Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура курса




ПРЕДИСЛОВИЕ

Кировоград, 2014

ПСИХОЛОГИЯ

учебно-методическое пособие

для курсантов направления подготовки

6.070102 «Аэронавигация»

профессиональной направленности

«Лётная эксплуатация воздушных судов»

 

УДК

 

 

«Психология» учебно-методическое пособие для курсантов направления подготовки 6.070102 «Аэронавигация»профессиональной направленности «Лётная эксплуатация воздушных судов»/ составитель Кушнир О.А. – Кировоград, изд-во КЛА НАУ, 2014. - ___ с.

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебным планом дисциплины «Психология» и содержит основные требования к изучению дисциплины; рекомендации по самоподготовке, включая перечни контрольных вопросов; ключевые определения учебной программы, необходимые для её успешного усвоения; основные сведения из авиационной психологии, акцентирующие внимание на отличительных особенностях психических явлений при выполнении лётной деятельности; ряд тестов для самооценки отдельных психических процессов и свойств личности; перечень рекомендованной литературы и практические советы для самосовершенствования психических возможностей будущих пилотов.

 

 

Рекомендовано для курсантов, которые обучаются по направлению подготовки 6.070102 «Аэронавигация», профессиональная направленность «Лётная эксплуатация воздушных судов», и приступили к изучению дисциплины «Психология» в соответствии с учебными планами.

 

Рассмотрено и рекомендовано для использования в учебном процессе на заседании кафедры безопасности полётов протокол №___ от «__»__________2014г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Предисловие…………………………………………………………..

2 Структура курса………………………………………………………..

Раздел 2.1 Введение в психологию. Психические процессы…

Лекция 1………………………………………………………………

Лекция 2……………………………………………………………..

Лекция 3……………………………………………………………

Раздел 2.2 Психические состояния…………………………….

Лекция 4……………………………………………………………

Лекция 5……………………………………………………………

Раздел 2. 3 Личность. Психические свойства………………….

Лекция 6……………………………………………………………

Лекция 7……………………………………………………………

Раздел 2.4 Психология малых групп. Теория деятельности….

Лекция 8……………………………………………………………

Лекция 9………………………………………………………………

3 Самостоятельная работа……………………………………………

4 Послесловие………………………………………………………….

5 Список рекомендованной литературы……………………………..

5.1. Основная…………………………………………………….

5.2. Вспомогательная……………………………………………

 

 

Психология, в дословном переводе, - это наука о душе (от греческого psyché — душа, logos — учение). В современном представлении, конечно, речь идёт об изучениипсихики, как внутреннего мира человека, в его связях и взаимосвязях. Для специалиста любого профиля корректное понимание своих внутренних, психических возможностей и особенностей, является одной из крайне важных компетенций, обеспечивающих успешную профессионализацию. Лётная деятельность, которая происходит в совершенно не характерных для человека условиях отрыва от земли, многократно повышает значение психологических знаний. На ведущее значение дисциплины «психология» для лётного состава указывал один из самых авторитетных лётчиков ХХ столетия – Герой Советского Союза, профессор М.М.Громов. В предисловии к первой книге по авиационной психологии К.К.Платонова и Л.М.Шварца «Очерки психологии для лётчиков» приводятся такие слова Михаила Михайловича: «…Для того чтобы летать надежно, очень важно знать, как управлять самолетом, но еще важнее знать, как управлять самим собой. Мои успехи в авиации часто объясняют отличным знанием техники. Это верно …но на 1%, а остальные 99% относятся к умению познать, изучить себя и умению совершенствовать себя. Это совершенствование нужно начинать с изучения основ психологии». На мой взгляд, лучшей мотивации в изучении этой дисциплины для будущих пилотов и быть не может!

Цель изучения дисциплины «Психология»: получение знаний об общих закономерностях, механизмах становления и развития психических познавательных процессов, свойств, состояний и образований, феноменах взаимодействия людей в коллективе, особенностях освоения деятельности.

Задача дисциплины - сформировать систему теоретико-методологических знаний по проблемам психологической науки и практики, познания структурных элементов психики (психических познавательных процессов, свойств, состояний и образований) для практического применения при собственном самоанализе для дальнейшего самосовершенствования, саморазвития, максимально эффективной профессионализации и обеспечения высокого уровня профессиональной надёжности.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

- психологическую характеристику психических познавательных процессов, свойств, состояний и образований;

- основные закономерности функционирования психических познавательных процессов;

- закономерности формирования и развития личности;

- факторы формирования личности;

- феномены взаимодействия людей;

- особенности освоения деятельности и самореализации в деятельности.

уметь:

- применять категориальный аппарат психологии в системе профессионального обучения и практической деятельности;

- учитывать основные психические, социально-психологические и психофизиологические проявления личности;

- воспринимать научно обоснованную психологическую интерпретацию структурных элементов психики личности;

- осознавать собственную психическую сферу, подвергать её самоанализу;

- анализировать особенности деятельности;

- оценивать уровень развития психических познавательных процессов;

- совершенствовать собственные психические процессы и свойства, рационально управлять психическими состояниями;

- эффективно взаимодействовать с другими людьми;

- рационально осваивать избранную профессиональную деятельность.

 

На особое значение достижения целей и задач изучения дисциплины «Психология» будущими пилотами указывает и современная практика эксплуатации воздушных судов. Как известно, порядка 80-90% авиакатастроф происходит по вине, так называемого, «человеческого фактора». Т.е. – по причинам, так или иначе связанным с ограниченными возможностями человека. Благодаря достижениям научно-технического прогресса, современное воздушное судно так адаптировано к физическим возможностям человека, что стало возможным снижение уровня требований к здоровью и физическому состоянию претендентов на лётную работу. Очевидно, что в экстремальных ситуациях полёта на современных самолётах человека редко подводят физиологические факторы. Чаще всего возникают проблемы психологического порядка. Следовательно, изучение психики, её особенностей и специфических состояний при выполнении лётной работы, является одним из путей совершенствования профессиональной надёжности лётного состава.

«Психология» для будущих пилотов, таким образом, содержит в себе два блока информации: 1) общая психология, 2) психология лётной деятельности. При этом второй блок может формироваться только на фундаменте первого – знаний о закономерностях психики человека в стандартных (земных) условиях. Учитывая данную особенность, настоящее пособие призвано очертить и структурировать информацию, необходимую для изучения, помочь в её понимании и усвоении, указать возможности практического применения психологической информации в формировании профессиональной надёжности лётного состава, обеспечить будущих пилотов советами по рациональному изучению психологии и дальнейшей профессионализации.

Внимание! Данное пособие не является альтернативой учебнику и не замещает его, а только ориентирует на объём и последовательность изучаемого материала, представляя собой аналог конспекта с опорными точками и ключевыми определениями. Пособие помогает тем курсантам, которые прослушали лекцию, вспомнить её содержание и структуру, провести самоконтроль полученных знаний, а также - в полном объёме подготовиться к практическому занятию, ориентируясь на его план и список вопросов для самостоятельной работы. Тем же курсантам, которые по каким-либо причинам пропустили занятие, данное пособие поможет так же самостоятельно восполнить пробел в знаниях, используя раздел «структура курса» и рекомендованную здесь литературу.

 

Раздел 2.1 Введение в психологию. Психические процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.