Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные критерии, определяющие уровни качества образования




1. Квалификация профессорско-преподавательского состава (ППС). Преподаватель является ключевым субъектом системы образования, обеспечивающим его качество. Высокое педагогическое мастерство ППС обеспечивается знаниями дидактики высшей школы, педагогической психологии, организаторскими способностями, владением современными технологиями трансляции научного содержания дисциплин студенческой аудитории.

2. Учебно-методическое обеспечение, методы и технологии обучения. Предусматривают традиционные или инновационные образовательные технологии, ручные или компьютерные, традиционные или проблемные методы обучения. Качество реализуется через учебно-методический комплекс (УМК), характеризующий уровень методической обеспеченности базовых специальностей и дисциплин.

3. Материально-техническая база. Характеризуется совокупностью показателей, обеспечивающих условия для образования: объем площадей и их структура по форме собственности и направлениям использования, мебель и инженерное оборудование аудиторий и офисных помещений, деканатов и кафедр, библиотечное, информационное и бытовое обслуживание студентов и преподавателей. Большое значение имеют уровень информатизации и технические средства обучения (ТСО).

4. Интеллектуальный потенциал («человеческий капитал или потенциал») приобретает все большее значение: это объем и направления НИР, количество научных школ, внедрение результатов НИР в производство, объемы финансирования НИР по различным источникам. Интеллектуальный потенциал характеризуется также количеством подготовленных в вузе и изданных монографий, учебников и учебных пособий, количеством советов по защите диссертаций, численностью аспирантов и докторантов и др.

5. Студенты являются главным субъектом образовательного процесса, по состоянию которого можно судить о качестве обучения. Для характеристики этого показателя используют такие критерии оценки студентов, как качество довузовской подготовки и профотбор, показатели приема студентов по специальностям, полу и возрасту, численность студентов (общая, по специальностям и в расчете на одного преподавателя), уровень посещаемости занятий и текущая успеваемость, результаты аттестаций студентов (текущей и итоговой). В последние годы возрастают требования к уровню культуры, воспитанности и состоянию здоровья студентов, тенденции снижения которых тревожат общество.

6. Выпускники. В педагогике и статистике исследуются показатели численности выпускников, возможности продолжения их обучения в магистратуре и на краткосрочных программах, процент трудоустройства выпускников. Большое значение придается служебной карьере выпускников, реальной оценке профессиональных знаний и умений работодателями, т.к. шутка о том, что «забудь все, чему; тебя учили в вузе» продолжает жить.

Концептуальная схема состоит из шести групп критериев качества образования и позволяет на теоретической основе рассматривать способы оценки качества образования, которые предлагаются ниже.

Комплексный показатель качества обучения разделяют на ряд компонентов по уровням качества.Выделяют 3 уровня качества обучения:

– первый уровень соответствует традиционному уровню качества высшего образования, обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим конспект лекций, учебную программу. В обучении используются простейшие технические средства (доска, мел, плакат), и много времени уходит на трудоемкую фиксацию информации студентом;

– второй уровень обеспечивается полным УМК, включающим рабочую программу, комплект базовых учебных пособий, методические рекомендации по подготовке заданий, групповых семинаров, тесты и контрольные задания. В процессе обучения используются современные технические средства: компьютер, экран, электронная почта, телефон;

– третий уровень обеспечивается использованием новейших мультимедийных компьютерных технологий. Содержание УМК в этом случае соответствует второму уровню, но методический комплекс представлен уже на электронных носителях. В процессе обучения применяются современные ТСО (компьютер, электронная почта, Интернет) и мультимедийная технология, позволяющая соединить «бумажную технологию» и активные методы обучения, компьютер и действия преподавателя.

Социологические исследования критериев качества. Говоря о качестве обучения, следует отметить, что существует определенное противоречие между понятием качества в глазах потребителя и в представлении персонала образовательных учреждений. Если для образовательного учреждения главным является соблюдение государственных стандартов, совершенствование технологии обучения, то для потребителя, наряду с чисто функциональными признаками качества, наиболее важными часто являются качества психологического порядка. Так, престижный вуз обычно ассоциируется с высоким качеством обучения по всем образовательным профессиональным программам.

2. Государственный контроль в сфере образования. Государственный контроль в сфере образования осуществляется многими государственными органами, среди них превалируют органы управления.

Цель государственного контроля – обеспечить выполнение Закона РФ «Об образовании» и других актов законодательства в сфере образования, обеспечить надлежащее качественное обучение и воспитание.

Рассматриваемый контроль по органам, его осуществляющим, можно разделить на три вида: ведомственный (отраслевой); внутренний контроль; надведомственный.

Ведомственный (отраслевой) контроль осуществляется в системе отрасли образования вышестоящими органами по отношению к нижестоящим. Он присутствует как в системе Министерства образования, так и в иных системах, в которых имеются учреждения образования (в системе Министерства здравоохранения, Министерства культуры, Министерства обороны и т.д.). Это повседневный и оперативные контроль, осуществляемый руководством соответствующих министерств, государственных комитетов и комитетов, структурными подразделениями этих органов, органами образования на местном уровне.

Ведомственный контроль за обеспечением качества образования осуществляет Министерство образования. Оно контролирует подведомственные ему учреждения образования, управления (комитеты) образования облисполкомов, Минского горисполкома. Управления (комитеты) образования проводят контроль за подведомственными им учреждениями образования, а также за отделами образования райисполкомов (местных администраций). Отделы образования проводят контроль за учреждениями образования, подведомственными им.

Внутренний контроль проводится в учреждении образования самим учреждением образования, его работниками. Это т.н. самоконтроль.

Надведомственный (надотраслевой) контроль – это контроль, который проводится извне, со стороны, органами, не входящими в систему отрасли, например, здравоохранения, внутренних дел, обороны и т.д. В системе Министерства образования надведомственный контроль не проводится. В других системах он проводится Министерством образования, его органами – управлениями (комитетами) образования и по делам молодежи.

Государственный контроль за обеспечением качества образования может проводиться посредством: самоконтроля; инспектирования; аттестации учреждений образования.

Самоконтроль – это контроль, проводимый самими учреждениями образования. Он включает самопроверку, самоанализ и самооценку деятельности учреждения образования по обеспечению соответствия содержания и качества образования требованиям Закона, иных правовых актов в сфере образования, образовательных стандартов.

Самоконтроль проводится как процедура, осуществляемая для внутренней оценки качества образования по программе, утвержденной самим учреждением образования; как необходимый этап аттестации, осуществляемый в порядке, разработанном департаментом контроля качества образования. Он проводится по учреждению образования в целом, его отдельным структурным подразделениям или отдельным направлениям деятельности.

Инспектирование – это вид контроля, проводимого за отдельными направлениями деятельности учреждения образования. Его направления:

– выполнение требований правовых актов в сфере образования;

– организация и качество учебно-воспитательного процесса, методической, научно-исследовательской работы учреждения образования;

– установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

– изучение системы работы по обеспечению качества образования или его составляющих, выявление тенденций его развития; учебно-методическое, материально-техническое, информационно-библиотечное, кадровое и научное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

– организация воспитательной работы;

– соблюдение норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся, их социально-бытовые условия.

При инспектировании учреждения образования в зависимости от целей проверки может проводиться: посещение занятий; экспертиза документов; анкетирование; устный опрос участников образовательного процесса; контрольные работы; тестирование качества усвоения обучающимися и др. Инспектируемые организации должны быть предупреждены о предстоящей проверке не позднее, чем за 10 дней до ее проведения.

По результатам инспектирования составляется итоговый документ (справка, акт, служебная записка), и не позднее двух недельного срока представляется руководителю проверяемого объекта и руководителю органа, назначившего проверку.

Аттестация как вид контроля включает комплексную проверку и оценку деятельности учреждения образования на соответствие требованиям правовых актов, в том числе на соответствие содержания, уровня и качества подготовки его выпускников требованиям образовательных стандартов. По итогам аттестации аккредитированных учреждений образования принимается решение о подтверждении или лишении аккредитации. Аттестация проводится один раз в пять лет.

За качеством образования может осуществляться контроль вне сферы образования, не в процессе образования, т.е. контроль после окончания обучения,послевузовский. Он направлен на проверку знаний, полученных в учебном заведении, и на подготовленность лица выполнять определенную служебную (трудовую) деятельность. Этот вид контроля не менее важен: его осуществление должно побуждать лиц получить наиболее высокие знания по соответствующей специальности, быть готовым выполнять обязанности по определенной должности. Следует отметить, что такой контроль проводится не везде, не является повсеместным, не налажен на должном уровне, отсутствует и надлежащая правовая его регламентация.

Государственное регулирование процесса реформирования образовательной системы осуществляется на основе процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных заведений

Лицензирование определяет право высшего учебного заведения осуществлять образовательную деятельность.

Аттестация оценивает качество подготовки специалистов в образовательном учреждении.

Аккредитация устанавливает статус вуза по типу и виду, а также дает право выдавать документы об образовании государственного образца.

Процесс аккредитации образовательных учреждений стал механизмом управления образованием. Технология аккредитации основана на едином перечне аккредитационных показателей, которые определяют приоритеты государственной образовательной политики, сочетают качественные (экспертные) и количественные оценки. Процедура аккредитации гарантирует со стороны государства защиту граждан от некачественного образования.

3. Международные критерии оценки качества образования. Значительный опыт оценки качества образования накоплен в США. Наибольшее внимание заслуживает методика Американской ассоциации университетских школ бизнеса. Государственная аккредитация в США отсутствует. В методике предусмотрено 6 групповых критериев оценки качества образования:

1) миссия и цели;

2) профессорско-преподавательский состав;

3) содержание и оценка учебных программ;

4) учебно-методическое обеспечение и ответственность за него;

5) студенты и выпускники учебного заведения;

6) интеллектуальный продукт учебного заведения.

Рейтинг университетов Великобритании формируется на основе следующих показателей: отношение количества студентов к персоналу университета; объем проводимых научных исследований; количество докторов наук; затраты на библиотеку; обеспеченность общежитием; доля окончивших по отношению к поступившим; количество принимаемых на первый курс; занятость выпускников; доля зарубежных студентов; оценка преподавателей.

Рейтинговая оценка немецких университетов формируется на базе показателей: приближенность к практике; уровень обучения; коммуникации; теоретический уровень; сотрудничество в исследованиях; исследовательские достижения; деятельность студентов; уровень административного управления.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 7704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.