Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четверостишие Дигнаги




Когда Дигнага принял решение написать свой труд о до­стоверном познании, знаменитый трактат 'Праманасамуччая' ("Компендиум достоверного познания"), где собраны все встречающиеся в сутрах наставления Будды по теории до­стоверного восприятия, он сочинил вначале одну шлоку, вы­ражающую поклонение Будде. Комментарий к этой шлоке составил целую главу трактата Дхармакирти 'Праманаварт­тика'. Итак, какие строки начертал Дигнага, когда медитировал в горной пещере? Вот они:

Ставший достоверным существом, Приносящий благо живым существам, Великий Учитель, Ушедший к блаженству, Защитник, Тебе поклоняюсь!

Когда я читал эту шлоку во время медитации в горах, то не мог сдержать слез - настолько был тронут, потому что она выражает в сжатом виде полный смысл второй главы 'Пра- манаварттики'. У того, кто постиг ее содержание, естественным образом возникает чувство радости от того, что обрел такое прибежище. Эти слова, преисполненные глубочайшего смыс­ла, Дигнага начертал на стене пещеры и вышел наружу, а, вернувшись, увидел, что строки стерты кем-то.

После того как он начертал их во второй раз, произошло то же самое. Сделав надпись в третий раз, он приписал: «У меня есть веская причина, чтобы писать данную шлоку на стене. Пожалуйста, не стирайте ее. Если хотите оспорить это утверждение, вы должны явиться и вступить со мной в диспут».

Строки стирал один тиртика, который был выдающимся логиком. Он понял глубокий смысл, который вложил в них Дигнага, а также осознал, что эта единственная шлока служит опровержением небуддийских концепций и представляет собой серьезную угрозу для индуизма. По этой причине они вызвали у него неприязнь. Тиртика был очень сильно привязан к догмам собственной доктрины, хотя и являлся мастером логики. Испугавшись, что утверждения Дигнаги разрушат его теорию, он стал стирать их со стены. Прочтя записку Дигнаги, он решил защитить свои воззрения и доказать Дигнаге логи­ческую несостоятельность его утверждений.

Рассмотрим, какие именно небуддийские воззрения опровергают слова первой строки: «Ставший достоверным существом».

Дигнага здесь говорит: «Будда, Ты стал достоверным существом». Я специально подчеркиваю смысл этих слов: Дигнага не написал, что Будда является или был достоверным существом, а именно, что он «стал достоверным существом». Тем самым косвенно Дигнага утверждает, что нет изначаль­ного достоверного существа, которое являлось бы высшим авторитетом и спасителем, объектом веры и поклонения. Достоверное существо, объект веры, становится таковым в силу причин и условий. Косвенно здесь говорится, что нет некоего изначального Бога-Творца, создавшего все сущее и являющегося объектом веры небуддистов.

Итак, они встретились в пещере и вступили в диспут. Дигнага опроверг воззрение тиртики о существовании вечно­го Творца всего сущего. Он доказал несостоятельность его взглядов. Если бы существовал Творец, он должен быть либо постоянным, либо непостоянным. Если он непостоянен, он зависит от причин и тогда уже не может быть изначальным, вечно сущим Богом. Если же он постоянен, он не может функ­ционировать. Как же тогда он создал весь мир и всех живых существ?

Такова сущностная квинтэссенция буддийского способа опровержения воззрения о Творце, который применил Диг­нага в диспуте с тиртикой. Когда тот осознал, что полностью повержен, так разгневался, что даже изрыгнул изо рта пламя, чтобы сжечь труд Дигнаги. Дигнага почувствовал к нему ве­ликое сострадание. Такова история123.

Теперь я буду комментировать эти строки. Сначала объ­ясню вам их сжато, потом приступлю к подробному рассмот­рению.

121 Будон Ринчендуб в «Истории буддизма» пишет, что «еретик был побежден дважды и трижды», но не захотел принять Учение Будды, как должен был бы сделать по правилам философских диспутов в древней Индии, где побежденный в диспуте был обязан принимать воззрение победителя. Индуист рассвирепел, изрыгнул огонь, сжег все вещи Дигнаги и самого его попытался спалить. Тогда Дигнага, исполненный скорби - оттого что не может содействовать благу од- ного-единственного еретика, вознамерился отказаться от усилий бодхисат гвы, но в этот момент перед ним явился сам Манджушри и сказал: «Я буду твоим защитником все то время, когда ты будешь идти по стадии (бодхисаттвы). И в будущие времена твоя работа будет единственным авторитетом (букв, глазом) для всех научных трактатов» [Будон 1999, с. 226].

Слова «ставший достоверным существом» означают, что изначально нет ни Будды, ни Бога. Вначале все великие и святые существа были подобны нам. Как и мы, под властью омрачений они вращались в сансаре. Итак, все Просветлен­ные, в которых мы ищем прибежище, стали достоверными существами.

Каким образом они ими стали? Причины, в силу которых они стали Буддами, объясняются во второй строке: «прино­сящий благо живым существам, Великий Учитель». Обе строки содержат объяснение, каким образом Будда стал до­стоверным существом.

Слова «Приносящий благо живым существам» указывают, какое великое сострадание имеет Будда. Они говорят о ме­тоде, благодаря которому тело обычного существа было преобразовано в Рупакаю Будды. В текстах говорится, что Будды рождаются из великого сострадания. Фраза «принося­щий благо живым существам» означает, что Будда стал до­стоверным существом, освоив метод просветления.

Слова «Великий Учитель» указывают на мудрость пости­жения пустоты. Эта мудрость и есть Великий Учитель. Эпитет «Великий Учитель» относится не к самому Будде, а к мудрос­ти постижения пустоты. Будда стал достоверным существом, потому что на протяжении многих жизней осваивал высшую мудрость.

Слова «Ушедший к блаженству» в третьей строке озна­чают, что благодаря освоению метода и мудрости Будда вы­шел за пределы печали и ушел к счастью. То есть они указы­вают, что Будда стал Сугатой. В тексте это состояние называется не «выход за пределы печали»124 (как иногда пе­реводится на английский язык), а «ушедший к совершенному счастью» - точный смысл эпитета «Сугата». Это говорит о том, что буддийский путь - путь счастья. Когда вы встаете на этот путь и продвигаетесь по нему, это счастье. И резуль­тат - тоже счастье.

Шантидева говорит: «Бодхисаттва, оседлав коня бодхи­читты, продвигается к большему и большему счастью. Разве




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.