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации.

Выделяют следующие виды учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: классический университет; профильный университет (академия); институт; высший колледж.

Обучение в высших учебных заведениях проводится на основе интеграции учебного процесса с научной, творческой, исследовательской деятельностью преподавателей и студентов. Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием вузы организуют переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Подготовка специалистов в высших учебных заведениях Беларуси ведется более чем по 15 профилям, включающим 350 специальностей и свыше 1000 специализаций, что позволяет обеспечивать национальную экономику специалистами практически по всем направлениям.

Высшие учебные заведения призваны подготовить специалистов высокой квалификации, обладающих глубокими теоретическими знаниями в области общественных и прикладных наук, конкретными практическими навыками для принятия и реализации эффективных решений в соответствующих сферах деятельности.

В сфере высшего образования необходимо:

– дальнейшее совершенствование подготовки специалистов в высших учебных заведениях;

– рациональное удовлетворение потребности в специалистах отраслей национальной экономики, сфер, деятельности и органов государственного управления;

– создание гибкой системы квалификаций и корректировки механизма открытия новых специальностей и специализаций;

– внедрение новых моделей профессионального обучения;

– переход высшей школы на многоступенчатую систему подготовки специалистов.

В России произошел переход на двухступенчатую систему высшего образования (студенты и магистранты). Первая ступень обеспечивает профессиональное обучение студентов, вторая формирует навыки научно-исследовательской работы и осуществляет подготовку магистров. Сроки обучения специалистов определены в зависимости от содержания конкретной специальности, специфики подготовки кадров для различных отраслей национальной экономики. Предусматривается следующая продолжительность учебы: 4 года – для получения специальностей педагогического, экономического, сельскохозяйственного, гуманитарного и некоторых других профилей; 4,5–5 лет – для естественно-научных специальностей с технической ориентацией на развитие наукоемкого производства и создание сложной техники и технологий, архитектуры и строительства; 6 лет – для медицинских профессий.

Специальное образование направлено на обеспечение доступности образования лицам с особенностями психофизического развития, на коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество, в общественную жизнь. Структура его аналогична структуре основного образования. Учреждения, обеспечивающие специальное образование, приспособлены для лиц с интеллектуальной недостаточностью; нарушением речи, слуха, зрения, психического развития, опорно-двигательного аппарата; тяжелыми множественными (комбинированными) нарушениями.

Возможно получение образования и в учреждениях образования общего типа, в которых созданы условия для обучения таких лиц (интегрированное обучение). Также они могут получить образование не только в учреждениях образования, но и на дому, в условиях стационарных лечебных учреждений и учреждений социальной зашиты.

Внешкольное воспитание и обучение предназначено для того, чтобы обеспечить детям и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность развития потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении, формирование здорового образа жизни.

Повышением квалификации и переподготовкой кадров занимаются различные учреждения. Основными являются академия, институт, учебный центр или комбинат, факультет и специальный факультет высшего учебного заведения, отделение учреждения, обеспечивающего получение среднего специального и профессионально-технического образования, курсы.

Повышение квалификации и переподготовка кадров преследуют основную цель: обеспечить гражданам профессиональное совершенствование, подготовку их к трудовой деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях и на этой основе – творческое развитие общества. Они обеспечивают углубление профессиональных знаний и навыков граждан по соответствующим уровням полученного ранее основного образования.

Показатели системы образования:

– число учебных заведений; – общая численность учащихся;

– выпуск учащихся; – численность преподавателей;

– расходы на образование;прием студентов;

– выпуск специалистов; – показатели роста.

 

3. Организационно-правовая система управления образованием.

 

Министерство образования выступает в роли ведомственного органа управления.

Цели Министерства образования:

1) разработка и обеспечение реализации государственной политики в сфере образования и охраны детства;

2) проведение государственной молодежной политики;

3) обеспечение функционирования и развития национальной системы образования, создание системы непрерывного образования;

4) координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций по вопросам реализации функций системы образования, государственной молодежной политики и охраны детства;

5) контроль над функционированием системы образования и в области молодежной политики и охраны детства.

Функции Минобразования обусловлены его задачами:

– прогнозирование развития системы образования, социальных процессов в среде молодежи в республике;

– определение основных направлений развития и совершенствования системы контроля в сфере образования;

– осуществление инспектирования, аттестации и аккредитации организаций образования; лицензирования видов образовательной деятельности;

– организация разработки и утверждение образовательных стандартов, учебных планов и программ по всем уровням образования, организация подготовки и издание учебных пособий и методической литературы;

– осуществление согласования кандидатур на должности руководителей управлений образования и кандидатур на должности руководителей соответствующих организаций системы образования;

– обеспечение организации и проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, в том числе по проблемам образования, воспитания, охраны детства и молодежной политики, внедрение достижений науки в системе образования;

– осуществление кадровой политики, направленной на комплектование центрального аппарата Минобразования, подведомственных учреждений, организаций образования высококвалифицированными специалистами.

На местном уровне органами государственного управления образованием являются:

– управления (комитеты) образования областных, Минского городского исполнительных комитетов;

– отделы образования районных, городских исполнительных комитетов (местных администраций).

Управления образования облисполкомов, комитет Минского горисполкома непосредственно руководят работой областных, городских институтов повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, областных, городских учебно-методических кабинетов, педагогических колледжей и училищ, профессионально-технических учебных заведений, детских домов, других учреждений образования областного, городского образования. В организационном и учебно-методическом их подчинении находятся: дошкольные учреждения; общеобразовательные школы, лицеи и гимназии; детские и молодежные специализированные учебно-спортивные заведения системы образования области; межшкольные учебно-производственные комбинаты; внешкольные учреждения; детские интернаты всех типов; санаторно-лесные школы.

Управления осуществляют учебно-методическое руководство ведомственными детскими дошкольными учреждениями, а также лечебными учебно-воспитательными учреждениями. Управление учебным заведением осуществляется на основе сочетания единоначалия и коллегиальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.