Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социального познания




Практические знания

 

Особым способом познания мира – является практика, опыт повседневной жизни. Эти знания накапливаются в результате преодоления жизненного пути, как правило, они не имеют научного объяснения.

Для практического знания характерен свой язык (чуть-чуть, на глазок).

Большинство практических знаний не претендуют на объяснения и обходятся без него.

Возрастание объема и усложнение информации, развитие деятельности людей привело к необходимости фиксировать знания в виде описаний, причем они собирались, воедино создавая опыт поколений. Такие знания – народная мудрость. Из обобщения опыта возникали суждения, поговорки «Куй железо пока горячо» и т.д.

Здравый смысл – стихийно складывающееся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на самих себя, причем они являются основанием для практической деятельности и морали. Он подсказывает, что лучше делать, а что не делать, что может повредить тебе или другим. Однако и здесь есть заблуждения, стереотипы, принимаемые людьми данной эпохи за истинность.

Наряду с научным знанием существует ненаучное, которое является паранаукой. В отличие от здравого смысла, который стремится к ясности, паранаука грешит туманностью, загадочностью.

Для паранауки характерны завышенные претензии на внимание к себе, при этом паранаука демонстрирует нетерпимость к науке классической.

Иной тип познания дает искусство. Оно дает людям понятие эстетического мира чувств, образов, не только обладает способностью улавливать суть эпохи, но и передавать ее следующим поколениям в виде образов. Специфический способ познания – художественный образ.

Образ – обладает определенными свойствами реально существующего предмета. В период средневековья образом служил канон, следование ему было необходимым условием художественной деятельности людей той эпохи.

Художник, познавая мир, переносил его в искусство. Таким образом, художественный образ помогает представить идеальную модель через воплощение мысли художника о мире и времени. С помощью художественного образа искусство создает гипотезу окружающего мира.

 

 

Социальное познание – это когда общество познает само себя, т.е. субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди, творцы общественной жизни и ее изменений. Они познают социальную действительность. Будучи участником социального действительности, человек не равнодушен к происходящему, и на процесс познания накладывается отпечаток субъективности.

Человек не может быть участником социального развития и одновременно быть безучастным к нему.

И чем больше исследователь включен в работу, тем сильнее сказываются его субъективные позиции.

Другая особенность социального познания: в сложности общества. В социальных процессах взаимодействуют разные силы причины, случайности.

Связи же в природе – между неодушевленными предметами. Социальные связи – между живыми людьми с сознанием, характером, волей

Если в изучении природы большое место занимает наблюдение и экспертизе, то в социальном познании эта возможность ограничена.

Отсюда, главным источником знаний является социальная действительность, исторический опыт, общение, практика, причем любое социальное общественное явление надо изучать с точки зрения исторического подхода, т.е. любое явление происходит в определенное время, в определенном месте и при определенных условиях и изучать его надо только исходя из этого.

Если развитие и история общества – деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и условия являющиеся результатом деятельности предшествующей.

Важно рассматривать как материальную, так и духовную деятельность человека. Такие ее субъекты как общество и личность. Это поможет найти зависимость между прошлым, настоящим и будущим.

Мы лучше поймем сущность и формы государства, проследив этапы его развития от зарождения до наших дней, но нельзя забывать, что многое неповторимо. Необходим учет своеобразных моментов. Нельзя пользоваться такой аналогией.

Аналогия – это подобие, сходство в каких-то свойствах явлениях действительности. Отсюда, изучение общественных явлений должно происходить в их многообразных связях, взаимозависимости. Правильно оценить то или иное явление можно лишь исходя из конкретных условий, в которых данное явление имело место.

Если одно явление повторяется, если связи взаимодействия устойчивы, можно говорить об исторических закономерностях.

Конкретное событие в истории, позволяют понять отдельные факты, выявляется их индивидуальность, а нахождение чего-то общего для подобных явлений, приводит к появлению закономерности.

Всякое познание общества начинается с фактов – это события, имевшее место в определенное время при определенных условиях, это то, что было когда-то в жизни общества. Социальные факты – это знание о событии, описанное с учетом социальной ситуации, в которой оно имело место.

Есть 3 вида социальных фактов:

1. Действие и поступки людей как социальных индивидов.

2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

3. Словесные (вербальные) действия (мнения, оценки).

Факты узнают из наблюдения, изучения документов. Но и здесь их отбор зависит от угла зрения исследователя, от проблемы рассматриваемой им, от убеждений историка, что может исказить суть факта.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (растолковать) после чего факт подводится под научное понятие /напр. Революция/. Далее изучаются все существенные факты, из которых складываются события, обстановка.

С научным фактом связана его оценка. Оценка, зависит от свойств изучаемого объекта, и от соотнесения изучаемого объекта с другими однопорядковыми или с идеалом.

Самопознание – самооценка и самоисповедь человека к самому себе.

Самооценка – отношение человека к собственному образу. Она субъективна, но в ней есть отражение мнения других о тебе.

Самоисповедь – полный отчет о том, что происходит с нами и в нас.

Я – концепция – относительная устойчивость, зафиксированная в словах, представлениях человека о себе. Эта концепция – итоги познания и оценки себя через определенные образы себя в разных ситуациях и через мнение других.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.