Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О смысле




 

Удивительное рядом, но оно запрещено…

Владимир Высоцкий

 

Двадцатый век похоронил многие надежды и чаяния, в том числе возникшую в недрах западной науки идею бесконечного прогресса. По ходу ее реализации население планеты оказалось расколотым на две части: большую, занятую исключительно выживанием, и меньшую - страны «золотого миллиарда». Процветающее меньшинство, однако, столкнулось с собственной деградацией, вырождением и тотальной экологической катастрофой.

Долгое время нравственное и духовное совершенствование считалось возможным только в виде подчинения воле Бога, и Церкви - его наместнику на земле. Попытки буквального следования библейским заповедям были нереальными в принципе, но всячески приветствовались.

Сегодня ситуация иная, и поскольку естественный темп социального развития приказал долго жить, проявился разрушительный эффект непонимания разницы между культурой и цивилизованностью. Культура репродуктивна, ее задача - сохранять и продлевать себя, это знание истории и своего народа, следование традициям. При силовом доминировании одной культуры на территории прочих местный национализм приобретает крайние формы, усиливается противостояние чуждому влиянию любыми средствами, включая террор.

Что такое цивилизованность? Это, помимо знания собственной истории и традиций, уважительный интерес ко всему чужому, а также понимание того, что Земля мала, и если возможно создать на ней жизнеспособное общество, то не насилием либо подражанием, но только посредством взаимоуважения и сотрудничества.

Не миновал определенный упадок цивилизованности и РПЦ, что просматривается в ее отношении к йоге и ее последователям в России. Упорные старания поместить йогу на одну доску с оккультизмом, теософией, «живой этикой», сектантством и прочим «духовным» мусором современности либо умышлены, либо проистекают от незнания сущности предмета.

В конце XIX века религиозность упала настолько, что Ницше выразил это фразой «Бог умер». Была пройдена точка, за которой влияние традиционных конфессий на умы населения развитых стран свелось фактически к нулю. Упадку религиозности сопутствовало слабое знакомство обывателя с моделью мироустройства, созданной фундаментальной наукой. После утраты языческих обрядов, выполнявших компенсаторную функцию для проявлений бессознательного, скрытая психическая деятельность, которая и сегодня проявляется с не меньшей силой, чем у кроманьонцев, породила эзотерику и мистику.

Покоренный, но не понятый Восток начал реконкисту. Первоначальные слухи о чудесах йогов экспортировались из жемчужины британской короны - Индии. В 1897 Свами Вивекананда основал «Миссию Рамакришны» и йога начала распространяться на Запад в виде философии.

В конце XIX века на подмостках истории материализовалась Блаватская, вознамерившаяся заменить своей «доктриной» все мировые религии, хотя постулаты и выводы теософии были принципиально не проверяемы. Блаватская была первопроходцем, именно она наметила магистральные спекулятивные темы йоги, Шамбалы и махатм. Поскольку теософия является скверной пародией на восточную мысль и западную науку, популярность ее со временем упала. Требовались свежие идеи, их вместе со своим супругом сформулировала Елена Шапошникова (в замужестве - Рерих). Талантливый художник был смолоду очарован Востоком, не миновал масонской ложи, а уже зрелым человеком, в сопровождении семьи и ламы-чекиста Блюмкина, предпринял известное путешествие по маршруту Алтай-Гималаи.

Учение, придуманное Рерихами, адресовалось в первую очередь аристократическим кругам ценителей искусства. И, конечно же, Агни-йога или «живая этика», «данная махатмами с Гималаев», претендовала на мировое господство в сфере духа, просачиваясь в СССР через коммунистическую Монголию и государства довоенной Прибалтики.

В начале ХХ века на гребне волны возник Георгий Гурджиев, в 1910 началась садхана создателя интегральной веданты, индийского радикала и террориста Шри Ауробиндо.

Вторая мировая война необратимо сокрушила идеалы гуманизма. В середине 1950-х из недр ГУЛАГа вернулся с «Розой мира» Даниил Андреев. Постепенно оживала РПЦ, в США приступил к своим опытам Джон Лилли, на подходе были Кастанеда, Станислав Гроф, телесно ориентированная терапия и НЛП.

Появление ряда индийских и западных учителей инициировал Свами Шивананда, затем Б.К.С.Айенгар и П.Джойс начали экспортировать на Запад псевдойогу своего гуру Кришнамачарьи. Пока Европа залечивала раны, а Россия поднималась из руин, в благополучной Америке появились секты, которые затем, подобно гангрене, поразили и Старый свет. Первой ласточкой «новой духовности» стали девятьсот с лишним трупов в Гайане – так заявил о себе «Народный храм» Джима Джонса. С тех пор количество жертв этой разновидности безумия не поддается учету.

В 1964 «Лезвие бритвы» опубликовал И.А.Ефремов, лейтмотивом его романа приключений была йога. Примерно в это же время на строительство промышленных объектов Индии были направлены тысячи специалистов и в СССР начали проникать сведения о йоге. Свою роль в этом сыграла и хрущевская оттепель - в средине и конце 1950-х был переведен и выпущен малыми тиражами ряд классических работ по древнеиндийской философии. В ашхабадской ссылке переводил «Махабхарату» полиглот и нейрохирург Б.Смирнов, а на киноэкранах страны триумфально шел фильм «Индийские йоги: кто они?». Тогда же в средства массовой информации пробился первый легальный пропагандист Анатолий Зубков, опубликовавший цикл статей в журнале «Сельская молодежь», и йога начала покорение России. К сожалению – в виде, далеком от аутентичности. Впрочем, до 1989 она была официально запрещена, что отнюдь не мешало возникновению массы полулегальных секций, возглавляемых в Москве самозваными «учениками» Зубкова.

Вскоре после снятия запрета грянуло крушение Империи и йога, наравне со всем остальным, стала товаром дикого рынка эзотерики, с которым не щадя живота бьется РПЦ, хотя, согласно данным одного из социологических опросов 2001 года, православие назвали своим вероисповеданием только около 7% населения России.

Небольшое отступление. Когда-то, для снижения потерь живой силы в Афганистане нашим солдатам-срочникам предписали двухмесячный спецкурс переподготовки в Геок-Тепе. Изюминка его была гениально проста: после утренней побудки каждый боец крепил на спину тридцатикилограммовый мешок песка и жил с ним затем неразлучно до самого отбоя. При этом подготовка оставалась стандартной: марш-броски, «полоса удовольствий», стрельба и прочее, а к мешку приходилось привыкать. Тех, кому это не удалось, отправляли в Россию. Солдаты, сроднившиеся с мешком, как правило, в Афгане выживали, поскольку без него передвигались по горному рельефу быстрее любого «духа». Сам не подозревая, я когда-то пристегнул к своей жизни аналогичный «довесок» в виде йоги, разница лишь в том, что он был не вещественным. Хотя впоследствии действие это принесло результат совершенно неожиданный.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Евангелие от Матфея, гл. 11, с. 12). Эту фразу, ИМХО (In My Humble Opinion – «по моему скромному мнению», англ.) можно понять так: если развитие идет без осложнений, все люди на жизненном старте примерно равны (если нет грубых генетических дефектов). Но по мере развертывания программы между индивидами проявляются неминуемые различия, в том числе и по способностям. Одно из них состоит в том, что кому-то присуще совершать избыточные для типового хода вещей усилия (таких субъектов Лев Гумилев назвал пассионариями), а кому-то – нет. От этого зависит судьба. Йога это разновидность избыточности, причем для адепта - сильнодействующая.

Теория Друкера утверждает, что у христиан, населяющих Западную Европу, на каждом этапе развития общественных отношений и сопутствующей технологии была своя модель идеального человека, и тот, кто стремился к ней, надеялся обрести счастье. В средние века путь к нему пролегал через религиозность, эпоха Возрождения сформировала образ просвещенной личности, а в условиях научно-технической революции образцом стал деловой человек, предприниматель. Наконец, в странах с тоталитарными режимами идеалом стал герой, беззаветно отдающий жизнь за идею («Работа у нас простая, забота наша такая: жила бы страна родная - и нету других забот…»).

- Сейчас уже ясно - пишет А. Маслоу - что ни одна из прежних формулировок счастья не выдержала проверку временем, и сегодня актуальна концепция психологически здорового, «естественного» человека.

Опираясь на свой опыт, могу сказать что именно йога наилучшим образом сохраняет физическое здоровье и психическую сбалансированность, что ведет к состоянию, именуемому счастьем.

Казалось бы, что может дать выполнение асан без привычного старания, физических усилий и самопреодоления? На самом деле здесь срабатывает эффект повышенной чувствительности системы к возмущениям средней и малой силы, как раз в области их воздействия и реализуется традиционная йога. Физическая нагрузка (а она может быть в асанах очень большой!) при сохранении ментальной релаксации вызывает особое состояние психики, сходное с эффектом лечебной электрической стимуляции (ЛЭС): «Нервная система не только слышит такие «ласковые» вмешательства, но и покорно слушается их» («Здоровый и больной мозг человека», 1988, с. 48). Иными словами, стимулы малой размерности обладают восстанавливающим и лечебным эффектом. После освоения глубокой релаксации нагрузка в асанах может быть значительно увеличена, но преобладание парасимпатики сохраняется. «...В экстремальных условиях, когда организм всецело предоставлен самому себе, своим внутренним резервам, он проявляет чудеса биологической активности и мудрости, и факты эти еще ждут своих исследователей» («Мотивация и личность», с. 132).

 

Возможность входа психосоматики в режим самовосстановления – вот чем разительно отличается традиционная йога от прочих «стилей» и «школ», где ученик выполняет асаны, развивая физические и волевые усилия привычной размерности, что ведет к преобладанию симпатики. Те, у кого самонастройка завершилась, получают высочайшее качество внутреннего покоя, который спонтанно транслируется вовне, такая передача своего внутреннего равновесия окружению – главный признак того, что человек достиг в йоге определенного уровня и может преподавать ее.

Основа классической практики йоги - действие не действием (в китайской традиции – метод «у-вэй»): я просто выполняю асану, насколько она получается, не пытаясь согнуться «как на картинке» либо подражать инструктору. Главное - посредством мышечной релаксации и дозировки формы растворить в теле ощущения от принятой формы. При сохранении ее даже без каких-либо ощущений в опорно-двигательном аппарате идет активная, но не воспринимаемая сознанием (если специально не прислушиваться) работа. На этот аппарат, внутренние органы, кровеносную и лимфатическую системы форма асан и время выдержки неизбежно влияет, но критерием оптимальности воздействия является полное отсутствие неприятных и вообще явных (мешающих опустошению сознания) ощущений. При обычной ходьбе (если человек здоров) ничего особого в теле не ощущается, но мы-то ведь приходим куда надо. Причем без пота, надрыва и специальных усилий. Ощущения не возникают, когда вы не стараетесь согнуть тело больше, чем сегодня позволяют его физические кондиции. Если вы удобно сидите на диване и читаете книгу, нужно ли при этом стараться сесть лучше? Лучше чего? Только форма, которую тело может принять и находиться в ней какое-то время свободно и без каких-либо ощущений (не говоря уже о боли!) является оптимальной и полезной. А если в ней прекращена ментальная суета – это асана. Только «отключение» обычного процесса мышления отзывается в теле «текучестью» формы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.