Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Настоящее учебное пособие посвящено охране профессиональной служебной деятельности (охране труда) гражданских служащих




Москва

 

Настоящее учебное пособие посвящено охране профессиональной служебной деятельности (охране труда) гражданских служащих.

В пособии рассмотрены правовые и организационные основы создания и функционирования системы управления охраной на различных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном, корпоративном (работодателя/нанимателя).

Детальное изложение отдельных вопросов рассматриваемой темы помогут гражданским служащим лучше ориентироваться в сложных проблемах управления охраной труда и профессиональными рисками трудовой и служебной деятельности на современном этапе развития российского общества, а, следовательно, лучше решать их на благо общества в целом.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………  
Глава 1 Профессиональная деятельность, ее опасности и риски …………..  
1.1. Общие сведения о деятельности………………………………………….  
1.2. Нежелательные последствия неблагоприятных условий служебной деятельности для организма гражданского служащего………………………  
1.3. Опасности и риски материального мира………………………………….  
1.4. Основные причины травматизма…………………………………………  
1.5 Основные причины заболеваемости……………………………………….  
1.6. Опасности и риски социального мира……………………………………  
Глава 2 Управление рисками профессиональной служебной деятельности…………………………………………………………………….  
2.1. Обязанности, права и ответственность гражданского служащего по соблюдению требований безопасности……………………………………….  
2.2. Государственное регулирование деятельности субъектов права по защите от профессиональных рисков в условиях рыночной экономики и гражданского общества…………………………………………………………  
2.3. Государственный надзор за правоприменительной практикой в сфере управления профессиональными рисками…………………………………….  
2.4. Общественный контроль в сфере управления профессиональными рисками……………………………………………………………………………  
2.5. Обязанности, права и ответственность работодателя по управлению профессиональными рисками……………………………………………………  
Глава 3 Обеспечение социальной защиты гражданских служащих от причин вреда неблагоприятными условиями профессиональной служебной деятельности…………………………………………………………………….  
3.1. Обязательное социальное страхование от профессиональных рисков  
3.2. Расследование, квалификация и учет случаев травматизма…………….  
3.3. Расследование, квалификация и учет случаев профессиональной заболеваемости……………………………………………………………...........  
3.4. Социальное обеспечение пострадавших гражданских служащих …..….  
Глава 4 Предупредительные меры и профилактика случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости……..  
4.1. Стимулирование внутренней мотивации на безопасную деятельностью.  
4.2.Формирование профессиональной компетенции гражданских служащих средствами обучения……………………………………………………………  
4.3.Охрана здоровья гражданских служащих методами проведения медицинских осмотров…………………………………………………………..  
4.4. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание……..  
Глава 5 Организация работ по обеспечению защиты от профессиональных рисков на уровне работодателя/нанимателя…………………………………  
5.1. Системный подход к управлению охраной труда и профессиональными рисками в организации…………………………………………………………  
5.2.Распределение обязанностей работодателя по управлению профессиональными рисками среди работников…………...............................  
5.3. Службы и специалисты по охране труда………………………………….  
5.4. Вовлечение работников в управление профессиональными рисками….  
5.5. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда………………...  
5.6. Планирование организации работ по управлению профессиональными рисками и их финансирование…………………………………………………..  
5.7. Документирование мероприятий управления профессиональными рисками……………………………………………………………………………  
5.8. Разработка инструкций по охране труда…………………………………...  
5.9. Контролирующие и корректирующие действия в сфере управления профессиональными рисками………………………………………………….  
Глава 6 Обеспечение защиты от профессиональных рисков на рабочем месте……………………………………………………………………………….  
6.1. Анализ и управление рисками на рабочих местах – аттестация рабочих мест по условиям труда…………………………………………………………  
6.2. Идентификация опасностей и оценка рисков……………………………..  
6.3. Анализ и управление рисками передвижения……………………………..  
6.4. Управление рисками при возникновении аварийных ситуаций………….  
Заключение или что делать дальше……………………………………………  
Литература или что читать и где читать……………………………………….  

Любая деятельность человека несет в себе риски для его здоровья и благополучия. Не является исключением и профессиональная служебная деятельность гражданских служащих. Вот почему охрана профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по сути, всем известная охрана труда, с естественным учетом специфики особенностей профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, является одним из важнейшим условий организации гражданской службы.

Основная функциональная задача гражданских служащих – обеспечение эффективного функционирования государственного аппарата, как аппарата власти и консолидации интересов общества, на благо всех членов общества. В этой связи к гражданским служащим и к порядку прохождения ими гражданской службы предъявляются особые (специфические) требования, носящие характер с одной стороны – ограничений и запретов, а с другой стороны – льгот и поощрений. Однако это не значит, что вышеназванная специфика выводит гражданских служащих за рамки конституционных прав, в первую очередь права на труд, права на сохранение здоровья и права на социальную защиту.

В подавляющем большинстве случаях реальной практики они объективно действуют одновременно, особенно в случаях деятельности одного субъекта права в интересах и по поручению другого субъекта права, осуществляемой по найму. Таковы трудовые отношения, таковы и служебные отношения гражданских служащих.

Важнейшим социально-значимым вопросом наемного деятельности (труда), как в форме работы, так и в форме гражданской службы, являются возможные неблагоприятные последствия этого труда.

Гражданский служащий, трудясь (служа) в интересах государства и выполняя порученные задачи (функции), может потерять здоровье, в том числе до такой степени, что временно или навсегда потеряет способность выполнять какие-то частные или всевозможные функции. «Вершиной» такой потери является смерть пострадавшего – самое страшное, что только может быть в нашей жизни, ибо означает конец этой жизни.

Это актуальная проблема для любого служащего и общества в целом, ибо сразу встает вопрос – на какие средства будет жить пострадавший, а если он умер, то на какие средства будут жить его иждивенцы.

Именно здесь и сливаются права на труд, на здоровье и на социальную защиту. И они требуют своей реализации. В соответствии с принципами социальной справедливости и неприкосновенности частной собственности практически все цивилизованные общества реализуют эти права в принципе единообразно. Субъект права, нанявший пострадавшего, всегда является «причинителем вреда», а потому пострадавший в результате этой деятельности имеет право компенсацию причиненного ему вреда. При этом предотвращение причинения вреда является наиболее приемлемой формой активности и нанимателя и нанятого в данном вопросе, но, поскольку абсолютной безопасности не существует, то наниматель и общество в целом должны быть готовы осуществить мероприятия по минимизации последствий причинения вреда, включая социальную защиту пострадавших (и их иждивенцев).

Такова единственно верная и объективная организация любой деятельности по найму.

К такой деятельности относится и гражданская служба в государственных и муниципальных органах власти. Различие терминологии, в ряде случаев неоправданно внесенное законодателем, не должно сбивать читателя с истинной сути реальных процессов.

Вот почему неотъемлемой частью профессиональной служебной деятельности гражданских служащих является обеспечение безопасных условий этой деятельности.

Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Трудовым Кодексом Российской Федерации;

3) Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";

4) Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

5) федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

6) указами Президента Российской Федерации;

7) постановлениями Правительства Российской Федерации;

8) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

9) законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба наравне с военной и правоохранительной службой входит в систему государственной службы.

Специфика функций гражданского служащего и их реализации в повседневной деятельности приводит к необходимости дифференциации «внешних» и «внутренних» функций.

Внешние функции связаны с сущностью самой государственной (или муниципальной) гражданской службы, ибо сама деятельность государственных органов направлена на управление субъектами права, государством, и является в чем-то доминирующем «внешней» для бюрократии собственно аппарата власти. Подчеркнем, что гражданский служащий является должностным, официальным лицом, что хорошо передается в английском языке - officer (звучит как офицер, но отличается от его русского значения). Внешние функции являются специфическими для гражданских служащих и определяют их отличия от всех других лиц наемного труда.

Однако реализация «внешних» функций гражданского служащего любого ранга невозможна без реализации многочисленных (можно сказать технических) «внутренних» функций, связанных с организацией прохождения гражданской службы. Это прием, увольнение, наказание, поощрение, социальное и пенсионное обеспечение и т.п. Эти функции, по своей сути, достаточно всеобщи и стандартны для найма, хотя могут носить и измененный характер.

Вот почему, Трудовой кодекс РФ, в статье 11 «Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» определяет:

«На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе».

Среди «внутренних» функций (мы будем называть их трудовыми, а внешние функции - властными) следует различать функции рядового служащего, не имеющего в своем подчинении других служащих или работников, и функции руководителя, который должен организовать деятельность своих подчиненных. Образно говоря, все гражданские служащие должны выполнять все то, что от них, как лиц работающих по найму, требуют государственные нормативные требования охраны труда.

Поэтому представитель нанимателя – руководитель того органа власти, в котором работает/трудиться/проходит службу гражданский служащий, являясь непосредственным организатором профессиональной служебной деятельности, используя трудоспособность полноправных членов общества – гражданских служащих, несет ответственность перед обществом за их безопасность в процессе прохождения службы, а потому (по закону) должен:

а) принимать все меры для предупреждения профессиональных рисков – производственного травматизма и профессиональной заболеваемости,

б) компенсировать ущерб от вреда, наступившего при выполнении гражданскими служащими своих служебных обязанностей и причиненного профессиональными рисками.

Поэтому защита от профессиональных рисков (реализуемая, как правило, средствами и методами охраны труда) жизненно необходима и гражданскому служащему, и нанимателю, и обществу в целом, но у каждого из них свои цели, свои роли и свое место в организации защиты от профессиональных рисков.

Для гражданского служащего эффективное и целенаправленное управление профессиональными рисками – единственный способ сохранить самое главное его богатство – жизнь, здоровье, способность к прохождению службы (выполнению служебных обязанностей) – должно быть неотъемлемой, обязательно имеющейся и строго выполняемой частью его профессиональной служебной деятельности.

Для нанимателя и его представителя эффективное и целенаправленное управление профессиональными рисками – важнейший способ предотвращения ущерба и организации производительного и качественного выполнения служебных функций гражданскими служащими – должно быть обязательным элементом организованного им управления функционирования аппарата власти.

Для общества эффективное и целенаправленное управление профессиональными рисками – неизбежный способ предотвращения ущерба и важнейший аспект служебных отношений нуждающегося в выполнении служебных функций нанимателя и нуждающихся в средствах существования, но способных к выполнению требуемых служебных обязанностей граждан РФ – должно быть неотъемлемой частью социальной политики общества и государства в сфере социально-трудовых отношений в целом и государственной гражданской службы, в частности.

С этих позиций и только с этих позиций должна строиться реальная деятельность по управлению профессиональными рисками на всех уровнях управления, но, в первую очередь, на уровне нанимателя.

Для сохранения своей жизни и здоровья, своих подчиненных, всех трудящихся граждан гражданским служащим нужно многое знать, чему и посвящено настоящее учебное пособие.

Глава 1. профессиональнАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ЕЕ ОПАСНОСТИ и риски




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.