КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гомель 2002 1 страница
I. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Ощущение – это превращение энергии внешнего мира в факт сознания, это психический процесс отражения отдельных свойств и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующего на его органы чувств. Виды рецепции: экстеро-, интеро- и проприорецепция. Виды рецепторов: а. Дистантные: зрительные, слуховые, вестибулярные, тактильные; б. Контактные: вкусовые, тактильные; в. Проприо- и интерорецепторы. Основные свойства ощущений: 1. Качество (внутренняя сущность ощущения) 2. Сила (интенсивность, выраженность ощущения) 3. Длительность – время проявления ощущения 4. Пороги (максимальный, минимальный, разностный) 5. Модальность – комплекс нескольких свойств ощущений одного анализатора. 6. Синестезии – двойственность ощущений, когда на один раздражитель может быть две ответные реакции (цветной слух) Виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, проприо-, интероцептивные. Патология ощущений: Гиперестезия – повышение чувствительности и возбудимости анализаторов – непереносимость обычных раздражителей (астенические состояния, органические поражения ЦНС). Гипостезия и анестезия – снижение или полная потеря чувствительности (кожной, зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной). К ним примыкают: Агнозии (зрительная, слуховая, тактильная, аутоагнозия, анозогнозия). Сенестопатии – беспредметные, тягостные ощущения в различных областях организма. При этом нет объективных симптомов. Восприятия – это совокупность ощущений, процесс синтеза которых происходит автоматически. Свойства восприятий: 1) Активность 2) Избирательность – связаны с осознанием, памятью, опытом
3) Объективность 4) Константность Патология восприятия: иллюзии, галлюцинации, расстройства сенсорного синтеза. Иллюзии – это ложное, ошибочное узнавание реально существующих в данный момент предметов и явлений. Выделяют три основных разновидности иллюзий: 1) Физиологические. 2) Физические. 3) Психические. Физиологические иллюзии зависят от физиологических и психологических особенностей человека (остановка поезда и остающееся ощущение движения, холодная вода позже может казаться более теплой). Аффективное состояние ("у страха глаза велики"), изменение внимания, состояние утомления, освещенность предмета и т. п. Психические иллюзии возникают без вышеуказанных условий. Физические иллюзии зависят от физических свойств сред, явлений (ложка в стакане, мираж). Различают три вида иллюзий: ü аффективные ü вербальные (словесные) ü парэйдолические (фантастические) Психические иллюзии характерны для состояний неглубокого помрачения сознания (интоксикационные и инфекционные психозы, аффективно-бредовые психозы). Эпизодические и нестойкие иллюзии могут встречаться при неврозах и неврозоподобных состояниях. В патогенезе иллюзий играют роль гипноидные состояния корковых анализаторов. Галлюцинации – мнимые восприятия без наличия соответствующего объекта, действующего на органы чувств. Галлюцинациям свойственна чувственная живость, проекция в реальный мир (объективность восприятия). Понимание болезненной природы галлюцинаций большей частью отсутствует. Нередко галлюцинации более актуальны, чем реальность Галлюцинации классифицируются по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, висцеральные. Зрительные галлюцинации: наблюдаются элементарные и сложные. Элементарные – фотопсии (фосфрены) не складываются в предметный образ, вспышка света, туман, дым, пятна и т. п.
Сложные – видение предметов с определенным содержанием: 1. зоопсии – видение животных, 2. демономонические – видение русалок, чертей, ангелов и т. п.; 3. антропоморфные – видение близких, знакомых лиц, умерших, своего двойника; 4. эндоскопические – видение внутренних органов и т. д.. Далее макро- и микропсии, подвижные и стабильные, одиночные и множественные, частичные и полные, цветные и бесцветные. Слуховые галлюцинации: 1) акоазмы – элементарные неречевые галлюцинации (шаги, топот, стук и т. п.). 2) фонемы – окрики, вопли, стон, плач, кашель и т. п. 3) вербальные (словесные) – слова, фразы, разговоры. По содержанию они могут быть: полифонические, комментирующие, императивные, угрожающие, индифферентные, односторонние, антагонистические и т. п. Наличие стереотипных галлюцинаций именуется – галлюцинзом. Обонятельные галлюцинации - восприятие различных запахов. Вкусовые – ложные вкусовые ощущения Тактильные – различные мнимые ощущения прикосновения, ползанья, перемещение живых существ (клещей, червей, насекомых). Симптом маньяка – ощущение клещей под кожей с расчесыванием этих мест (напоминает чесотку). Висцеральные галлюцинации – ощущение инородных предметов внутри тела. Псевдогаллюцинации – восприятия внутри тела (определение дано В. Кандинским), лишены объективности, сопровождаются чувством сделанности со стороны, нет целого ряда характеристик реальных предметов (цвета, схематичности изображения, беззвучные голоса, звучание мыслей и т. п.). Всё производится помимо воли больных и осуществляется кем-то извне. Выделяют три основных разновидности: 1) зрительные 2) слуховые 3) речедвигательные (кинестетические) Функциональные галлюцинации воспринимаются с восприятием реального раздражителя. Гипнагогические – галлюцинации при засыпании. Гипнопомпические – при пробуждении. Расстройства сенсорного синтеза – искаженное восприятие величины, формы своего тела и окружающих предметов. Метаморфопсии – искажённое восприятие по внешнему виду, пространственному расположению: макропсия, микропсия, дисмегалопсия (перекручены по оси), порропсия (бесконечно длинные), изменение окраски (небо – розовое, листья – металлические). Дереализация, в том числе дежа-вю, жаме-вю (давно виденное или никогда не виденное). Расстройство "схемы тела" – искажение формы или величины своего тела – макропсия, микропсия. Деперсонализация (симптом двойника).
2. ПАМЯТЬ Память - это психологический процесс, выполняющий функцию накопления, сохранения и воспроизведения опыта. Это сознание нашего прошлого или богатство наших представлений. Состоит из нескольких этапов: 1. схватывание (перцепция) 2. удержание (ретенция) 3. воспроизведение (репродукция) 4. забывание Виды памяти: образная память, логически-смысловая, эмоциональная, двигательная. Образная память включает: зрительную, слуховую, вкусовую, тактильную, обонятельную. По характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная. По продолжительности хранения информации: кратковременная, долговременная. Характеристика продуктивности памяти: объём, быстрота, длительность, точность, готовность. Патология памяти 1) Гипермнезия – усиление памяти (часто фрагментарного характера). 2) Гипомнезия – снижение памяти (уменьшение запоминания сохранения и воспроизведения). 3) Амнезия – нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретённые знания. По форме: ретроградная, антероградная, антерегроградная. По динамике: прогрессирующая, фиксационная психогенная регрессирующая. Ошибки памяти (парамнезии): ü Псевдореминисценции – перемещение событий по времени ü Конфабуляции – приписывание участия в событиях, не имевших места в личности больного ü Криптомнезии (плагиатство) – приписывание авторства открытий, изобретений Внимание – способность сосредотачиваться, направленность на какой-то объект. Осуществление отбора нужной информации. Свойства внимания: объём, распределяемость, устойчивость, концентрированность, переключаемость. ü Под объёмом внимания понимают то число сигналов или ассоциаций, которое удерживается в поле ясного сознания (5–7 предметов). ü Концентрация внимания - это интенсивность его сосредоточения на объекте.
ü Распределяемость тесно связана с объёмом концентрации в двух и более фокусах. ü Устойчивость, когда выделенные вниманием процессы сохраняют доминирующий характер. ü Переключаемость – способность быстро выключиться из одних установок и включиться вновь, соответственно условиям. Есть два вида внимания: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное). Патология внимания: 1. Сужение объёма внимания. 2. Уменьшение глубины внимания, преобладание пассивного внимания над активным (это повышенная отвлекаемость, ослабление наблюдательности, поверхностный характер и неустойчивость внимания. Внимание распыляется на случайные раздражители. 3. Чрезмерная истощаемость внимания – снижение способности к длительному сосредоточению. 4. Тугоподвижность внимания (инертность, прилипчивость, застревасмость). 5. Нарушение направленности внимания – внимание поглощено самоанализом. Больные часто ведут дневники, скрупулёзно описывают свои переживания, ощущения, рассуждают о смысле жизни и т. п. – "Мир мой сузился, в нём нет ничего кроме болезни. Всё остальное отдалилось и потеряло всякий смысл." Внимание депрессивных больных обычно привлечено к безрадостным сторонам жизни. У больных шизофренией ослабевает активное внимание, но преобладает пассивное. При беседе они рассеяны, а что происходит кругом запоминают. Расстройство внимания в виде истощаемости, повышенная отвлекаемость характерны для астенических состояний. При органических нарушениях нередко имеет место сужение объёма внимания, инертность, тугоподвижность. Корсаковский (амнестический) синдром – фиксационная амнезия с парамнезиями. 3. ЭМОЦИИ Эмоции – окраска наших переживаний к окружающему и к самому себе (к потребностям, мотивам, целям человека). Чувства – внешние эмоции, возникающие в результате социальных отношений. Подразделяются на: высшие, низшие, положительные, отрицательные, стенические (побуждающие к деятельности) и астенические (снижающие или подавляющие побуждения). По степени выраженности: ü Настроение – ровный фон эмоций. ü Аффект – кратковременный бурный взрыв эмоций, выделяют физиологический и патологический (нарушение сознания, потеря контроля). ü Страсть – сильное, стойкое и длительное чувство, касающееся определённой сферы жизни. Патология эмоций 1) усиление положительных эмоций: а) Эйфория ("несу хорошее") – беспечное, беззаботное, безмятежное настроение, полное благополучие и отсутствие проблем. б) Гипертимия (повышение настроения) – весёлое, праздничное, жизнерадостное настроение с приливом бодрости, инициативы, оптимизма, ничем не омрачаемое переживание счастья. в) Морио ("глупость") – благодушное нелепое веселье, часто с плоским "лобным юмором" (симптом лобных опухолей, симптом Фостер-Кеннеди). г) Экстаз – крайняя степень подъёма положительных эмоций. 2) усиление отрицательных эмоций: а) Гипотимия (снижение настроения) – аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, разочарованности, обречённости, ослабления привязанности к жизни. б) Депрессия – снижение настроения с более глубоким переживанием печали, уныния, тоски, глубокого несчастья, обычно сопровождающееся различными физическими тягостными ощущениями (тяжесть в области сердца, "тоска на сердце" – ancsion precordialis). Весь мир становится безрадостным, серым. Ничто не доставляет удовольствия, господствует мрачность, ожидание плохого, состояние безысходности, часты суицидальные мысли с возможной их реализацией. в) Дисфория ("Dys pher" – нечто дурное, порочное) – дурное, неприязненное, тоскливо-злобное настроение с ворчливостью, брюзжанием, со вспышками гнева, ярости, с агрессией и разрушительными действиями (часто бывает у больных эпилепсией и с другими органическими поражениями ЦНС). 3) ослабление эмоций: а. Апатия – состояние безучастности, равнодушия, безразличия, бездумности. Ничто не вызывает интереса. Полная индифферентность к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам будущего. Это выпадение, как социальных чувств, так и органических эмоций. Образно это состояние называют смертью с открытыми глазами, бодрствующей комой. б. Паралич эмоций (утрата эмоционального резонанса) – anaestesia dolorosa phisica – "воспринимаю всё глазами, умом – не сердцем" – это состояние мучительного бесчувствия, потеря радости, печали, страха, любви. в. Эмоциональная слабость – лёгкая и капризная изменчивость настроения, часто умиление, слезливость, слабодушие, иногда эмоциональная гиперестезия – утончённая эмоциональная чувствительность. Крайняя степень может проявляться в аффективном недержании. 4) извращения эмоций: а. Эмоциональная тупость – душевная холодность, опустошение, чёрствость, бессердечие. Обозначается иногда, как "моральная идиотия" – олотимия. б. Эмоциональная холодность – утрата тонких эмоциональных дифференцировок чаще в среде высших чувств и в отношениях с окружающими. Больные теряют сдержанность, деликатность, учтивость, чувство такта, собственного достоинства. Становятся бесцеремонными, циничными, назойливыми, заносчивыми, не соблюдают элементарных приличий. в. Амбивалентность эмоций – сосуществование двух противоположных чувств к одному и тому же объекту. г. Неадекватность эмоций. д. Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство с приступом сильного гнева, ярости с глубоким помрачением (сужением сознания), бурным двигательным возбуждением с автоматическими действиями и последующей амнезией. е. Растерянность – чувство недоумения, беспомощности, бестолковости, непонимания самых простых ситуаций. ж. Эксплозивность (взрывчатость) – чрезмерно повышенная эмоциональная возбудимость с бурными вспышками аффектов ярости, гнева с агрессией во вне и на самого себя. з. Эмоциональная вязкость – застревание, фиксация аффективной реакции на событии, ситуации, объекте (неудачи, обиды, прилипчивость к аффективно значимым темам, утрированной аккуратности, чистоплотности). 5) эмоциональные синдромы: а) Маниакальный синдром: ü Гипертимия (эйфория) ü Ускорение темпа мышления до скачки мыслей ü Гиперкинезия Приподнятое, ликующее безоблачное настроение с искрящимся, заражающим весельем, восторженностью, беспредельным счастьем. Гиперпродукция мыслительная, двигательная с гипербулией. б) Депрессивный синдром: ü Подавленное настроение (гипотимия) ü Заторможенность мыслительной продукции ü Ослабление побуждений, двигательной активности (гипокинезия, утомляемость). Меланхолическая оценка ситуаций, себя, разочарование с психической анестезией, угнетение "витальных чувств", часто с дереализацией, деперсонализацией и суицидальными тенденциями. 4. ВОЛЯ Воля – способность к планомерной, организованной деятельности, направленной на достижение сознательных целей, она свойственна только человеку. Поведение животных определяется инстинктами. Инстинкты у человека сохранили побуждающую к деятельности функцию, но программировать и контролировать эффективность поведения не могут. Волевая деятельность регулируется мотивами – осознанными целями поведения и обдуманной программой их осуществления. Волевой процесс включает четыре этажа (Рубинштейн, 1946 г.): а) Появление побуждений к деятельности и осознания цели (формирование мотивов). б) Борьба мотивов, сопоставление возникшей потребности с другими свойствами личности. в) Принятие решения (выполнению его помогают качества личности: инициативность, решительность, самоконтроль, самокритичность и т. д.). Патология воли
1)патология высшей воли: гипербулия, гапобулия, абулия, парабулия. а) Гипербулия – чрезмерная малопродуктивная деятельность с обилием разнообразных побуждений к деятельности и стремлением к немедленному сиюминутному осуществлению (утрата цели, отсутствие планомерности и завершённости деятельности, которая часто носит хаотическое возбуждение). Иногда это поведение - ситуационная реакция (полевое поведение). б) Гипобулия – противоположное описанному выше состоянию. в) Абулия – отсутствие побуждений к деятельности, пассивность, спонтанность, адинамия. "Утрата энергетического потенциала", "динамическое опустошение", это синдром "сломанного пера" – лобный феномен. г) Парабулия – извращение волевой активности обусловлено патологической мотивацией (бредом, галлюцинациями). Поступки противоречат реальной ситуации (побеги, переезды, отказы от еды, акты агрессии, разрушительные действия).
2)патология низшей воли (влечений) а) Нарушение пищевого влечения: булимия, анорексия (полифагия – поедание несъедобного, например копрофагия). 6) Нарушение инстинкта самосохранения: - Усиление (фобии) - Ослабление (апатия) - Извращение (автотравматизация, суицидомания) в) Нарушение полового влечения: -Усиление (сатириазис у мужчин, нимфомания у женщин) - Ослабление (фригидность у женщин, импотенция у мужчин) - Извращение (перверсии)
3)нарушение влечений импульсивного характера а) Дипсомания (склонность к пьянству) б) Дромомания (склонность к бродяжничеству - вагобандаж) в) Пиромания (склонность к поджогам) г) Клептомания (склонность к бесцельным кражам) д) Мифомания (склонность к обману) е) Копролалия (склонность к употреблению циничных фраз, синдром Жиль де ля Туретта) 5. МЫШЛЕНИЕ Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании человеком существенных связей и отношений людей. Оно возникает в процессе социально- общественных отношений, обязательно опирается на чувственное познание, которое оно преобразует, развивает, позволяет проникнуть в закономерности природы общества и самого мышления. Виды мышления: а) Наглядно-действенное (конкретно-наглядное) б) Образное в) Абстрактно-логическое Первая сигнальная система – носительница ощущений, восприятий. Вторая сигнальная система – носительница суждений, понятий, умозаключений. Понятия формируются через язык. Конкретно-наглядное мышление реализуется в действиях и опирается на первую сигнальную систему. Этапы мыслительного процесса: сравнение, анализ, синтез, обобщение абстракций (индукция и дедукция), образование понятий (суждения и умозаключения), практика. Патология мышления 1) по темпу а) Ускоренное до скачки мысли б) Замедленное до остановки в) Патологическая обстоятельность г) Закупорка мыслей (шперрунг – тают мысли) 2) по логической стройности а. Разорванность мышления – распад логического строя речи с сохранением грамматического строя. Крайняя степень – шизофазия. Ассоциации образуются по сходству, по созвучию. б. Бессвязность мышления (инкогеренция) – распад логической структуры и грамматического строя речи одновременно. Бессвязный набор отдельных слов – «доля, глаза, коза, пескарик, очкарик" – это кардинальный признак аменции. в. Резонерство – наклонность к общим рассуждениям, "бесплодное мудрствование". Это схоластические тенденции мышления. Преобладают ассоциации по контрасту. Это пустое, выхолощенное суждение о сложных, неразрешимых проблемах. г. Формальное мышление – в оценке происходящего человек руководствуется не реальным значением факта, а внешней стороной дела. Например: река – озеро, "озеро – круглое, река – тянется, имеет исток и устье". д. Аутистическое мышление – здесь логика не является руководящим началом. Суждения строятся на личных, болезненных убеждениях больного. Аутизм – "перемешивает бесцеремонно настоящее, прошедшее и будущее". Оно противоположно реальности, часто вычурно. е. Символическое мышление – вместо слов применяются символы (знаки, цифры), понятные только больному. ж. Паралогическое мышление – мышление "с выкрутасами". Во внимание берутся случайные стороны явления. Формальнологический процесс не нарушен. з. Патологическое фантазирование – реальные факты искажаются яркими вымыслами, псевдологией, мифоманией (истерическое, незрелое мышление). Иногда вымыслы могут иметь бредоподобный характер (детская подростковая шизофрения). Фантазирование может быть в виде самооговоров, оговоров, извращения влечений – садомазохистические наклонности. и. Тугоподвижность мышления (торпидность, вязкость) – затруднён переход от одной мысли к другой. к. Ментизм (мантизм) – непроизвольный, насильственный поток мыслей. л. Вербиверация – повторение бессмысленных выражений или нелепое нанизывание слов и звуков: "Ах, тах, вах, чвах..." м. Персеверация – застревание ответов на вопросы. н. Неологизмы – новые слова, смысл которых понятен только больному. о. Эхолалия – повторение слов окружающих. п. Логоклония – спастическое многократное повторение слогов слова. 3) Бред – ложные суждения или умозаключения, возникающие на болезненной основе, не поддающейся критике или коррекции. Виды бреда: первичный, вторичный (чувственный, образный), аффективный (стенический, астенический), резидуальный, индуцированный. По содержанию: бред открытия, изобретательства, реформаторства, преследования, отношения, кверулянтный, ипохондрический, физического воздействия, бред Котара, богатства, любовный и т. п. Отличие бреда от заблуждений, суеверий, предрассудков. Цицерон писал: "Ошибаться свойственно человеку, а упорствовать в ошибках свойственно безумцу". Бредовые и галлюцинаторно-бредовые синдромы: 1) Паранояльиый; 2) Параноидный; 3) Парафренный; 4) Бред Кандинского-Клерамбо; 5) Бред Котара; Паранояльный бред – бред толкования, чаще систематизированный, где нарушается логичность, рациональность логического познания, чаще имеет место сверхценная идея без галлюцинаций, сопровождается положительной эмоциональной окраской. Параноидный бред – многотематический по своему содержанию (бред ущерба) чаше с отрицательной эмоциональной окраской, может сочетаться с галлюцинациями. Это сложный бред сочетается с другими психическими нарушениями. Имеет несколько этапов: бредовая настроенность, появление отрывочных бредовых идей (кристаллизация бреда), затем идет систематизация бреда, позже содержание бреда может перерасти в фантастическое с крупными нелепыми масштабами (парафренный этап), галлюцинации также крупного масштаба с последующим развалом мышления и речи (шизофазия). Бред Кандинского-Клерамбо – псевдогаллюцинации, психические автоматизмы (мыслительный, сенсорный, моторный и речедвигательный), бред воздействия. Бред Котара – "бред гибели мира" – депрессия сочетается с бредовыми идеями ипохондрического и нигилистического содержания. Навязчивые состояния (обессии или ананкастические явления) – мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, возникающие независимо и вопреки желанию, непреодолимо, навязчиво при сохранении критики и невозможности самопроизвольного избавления от них. Подразделяются на: абстрактные, образные и фобии. а) Абстрактные: - бесплодное мудрствование – "почему рука называется правой, а не левой..." - навязчивый счёт (арифмомания) – считать прохожих, окна в домах и т. п. - навязчивая репродукция – вспоминать имена, термины, эпизоды из жизни. б) Навязчивые страхи – фобии: - агорофобия – страх открытых пространств - клаустрофобия – закрытых помещений - оксифобия – острых предметов - гипсофобия (акрофобия) – страх высоты - антропофобия (гомилофобия) – боязнь толпы - нозофобия – страх заболеть тяжёлой болезнью - танатофобия – страх смерти - сидеродромофобия – страх быстрой езды - монофобия – страх одиночества - лиссофобия – страх психического заболевания - эритрофобия – страх покраснеть в обществе - бобофобия – страх возникновения страха - лалофобия – страх говорить в обществе в) Навязчивые воспоминания, опасения, действия и т. п. Ритуалы – действия направленные для снятия навязчивостей. 6. ИНТЕЛЛЕКТ Интеллект – совокупность познавательных способностей человека, включает уже приобретённый опыт и способности к дальнейшему приобретению и применению на практике. Интеллект обобщает все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, эмоционально-волевые качества, мышление, социальное окружение, способности. Мышление – это локомотив интеллекта. Способности – это индивидуальные свойства человека, которые способствуют обогащению интеллекта, но они его в прямом смысле не определяют. Патология интеллекта Слабоумие – стойкое, малообратимое обеднение психической деятельности, ее упрощение и упадок – "разнообразные развалины душевной организации" (Модели). Врожденное слабоумие - олигофрения (малоумие), приобретенное слабоумие – деменция (снижение ума). Олигофрения – неспособность к абстрактному мышлению, недоразвитие речи, крайне скудный запас слов, бедность представлений, слабость памяти, незначительные возможности к приобретению знаний, навыков, бедность эмоций, потребности физического назначения ("не разбогатевший бедняк"). Олигофрению различают по степени тяжести: 1) Идиотия – нет речи практической деятельности, инстинкты малодифференцированы. 2) Имбецильность – элементарное речевое развитие (20–30 слов бытового назначения), элементарные эмоции, потребности, самообслуживание Может жить под наблюдением взрослых. 3) Дебильность (тяжёлая, умеренная, легкая) – абстрактное мышление не развито, а образное – в различной степени. Умеренные и легкие дебилы могут обучаться по специальной программе, приобретать практические навыки бытового назначения с хорошей адаптацией к жизни Легкие дебилы ранее служили в армии, в нестроевой службе. Деменция – приобретенное слабоумие ("разорившийся богач") Степени прогрессирования: а) Деградация личности – утрата тонких психических качеств личности (эстетических, морально-нравственных, духовных и т. п.). Например, алкогольная деградация личности. б) Деменция с сохранением критики – нарастает снижение памяти, упрощается мыслительная деятельность, эмоциональные реакции, профессиональные возможности, акцентуируется характер, но критика сохраняется длительное время – ядро личности. Например, сосудистые заболевания мозга. в) Деменция без критики – нарушается память профессиональные возможности, практические навыки, идёт изменение мышления, эмоционально волевых проявлений, поведение без критической оценки себя. Например, эпилептическое, сифилитическое, травматическое слабоумие. г) Распад ядра личности – с быстрым угасанием психической и физической деятельности – маразм. Например, простое старческое слабоумие, прогрессирующий паралич. 7. ПАТОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ Патология двигательной сферы – кататонический синдром (психомоторное возбуждение и ступор) – напряжение мышечного тонуса. Кататонический ступор – обездвиженность с повышением мышечного тонуса и мутизмом. ü Ступор с восковидной гибкостью (каталепсия) обездвиженность с застыванием в различных позах. ü Ступор с негативизмом – обездвиженность с противодействием больных попыткам изменить положений их тела. ü Ступор с оцепенением – обездвиженность с застыванием в эмбриональной позе, может быть симптом "капюшона" или "воздушной подушки". Кататоническое возбуждение в отличие от маниакального носит бессмысленный, хаотический, нецеленаправленный характер. Различают следующие стадии: I. Растерянно-патетическое – растерянность, вычурность, патетика в речи с символикой, неологизмами, разорванностью. II. Гебефреническое (дурашливость) – нелепые действия, немотивированная весёлость (гримасничанье, прыганье, обнажённость, цинизм), в мышлении вербеверации, персеверации. III. Импульсивное – немотивированные внезапные разрушительные действия с псевдоаффективными реакциями, злобой. В мышлении – эхолалии, в поведении – эхопраксии. IV. Немое – речи нет, но двигательное неистовое возбуждение с агрессией, разрушительными действиями. Характерны симптомы: а) Симптом Павлова – ступорозные больные ночью могут разговаривать или вставать. б) Симптом лестницы – движения лишены плавности, прерывисты, неравномерны. в) Симптом хоботка – вытягивание губ. г) Симптом Бумке – отсутствие реакции на свет, на болевые и эмоциональные раздражители (в норме есть). д) Симптом Бернштейна – если поднять одну руку, а затем другую, то первая опускается.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |