КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мир, написанный на языке математики
О различных видах качеств. Таким образом, информация, поступающая в наше сознание посредством органов чувств, как бы, иерархизирована (есть существенная и несущественная). Воспринимая протяженность вещи (ее форму, объем, движение, - все, что связано с пространственностью вещи), мы (согласно Декарту) познаем ее объективные характеристики. А, воспринимая цвет, вкус, тепло или вес, мы не познаем саму эту вещь. Идея формы вещи, сложившаяся в моем сознании, соответствует тому, что есть в самой вещи. А цвет, который я воспринимаю (скажем, я вижу красное яблоко, или желтое солнце), - это только лишь идея моего сознания (в самом яблоке, или солнце нет красного или желтого). Яблоку или солнцу присущи некие объективные характеристики, которые обусловливают формирование в моем сознании идеи красного или желтого, но в яблоке или солнце нет ничего, похожего на присущую моему сознанию идею цвета. Такие качества, как цвет, по мысли Декарта, субъективны: не то, чтобы я обманывался, воспринимая цвет, но цвет (идея цвета) несет информацию, скорее, не о самом предмете, а о ситуации взаимодействия моих органов чувств с предметом (поэтому такие качества и вариативны, в зависимости от ситуации восприятия, я могу видеть разный цвет). Точно так же, поясняет Декарт свою мысль, - дело обстоит с болью. Я не ошибаюсь, испытывая боль, боль не иллюзия, но в ножике, которым я (допустим) порезался, нет ничего похожего на боль (ножику присуща определенная форма, которая обусловливает возможность им порезаться). Так же – с цветом, теплотой, запахом и вкусом и т. д. Такие качества должна быть объяснены (по мысли Декарта) из протяженности и движения, присущих, собственно, самой материи. Возможно, следующий пример пояснит декартовскую мысль (хотя он и не взят у Декарта). Декарт, конечно же, ничего не знает, о волновой природе света (ее тогда еще не открыли), но, думается современная наука поступает вполне по-декартовски, определяя свет, как электромагнитную волну определенной длины. Ход мысли вполне декартовский: истолковать цвет (непосредственное чувственно воспринимаемое качество) как что-то, что сводится к тому, что протяженно (волна, имеющая определенную пространственную форму).
Мир, как он интерпретируется Декартом (каким он на самом деле, согласно Декарту оказывается) – это мир протяженных тел без цвета и запаха. Это не тот мир, который дан непосредственно человеку в опыте. Мир, как его видят наши глаза и осязают пальцы, еще нуждается, по Декарту, в истолковании (а именно - в выделении существенного, протяженности материальных вещей). Можно сказать, что Декарт развоплощает мир. Но у такой картины универсума есть одна, несомненно, сильная сторона: мир оказывается исчислим. Сущность так истолкованного мирозданья может быть выражена числами и показана на графике (сущность мирозданья оказывается геометрична и математична). В 17-м веке, усилиями Декарта и многих других идет процесс математизации естествознания: природа (то, что изучает физика) истолковывается как то, в основе чего лежит математика. На самом деле, Декарт тут не первый. Он развивает мысль Галилея, который был убежден в том, что «книга природы написана на языке математики». Истинный язык, на котором написано мирозданье – это язык математический. Такого рода философия, несомненно, является вариантом метафизики в том смысле, что данное убеждение выходит за границы опыта, непосредственно чувственно данного. «Книга природы написана на языке математики» - предпосылка рассуждения (мы не смогли бы сделать такое заключение на основании опыта) это то, к чему приходит ум в процессе достаточно общих размышлений. Но, если и называть это «метафизикой», то нужно помнить, что именно этот тип теоретического построения лежит в основе классической модели науки. Естествознание и в целом европейская наука делает огромные успехи на протяжении последующих трех веков. На этот прорыв оказывается способным именно математизированное естествознание (ничего подобного в предшествующие века не наблюдалось). Но вернемся к Декарту. Декарт, развивая мысль Галилея о том, что истинный язык природы – математический, перестраивая философию (а, следовательно, и зависимые от нее области конкретного знания) так, чтобы она стала дедуктивной системой (по образцу геометрии) вовлекает в этот процесс реформации целостной структуры человеческого знания и саму математику: всем известный Декартов метод координат есть способ перевода алгебраических выражений в графические и наоборот. Декарт, реформируя философию, попутно реформирует и математику (его метод, по сути дела, объединяет алгебру с геометрией, делает из двух дисциплин, собственно, одну математику).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |