КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Духовная жизнь общества
Дух – дуновение, дыхание, душа. Духовная жизнь людей – для религиозного мировоззрения это жизнь в вере, что делает человека подлинно духовным. Только верующий человек способен усваивать и развивать в себе духовные качества сферы жизни. В светском мировидении духовность – это способность жить не только под влиянием естественных потребностей, но и с ориентацией на идеалы и нравственные нормы. В философии нового времени понятие духа давалось в рациональных и иррациональных ипостасях. В рационализме определяется одна сторона духа – разум, сознание (Геккель, Декарт). В иррациональном – воля, воображение, интуиция (Шопенгауэр, Ницше). Носитель духа (по философам) – душа. В современной литературе духовная жизнь общества – жизнь людей, связанная с сознанием, является одним из важнейших элементов жизни общества. Обычно в духовной жизни есть духовная деятельность, духовное производство, духовное потребление и усвоение. Духовная жизнь общества немыслима без духовной сферы жизни общества. Это такая сторона жизни общества, которая связана с производством духовных начал, функционированием специальных институтов, в которых создается, и распространяются духовные ценности. В духовной сфере создается и распространяется информация необходимая для осмысленной жизнедеятельности людей. В ней производятся знания формирующие ценности и идеалы, складываются ценностные установки. При этом духовная сфера – не только духовное производство, но и сфера формирования духовных потребностей, распространения и потребления духовных ценностей. В духовной сфере выделяют науку, искусство, религию, мораль, образование, воспитание. Наука – такой специализированный социальный институт, связанный с производством, хранением и распространением новых знаний о природе, обществе, человеке, способах получения знаний, и их использование в общественной практике. Искусство – специализированный институт эстетического мастерства, художественного творчества. Идеология – совокупность идеалов идей, взглядов которые выражают интересы и позиции отдельных групп людей в общественных делах. Она бывает классовой, национальной, политической, религиозной и т.д. Она концептуализирована т.е. представляется в творческом виде либо в форме призывов. Религия – мировоззрение и мироощущение и связанное с ними поведение, основанное на вере в существование Бога. Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Образование – Социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей, складывающийся под влиянием духовных ценностей и знаний. Воспитание – воздействие общества на развивающегося индивида, его цель – раскрытие и проявление дарований или сдерживание негативных задатков данного индивида. Культура – способ созидательной деятельности общественного человека, «надприродный» способ накопления и передачи человеческого родового опыта его оценивания, и осмысления, то, что выделяет человека из внешнего мира. При этом культура включает и саму деятельность, и ее продукты. Художественная культур а - это особый вид художественного освоения мира, умение создавать творения, воплощающие в себе художественную образность. Политическая культура – мастерство оптимально действовать в области политических отношений. Процесс приобщения к культуре новых поколений, процесс преобразования общества происходит постоянно. Нужно овладеть профессиональными знаниями для развития общества в этом направлении. В этом главная роль образования. Образование – система образовательных учреждений (дошкольных, средних, высших, дополнительных, профессиональных). Оно может быть государственным, домашним и т.д. Образование — это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков необходимых в их жизнедеятельности. Оно содержит в себе национально-специфические черты, использует разные приемы и методы педагогической деятельности. Черты современного образования: 1. Демократичность – равный доступ. 2. Интегративность – охватывает весь жизненный период. 3. Всеобщность – объединение различных образовательных стадий и структур. 4. Гибкость – использование различных форм, средств и методов обучения и т.д. Центральная фигура образования – учитель, но сегодня идет поворот в сторону информационных технологий (компьютер, видео). Самообразование – способность человека приложить усилия для формирования знаний и умений, нужных в сфере жизни общества. Для этого надо желание к его получению, для этого используется медиатехнологии, литература, и т.д. Большую роль в образовании и самообразовании играет наука как специализированный социальный институт, связанный с производством, хранением и распространением новых знаний, представляет собой конкретный вид рациональности. Рационализм – стремление понять мир разумом, желание преобразовать его в соответствие с разумом. Это здравое мышление душой. Рационализм противоположен интуитивизму и иррационализму. Интуитивизм — это непосредственное постижение мира на основе проницательности или предшествующего опыта без логического объяснения. Иррационализм – основным средством считают веру, откровение, озарение и т.д. Будучи элементом духовной жизни общества, наука – это деятельность по производству новых знаний, обладающих объективной значимостью. Впервые наука возникла очень давно. Есть четыре этапа развития: 1. Романтический 15-18 век 2. Классический 19-нач.20 век 3. Неклассический (⅔ 20 века) 4. Постнеклассический (последняя треть 20 века) В романтический период наука перестает быть любительской и становится профессией. В классическом периоде она преобразуется по образцу главной науки того времени (механики) создаются сциентические теории. Научные достижения начинают использоваться обществом. В неклассическом происходит зарождение большой науки. Создание теории относительности, ядерной физики. Наука пошла в быт. В постнеклассический происходит развертывание большой науки, формирование новых идей, появление новых наук – синергетики в которой природа, общество и человек рассматривают как частные случаи самоорганизации сложной системы. Дается новое понимание Хаоса и порядка. Показана творческая роль случайности. Наука становится всесторонним предметом опеки государства. С середины 20 века в мировую науку начал внедряться аксиологический (ценностный) момент – лишь та наука приемлема, обеспечивает сохранение и будущее человеческого рода.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |