Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




К 70

Л О Г И К А

У Ч Е Б Н О Е П О С О Б И Е Д Л Я С Т У Д Е Н Т О В, О Б У Ч А Ю Щ И Х С Я П О С П Е Ц И А Л Ь Н О С Т И 0 3 0 6 0 2 – С В Я З И С О Б Щ Е С Т В Е Н Н О С Т Ь Ю

 

 

Самара



 

 

ББК 87.4

Корявко Г.Е., Филатов Т.В. Логика: учебное пособие для студен- тов, обучающихся по специальности «030602 – Связи с общественно- стью». – Самара, 2009. –с.

В учебном пособии представлены основные темы классической формальной логики, а также элементы современных логических исчис- лений (логики высказываний и логики предикатов). Каждый теоретиче- ский раздел дополняется контрольной работой, выполнение которой позволяет оценить степень усвоения студентом соответствующего тео- ретического материала. Специфика пособия заключается в том, что многие темы могут быть опущены без последующего ухудшения вос- приятия последующих тем. Данное обстоятельство позволяет варьиро- вать расчасовку, а также глубину усвоения материала в зависимости от способностей изучающего логику и специфики его интереса к изучае- мому предмету.

Пособие предназначено для студентов ПГУТИ, обучающихся по специальности «030602 – Связи с общественностью».

 

 

© ФГОУ ВПО ПГУТИ, 2009

© Корявко Г.Е., 2009

© Филатов Т.В., 2009


Логику нередко называют математикой мышления. Она учит людей овладевать законами мышления и правильно применять их в своей практической деятельности. Главное в курсе логики - научиться приме- нять на практике логические операции и законы, понимать, проверять, оценивать свои и чужие рассуждения.

Исторически логика возникает в Древней Греции, в рамках дискур- сивной практики софистов, которые усовершенствовали технику убе- ждения, выступая в судах, научных собраниях и т.п.. Постепенно софи- сты добились таких успехов, что могли убеждать кого угодно и в чем угодно. Например, в судах они могли легко доказать как виновность, так и невиновность обвиняемого – в зависимости от того, какая из сто- рон – обвинение или защита – заплатит им больше. Именно в ходе со- фистической практики люди впервые столкнулись с логическими пара- доксами, известными сегодня как софизмы. Многие из них прочно во- шли в историю культуры и даже в фольклор.

Примеры подобного рода.

Парадокс лжеца. Некто говорит: «Я лгу». Если он говорит правду, то он лжет. Но если он лжет, значит, утверждение «Я лгу» ложно, сле- довательно, человек говорит правду.

Пуговица. Вы подходите к человеку, берете его за пуговицу и спра- шиваете: «Тебе нужна эта пуговица?». Если человек говорит: «Да», вы отрываете пуговицу и говорите: «На, возьми!». Если он говорит: «Нет», вы отрываете пуговицу со словами: «Тогда я возьму ее себе!».

Рогатый. То, что человек не терял, у него есть. Никто из мужчин не терял рога. Следовательно, каждый мужчина рогат.

Отец. У человека спрашивали: «Ты кончил бить своего отца?». Если он отвечал: «Да!», ему говорили: «Как? Ты бил своего отца?». Если же он говорил нет, ему отвечали: «Как? Ты продолжаешь бить своего отца?».

Софистической практикой заинтересовался Аристотель, написав- ший трактат «Опровержение софистических утверждений». Он показал, что софисты могут убедить людей в чем угодно посредством сознатель- ного нарушения логических законов, которых окружающие попросту не знают. Он проанализировал софизмы и показал их ошибочность, по- путно сформулировав основные законы правильного мышления, рассмотрев основные типы простых суждений и умозаключений.


Дело софистов живет и сегодня, спустя тысячелетия, несмотря на все исторические и культурные изменения. Софистическую практику успешно продолжают юристы, политики, журналисты, религиозные проповедники, представители рекламного бизнеса, все, кому в их прак- тической деятельности приходится прибегать к убеждению. В этом от- ношении не представляют исключения и специалисты по связям с об- щественностью. При этом необходимо не только в совершенстве овла- деть техникой логического убеждения, но и понимать аргументацию оппонентов, в т.ч. намеренно логически некорректную, что позволяет адекватно реагировать на софизмы и логические уловки, элементарное незнание которых может ввести в заблуждение.

Так, в Средние века Ансельм Кентерберийский предложил доказа- тельство бытия Бога, известное как онтологический аргумент: «Я мыслю Бога абсолютно совершенным, но абсолютное совершенство предполагает существование. Следовательно, Бог существует». Однако монах Гаулино показал, что в этом доказательстве содержится ошибка в выводе: из посылки: «Я мыслю Бога абсолютно совершенным» следу- ет вывод: «Я мыслю Бога существующим», но из этого вовсе не следу- ет факт его существования. Например, можно представить себе совер- шенные острова, но отнюдь не факт, что они где-то есть.

Логическая культура является неотъемлемым компонентом профес- сиональной подготовки специалиста по связям с общественностью. Мы надеемся, что изучение логики будет способствовать более эффектив- ному применению профессиональных навыков и успешному решению соответствующих профессиональных задач.


 

Глава 1. ПОНЯТИЕ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.