Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование и проведение исследования




 

Первый этап деятельности студента при выполнении курсовой работы – поиск соответствующих ис­точников информации по изучаемой теме. Основные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и науч­но-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, сайты и веб-страницы в Интернете. При их использовании необходимо правильное оформление ссылок на них, о чем речь пойдет ниже. Могут использоваться также и неопубликованные материалы. В случае рукописей это указывается в скобках после названия источника. Если используется устное выска­зывание специалиста, это также упоминается в тексте работы.

При изучении публикаций по теме необходимо пользоваться, прежде всего, научными библиотеками. Для подготовки квалификационной работы могут использоваться библиотека филиала РГСУ в г. Минске, Национальная библиотека Беларуси, библиотеки других университетов, а также некоторые специализированные библиотеки (например, педагогическая, медицинская и т.п.).

Изучение литературы по проблеме исследования. Поскольку выпускные квалификационные работы являются формами учебной и научной работы, то основой для их написания должны служить публикации учебного и научного характера – книги и статьи соответствующего содержания и жанра. При изучении источников следует помнить, что книги и статьи могут иметь разную адресацию: от этого зависят их стиль и со­держание.

Первый тип публикаций – научные книги и статьи, предназначенные для психологов. Они пишутся, как правило, строго научным языком, и в их задачу входит сообщение но­вых данных по какой-либо проблеме.

Второй тип – это учебники и учебные пособия. Они пи­шутся также научным языком. Степень сложности и доступности из­ложения, количество используемой научной терминологии должны соответствовать уровню знаний студентов, для которых это учебное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, – систематизированное изложение какой-либо области психологического знания. Поэтому изучение литерату­ры по проблеме исследования полезно начинать с учебников и учебных пособий. Однако следует учитывать, что использовать их в работе следует в ограниченном количестве.

Третий тип публикаций – справочники и словари, где объясняются термины и понятия, а также некоторые раз­делы психологического знания. Обращение к ним также целесообраз­но на первом этапе работы, поскольку в них можно найти типичные определения понятий, классификации явлений, описание основных психологических закономерностей.

Четвертый тип публикаций – это научно-популярные книги и ста­тьи, предназначенные для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической пробле­мы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии. Науч­ные термины или доступно разъясняются, или заменяются более про­стыми языковыми оборотами. Как правило, материалы научно-популярных книг и журналов, публицистичес­кие статьи, художественная, религиозная и эзотерическая литература могут использоваться студентами для раскрытия темы только в самых крайних случаях и лишь в качестве вспомогательных источников.

После того как собрана информация об основных источниках по теме, можно переходить к их изучению. Однако, библиографический список вашей работы может и далее расширяться по мере знакомства со ссылками на работы других авторов, которые встречаются в изучаемых источниках.

Список литературы должен быть достаточно полным и характе­ризовать вашу осведомленность в изучаемой проблеме. При написании обзора литературы студент должен поставить две основные цели. Во-пер­вых, подготовить всесторонний и современный обзор темы. Во-вторых, показать, что достаточно владеет зна­ниями в изучаемой области.

Количество используемых источников характеризует объем проделанной студентом работы, поэтому служит важным критерием для ее оценки. Согласно требованиям, сформулированным на кафедре психологии и конфликтологии, список литературы в курсовой работе должен
содержать не менее 30 источников
.

Многое зависит и от того, в какой мере и насколько целесообразно используются эти источники. Например, в случае детального анализа литературы на иностранных языках список лите­ратуры может быть меньше, поскольку этот вид работы часто требует больших временных и интеллектуальных затрат. При написании работы следует иметь в виду, что обзор литературы должен обеспечивать обоснование эмпирического исследования. Именно с этой точки зрения он и будет оцениваться.

Научная и специальная литература издается, как правило, ограни­ченными тиражами. Поэтому при чтении и конспектировании источ­ников следует рассчитывать, прежде всего, на работу в читальных залах библиотек. При необходимости можно сделать ксерокопии наиболее важных фрагментов и материалов изучаемых публикаций.

При первоначальном знакомстве с книгой полезно сначала внима­тельно изучить аннотацию, оглавление, введение, заключение, список литературы, а также бегло просмотреть ее. Это даст общее представление о проблематике и круге вопросов, освещенных в книге, значении, которое она может иметь в раскрытии вашей темы, а также месте, которое ее содержание может занять в вашей работе. Предварительный просмотр книги позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно ознакомиться с отдельными разделами. Первоначальному знакомству с книгой помогает динамическое чтение, которое дает возможность уловить общие идеи, проблемы, цель, задачи, методы и результаты, не вдаваясь в детали. Аналогичный алгоритм беглого обзора необходимо использовать и при предварительном знакомстве с журнальными статьями. Главная целевая установка при чтении, кото­рая должна быть у вас в этом случае, – поиск в книгах и статьях нужной вам информации по теме, а не изучение их содержания самих по себе. Выбирайте в источнике то главное, что важно для вас как иссле­дователя, а не для автора (совпадение ваших точек зрения в этом от­ношении возможно, но не обязательно). Помните, что вы изучаете книгу (или статью) не для сдачи экзамена, а для написания научной работы.

В дальнейшем при внимательном чтении заинтересовавшей книги, ее разделов или статьи важно мысленно соотносить изучаемый матери­ал с тем, что вы уже знаете по данной проблеме из других источников: круг используемых понятий, сходство и различие в их раскрытии, общ­ность и специфика в исследовательских подходах, методах, выборке, результатах, выводах. Так будет выстраиваться общая ло­гика и последовательность раскрытия основных вопросов в вашей квалификационной работе. При этом следует помнить, что анализ ли­тературы должен быть нацелен не только на описание полученных в психологии (или смежных дисциплинах) знаний по теме исследования, но и на выявление нерешенных и дискуссионных проблем, критическое осмысление темы. Аргументированное изложение собственной точки зрения – важный аспект квалификационной работы. Тщательное изу­чение накопленного в литературе исследовательского опыта должно помочь студенту в выявлении актуальных научных и практических проблем для собственного эмпирического исследования.

При внимательном аналитическом чтении нужно делать записи. Они будут полезны при дальнейшем написании квалификационной работы. Такие записи могут быть в форме выписок, тезисов или конс­пекта. Прежде чем делать выписки или конспектировать источник, необ­ходимо зафиксировать точное библиографическое его описание. Это потребуется при оформлении списка литературы. Выписки и конспекты работ целесообразно делать на отдельных листах, так как это создаст определенные удобства в классификации материалов на завершающем этапе при написании текста работы, позволит быстрее классифицировать источники по содержа­нию информации.

Процесс планирования эмпирического исследования. Важнейшей частью курсовой работы является эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения).

Должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области, эмпирическое исследование по курсовой работе может выполняться в области прикладных отраслей психологии. Проект эмпирического исследования или практической психологической работы разрабатывается студентом с помощью научного руководителя.

Курсовая работа предполагает выполнение студентом определенного объема эмпирической или практической психологической работы. Этот объем определяется количеством испытуемых, которые были обследованы, количеством использованных методик и степенью их трудоемкости, сложностью обработки и анализа полученных данных. И студент, и научный руководитель должны это учитывать при планировании исследования, а аттестационная комиссия – при оценке работы.

Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность использованных методов и методик целям работы, организацию и проведение сбора и обработки эмпирических данных, за
достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Процесс эмпирического исследования включает следующие этапы.

1. Методологическое обоснование исследования, определение предмета и объекта, постановка научной гипотезы, цели и задач исследования.

2. Построение плана исследования, операциональное определение изучаемых явлений, подбор методов и выдвижение эмпирических (экспериментальных) гипотез.

3. Организация исследования и сбор эмпирического материала.

4. Качественная и количественная обработка данных.

5. Обсуждение и интерпретация данных.

6. Формулировка выводов, подтверждающих или опровергаю­щих гипотезы.

Определение основных методологических аспектов курсовой
работы
осуществляется в начале исследования на стадии его планирования. Однако их изменение и конкретизация могут продолжаться в дальнейшем в ходе его проведения.

Основными методологическими аспектами исследования являются:

1) актуальность темы исследования,

2) научная проблема, на решение которой оно направлено, и новизна исследования,

3) объект и предмет исследования,

4) цель исследования и научная гипотеза исследования (иссле­довательский вопрос),

5) задачи исследования и эмпирические (экспериментальные) гипотезы,

6) план, организация и методы исследования,

7) методики, использованные в исследовании.

Актуальность научной проблемы, объект и предмет исследования. Эмпирическое исследование в области практической психологии должны быть направлены на решение актуальной с практической и научной точек зрения проблемы.

Научная актуальность определяется необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методики исследования в соответствующей области психологии.

Практическая актуальность – необходимостью поиска новых знаний для решения практической проблемы или важностью разработки методики, имеющей практическую направленность.

Объектом исследования является фрагмент изучаемой реальности. Объектами психологического исследования могут быть индивид, группа людей (дети раннего возраста, подростки, учащиеся 8–9 классов, подростки с девиантным поведением, консультант, клиент, консультируемые и т.д.). Предметом исследования в таком случае являются определенные стороны или отношения объектов, психические процессы, состояния или свойства людей, функции и характеристики отдельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. Например, в качестве объекта исследования могут выступать младшие школьники, а в качестве предмета исследования, например, самооценка младших школьников.

Объектом психологического исследования могут быть также определенные формы поведения, деятельности людей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства). Например, самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком случае предметом исследования могут стать факторы формирования его самооценки. Если объект исследования – учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрастной ступени, то предметом исследования могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Если объектом исследования являются психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом исследования будут психические состояния, то предметом его будут их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то предметом его могут стать индивидуальные особенности, проявления, факторы и механизмы развития, связь с другими свойствами. Таким образом, понятия предмета и объекта психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимной связи.

Цель и задачи исследования. На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи эмпирического исследования или инновационной работы в области практической психологии.

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Приведем цели, достаточно типичные для психологических исследований:

1) изучение психического явления,

2) описание психологического феномена,

3) изучение структуры психического явления (или влияющих на него факторов),

4) выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам,

5) выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых,

6) изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний,

7) изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы,

8) обобщение, классификация, типологизация данных,

9) разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования,

10) разработка или адаптация к новым условиям психодиагностической процедуры,

11) разработка или адаптация к новым условиям методики кон­сультирования, коррекционной, развивающей психологической работы.

Цель работы обычно заключается в том, чтобы изучить, выявить, рассмотреть, определить, дать характеристику, доказать и пр. В любом случае работа должна содержать определен­ную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики либо применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к ре­шению поставленной вами проблемы.

Задачи работы конкретизируют цель исследования и подразделяют ее достижение на определенные этапы.Последовательно решая поставленные задачи, исследователь продвигается к достижению цели. Задачи исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.

Теоретические задачи обычно решаются путем анализа, синтеза, поиска сходного и различного, абстрагирования и обобщения, классифи­кации и систематизациитеоретических и эмпирических данных, име­ющихся в литературе. Теоретические задачи могут решаться также с помощью логических умозаключений, когда студент на основе имеющихся в литературе знаний логическим путем выводит новое на­учное знание. Следует отметить, что далеко не любой обзор литерату­ры может быть назван теоретическим исследованием. Курсовая ра­бота, как правило, содержит обычно одну теоретическую задачу – выявление проблемы, которая может быть решена эмпирическим путем. Поэтому обоснование гипотезы или цели исследования – по сути, и есть ре­шение этой теоретической задачи путем анализа, сравнения и обобще­ния литературы. Основной вывод при решении данной задачи заключается в том, чтобы определить, каких знаний недостает в современной науке; на их поиск и будет направлено проводимое эмпирическое исследование.

Эмпирические задачи решаются путем сбора и анализа данных, полученных с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование и пр., а также методов качественной и количественной обработки этих данных, таких как корреляция, сравнение, факторизация и пр.

Гипотезы исследования. На основе анализа научной проблемы и поставленной цели исследования формулируется гипотеза и определяется, что предполагается изучить в процессе исследования. При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого гипотеза уточняется.

Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, т.е. проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных методов научной психологии. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов.

Рассмотрим принципы построения простых эмпирических гипотез.

А. Эмпирическая гипотеза должна обозначить все переменные и ожидаемый между ними тип отношений.

Например, рассмотрим пере­менные «координация психомоторики» и «самооценка». Исследователь ожидает выявить высокую самооценку у людей с хорошей психомоторной координацией и низкую самооценку среди тех, кто имеет худшую координацию. Гипотеза может быть сформулирована следующим образом: «Существует прямая связь между уровнем психомоторной координации и степенью самооценки».

Или другой пример: «Студенты различаются по уровню общей тревожности и по способности завязывать дружбу». Как видим, переменные названы, но ожидаемое отношение между ними не формулируется. Гипотезы может прояснить, что исследователь верит, что те, у кого выше общая тревожность, имеют меньшие способности завязывать дружбу: «У студентов существует обратная зависимость между уровнем общей тревожности и способностью завязывать дружбу».

Б. Когда есть независимая переменная, назовите конкретную зависи­мую переменную. В некоторых исследованиях независимые перемен­ные представляют собой набор действий, совершаемых исследовате­лем. Результат, который из этого следует, является зависимой переменной. Цель такого исследования (эксперимента) заключается в определении влияния независимой переменной на зависимую пере­менную. В гипотезе в этом случае должна называться конкретная зави­симая переменная.

Пример гипотезы: «Целенаправленное развитие пространственных представлений младших школьников является важным фактором успешного усвоения ими учебных знаний» В этом примере независимая переменная – целенаправленное развитие пространственных представлений. Однако выражение «важным фактором» предполагает, что существует зави­симая переменная, которая не конкретизирована. Улучшенная версия гипотезы должна указывать, что в качестве зависимой переменной рассматриваются определенные показатели эффективности усвоения знаний. Например: «Учащиеся, принимающие участие в занятиях, направленных на развитие пространственных представлений, будут показывать более высокие результаты учебной деятельности по таким показателям, как…, чем учащиеся, не принимающие участие в таких занятиях». Цель экспериментов – определить эффект воздействия независимой переменной на зависимую. Поэтому недостаточно сказать «влияние» или «большее влияние».

В. Если связь переменных ожидается только среди определенной кате­гории людей, необходимо назвать эту категорию в гипотезе. Так, в данном примере «дошкольники» определены как категория, интересую­щая исследователя: «У детей дошкольного возраста существует прямая связь между уровнем психомоторной координации и степенью самооценки».

Г. Эмпирическая гипотеза должна быть достаточно конкретной.

Рассмотрим следующую гипотезу: «Существует прямая связь между компьютерной грамотностью администраторов и использованием ими компьютеров». Улучшенный вариант данной гипотезы может быть такой: «Среди администраторов существует прямая связь между объемом тренинга, который они имели в использовании компьюте­ров, и количеством административных задач, которые они выполня­ют с использованием компьютеров». Улучшенный вариант гипотезы конкретнее, чем первый. В нем указывается смысл терминов «компь­ютерная грамотность» (то есть тренинг в использовании компьюте­ров) и «использование компьютера» (то есть количество администра­тивных задач, которые выполняются с использованием компьютеров).

Д. Эмпирическая гипотеза формулируется в одном предложении.

Е. Если в гипотезе делается сравнение, сравниваемые элементы должны быть названы. В сравнениях обычно используются такие термины, «больше», «меньше», «выше», «ниже».

Следующий пример гипотезы неудачен: «Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых». В данном примере сравнение не завершено, поэтому вынуждает читателя делать предположения о группе (или группах), с которой первоклассники с низкими учебными достижениями сравниваются. Улучшенные вари­анты гипотезы: «Первоклассники с низкими учебными достижениями более зави­симы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся со сред­ними успехами»; «Первоклассники с низкими учебными достижениями более зави­симы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высо­кими успехами»; «Первоклассники с низкими учебными достижениями более зави­симы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высо­кими и средними успехами». Данные варианты лучше, поскольку в них используется слово более.

Ж. Поскольку большинство гипотез имеет дело с поведением групп лю­дей, то использование множественного числа является обычно предпоч­тительным.

Неудачный пример: «При уходе на пенсию муж или жена будут испытывать меньший стресс, когда он или она удовлетворены браком, чем когда он или она менее удовлетворены браком». В этом примере слова единственного числа (муж или жена) обозначают учас­тников исследования. Поскольку гипотеза будет провериться с ис­пользованием групп мужей и жен, то более целесообразна улучшен­ная версия данной гипотезы: «Супруги, которые более удовлетворены браком, будут переживать меньший стресс при уходе на пенсию по сравнению с теми, кто менее удовлетворен браком».

И. Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необ­ходимы для выражения смысла (и не должна содержать лишних слов).

Сравним две гипотезы: 1) «Те из учителей начальных классов, которые преподают в школах, занимающихся по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку, чем те, кто преподаст в начальной школе, занимающейся по традиционной программе» и 2) «Учителя начальной школы, преподающие по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку по сравнению с теми, кто преподает по традиционной программе». Как видим, второй пример формулировки гипотезы короче, одна­ко его смысл достаточно ясен.

К. Гипотеза обычно называет переменные в том порядке, в каком они проявляются или измеряются.

Неудачный пример: «Более высокая общая тревожность будет наблюдаться среди взрослых людей, которые испытали более длительные периоды сенсорной депривации». Лучше можно сформулировать следующим образом: «Взрослые люди, испытавшие длительные пери­оды сенсорной депривации, будут проявлять более высокую общую тревожность по сравнению с теми, кто испытал меньшую депривацию».

Л. Избегайте в гипотезах использования слов «значимый» или «значи­мость», так как они указывают на значимость статистического критерия, которые используются в большинстве эмпирических исследований.

М. Избегайте в гипотезе использования слова «доказывает». Эмпирическое исследование не доказывает результаты по следующим трем причинам. Во-первых, эмпирическое исследование обычно основывается на определенных выборках из изучаемой по­пуляции, и потому не исключено, что ни одна выборка не является полностью репрезентативной для соответствующей популяции. Во-вторых, нельзя исключить, что ни один тест или измерительная про­цедура не является совершенно валидной и надежной. И, наконец, нельзя исключать, что в исследовании в той или иной форме прояви­лась непреднамеренная необъективность (исследователя или участ­ников). Эта необъективность может иметь различные источники. На­пример, тестирование в контрольной группе случайно проходило в более шумной обстановке, чем в экспериментальной группе. Или по­мощник исследователя непреднамеренно внушил определенные отве­ты респондентам в опроснике по изучению мнений. Таким образом, исследователи не должны наивно полагать, что они доказывают что-то эмпирическими исследовательскими методами. Наоборот, они должны признать, что они собирают данные, которые дают только определенную степень уверенности относительно выводов. Чем боль­ше исследователь сделал для уменьшения ошибок, тем больше может быть его уверенность в том, что полученные результаты обоснованы.

Н. Исследовательская гипотеза должна предполагать наличие опреде­ленных отношений между переменными, а не между показателями со­ответствующих измерительных шкал. Показатели, полученные с помощью тестов, опросников, наблюдений или экспериментальных процедур, являются всего лишь показателями соответствующих переменных (понятий). Это значит, что, используя другие адекватные измерительные процедуры, исследователь получит такие же отношения между данными переменными. Научно-психологическое исследова­ние изучает отношения между переменными, а не между количествен­ными показателями. Соответственно должны формулироваться и ги­потезы.

Неправильно сформулировать гипотезу так: «Чем больше показатели самооценки по методике «Лесенка» у мальчиков 4 класса, тем больше их показатели агрессивности по тесту фрустрационных реакций». Правильно сформулировать гипотезу так: «Чем выше само­оценка мальчиков 4 класса, тем выше их агрессивность».

О. Избегайте в гипотезе точных статистических предсказаний. Точ­ные статистические предсказания редко могут быть обоснованы. К тому же их почти невозможно подтвердить. Потому нецелесообразно указывать на точное процентное соотношение изучаемых показате­лей в сравниваемых выборках или на уровень значимости статистического вывода, ожидаемый исследователем при использовании опре­деленного критерия.

Эмпирические гипотезы могут быть четырех типов (В.Н. Дружинин, 2001):

A) гипотезы о наличии явления;

Б) гипотезы о наличии связи между явлениями;

B) гипотезы о наличии причинной связи между явлениями;

Г) гипотезы о наличии различий в явлениях.

Проверка гипотез типа А заключается в выявлении факта суще­ствования определенного психического явления, свойства или признака. Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом приня­тии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах.

Гипотезы типа Б – о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интел­лектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты более склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще на­зывают корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой.

Гипотезы типа В – о причинно-следственных связях. В экспери­ментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависи­мая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Гипотезы типа Г – гипотезы о различиях (количественных или качественных) в проявлении определенного признака (или психического явления) у людей определенной категории.

Рассмотренные типы гипотез могут использоваться как основа для формулирования исследовательских гипотез студентов-выпускников в дипломных исследованиях.

Выделяю также следующие варианты экспериментальных гипотез (Р. Готтсданкер, 1982):

— контргипотеза – экспериментальная гипотеза, альтернативная основному предположению; возникает автоматически;

— конкурирующая экспериментальная гипотеза – эксперимен­тальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

— точная экспериментальная гипотеза – предположение об от­ношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независи­мой переменной и «очищения» ее условий;

— экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине – предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение. «Негативный» процесс, основанный на представлении о 2 базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного»; проверяется в многоуровневом эксперименте;

— экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

— экспериментальная гипотеза с одним отношением – предпо­ложение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

— комбинированная экспериментальная гипотеза – предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной – с другой; проверяется только в факторном эксперименте.

В исследовании может быть несколько гипотез. В этом случае они формулируются в том порядке, в котором проверялись. Их можно включить в одно предложение, если оно при этом остается достаточ­но лаконичным и ясно выражает их смысл, или сформулировать в от­дельных предложениях. При этом целесообразно их (гипотезы) обо­значить цифрами или буквами.

Гипотеза может указывать направление связи между переменны­ми, а может и не указывать на характер данной связи. Но гипотезы, указывающие направление и характер связи между переменными, бо­лее типичны, поскольку автор обычно имеет определенное мнение на этот счет.

Если исследователь не знает, какой характер связи между пе­ременными можно ожидать, имеет смысл вместо гипотезы сформулиро­вать цель или вопрос, который ставится в исследовании.Предположим, что мы не имеем никаких научных оснований предполагать, кто более агрессивен в определенных жизненных ситуациях: мужчины или женщины. Однако предполагаем, что определенные различия существуют. В этом случае можно сформулировать ненаправленную гипотезу: «Существуют различия в степени проявления агрессивности у мужчин и женщин» или цель: «Выявить различия в степени агрессивности у мужчин и женщин». Можно также сформулировать исследовательский вопрос: «Существуют ли различия в степени проявления агрессивности у мужчин и женщин?»

Если исследование основано не на количественных измерениях, а на качественных описаниях, то формулировка цели исследования или исследовательского вопроса также более целесообразна, чем формулировка гипотезы. Например, вопрос о различиях в агрессив­ности мужчин и женщин, возможно, касается не столько степени их агрессивности, сколько форм и сфер проявления агрессии. В таком случае более целесообразно не количественное исследование, а качественное описание соответствующих форм поведения. В этом случае исследовательский вопрос может быть такой: «Каковы различия в проявлениях агрессии у мужчин и женщин?»

Методы и методики исследования. Для решения каждой задачи подбираются методы и методики ис­следования, процедуры сбора эмпирических данных, а также способы их обработки, планируется выборка участников исследования, опре­деляются место и условия его проведения. Сбор эмпирического материала представляет собой ответствен­ную часть исследования. Организационная работа и практическое проведение методик изучения требуют от исследователя ряда особых умений, которыми студент должен овладеть.

Сбор эмпирических данных для проверки гипотез следует осуществ­лять с помощью адекватных методик. Для сбора первичных данных могут использовать­ся такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов, специализированные социально-психологические методы (социометрический метод, ГОЛ, оценочная биполяризация) и пр. Каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки. В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точ­ки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет.

Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов важно уже на ранних стадиях исследования точно определить переменные (независимые и зависимые), которые будут изучаться. Должны быть предусмотрены возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланиро­вать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться и основанием для каких выводов будут служить. Измерение изучаемых психических явлений – неотъемлемая часть научного подхода. Неза­висимо от типа исследовательских задач всегда следует искать воз­можность получить и представить количественные данные по изучае­мому объекту, явлению или закономерности в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, интервальной (шкала интервалов) или шкале отношений (Дружинин, 1997; Сидоренко, 2001; Ермолаев, 2003, Пашкевич, 2007).

Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использо­вание методик других авторов предполагает знание условий их разра­ботки и предшествующей апробации. Текст методики, который со­держит только вопросы (или задания) к испытуемому, ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. К применению ранее полученных норм в собственном исследовании нужно относиться очень осторожно, поскольку чаще всего они являются статистическими и зависят от выборки испытуемых и условий проведения методики.

Обследуемая выборка должна быть репрезентативной относитель­но задач исследования.Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом ис­следовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психоло­гические особенности испытуемых и другие параметры, которые мо­гут оказать влияние на результаты. Выборка должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить по группам с разными условиями исследования, обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать дока­зательность положений, которые защищаются в работе. В зависимос­ти от целей и возможностей количество испытуемых в отдельной группе (экспери­ментальной или контрольной) варьирует от 1 до 100. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30–35 человек (В.Н. Дружинин, 1997, с. 112).

Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых превыша­ет число регистрируемых переменных в три и более раз. Кроме того, целесообразно увеличение количества испытуемых, по крайней мере, на 5–10% по сравнению с планируемым, поскольку часть из них может быть «отбракована» в ходе исследования.

Доступность объекта исследования. Необходимо предусмотреть, чтобы объект исследования был доступен для практического контак­та с ним в условиях, необходимых для изучения. Можно, например, спланировать научный проект по выявлению психологических осо­бенностей деятельности водолазов под водой, депутатов в парламенте или заключенных в тюрьме. Но при этом нужно предусмотреть орга­низацию соответствующих условий для обследования, подумать, смо­жете те ли вы получить к ним доступ и установить с ними доверитель­ный психологический контакт. Доступность объекта должна учитываться уже на стадии выбора темы.

Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства эк­спериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реаль­ных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными дела­ми и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители. Также студент должен уметь установить довери­тельный рабочий контакт с изучаемым человеком, при котором может быть получена достоверная информация. На этом этапе работы необходимо соблюдение норм профессиональной этики психолога.

Пилотажное исследование. В ходе работы студента могут ожидать некоторые разочарования, поскольку добиться идеальных условий исследования часто не удается. Как правило, реальные обстоятель­ства корректируют планы и исследовательские процедуры. Первое пробное исследование позволяет выявить недостатки его проектиро­вания. Этот этап научной работы обычно называют пилотажным. Его данные позволяют усовершенствовать программу и методику исследовательского проекта. Поскольку они получаются в несколько дру­гих условиях, то часто его результаты не включаются в общую выборку при обработке данных.

Количественная обработка результатов исследования. Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности выводов как в научном исследовании, так и в разработке в области практической психологии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как среднее арифметическое и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Каждый исследователь (и научный руководитель в том числе) выбирает статистические критерии, исходя из своих знаний, опыта, типа задачи и вида данных, которые подлежат обработке. Основательно разобравшись в смысле и процедуре критерия, студент может положиться на опыт и советы научного руководителя или предложить использование другого критерия, в большей степени отвечающего задачам исследования.

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных – очень важная и ответственная часть исследования. Осуществлять данный выбор нужно в процессе планирования исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необхо­димо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут реги­стрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться и ка­кие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать. Для этого полезно ознакомиться и руководствоваться классификацией задач и методов их решения, которую приводит в своей книге Е.В. Сидоренко (2001, с. 34).

Следует идентифицировать тип переменных и шкалу измерения. При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, ко­торая использовалась при измерении психологических показателей и других переменных (возраст, состав семьи, уровень образования).

В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (т.е. измерять): например, время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и др.

Выделение переменных в работах по практической психологии, где возможности использования традиционных и стандартизированных психологических тестов (с которыми обычно ассоциируется проблема измерения) ограничены, и поэтому могут наблюдаться определенные трудности. В области практи­ческой психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы: речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, – все это может рассматриваться в качестве переменных (главное – иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от гипотез и задач).

Нужно учитывать тип распределения данных при выборе статис­тического критерия. Параметрические критерии ис­пользуются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. При использовании параметри­ческих критериев необходима проверка нормальности распределения.

Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выборки испытуемых целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. В некоторых случаях статистически обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5–10 испытуемых.

Основные типы исследовательских задач с точки зрения статисти­ческих процедур обработки данных. Большинство психологических ра­бот сводятся к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия.

1. Поиск различий в пси­хологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные осо­бенности. Могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна–Уитни, c2-критерий, точный крите­рий Фишера, биномиальный критерий.

2. Поиск взаимосвязи психологических показателей у одних и тех же испытуемых. Могут использоваться коэффициенты корреляции: коэффициент линейной корреляции Пирсона и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

3. Выявление структуры данных (и, соответственно, структуры изу­чаемой психологической реальности), а также их взаимосвязи выявляется факторным анализом.

4. Анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучае­мый признак. Для математической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна–Уитни, критерий Краскела–Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, критерий Фридмана. Одна­ко для исследования влияния нескольких факторов на изучаемый параметр (или их взаимовлияния) полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а пе­ременные второго рода – результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного (в нем предпо­лагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого) (Е.В. Сидоренко,2001, с. 225).

5. Значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и про­явлений за определенный промежуток времени в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Например, формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэф­фициенты оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака: критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.

Обратите внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных. Прежде чем обрабатывать эмпирические данные, полезно проверить, существуют ли в пособии, которым вы пользуетесь, критические значения, соответствующие ко­личеству и типу ваших данных. В противном случае вас может ждать разочарование, когда ваши подсчеты окажутся напрасными по причи­не отсутствия в таблице критических значений при объеме выборки, которая у вас была.

После уточнения процедуры вычисления критерия необходимо произвести статистическую обработку полученных данных, воспользовавшись пакетом статистических программ Statistica, SPSS или любым другим пакетом. В крайнем случае, обработка полученных данных в курсовом исследовании может быть произведена студентом «вручную».

Методы математической обработки данных важно использовать и для анализа результатов инновационной практической психологической работы: психотерапии, консультирования, развивающей психологической работы. Для этого необходимо регистрировать конкретные пси­хологические и поведенческие показатели участников исследования «до» и «после» курса психологической помощи, которые могут стати­стически обрабатываться и использоваться для подтверждения эф­фективности курса занятий. Применение математико-статистических критериев для проверки значимости изменений придает доказательность выводам такой работы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.