Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гомель 2002 1 страница





I. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Ощущение – это превращение энергии внешнего мира в факт сознания, это психический процесс отражения отдельных свойств и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующего на его органы чувств.

Виды рецепции: экстеро-, интеро- и проприорецепция.

Виды рецепторов:

а. Дистантные: зрительные, слуховые, вестибулярные, тактильные;

б. Контактные: вкусовые, тактильные;

в. Проприо- и интерорецепторы.

Основные свойства ощущений:

1. Качество (внутренняя сущность ощущения)

2. Сила (интенсивность, выраженность ощущения)

3. Длительность – время проявления ощущения

4. Пороги (максимальный, минимальный, разностный)

5. Модальность – комплекс нескольких свойств ощущений одного анализатора.

6. Синестезии – двойственность ощущений, когда на один раздражитель может быть две ответные реакции (цветной слух)

Виды ощущений:

зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, проприо-, интероцептивные.

Патология ощущений:

Гиперестезия – повышение чувствительности и возбудимости анализаторов – непереносимость обычных раздражителей (астенические состояния, органические поражения ЦНС).

Гипостезия и анестезия – снижение или полная потеря чувствительности (кожной, зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной).

К ним примыкают:

Агнозии (зрительная, слуховая, тактильная, аутоагнозия, анозогнозия).

Сенестопатии – беспредметные, тягостные ощущения в различных областях организма. При этом нет объективных симптомов.

Восприятия – это совокупность ощущений, процесс синтеза которых происходит автоматически.

Свойства восприятий:

1) Активность

2) Избирательность – связаны с осознанием, памятью, опытом

3) Объективность

4) Константность

Патология восприятия: иллюзии, галлюцинации, расстройства сенсорного синтеза.

Иллюзии – это ложное, ошибочное узнавание реально существующих в данный момент предметов и явлений.

Выделяют три основных разновидности иллюзий:

1) Физиологические.

2) Физические.

3) Психические.

Физиологические иллюзии зависят от физиологических и психологических особенностей человека (остановка поезда и остающееся ощущение движения, холодная вода позже может казаться более теплой). Аффективное состояние ("у страха глаза велики"), изменение внимания, состояние утомления, освещенность предмета и т. п.

Психические иллюзии возникают без вышеуказанных условий.

Физические иллюзии зависят от физических свойств сред, явлений (ложка в стакане, мираж).

Различают три вида иллюзий:

ü аффективные

ü вербальные (словесные)

ü парэйдолические (фантастические)

Психические иллюзии характерны для состояний неглубокого помрачения сознания (интоксикационные и инфекционные психозы, аффективно-бредовые психозы). Эпизодические и нестойкие иллюзии могут встречаться при неврозах и неврозоподобных состояниях. В патогенезе иллюзий играют роль гипноидные состояния корковых анализаторов.

Галлюцинации – мнимые восприятия без наличия соответствующего объекта, действующего на органы чувств. Галлюцинациям свойственна чувственная живость, проекция в реальный мир (объективность восприятия). Понимание болезненной природы галлюцинаций большей частью отсутствует. Нередко галлюцинации более актуальны, чем реальность

Галлюцинации классифицируются по органам чувств:

зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, висцеральные.

Зрительные галлюцинации: наблюдаются элементарные и сложные.

Элементарные – фотопсии (фосфрены) не складываются в предметный образ, вспышка света, туман, дым, пятна и т. п.

Сложные – видение предметов с определенным содержанием:

1. зоопсии – видение животных,

2. демономонические – видение русалок, чертей, ангелов и т. п.;

3. антропоморфные – видение близких, знакомых лиц, умерших, своего двойника;

4. эндоскопические – видение внутренних органов и т. д..

Далее макро- и микропсии, подвижные и стабильные, одиночные и множественные, частичные и полные, цветные и бесцветные.

Слуховые галлюцинации:

1) акоазмы – элементарные неречевые галлюцинации (шаги, топот, стук и т. п.).

2) фонемы – окрики, вопли, стон, плач, кашель и т. п.

3) вербальные (словесные) – слова, фразы, разговоры.

По содержанию они могут быть: полифонические, комментирующие, императивные, угрожающие, индифферентные, односторонние, антагонистические и т. п.

Наличие стереотипных галлюцинаций именуется – галлюцинзом.

Обонятельные галлюцинации - восприятие различных запахов.

Вкусовые – ложные вкусовые ощущения

Тактильные – различные мнимые ощущения прикосновения, ползанья, перемещение живых существ (клещей, червей, насекомых).

Симптом маньяка – ощущение клещей под кожей с расчесыванием этих мест (напоминает чесотку).

Висцеральные галлюцинации – ощущение инородных предметов внутри тела.

Псевдогаллюцинации – восприятия внутри тела (определение дано В. Кандинским), лишены объективности, сопровождаются чувством сделанности со стороны, нет целого ряда характеристик реальных предметов (цвета, схематичности изображения, беззвучные голоса, звучание мыслей и т. п.). Всё производится помимо воли больных и осуществляется кем-то извне.

Выделяют три основных разновидности:

1) зрительные

2) слуховые

3) речедвигательные (кинестетические)

Функциональные галлюцинации воспринимаются с восприятием реального раздражителя.

Гипнагогические – галлюцинации при засыпании.

Гипнопомпические – при пробуждении.

Расстройства сенсорного синтеза – искаженное восприятие величины, формы своего тела и окружающих предметов.

Метаморфопсии – искажённое восприятие по внешнему виду, пространственному расположению: макропсия, микропсия, дисмегалопсия (перекручены по оси), порропсия (бесконечно длинные), изменение окраски (небо – розовое, листья – металлические). Дереализация, в том числе дежа-вю, жаме-вю (давно виденное или никогда не виденное). Расстройство "схемы тела" – искажение формы или величины своего тела – макропсия, микропсия. Деперсонализация (симптом двойника).


2. ПАМЯТЬ

Память - это психологический процесс, выполняющий функцию накопления, сохранения и воспроизведения опыта. Это сознание нашего прошлого или богатство наших представлений.

Состоит из нескольких этапов:

1. схватывание (перцепция)

2. удержание (ретенция)

3. воспроизведение (репродукция)

4. забывание

Виды памяти: образная память, логически-смысловая, эмоциональная, двигательная.

Образная память включает: зрительную, слуховую, вкусовую, тактильную, обонятельную.

По характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная.

По продолжительности хранения информации: кратковременная, долговременная.

Характеристика продуктивности памяти: объём, быстрота, длительность, точность, готовность.

Патология памяти

1) Гипермнезия – усиление памяти (часто фрагментарного характера).

2) Гипомнезия – снижение памяти (уменьшение запоминания сохранения и воспроизведения).

3) Амнезия – нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретённые знания.

По форме: ретроградная, антероградная, антерегроградная.

По динамике: прогрессирующая, фиксационная психогенная регрессирующая.

Ошибки памяти (парамнезии):

ü Псевдореминисценции – перемещение событий по времени

ü Конфабуляции – приписывание участия в событиях, не имевших места в личности больного

ü Криптомнезии (плагиатство) – приписывание авторства открытий, изобретений

Внимание – способность сосредотачиваться, направленность на какой-то объект. Осуществление отбора нужной информации.

Свойства внимания: объём, распределяемость, устойчивость, концентрированность, переключаемость.

ü Под объёмом внимания понимают то число сигналов или ассоциаций, которое удерживается в поле ясного сознания (5–7 предметов).

ü Концентрация внимания - это интенсивность его сосредоточения на объекте.

ü Распределяемость тесно связана с объёмом концентрации в двух и более фокусах.

ü Устойчивость, когда выделенные вниманием процессы сохраняют доминирующий характер.

ü Переключаемость – способность быстро выключиться из одних установок и включиться вновь, соответственно условиям.

Есть два вида внимания: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное).

Патология внимания:

1. Сужение объёма внимания.

2. Уменьшение глубины внимания, преобладание пассивного внимания над активным (это повышенная отвлекаемость, ослабление наблюдательности, поверхностный характер и неустойчивость внимания. Внимание распыляется на случайные раздражители.

3. Чрезмерная истощаемость внимания – снижение способности к длительному сосредоточению.

4. Тугоподвижность внимания (инертность, прилипчивость, застревасмость).

5. Нарушение направленности внимания – внимание поглощено самоанализом.

Больные часто ведут дневники, скрупулёзно описывают свои переживания, ощущения, рассуждают о смысле жизни и т. п.

– "Мир мой сузился, в нём нет ничего кроме болезни. Всё остальное отдалилось и потеряло всякий смысл." Внимание депрессивных больных обычно привлечено к безрадостным сторонам жизни.

У больных шизофренией ослабевает активное внимание, но преобладает пассивное. При беседе они рассеяны, а что происходит кругом запоминают. Расстройство внимания в виде истощаемости, повышенная отвлекаемость характерны для астенических состояний. При органических нарушениях нередко имеет место сужение объёма внимания, инертность, тугоподвижность.

Корсаковский (амнестический) синдром – фиксационная амнезия с парамнезиями.


3. ЭМОЦИИ

Эмоции – окраска наших переживаний к окружающему и к самому себе (к потребностям, мотивам, целям человека). Чувства – внешние эмоции, возникающие в результате социальных отношений.

Подразделяются на: высшие, низшие, положительные, отрицательные, стенические (побуждающие к деятельности) и астенические (снижающие или подавляющие побуждения).

По степени выраженности:

ü Настроение – ровный фон эмоций.

ü Аффект – кратковременный бурный взрыв эмоций, выделяют физиологический и патологический (нарушение сознания, потеря контроля).

ü Страсть – сильное, стойкое и длительное чувство, касающееся определённой сферы жизни.

Патология эмоций

1) усиление положительных эмоций:

а) Эйфория ("несу хорошее") – беспечное, беззаботное, безмятежное настроение, полное благополучие и отсутствие проблем.

б) Гипертимия (повышение настроения) – весёлое, праздничное, жизнерадостное настроение с приливом бодрости, инициативы, оптимизма, ничем не омрачаемое переживание счастья.

в) Морио ("глупость") – благодушное нелепое веселье, часто с плоским "лобным юмором" (симптом лобных опухолей, симптом Фостер-Кеннеди).

г) Экстаз – крайняя степень подъёма положительных эмоций.

2) усиление отрицательных эмоций:

а) Гипотимия (снижение настроения) – аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, разочарованности, обречённости, ослабления привязанности к жизни.

б) Депрессия – снижение настроения с более глубоким переживанием печали, уныния, тоски, глубокого несчастья, обычно сопровождающееся различными физическими тягостными ощущениями (тяжесть в области сердца, "тоска на сердце" – ancsion precordialis). Весь мир становится безрадостным, серым. Ничто не доставляет удовольствия, господствует мрачность, ожидание плохого, состояние безысходности, часты суицидальные мысли с возможной их реализацией.

в) Дисфория ("Dys pher" – нечто дурное, порочное) – дурное, неприязненное, тоскливо-злобное настроение с ворчливостью, брюзжанием, со вспышками гнева, ярости, с агрессией и разрушительными действиями (часто бывает у больных эпилепсией и с другими органическими поражениями ЦНС).

3) ослабление эмоций:

а. Апатия – состояние безучастности, равнодушия, безразличия, бездумности. Ничто не вызывает интереса. Полная индифферентность к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам будущего. Это выпадение, как социальных чувств, так и органических эмоций. Образно это состояние называют смертью с открытыми глазами, бодрствующей комой.

б. Паралич эмоций (утрата эмоционального резонанса) – anaestesia dolorosa phisica – "воспринимаю всё глазами, умом – не сердцем" – это состояние мучительного бесчувствия, потеря радости, печали, страха, любви.

в. Эмоциональная слабость – лёгкая и капризная изменчивость настроения, часто умиление, слезливость, слабодушие, иногда эмоциональная гиперестезия – утончённая эмоциональная чувствительность. Крайняя степень может проявляться в аффективном недержании.

4) извращения эмоций:

а. Эмоциональная тупость – душевная холодность, опустошение, чёрствость, бессердечие. Обозначается иногда, как "моральная идиотия" – олотимия.

б. Эмоциональная холодность – утрата тонких эмоциональных дифференцировок чаще в среде высших чувств и в отношениях с окружающими. Больные теряют сдержанность, деликатность, учтивость, чувство такта, собственного достоинства. Становятся бесцеремонными, циничными, назойливыми, заносчивыми, не соблюдают элементарных приличий.

в. Амбивалентность эмоций – сосуществование двух противоположных чувств к одному и тому же объекту.

г. Неадекватность эмоций.

д. Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство с приступом сильного гнева, ярости с глубоким помрачением (сужением сознания), бурным двигательным возбуждением с автоматическими действиями и последующей амнезией.

е. Растерянность – чувство недоумения, беспомощности, бестолковости, непонимания самых простых ситуаций.

ж. Эксплозивность (взрывчатость) – чрезмерно повышенная эмоциональная возбудимость с бурными вспышками аффектов ярости, гнева с агрессией во вне и на самого себя.

з. Эмоциональная вязкость – застревание, фиксация аффективной реакции на событии, ситуации, объекте (неудачи, обиды, прилипчивость к аффективно значимым темам, утрированной аккуратности, чистоплотности).

5) эмоциональные синдромы:

а) Маниакальный синдром:

ü Гипертимия (эйфория)

ü Ускорение темпа мышления до скачки мыслей

ü Гиперкинезия

Приподнятое, ликующее безоблачное настроение с искрящимся, заражающим весельем, восторженностью, беспредельным счастьем. Гиперпродукция мыслительная, двигательная с гипербулией.

б) Депрессивный синдром:

ü Подавленное настроение (гипотимия)

ü Заторможенность мыслительной продукции

ü Ослабление побуждений, двигательной активности (гипокинезия, утомляемость).

Меланхолическая оценка ситуаций, себя, разочарование с психической анестезией, угнетение "витальных чувств", часто с дереализацией, деперсонализацией и суицидальными тенденциями.


4. ВОЛЯ

Воля – способность к планомерной, организованной деятельности, направленной на достижение сознательных целей, она свойственна только человеку. Поведение животных определяется инстинктами. Инстинкты у человека сохранили побуждающую к деятельности функцию, но программировать и контролировать эффективность поведения не могут. Волевая деятельность регулируется мотивами – осознанными целями поведения и обдуманной программой их осуществления.

Волевой процесс включает четыре этажа (Рубинштейн, 1946 г.):

а) Появление побуждений к деятельности и осознания цели (формирование мотивов).

б) Борьба мотивов, сопоставление возникшей потребности с другими свойствами личности.

в) Принятие решения (выполнению его помогают качества личности: инициативность, решительность, самоконтроль, самокритичность и т. д.).

Патология воли

 

1)патология высшей воли: гипербулия, гапобулия, абулия, парабулия.

а) Гипербулия – чрезмерная малопродуктивная деятельность с обилием разнообразных побуждений к деятельности и стремлением к немедленному сиюминутному осуществлению (утрата цели, отсутствие планомерности и завершённости деятельности, которая часто носит хаотическое возбуждение). Иногда это поведение - ситуационная реакция (полевое поведение).

б) Гипобулия – противоположное описанному выше состоянию.

в) Абулия – отсутствие побуждений к деятельности, пассивность, спонтанность, адинамия. "Утрата энергетического потенциала", "динамическое опустошение", это синдром "сломанного пера" – лобный феномен.

г) Парабулия – извращение волевой активности обусловлено патологической мотивацией (бредом, галлюцинациями). Поступки противоречат реальной ситуации (побеги, переезды, отказы от еды, акты агрессии, разрушительные действия).

 

2)патология низшей воли (влечений)

а) Нарушение пищевого влечения: булимия, анорексия (полифагия – поедание несъедобного, например копрофагия).

6) Нарушение инстинкта самосохранения:

- Усиление (фобии)

- Ослабление (апатия)

- Извращение (автотравматизация, суицидомания)

в) Нарушение полового влечения:

-Усиление (сатириазис у мужчин, нимфомания у женщин)

- Ослабление (фригидность у женщин, импотенция у мужчин)

- Извращение (перверсии)

 

3)нарушение влечений импульсивного характера

а) Дипсомания (склонность к пьянству)

б) Дромомания (склонность к бродяжничеству - вагобандаж)

в) Пиромания (склонность к поджогам)

г) Клептомания (склонность к бесцельным кражам)

д) Мифомания (склонность к обману)

е) Копролалия (склонность к употреблению циничных фраз, синдром Жиль де ля Туретта)


5. МЫШЛЕНИЕ

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании человеком существенных связей и отношений людей. Оно возникает в процессе социально- общественных отношений, обязательно опирается на чувственное познание, которое оно преобразует, развивает, позволяет проникнуть в закономерности природы общества и самого мышления.

Виды мышления:

а) Наглядно-действенное (конкретно-наглядное)

б) Образное

в) Абстрактно-логическое

Первая сигнальная система – носительница ощущений, восприятий. Вторая сигнальная система – носительница суждений, понятий, умозаключений. Понятия формируются через язык. Конкретно-наглядное мышление реализуется в действиях и опирается на первую сигнальную систему.

Этапы мыслительного процесса: сравнение, анализ, синтез, обобщение абстракций (индукция и дедукция), образование понятий (суждения и умозаключения), практика.

Патология мышления

1) по темпу

а) Ускоренное до скачки мысли

б) Замедленное до остановки

в) Патологическая обстоятельность

г) Закупорка мыслей (шперрунг – тают мысли)

2) по логической стройности

а. Разорванность мышления – распад логического строя речи с сохранением грамматического строя. Крайняя степень – шизофазия. Ассоциации образуются по сходству, по созвучию.

б. Бессвязность мышления (инкогеренция) – распад логической структуры и грамматического строя речи одновременно. Бессвязный набор отдельных слов – «доля, глаза, коза, пескарик, очкарик" – это кардинальный признак аменции.

в. Резонерство – наклонность к общим рассуждениям, "бесплодное мудрствование". Это схоластические тенденции мышления. Преобладают ассоциации по контрасту. Это пустое, выхолощенное суждение о сложных, неразрешимых проблемах.

г. Формальное мышление – в оценке происходящего человек руководствуется не реальным значением факта, а внешней стороной дела. Например: река – озеро, "озеро – круглое, река – тянется, имеет исток и устье".

д. Аутистическое мышление – здесь логика не является руководящим началом. Суждения строятся на личных, болезненных убеждениях больного. Аутизм – "перемешивает бесцеремонно настоящее, прошедшее и будущее". Оно противоположно реальности, часто вычурно.

е. Символическое мышление – вместо слов применяются символы (знаки, цифры), понятные только больному.

ж. Паралогическое мышление – мышление "с выкрутасами". Во внимание берутся случайные стороны явления. Формальнологический процесс не нарушен.

з. Патологическое фантазирование – реальные факты искажаются яркими вымыслами, псевдологией, мифоманией (истерическое, незрелое мышление). Иногда вымыслы могут иметь бредоподобный характер (детская подростковая шизофрения). Фантазирование может быть в виде самооговоров, оговоров, извращения влечений – садомазохистические наклонности.

и. Тугоподвижность мышления (торпидность, вязкость) – затруднён переход от одной мысли к другой.

к. Ментизм (мантизм) – непроизвольный, насильственный поток мыслей.

л. Вербиверация – повторение бессмысленных выражений или нелепое нанизывание слов и звуков: "Ах, тах, вах, чвах..."

м. Персеверация – застревание ответов на вопросы.

н. Неологизмы – новые слова, смысл которых понятен только больному.

о. Эхолалия – повторение слов окружающих.

п. Логоклония – спастическое многократное повторение слогов слова.

3) Бред – ложные суждения или умозаключения, возникающие на болезненной основе, не поддающейся критике или коррекции.

Виды бреда: первичный, вторичный (чувственный, образный), аффективный (стенический, астенический), резидуальный, индуцированный.

По содержанию: бред открытия, изобретательства, реформаторства, преследования, отношения, кверулянтный, ипохондрический, физического воздействия, бред Котара, богатства, любовный и т. п.

Отличие бреда от заблуждений, суеверий, предрассудков. Цицерон писал: "Ошибаться свойственно человеку, а упорствовать в ошибках свойственно безумцу".

Бредовые и галлюцинаторно-бредовые синдромы:

1) Паранояльиый;

2) Параноидный;

3) Парафренный;

4) Бред Кандинского-Клерамбо;

5) Бред Котара;

Паранояльный бред – бред толкования, чаще систематизированный, где нарушается логичность, рациональность логического познания, чаще имеет место сверхценная идея без галлюцинаций, сопровождается положительной эмоциональной окраской.

Параноидный бред – многотематический по своему содержанию (бред ущерба) чаше с отрицательной эмоциональной окраской, может сочетаться с галлюцинациями. Это сложный бред сочетается с другими психическими нарушениями. Имеет несколько этапов: бредовая настроенность, появление отрывочных бредовых идей (кристаллизация бреда), затем идет систематизация бреда, позже содержание бреда может перерасти в фантастическое с крупными нелепыми масштабами (парафренный этап), галлюцинации также крупного масштаба с последующим развалом мышления и речи (шизофазия).

Бред Кандинского-Клерамбо – псевдогаллюцинации, психические автоматизмы (мыслительный, сенсорный, моторный и речедвигательный), бред воздействия.

Бред Котара – "бред гибели мира" – депрессия сочетается с бредовыми идеями ипохондрического и нигилистического содержания.

Навязчивые состояния (обессии или ананкастические явления) – мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, возникающие независимо и вопреки желанию, непреодолимо, навязчиво при сохранении критики и невозможности самопроизвольного избавления от них.

Подразделяются на: абстрактные, образные и фобии.

а) Абстрактные:

- бесплодное мудрствование – "почему рука называется правой, а не левой..."

- навязчивый счёт (арифмомания) – считать прохожих, окна в домах и т. п.

- навязчивая репродукция – вспоминать имена, термины, эпизоды из жизни.

б) Навязчивые страхи – фобии:

- агорофобия – страх открытых пространств

- клаустрофобия – закрытых помещений

- оксифобия – острых предметов

- гипсофобия (акрофобия) – страх высоты

- антропофобия (гомилофобия) – боязнь толпы

- нозофобия – страх заболеть тяжёлой болезнью

- танатофобия – страх смерти

- сидеродромофобия – страх быстрой езды

- монофобия – страх одиночества

- лиссофобия – страх психического заболевания

- эритрофобия – страх покраснеть в обществе

- бобофобия – страх возникновения страха

- лалофобия – страх говорить в обществе

в) Навязчивые воспоминания, опасения, действия и т. п. Ритуалы – действия направленные для снятия навязчивостей.


6. ИНТЕЛЛЕКТ

Интеллект – совокупность познавательных способностей человека, включает уже приобретённый опыт и способности к дальнейшему приобретению и применению на практике. Интеллект обобщает все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, эмоционально-волевые качества, мышление, социальное окружение, способности.

Мышление – это локомотив интеллекта.

Способности – это индивидуальные свойства человека, которые способствуют обогащению интеллекта, но они его в прямом смысле не определяют.

Патология интеллекта

Слабоумие – стойкое, малообратимое обеднение психической деятельности, ее упрощение и упадок – "разнообразные развалины душевной организации" (Модели).

Врожденное слабоумие - олигофрения (малоумие), приобретенное слабоумие – деменция (снижение ума).

Олигофрения – неспособность к абстрактному мышлению, недоразвитие речи, крайне скудный запас слов, бедность представлений, слабость памяти, незначительные возможности к приобретению знаний, навыков, бедность эмоций, потребности физического назначения ("не разбогатевший бедняк").

Олигофрению различают по степени тяжести:

1) Идиотия – нет речи практической деятельности, инстинкты малодифференцированы.

2) Имбецильность – элементарное речевое развитие (20–30 слов бытового назначения), элементарные эмоции, потребности, самообслуживание Может жить под наблюдением взрослых.

3) Дебильность (тяжёлая, умеренная, легкая) – абстрактное мышление не развито, а образное – в различной степени. Умеренные и легкие дебилы могут обучаться по специальной программе, приобретать практические навыки бытового назначения с хорошей адаптацией к жизни Легкие дебилы ранее служили в армии, в нестроевой службе.

Деменция – приобретенное слабоумие ("разорившийся богач") Степени прогрессирования:

а) Деградация личности – утрата тонких психических качеств личности (эстетических, морально-нравственных, духовных и т. п.). Например, алкогольная деградация личности.

б) Деменция с сохранением критики – нарастает снижение памяти, упрощается мыслительная деятельность, эмоциональные реакции, профессиональные возможности, акцентуируется характер, но критика сохраняется длительное время – ядро личности. Например, сосудистые заболевания мозга.

в) Деменция без критики – нарушается память профессиональные возможности, практические навыки, идёт изменение мышления, эмоционально волевых проявлений, поведение без критической оценки себя. Например, эпилептическое, сифилитическое, травматическое слабоумие.

г) Распад ядра личности – с быстрым угасанием психической и физической деятельности – маразм. Например, простое старческое слабоумие, прогрессирующий паралич.


7. ПАТОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Патология двигательной сферы – кататонический синдром (психомоторное возбуждение и ступор) – напряжение мышечного тонуса.

Кататонический ступор – обездвиженность с повышением мышечного тонуса и мутизмом.

ü Ступор с восковидной гибкостью (каталепсия) обездвиженность с застыванием в различных позах.

ü Ступор с негативизмом – обездвиженность с противодействием больных попыткам изменить положений их тела.

ü Ступор с оцепенением – обездвиженность с застыванием в эмбриональной позе, может быть симптом "капюшона" или "воздушной подушки".

Кататоническое возбуждение в отличие от маниакального носит бессмысленный, хаотический, нецеленаправленный характер.

Различают следующие стадии:

I. Растерянно-патетическое – растерянность, вычурность, патетика в речи с символикой, неологизмами, разорванностью.

II. Гебефреническое (дурашливость) – нелепые действия, немотивированная весёлость (гримасничанье, прыганье, обнажённость, цинизм), в мышлении вербеверации, персеверации.

III. Импульсивное – немотивированные внезапные разрушительные действия с псевдоаффективными реакциями, злобой. В мышлении – эхолалии, в поведении – эхопраксии.

IV. Немое – речи нет, но двигательное неистовое возбуждение с агрессией, разрушительными действиями.

Характерны симптомы:

а) Симптом Павлова – ступорозные больные ночью могут разговаривать или вставать.

б) Симптом лестницы – движения лишены плавности, прерывисты, неравномерны.

в) Симптом хоботка – вытягивание губ.

г) Симптом Бумке – отсутствие реакции на свет, на болевые и эмоциональные раздражители (в норме есть).

д) Симптом Бернштейна – если поднять одну руку, а затем другую, то первая опускается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.