КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила и ошибки в доказательстве
В процессе аргументации могут совершаться ошибки двух типов: умышленные и неумышленные. Умышленные – софизмы, а лицо совершающие их называют софистом. Софизмами называются и сами рассуждения, в которых содержатся умышленные ошибки. «Софизм» - от древнегреческого «софизма» - хитрая уловка, выдумка. Софизм – таким образом, не является ошибкой в буквальном смысле этого слова. Неумышленные ошибки совершаются из-за низкой культуры мышления, из поспешности и по другим причинам. Они называются «парасиллогизмами» от древнегреческого «парасиллогизмос» - неправильное рассуждение. Чтобы не допускать ошибок в своем рассуждении, надо соблюдать определенные правила. Правила по отношению к тезису. 1. Необходимо в большинстве случаев сформулировать тезис четко и ясно (в виде суждения, системы суждений, проблемы, гипотезы, концепции). Это особенно важно в споре, спорная мысль не должна оставаться неясной. 2. Тезис должен быть истинным. (Как ни пытались доказать возможность создания и существования вечного двигателя, никому этого не удалось). 3. Тезис не должен изменяться в процессе аргументации без специальных оговорок. Правила по отношению к аргументам. 1. Аргументы должны быть сформулированы четко и ясно. 2. Аргументы должны быть суждениями полностью или хотя бы частично обоснованными. 3. Аргументы должны повышать правдоподобие тезиса в доказательстве и снижать его в опровержении тезиса оппонента. Существует также общее правило по отношению к демонстрации. Отношение между аргументами и тезисом должно быть отношением логического следования или по меньшей мере – отношением подтверждения. Какие же ошибки бывают в процессе аргументации? Подмена тезиса, она случается тогда, когда в место одного тезиса, который намеревались доказать, начинают доказывать другой. Разновидностями этой ошибки являются следующие: а) «кто много доказывает, тот ничего не доказывает»; б) «кто много опровергает, тот ничего не опровергает»; в) ссылка на личные качества человека «аргумент к личности», «диатриба», например, иногда чтобы доказать, что человек неправ, говорят, что он еще молод и недопонимает всего, или что он в таком возрасте (преклонном), когда уже часто совершают ошибки. Ясно, что это делается специально, поскольку люди часто не могут по существу вопроса (и дела) доказать собственную позицию и опровергнуть позицию оппонента. С аргументами связаны такие ошибки. Если мы нарушаем 2-е правило аргументов, то возможны следующие ошибки: 1. Ложный аргумент (приводят необоснованное утверждение, к тому же ложное, однако аргументатор не знает о ложности своего аргумента. 2. Лживый аргумент – в качестве доводов приводят утверждение, ложность которого известна аргументатору. 3. Круг в доказательстве – тезис обосновывается из аргументов, в свою очередь, аргумент обосновывают при помощи тезиса. Бывают также такие «ошибки»: довод к силе, т.е. угроза оппоненту, довод к толпе, т.е. аргументатор, если спор проходит в публичном месте старается склонить на свою сторону симпатии аудитории. И наконец, если мы не соблюдаем общее правило по отношению к демонстрации, то возникает ошибка, которая называется «не подтверждает» или «не следует». Нет связи тезиса и аргументов. В заключение темы подчеркнём, что: логическая связь между тезисом и аргументами бывает следующей: а) тезис из аргументов вытекает с необходимостью; б) аргументы лишь подтверждают тезис; в) логической связи нет. Для решения задачи построения правильных доказательств необходимо применять учение логики о дедуктивных и индуктивных умозаключениях, подкрепляя подчас свою позицию и аналогией. До разумных пределов там, где это уместно следует использовать и знание психологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Большинство людей, к сожалению, предпочитает кажущуюся истину, которая даётся легко и не требует усилий и грамотных последовательных размышлений. С этим трудно бороться. Логическая работа не менее трудна, чем любое серьёзное дело. Чарлз Пирс подчёркивал: «Самый первый урок, который мы имеем право требовать от логики, состоит в том, чтобы она научила, как сделать ясными наши идеи». Изучение логики на первых курсах вуза является необходимостью не только для будущих юристов, философов, филологов, журналистов, математиков, физиков и техников, но вообще для любого человека, получающего высшее образование. Не изучавший логику в начале своего обучения в вузе часто сталкивается с немалыми трудностями в дальнейшем при изучении различных теоретических дисциплин, ибо его категориальный аппарат и методологическая база не всегда достаточно отлажены. Данный курс лекций предполагает в качестве закрепления знаний использование практикума – пособия к семинарским занятиям – где подобраны примеры, упражнения, задания. Темы курса лекций и практикума полностью соответствуют и можно сказать, последний призван способствовать развитию навыков логического мышления, служит органическим и необходимым дополнением теоретического курса лекций. Автор будет рад выслушать советы, рекомендации, пожелания и критические замечания для внесения корректив в целях совершенствования данного учебного пособия. ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев Н.С., Макарова З.В. ораторское искусство в суде. - Л., Изд-во ЛГУ, 1989. 2. Аристотель. Первая аналитика. Вторая аналитика.//Соч. В четырех томах. Т.2. - М.: Мысль, 1978. 3. Аристотель. О софистических опровержениях.// Соч. В четырех томах. Т.2. - М.: Мысль, 1978. 4. Аристотель. Риторика.// Античные риторики. - М.: Изд-во МГУ, 1978. 5. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. - М.: Наука, 1991. 6. Асмус В.Ф. Логика. М.: Госполитиздат, 1947. 7. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. - М., 1954. 8. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. - М.: Изд-во МГУ, 1984. 9. Башмаков И.Г., Юшкевич А.П. Энциклопедия элементарной математики. Т.1. – М., 1954. 10. Бирюков Б.В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. - М.: Знание, 1985. 11. Бойко А.П. Логика. – М., 1994. 12. Бродский И.Н. Отрицательные высказывания. – Л., 1973. 13. Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 14. Брюшинкин В.Н, Практический курс логики для гуманитариев. - М.: Новая школа, 1996. 15. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы, М., Политиздат, 1968. 16. Войшвило Е.К. Понятие. М.: Изд-во МГУ, 1967. 17. Войшвило Е.К. Понятие как форма мышления. М.: Изд-во МГУ, 1989. 18. Галенок В.А. Логика в вопросах, задачах, ответах (анализ ситуаций из практики органов внутренних дел). - Минск, 1988. 19. Гетманова А.Д. Логика. – М. 1995. 20. Гетмонов А.Д. Логика: Учебник. М., 2000. Рекомендовано МО РФ. 21. Гетманова А.Д. и др. Логика 10-11 классы. - М.,1995. 22. Гжегорчик А. Популярная логика. - М.: Наука, 1979. 23. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. - - М.: Просвещение, 1991. 24. Грядовой Д.И. Логика: Учебное пособие. - М., 1999. 25. Грязное Б.С. Логика, рациональность, творчество. - М.: Наука, 1982. Джордж Ф. Основы кибернетики, - М.: Радио и связь, 1984. 26. Дракин В. И др. Общение конечных пользователей с системами обработки данных. - М.: Радио и связь, 1988. 27. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие /Под ред. Поверина Б.И. - М., 2000. 28. Жеребкин В.Е. Логика. - Харьков: Изд-во Харьковского университета, 1968. 29. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. - М., 1993. 30. Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер. - М.: Просвещение, 1989. 31. Зегет В. Элементарная логика. - М.: Высшая школа 32. Ивин А.А. По законам логики. - М.: Молодая гвардия, 1983. 33. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М.: Просвещение, 1986. 34. Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. - М.: Прогресс, 1978. 35. Калужин Л.А. Что такое математическая логика.- М.: Наука, 1964. 36. Кант И. Логика. Пособие к лекциям.//Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. 37. Карнап Р. Значение и необходимость, пер. с англ. - М., 1959. 38. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. - М., 2001. 39. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М., 1975. 40. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике. - М.: Наука, 1978. 41. Костюк В.Н. Элементы модальной логики. - Киев: Наукова думка, 1978. 42. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. - М.: Радио и связь, 1982. 43. Кэррол Л. История с узелками. - М.: Мир, 1983. 44. Кэррол Л. Логическая игра. - М.: Наука, 1991. 45. Логический словарь: ДЕФОРТ / Под ред. А.А. Ивина, В.Н. Переверзева, В.В. Петрова. – М., 1994. 45. Лернер А.Я. Начала кибернетики - М.: Наука, 1967. 46. Логика и компьютер. - М.: Наука, 1990. 47. Маковельский А.О. История логики. - М.: Наука, 1967. 48. Марков А.А., Нагорный Н.М. Теория алгорифмов. - М.: Наука, 1984. 49. Мельников Г.П. Системология и языковые аспекты кибернетики. - М.: Сов. Радио, 1978. 50. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. - СпБ., 1995. 51. Мельников В.Н. Логические задачи. - Киев, Одесса: Выща школа, 1989. 52. Мулуд Н. Анализ и смысл. - М.: Прогресс, 1979. 53. Новиков П.С. Конструктивная математическая логика с точки зрения классической. - М.: Наука, 1977. 54. Новиков П.С. Элементы математической логики. – М.: Наука, 1973. 55. Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XIII: Логика и лингвистика. - М.: Радуга, 1982. 56. Павиленис Р.И. Проблема смысла. - М.: Мир, 1983. 57. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1991. 58. Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. – М., 1990. 59. Пойя Д. Математика и правдоподобные рассуждения. - М.,1957. 60. Попов Ю.П., Пухначев Ю.В. Математика в образах. - М.: Знание, 1989. 61. Попов Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. - М.,1987. 62. Романов В.В. Теория и практика применения законов и правил логики в деятельности органов внутренних дел. - Уфа, 1989. 63. Ростовцев Ю.Г. Знаки и знаковая ситуация при представлении знаний в информационных системах // Приборостроение, 1989, N 7. 64. Семиотика. - М.: Радуга, 1983. 65. Слупецкий Е., Борковский Л. Элементы математической логики и теории множеств. - М.: 1965. 66. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М.: Изд-во Московского гос. пед. ин-та, 1983. 67. Столл Р. Множества. Лотка. Аксиоматические теории. - М.: Просвещение, 1968. 68. Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук.- М.: Иностранная литература, 1984. 69. Тондл Л. Проблемы семантики. - М.: Прогресс, 1975. 70. Тоноян Л.Г. Логика: Сборник задач и упражнения / СПб. ИВЭСЭП. – СПб., 1997. 71. Уемов А.И., Яшин Б.Л. Логика 10-11 классы. - М., 1995. 72. Фейс Р. Модальная логика. - М.: 11аука, 1974. 73. Философия, логика, язык. - М.: Прогресс, 1987. 74. Философский энциклопедический словарь. - М., Сов. Энциклопедия, 1989. 75. Френкель А.А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. - М.: Мир, 1966. 76. Чудинов В.А. Логика: Фундаментальный курс: Книга авторизованного изложения. – М.: Изд-во Моск. экстерного гуманит. ун-та, 1993.
Логика: Курс лекций. – Красноярск: НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права». Филиал в г. Красноярске; Сибирский юридический институт МВД России, 2005.
Составитель: доктор философских наук, доцент
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |