Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие №4. Системы счисления




 

Перевод чисел из недесятичных систем счисления
в десятичную

Система счисления называется позиционной, если значение каждого знака определяется ее местом (позицией) в числе. Позиционную систему счисления называют традиционной, если ее базис[1] образуют члены геометрической прогрессии, а значения знаков есть целые неотрицательные числа. Например, базисы двоичной ( D2 ), восьмеричной ( D8 ), шестнадцатеричной ( D16 ) и десятичной ( D10 ) систем счисления образуют геометрические прогрессии со знаменателями (Р): 2, 8, 16 и 10 соответственно.

Знаменатель Р геометрической прогрессии, члены которой образуют базис традиционной системы счисления, называется основанием этой системы счисления. Традиционные системы счисления с основанием Р называют Р-ичными. Базис Р- ичных систем совпадает с алфавитом [2], а размерность алфавита равна основанию системы счисления.

Существуют две формы записи чисел в Р -ичных системах: в свернутой форме в виде последовательности знаков
D = xn-1xn-2…x2x1x0x-1x-2…x-m из базиса системы счисления и в развернутой форме (полиномиальное представление):

D = xn-1 · Рn-1 + xn-2 · Рn-2 + … + x1 · Р1 + x0 · Р0 + x-1 · Р-1 + … + x-m · Р-m

где Р – основание системы счисления,

xi – символ базиса данной системы счисления,
n - число разрядов целой части числа,
m - число разрядов дробной части числа.

Для перевода чисел из недесятичных систем счисления в десятичную, необходимо представить число в развернутой форме, заменить во всех слагаемых символы базиса системы и само основание их десятичными эквивалентами и вычислить сумму значений всех слагаемых. Все вычисления выполняются по правилам умножения, сложения и деления в десятичной системе счисления.

 

Примеры выполнения заданий

1. Переведите D2, D8 ,D16 ® D10

101,112 = 1 × 20 + 0 × 21+ 0 × 22 + 1 × 2-1 + 1 × 2-2 = 5 + 0,5 + 0,25 = 5,7510

1,0658 = 1 × 80+ 0 × 8-1 + 6 × 8-2+ 5 × 8-3 =1,094 + 0,0098 = 1,10376510

А,С416 = 10 × 160 + 12 × 16-1 + 4 × 16-2 = 10 + 0,75 + 0,0156 = 10,765610

2. Переведите из недесятичной системы в D10

0,3426 = 0 × 60 + 3 × 6-1 + 4 × 6-2 + 2 × 6-3 = 0,5 +0,1 + 0,009 = 0,60910

 

Перевод чисел из десятичной системы счисления
в недесятичные

Для перевода целого числа из десятичной системы счисления в недесятичную систему счисления следует воспользоваться одним из двух способов:

1) последовательно делить заданное число и целые его части на новое основание системы счисления до тех пор, пока результат не станет меньше основания новой системы счисления. Полученные остатки от деления, представленные цифрами из новой системы счисления, запишите в виде числа, начиная с последнего частного числа;

2) каждый раз вычитать из остатка (первый раз из числа) число, равное ближайшей степени нового основания. Выписать новое число путем записи коэффициентов при степенях, заменяя их эквивалентами по таблице 1. У пропущенных степеней коэффициенты равны нулю (метод разложения по степеням).

Для перевода дробного числа из десятичной системы счисления в недесятичную систему счисления необходимо отдельно перевести его целую часть, затем дробную часть и объединить полученные результаты.

Чтобы перевести дробную часть числа следует последовательно умножать дробную часть числа (или произведений в дальнейшем) на основание новой системы счисления до тех пор, пока не выполнится одно из условий, когда дробная часть произведения:

1) не станет равной нулю; 2) не будет обнаружен период дроби. Период дроби выписывается в круглых скобках; 3) не будет получено требуемое по условию количество разрядов. Запись результата чрез знак приближения».

Число записать как целые части произведений сверху вниз, не учитывая ноль целых.

Примеры выполнения заданий

1. Представьте D10 ® D2, D8, D16 целое число 2410.

2410 = 110002   2410 = 308   2410 = 1816

2. Представьте D10 ® D2, D8, D16 целое число 2710 методом разложения по степеням.

2710 = 16 + 8 + 2+1 =1× 24 + 1 × 23 + 1 × 21 +1 × 20 = 110112

2710 = 24 + 3 = 3 × 81 + 3 × 80 =338

2710 = 16 + 11 = 1 × 161 + 11 × 160 = 1В16

Числа, большие 9, в шестнадцатеричной системе счисления заменяют буквами в следующем порядке:

10 – А, 11 – В, 12 – С, 13 – D, 14 – E, 15 – F.

3. Представьте D10 ® D2, D8, D16 дробное число 19,210

Для перевода целой части воспользуемся методом разложения по степеням:

1910 = 16 + 2 + 1 = 1 × 24 + 1 × 21 + 1 × 20 = 100112

1910 = 16 + 3 = 2 × 81 + 3 × 80 = 238

1910 = 16 + 3 = 1× 161+3 × 160 = 1316

 

0, 2 ´ 2 =   0, 4 ´ 2 =   0, 8 ´ 2 =   1, 6 ´ 2 =
 
 


1, 2 ´ 2 =

0, 4 ´ 2 =

 

19,210=10011,(0011)2

0, 2 ´ 8 =   1, 6 ´ 8 =   4, 8 ´ 8 = 6, 4 ´ 8 =   3, 2 ´ 8 =   1, 6 ´ 8 =   19,210= 23,(1463)8 0, 2 ´ 16 =   3, 2 ´ 16 =   3, 2 ´ 16 =       19,210 = 13,(3)16

Специальные приемы перевода

Трехразрядное двоичное число, соответствующее цифре восьмеричного числа, называется двоичной триадой. В связи с этим переход D2 ® D8значительно упрощается: двоичную запись числа разделяют на триады вправо и влево от запятой (в случае необходимости триады можно дополнить незначащими нулями) и заменяют каждую триаду соответствующей восьмеричной цифрой (см. табл.1).

Обратный переход осуществляется также просто: каждую цифру восьмеричной записи заменяют ее двоичным представлением.

Четырехзначное двоичное число, соответствующее цифре шестнадцатеричного числа, называется двоичной тетрадой. Переход D16 ® D2, (и обратно) также прост, как D8 ® D2, только тетрады двоичных цифр заменяются теперь на шестнадцатеричную запись.

Более длительные цепочки преобразований следует выполнить при переводах D8 ® D16 и D16 ® D8. Для этого необходимо выполнить ряд переводов: в первом случае D8 ® D2, затем D2 ® D16; во втором случае D16 ® D2, затем D2 ® D8. Возможны переводы и через десятичную систему счисления, но это осуществить гораздо сложнее.

 

Таблица 1. Десятичные и двоичные эквиваленты

Десятичный эквивалент Двоичные эквиваленты
D8 - D2 D16 - D2
  0 - 000 0 - 0000
  1 - 001 1 - 0001
  2 - 010 2 - 0010
  3 - 011 3 - 0011
  4 - 100 4 - 0100
  5 - 101 5 - 0101
  6 - 110 6 - 0110
  7 - 111 7 - 0111
    8 - 1000
    9 - 1001
    A - 1010
    B - 1011
    C - 1100
    D - 1101
    E - 1110
    F - 1111

 

Примеры выполнения заданий

1. Переведите D2 ® D8, D16 число:

 

2. Переведите D8 ® D2, D16 число:

3. Переведите D16 ® D2 число:

 

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. Получите дробное число и переведите его D10 ® D2 , D8 и D16

0) < ГГ >, < ММ >= 1) < ГГ >, < ДД >= 2) < ММ >, < ДД>= 3) < ГГ >,< ГГ >= 4) < ММ >,<ММ>= 5) < ММ >, < ГГ>= 6) < ДД >, < ДД>= 7) < ДД >, < ГГ>= 8) < ДД >, < ММ>= 9) < ГГ >,< ДД >=

2. Представьте целое число D10 ® D2, D8 , D16 методом разложения по степеням:

0)7910 1)8310 2)8110 3)5310 4)4810 5)6810 6)5710 7)4210 8)3310 9)7210

 
 

 


3. Переведите числа D2 , D8 , D16® D10

0) a) 1001,0012 = b) 301,218 = с) А19,316= 1) a) 1000,0112 = b) 410,328 = с) 0, В13616= 2) a) 1101,1012 = b) 511,128 = с) 1С2,05316= 3) a) 1011,0112 = b) 670,038 = с) Е51,30416= 4) a) 1111,0012 = b) 716,218 = с) А42,35116= 5) a) 1001,1012 = b) 307,358 = с) 123,F316= 6) a) 1011,0112 = b) 551,078 = с) 2C4,11316= 7) a) 1101,1112 = b) 360,238 = с) D13,7216= 8) a) 1111,1012 = b) 211,148 = с) 1F12,0616= 9) a) 1001,1112 = b) 402,338 = с) 1B5,01116=

5. Переведите D8 ® D2 :

0) 124,778=

 

1) –234,568=

 

2) –456,078=

 

3) 345,678=

 

4) 377,768=

 

5) –560,778=

 

6) –656,128=

 

7) 207,718=

 

8) –340,558=

 

9) 431,238=

6. Переведите D16 ® D2

0) -А,1203416=

 

1) 1234,АВ16=

 

2) СЕ45,6716=

 

3) –0,1234АА16=

 

4) АВ77,1216=

 

5) 67СЕ,4516=

 

6) –0,АВ152116=

 

7) Д7,34СВ16=

 

8) –134,В1716=

 

9) 1С3,3В116=

7. Сравните и поставьте знак: <, > или =

0) a) 2758 В2016; b) 2013 5E416;

1) a) 1А216 7618; b) 2647 110112;

2) a) 6108 1100112; b) 10616 3226;

3) a) F4616 6578; b) 1279 4D616;

4) a) 1178 A516; b) 3768 3456;

5) a) 5238 1101102; b) 30116 2103;

6) a) 4338 1001012; b) 4617 11F16

7) a) 5638 BA16; b) CE16 3024;

8) a) 2F116 4418; b) 6009 2548;

9) a) 4648 3C516; b) 12A16 2557.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.