Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение диалога




 

Существует следующая модель, так называемого, идеального диалога, где выделяются следующие условия:

1) участники диалога выступают по очереди;

2) завершается диалог после определенного числа выступлений результатами, которые и позволяют установить, кто одержал победу;

3) диалог должен проходить по оговоренным правилам с учетом реакции одного участника на шаги другого.

Естественно, что эта модель включает в себя очень значительные свойства диалогических вариантов. Но в тоже время она несколько упрощает суть дела, не учитывает многих элементов как личностного, так и структурного характера, которые возможны также и при групповом взаимодействии.

Тем не менее, есть нечто общее, что роднит различные диалогические ситуации. Это – соотношение вопроса и ответа. Сократ полагал, что диалог состоит прежде всего из вопросов и ответов.

Весь ход диалога и, конечно, его результат зависят во многом от того грамотно или безграмотно, удачно или неудачно ставятся вопросы и даются ответы на них.

Вопросу принадлежит ведущая роль в диалоге. Вопрос – это языковое выражение, фиксирующее стремление человека к устранению сомнения, получению нового знания, к более отчетливому пониманию чего-либо.

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям.

По степени выраженности вопросы могут быть явными или скрытыми.

Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное.

Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.

Например, мы читаем такой текст: «В сентябре 1939 года началась II Мировая война. На территории СССР военные действия развернулись в июне 1941г.». Мы не обнаруживаем здесь явно сформированного вопроса. Однако при осмыслении прочитанного хочется спросить «Почему территория СССР оказалась в зоне военных действий с 1941 года? и т.п. Текст, таким образом, может содержать скрытые вопросы.

Бывают сложные и простые вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью союзов «и», «или». Среди простых вопросов выделяют открытые и закрытые.

Закрытый вопрос строго лимитирует отвечающего, ставит его в жесткие условия и требует точного и определенного ответа в виде одного повествовательного предложения.

Вопрос придает диалогу строгое направление. Именно благодаря вопросу отдельные высказывания приобретают смысл, а мысли говорящего соприкасаются с мыслями слушающего и глубоко проникают в них. А то, что ни на что не отвечает, оказывается бессмысленным и остается за пределами диалогической ситуации.

 

Важны также:

1) мотивы и цели диалога;

2) критерии отбора точек зрения; здесь решающая роль принадлежит доводам, приводимым либо в поддержку точек зрения, либо для их опровержения.

Общеизвестно, что вопросы не возникают на пустом месте, из ничего. Важную роль здесь играет недостаток информации. В связи с этим в процессе диалога и необходимо, если так можно выразиться, раздвоение на «Я» и «НЕ–Я». Только таким образом можно обозначить собственную позицию, тем самым заинтересовать других, вовлечь их в диалог. В психологии, например, есть такое понятие, как «Образ Я». Можно сказать, что движущая сила диалога есть раздвоение, противоречие. Это характерно и для внутреннего диалога.

Требования к проведению диалога таковы:

1) Самое главное, в процессе развития диалога его элементы должны составлять некоторое единство;

2) Кроме того, его элементы должны отмечать переход знаний или убеждений участников из неясного в более осмысленное состояние. Если нарушается хоть одно из этих требований, диалог часто становится бессмысленным.

Диалогические ситуации имеют самые различные истоки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.