Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по использованию ЭУМК




Механизм использования ЭУМК для изучения учебной дисциплины «Культура речи»:

Студенты дневной формы получения образования лекционный и практический материал изучают в соответствии с последовательностью, приведённой в содержании учебного материала (стр. 8).

Студенты заочной формы получения образования лекционный и практический материал изучают в соответствии с последовательностью, приведённой в содержании учебного материала (стр. 15).

На специальностях “Дошкольное образование” с 5-летним сроком обучения, “Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)”,“Социальная работа (социально-психологическая деятельность)” студенты самостоятельно изучают лекционные темы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 и выполняют темы практических занятий №№ 5, 7.

На специальности “Дошкольное образование. Практическая психология” студенты самостоятельно изучают лекционные темы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и выполняют тему практического занятия № 5.

На специальности “Практическая психология” студенты самостоятельно изучают лекционные темы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и выполняют тему практического занятия № 7.

Контрольные тесты служат студентам для самоконтроля после ознакомления с соответствующими лекционными темами, а также для подготовки к зачёту.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Номер темы Название темы и её содержание Количество часов, № занятия
лекции практические занятия
  Культура речи. Предмет и задачи. Определение понятия «культура речи». Специфика культуры речи как научной дисциплины, её основные задачи. Уровни владения культурой речи: 1) культура как состояние, уровень языка и речи; 2) культура как деятельность. правильность речи и речевое мастерство. Совершенствование культуроведческой компетенции личности. Современная теоретическая концепция культуры речи, многокомпонентность составляющих её частей в нормативном, коммуникативном, этическом и эстетическом аспектах. Функционально-лингвистическая ориентация курса с точки зрения функционально-речевой стратификации литературного языка. Вопрос о соотношении и взаимодействии литературного языка и языка художественной литературы в аспекте культуры речи. Литературный язык – вершина речевой культуры. Системные отношения речи: речь – язык, речь – мышление, речь – сознание, речь – действительность, речь – человек, речь – условия общения. Нормативный аспект культуры речи. Языковая нормализация в историческом аспекте. Формы кодификации литературного языка. Нормы произношения и ударения, лексические, фразеологические, морфологические и синтаксические нормы. Вариативность в орфоэпии, специфичность лексического фонда белорусского и русского языков; категории рода, числа и падежа, дифференциация норм управления в белорусском и русском языках. Типология ошибок, вызванных отклонениями от литературной нормы. Ошибки, связанные с интерференцией в условиях близкородственного двуязычия. Особая культурная и научная значимость словарей, служащих совершенствованию речи пользователя, исправлению ошибок и коллекционированию трудных случаев письменного и устного употребления. Функциональные разновидности языка с точки зрения культуры речи. Особенности разговорной речи, официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей. Возможности компьютерных текстовых редакторов. 2, № 1 2, № 1
  Белорусский и русский язык на рубеже веков. Языковая ситуация в мире и прогноз на будущее. Культура речи педагога. Культура речи, лексикология и семасиология; культура речи и стилистика; отношение культуры речи к логике, психологии, философии, эстетике, литературоведению, психолингвистике; культура речи и теория художественного словесного творчества. История культуры речи. Вопросы культуры речи в трудах отечественных и зарубежных учёных Л.В. Щербы, П.Л. Сопера, Д. Карнеги, Б.Н. Головина, Г.О. Винокура и др. 1, № 2   2, № 2
  Речевая коммуникация и культура речи. Речевая коммуникация как специфическая форма взаимодействия людей. Язык – речь – речевая деятельность – речевая ситуация. Различия языка и речи. Главная функция языка. Социально-психологические условия осуществления языковой деятельности. Культура языка и культура речи. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Понятие речевой ситуации (автор и адресат, тема, место и время речи, её причина и цель). 1, № 2 2, № 3
  Разновидности речи. Классификация речей. Устная и письменная форма существования речи. Монолог и его цели. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая. Композиционная форма монолога. Типы диалогов: информационный и интерпретационный. Условия возникновения диалога. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Виды и языковые особенности описания. Описание развёрнутое, подробное и краткое; объективированное и субъективированное. Повествование конкретное, обобщённое и информационное; развёрнутое и неразвёрнутое. Рассуждение и его виды: собственно рассуждение, доказательство, объяснение.   2, № 4
  Языковые качества речи в её коммуникативном воздействии. Правильность речи. Активные процессы в современном белорусском языке. Язык – речевая практика – языковой вкус современного общества. Закон речевой экономии как основа появления вариативности. Вариативность и нормативность. Типы вариантов. Иноязычное слово и норма. Причины заимствования. Заимствование неизбежное и не отвечающее требованиям необходимости. Понятие нормы языковой и литературной. Орфоэпические нормы. Основные фонетические законы способы совершенствования орфоэпических умений и навыков. Нормы ударения. Причины изменения и колебания ударения. Точность речи и её аспекты. Предметная и понятийная точность. Лингвистические средства, способствующие созданию точной речи и основные причины её нарушения. Логичность речи и её виды: предметная и понятийная. Условия логичности на уровне высказывания (сочетание слов, порядок слов, особенности лексического наполнения). Условия логичности на уровне связного текста (языковые средства связи высказываний в тексте; обозначение переходов от одной мысли к друго; членение текста на абзацы; выбор лексических структур, адекватных характеру выражаемого содержания; композиция, метод организации содержания). Речевые алогизмы. Чистота речи. Соотношение речи с литературным языком и нравственностью. Языковые средства, разрушающие чистоту речи: слова-паразиты, диалектизмы, жаргонизмы, канцеляризмы, вульгаризмы и др. Богатство речи. Структурно-языковые условия, обеспечивающие богатство речи (запас слов, моделей словосочетаний и предложений, запас типовых интонаций, степень активности и самостоятельности работы сознания и мышления). Лексическое, фразеологическое, семантическое, синтаксическое, интонационное багатство речи. Богатство информативной насыщенности речи). Уместность речи. Коммуникативная целесообразность речи. Уместность стилевая, контекстуальная, ситуативная, личностно-психологическая. 2, № 3 4, № 5, № 6
  Культура письменной и устной речи. Письменная речь и её особенности: абстрактность, отсутствие интонации, диалогичности, мотивация, единство содержания и речевой формы. Условия усвоения грамматики. Два типа текстовых целей: коммуникативная и экстракоммуникативная. Коммуникативные ошибки письменной речи. Особенности устной речи: обращение к конкретным слушателям, наличие «обратной» связи, использование дополнительных средств воздействия (интонация, жесты, мимика). Компьютерное редактирование текста. Возможные речевые ситуации для различных жанров. Описание – путеводитель, экскурсия. Повествование – рассказ о дорожно-транспортном происшествии, рассказ-рекомендация (покупка – продажа квартиры), автобиография. Рассуждение – обоснование, аргументация, мотивация, обобщения, выводы. Культура разговорной речи. Прагматический фактор и его роль в общении. Наличие фоновых знаний при общении. Разговорная норма. Условия успешного общения: потребность в общении, настроенность на мир собеседника, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, умение варьировать способ языкового выражения. Общение контактное – дистантное, непосредственное – опосредованное, устное – письменное. Нормы этикетного речевого общения.   2, № 7
  Особенности и культура публичной речи Классификация речей: академическое, социально-бытовое, социально-политическое, судебное, богословско-церковное красноречие. Отличие ораторской речи от разговорной и письменной. Методические особенности подготовки и построения ораторской речи. Выбор темы выступления, определение состава аудитории и ситуации общения, подбор иллюстративного материала, составление плана речи, запись текста выступления, тренировка в произнесении речи. Психологическая подготовка оратора. Композиция устной публичной речи. Соответствие содержания речи обстановке и цели общения, содержательная полнота и речевая сжатость; объективная обоснованность смысловых и эмоционально-оценочных акцентов; оправданность композиционной структуры с точки зрения жанра, условий, задач общения; стилистико-языковая оправданность; качество внешнего оформления письменного текста или устного высказывания. Паралингвистические средства воздействия. Ответы на вопросы. Типы вопросов: разъяснительные и дополнительные. Речевые и ораторские способности, навыки и умения. Ипровизация. Правила спора. Установление контактов. Ораторское мастерство в профессиональной деятельности. Речевое воздействие, взаимодействие в работе с клиентом. Техника речи. Речевой аппарат. Речевое дыхание. Голосообразование, качество голоса (благозвучность, высота, гибкость, полётность, суггестивность, выносливость. Профессиональные качества голоса. Упражнения для работы над дикцией. Логические и эмоциональные элементы выразительности речи (логические и психологические паузы, логическое ударение, интонационные конструкции, темпо-ритм). Культура профессиональной речи. Этика речевого поведения. Культура чтения вслух в зависимости от характера материала и целевых установок. Понятие «язык внешнего вида». 2, № 4 4, № 8, № 9
  Речевая и этическая культура в различных сферах общения. Стили языка и стили речи. Функционально-стилистическая дифференциация языка. Разговорная речь: нормы, сфера использования, функции, жанры. Правила речевого общения. Социально-психологические варианты речевого поведения в коммуникации. Искренность как важнейшее условие воздействия живого слова. Злоупотребление словом. Эффективность общения. Причины коммуникативных неудач. Искусство ведения диалога и полилога. Письмо как жанр разговорной речи. Разновидности и композиция писем. Научная и прфессиональная речь. Научный стиль и его использование в сфере научного общения специалистов. Разновидности научного стиля речи: учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, аннотация, резюме, рецензия, тезисы. Языковые средства, специальные приёмы и речевые нормы научных работ различных жанров. Терминология. Цитация и ссылки. Заголовок научной работы. Трансформация текстов, изменение их структуры и содержательные изменения. Переход от текста-структуры к связному тексту: план, тезисы, конспект, аннотация, сокращение текста или распространение подробностями. Трансформация невербальных средств в словесный текст. Чтение и комментирование схем, графиков, таблиц. Требования к учебному сообщению. Официально-деловой стиль оформления деловых бумаг, документов. Сфера употребления официально-деловой речи. Документация. Жанры-побуждения: заявление, приказ, инструкция, жалоба, рекомендация. Жанры ретроспекции: отчёт, обзор (прессы). Жанры-полилоги: собрание, переговоры, интервью. Переход от письменного текста к устному: резюме и собеседование. Переход от устного к письменному: запись устного выступления, протокол собрания. Композиционные особенности служебных документов. Значение точных формулировок в деловом документе. Стандартизация языка в деловом общении. Лексические, фразеологические и грамматические особенности деловой речи. Правила оформления документов. Публицистический стиль. 2, № 5 2, № 10
  Взаимосвязь вербальной и невербальной знаковых систем в речевой деятельности. Знаки вербальные и невербальные. Невербальная коммуникация. Экстра и интралингвистические средства речевой коммуникации. Речевая деятельность как структурная система. Индивидуальный контроль за мимикой, позами. Типичные в речевой деятельности жесты. Классификация жестов Поля Сопера. Национальное и индивидуальное содержание жестикуляции. Правила использования жестов. 2, № 6 2, № 11
  Выразительность устной и письменной речи. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи. Выразительные возможности грамматики. Основные условия выразительности речи: самостоятельность мышления, интерес к предмету сообщения; знание языка, его возможностей; знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая тренировка речевых навыков; психологическая речевая установка на выразительность. 2, № 7 2, № 12
  Речевой этикет. История речевого этикета. Нравственно-этические нормы и правила речевого поведения. Этический принцип речевого общения. Социокультурные нормы и этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарение, просьба и др.). Исторический, национальный и функциональный аспект речевого этикета. Контактоустанавливающая функция обращения. Ты-общение и вы-общение. Эвфемизация речи. Косвенное информирование, аллюзии, намёки на смягчающие приёмы ведения разговора. Деловой этикет: личное и письменное общение. Этикет письменных жанров. Этикет телефонного разговора. 2, № 8 2, № 13

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.