Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема курсовой работы. Подготовка и порядок проведения курсового исследования по психологии




Подготовка и порядок проведения курсового исследования по психологии

 

Подготовка и выполнение курсовой работы по психологии в вузе является одним из важнейших аспектов научно-исследовательской работы студента. На любую научную, в том числе и студенческую, работу распространяются все общие требования: требования научной этики, новизны, обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости результатов и т.д. Главная цель научной работы состоит в том, чтобы убедить читателя в актуальности и справедливости постановки проблемы исследования, правильности выбранного подхода к решению проблемы, адекватности применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез, достоверности и «чистоты» полученных первичных данных, логической и математической истинности и корректности интерпретации полученных результатов, закономерностей и выводов, показать перспективы и следствия проделанной работы с точки зрения возможного пересмотра или проверки ранее известных данных и теорий на основе вновь полученных результатов.

Значимость курсовой работы студента определяется тем, в какой степени студент научился самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность на всех ее этапах – от планирования научного исследования, его подготовки, выполнения и до представления результатов в виде самостоятельной научной работы. Обозначим и рассмотрим более детально эти этапы.

1. Определение темы и первичная постановка проблемы.

2. Поиск и анализ научной литературы по изучаемой проблеме.

3. Постановка цели, задач исследования, формулировка гипотез.

4. Планирование исследования, выбор методов и методик.

5. Проведение исследования, сбор эмпирических данных.

6. Первичный анализ данных, их математическая обработка и представление.

7. Обсуждение и интерпретация результатов.

8. Формулировка выводов и обобщений.

 

 

 

Выбор темы курсовой работы представляет для студента довольно сложное задание. Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой психологии и конфликтологии и предлагается студентам для ознакомления, осмысления и выбора (содержится в локальной сети филиала; см. приложения 5, 6, 7). Однако студентам также предоставляется право предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Темы курсовых работ и научные руководители окончательно определяются и утверждаются на заседании кафедры психологии и конфликтологии. В дальнейшем изменение темы курсовой работы не допускается.

Поиск и выбор темы исследования. Определиться с темой исследования проще в ходе поиска и изучения литературы по интересующей вас тематике. Тема курсовой работы также может быть связана с будущей или актуальной профессиональной деятельностью обучающегося. Особую актуальность это приобретает, когда речь идет о выборе темы курсового исследования студентом-заочником, который работает и имеет свои профессиональные интересы.

В начале поискатема может быть широкой. Поэтому при подготовке студенческой работы тема должна быть значительно сужена уже на стадии поиска литературы. Рекомендуется начинать работу над исследованием с изучения литературы по интересующей вас проблеме.

При написании работы имеет смысл познакомиться с публикациями, написанными специалистами смежных областей знания (социологами, лингвистами, педагогами, философа­ми). Следует иметь в виду, что не существует четких границ между знаниями, накопленными в отдельных отраслях науки и практики, и использование междисциплинарных связей в науке бывает плодотворным. А для того, чтобы список найденных источников не был огромным, можно ограничить параметры вашего поиска. Например, можно сфокусировать свой интерес только на монографиях, или на журнальных статьях, или на публикациях последних 5–10 лет.

Рекомендуется бегло просмотреть заглавия статей и их резюме (abstracts) в интересующей вас области на ранних этапах выбора темы. Это поможет лучше сориентироваться в соответствующей научной сфере и найти собственную тему. Просмотр в журналах многообразия интересных тем научных исследований может подтолкнуть вас к формулировке своей темы, возможно, по образцу или подобию.

Начинайте поиск с книг и статей последних лет издания, затем постепенно переходите к предыдущим годам. Это позволит в первую оче­редь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. Далее осуществляйте поиск в обратную сторону. Если современная статья относится к теме вашей работы, ее ссылки и библиография дадут полезный ключ к тому, в каком направлении продолжить обзор литературы.

Учитывайте два важных критерия при составлении списка литературы, который предстоит прочитать:

а) список должен в достаточной мере отражать имеющиеся в литературе знания по данной теме, и

б) он дол­жен обеспечивать соответствующий контекст для собственного исследования, если вы пишете обзор литературы как часть введения в эмпирическое исследование.

Запишите список воз­можных тем: чем больше, тем лучше. Пишите все, что приходит в голову, не задумываясь критически над тем, насколько это реально и выполнимо. Можете привлечь к обсуждению товарищей, однако, объяснив им, что основная задача обсуждения – генерирование идей, а не критика. Затем критически оцените эти идеи: самостоятельно или с другими студентами. Иногда комбинирование идей, предложенных в ходе мозгового штурма, ведет к интересной теме.

Формулировка темы. Поиск темы тесно связан с ее формулировкой. Поэтому уже на ранних этапах поиска публикаций по интересующей вас тематике важно попробовать сформулировать тему.

Название темы предварительно надо сформулировать в письменном виде. После выявления имеющихся источников можете пересмотреть тему и сделать ее более конкретной. Конечно, еще преждевременно окончательно формулировать тему. Это можно сделать только после чтения книг и статей, которые были выявлены в процессе информационного поиска.

Однако первый набросок темы исследования представляет собой попытку назвать область вашего исследования. Подумайте о теме и изложите ее в письменной форме в нескольких словах. Не стремитесь оттачивать формулировку: тема должна выглядеть и звучать как описательная фраза. В любом случае попытка сформулировать тему поможет лучше ее осознать.

Конкретизировать тему можно, если ог­раничить возрастной диапазон (например, «...у мужчин от 40 до 50 лет»), демог­рафические характеристики участников исследования («...у разведенных женщин», «...у бездомных», «...у сельских жителей», «...у пенсионеров», «...у украинцев» и пр.). При выборе темы можно выбрать определенные профессиональные («...у строителей», «...у программистов», «...у спортсменов высшей квалификации»), половые («...у девочек», «...у юношей») характеристики рассматриваемой в работе категории людей. Однако должна быть обоснована причина для такого выбора. Это значит, что у вас должны быть основания полагать, что изучаемая категория людей репрезентативна (характерна) в отношении изучаемых психологических характеристик.

Еще большую точность формулировке темы может придать опора на методологический аппарат планируемого эмпирического исследования.

В теме работы должен быть отражен объект и предмет исследования. Заголовок не должен носить характер результатов или выводов (например, неправильная формулировка: «Типичная причина агрессивного поведения мальчиков – завышенная самооценка»; лучше сформулировать в данном случае тему как «Влияние самооценки мальчиков на их агрессивное поведение»).

Слова «влияние» и «эффект» используйте в теме с осторожнос­тью. Эти слова в точном смысле могут употребляться только тогда, когда в исследовании выявляются причинно-следственные связи между переменными, для чего обычно используют эксперимент. В других случаях, например в корреляционном ис­следовании, редко можно доказать причинные связи.

Если изучается небольшое количество переменных, в теме рабо­ты должны называться эти переменные.Например: «Взаимосвязь само­оценки и агрессивности».

Если изучается много переменных, то в теме называется только тип переменных.Например: «Взаимосвязь между отношением уча­щихся к школе и их демографическими характеристиками». Конкрет­ные характеристики – социальный, экономический статус, проживание в сельской или городской местности, мужской или жен­ский пол – в заглавии не указываются, поскольку их очень много.

Тема работы должна соответствовать цели исследования и исследовательской гипотезе. Например, тема «Различия в эмоциональной устойчивости мальчиков и девочек дошкольного возраста» отражает основную цель исследователя – поиск различий в эмоциональной устойчивости мальчиков и девочек, а также гипотезу о том, что различия в эмоциональной устойчивости между мальчиками и девочками дошкольного возраста существуют.

В названии работы по возможности следует избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии.

Не рекомендуется начинать название работы со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...», «К вопросу о...» и т.п., так как в них в должной степени не отражается суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.

В случае длинных заголовков лучшую читабельность им придает использование автором дополнительных поясняющих и уточняющих комментариев после двоеточия (например: «Подростковый кризис у девочек, воспитывающихся в неполных семьях: индивидуальные особенности протекания»).

После такой работы со своими конкретными предложениями, оформленными в письменном виде, можно идти к научному руководителю на первую консультацию, вместе с которым и будет производиться работа по формулированию темы вашей курсовой работы. Возможно, в дальнейшем тема может быть переосмыслена вами или научным руководителем.

Таким образом, именно тщательно выбранная и сформулированная тема – залог того, что студентом будет грамотно спланировано и проведено курсовое исследование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.