Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система направленности личности




I

лом, а личность в таком случае становится социально значимой, II соответствующей интересам развития и совершенствования со-

1 циума.

Важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и

деятельности человека играют потребности в познании и само-I познании.

I Потребность в познании жизни, объективного мира реализу-

II ется по следующим основным направлениям, путям:

через науку. Здесь целью познания является истина. Ведущая 1 черта, особенность такого познания — объективность знаний. Чем

| более близким к истине, научным является знание людей, тем

более оно становится объективным, не зависящим от субъектив­ных устремлений позиций, предпочтений человека.

Вполне очевидно, что такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозиро­вать свои действия и поступки;

' через искусство, в котором проявляется стремление к непо-

I средственному, образному, субъективному восприятию, позна-

' нию и пониманию жизни. Цель такого познания состоит в позна-

| нии правды жизни, в достоверности знаний. Особенность такого

знания состоит в его субъективности. В искусстве, во всех его ви­дах и жанрах представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральной проблемой искусства (литературы, поэзии, музыки, живописи и других видов) явля­ются человек, его интересы, переживания, мысли, поступки, дей­ствия, в этой сфере деятельности участвует немало талантливых и творческих людей. Поэтому искусство выступает одним из источ­ников познания психики людей;

через религию, так как значительная (если не большая) часть населения планеты (и наша страна в этом отношении не является исключением) живет с религиозным мироощущением и миропо­ниманием. И потому современный специалист должен владеть научной и религиозной картинами мира;

через собственный социальный, этнический, профессиональ­ный и другой опыт. Это в полной мере относится и к познанию психики как других людей, так и своей собственной.

К числу сугубо социальных потребностей человека относятся идеологические потребности. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, потребность в концептуальном, системном видении картины мира. Реализа­ция этих потребностей осуществляется:

через использование данных естественных, социальных, гумани­тарных, технических и других наук. В результате у человека скла­дывается научная картина мира;

через усвоение человеком религиозных знании, под влиянием ко­торых у него формируется религиозная картина мира.

Характерно, что у многих людей под влиянием идеологиче­ских потребностей и в процессе их реализации нередко склады­вается многополюсная, мозаичная картина мира с преоблада­нием, как правило, научной картины мира у людей со светским воспитанием и религиозной у людей с религиозным воспита­нием.

Одной из актуализированных и функционирующих в нашем социуме потребностей является потребность в справедливости, ко­торая выражается в соотношении прав и обязанностей в сознании человека, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой.

В этом плане человек может быть ориентирован:

а) на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;

б) на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной сфере в целости;

в) на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении человеком социальных и профессиональных задач.

В соответствии со своими преобладающими ориентациями, со­образно своему пониманию того, что является справедливым, а что несправедливым, человек и оценивает поведение, действия других людей.

Важную роль в жизнедеятельности человека играют эстетиче­ские потребности: в понимании канонов красоты, гармонии, в восприятии и осуществлении поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к без­образному, низменному, уродливому, нарушающему естествен­ную и социальную гармонию.

К числу социальных потребностей человека, занимающих в иерархии потребностей личности высшую ступень, относятся по­требности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и са­мосовершенствовании. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т. п.

На реализацию таких устремлений личности оказывают влия­ние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятель­ности человека, но и внутренние, личностные предпосылки (мо­тивы, способности, волевая подготовленность личности). При этом важную роль играет самооценочная деятельность личности, по­зволяющая ей выявлять и отслеживать уровень и динамику своего развития.

Таковы основные, ведущие потребности человека, оказываю­щие существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведе­ние. Эти потребности находятся в определенном иерархическом Расположении в их связях и отношениях между собой, и их акту-

ализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархических взаимосвязей. Так, например, в начале названные потребности требуют первостепен­ного удовлетворения по сравнению с последующими потребно­стями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Спо­собы удовлетворения потребностей более высокого уровня, более разнообразны, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей: место реализованной потребности за­нимает другая актуализированная потребность, обычно также про­являющаяся в системе многих других (А. Маслоу).

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности как в сложном психическом свойстве личности, включающем в себя систему побуждений, которая и определяет активность личности и изби­рательность ее отношений к действительности. Направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целе­устремленность человека.

Система направленности личности включает следующие основ­ные элементы (компоненты):

систему ценностно-смысловых образований личности. Здесь речь идет, по существу, о двух взаимосвязанных системах образований личности (личностных конструктах): смысловых и ценностных;

притязания личности, как основанные на оценке ею своих воз­можностей и ситуации, обстановки ожидания личностью оп­ределенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличност­ных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Содержание притязаний оп­ределяется системой ценностных образований личности, а их уро­вень и характер — самооценкой личности. Самооценка выступает одним из базовых личностных образований. В ней выражаются два личностных параметра (и потому выделяют две разновидности самооценок личности):

1) уровень личностных и других возможностей, потенциал индивида. Эти возможности, соотнесенные с конкретными усло­виями жизни и деятельности, решаемыми человеком проблема­ми, могут быть высокими, средними или низкими. В связи с этим и самооценка по уровню может быть у конкретного человека вы­сокой, средней или низкой;

2) восприятие человеком самого себя, своих возможностей, сил: он либо завышает, либо занижает их, либо оценивает адек­ватно. Соответственно самооценка личности может оказаться за­вышенной, адекватной либо заниженной.

Таким образом, возможны девять сочетаний названных двух видов самооценок личности, каждое из которых создает своеоб­разие самооценки личности. Это и приводит к соответствующему уровню и характеру ее притязаний в конкретных обстоятельствах жизни и деятельности, при совершении тех или иных действий, поступков. Притязания личности — своеобразная интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности;

потребностные состояния личности, своеобразие которых за­висит не только от объективных обстоятельств, объектов и пред­метов потребностей человека, но и от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных осо­бенностей. Возникновение у личности тех или иных потребност-ных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Потребности человека имеют две основные функции: целепо-лагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысло­вых образований, а вторая — системой ценностных образований личности;

мотивы личности — это потребность (или система потребнос­тей) личности в функции побуждения. Мотивы — это внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обуслов­ленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это конкретные формы проявления потребностей человека.

Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависи­мости от этого различают следующие мотивы:

• эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п.;

• рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения. В психологии различают две группы взаимосвязанных между

собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

• мотивы целей, генерализованные мотивы, содержание ко­торых выражает предмет потребностей и потому направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена степенью значимости для человека предмета его потребностей;

• мотивы выбора путей, средств, способов достижения, реали­зации цели: инструментальные мотивы. Данные мотивы обусловле­ны не только потребностным состоянием личности, но и степенью ее подготовленности, наличием других возможностей действовать успешно по реализации поставленных целей в данных условиях.

Первая и вторая группы мотивов в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не только влиять, но и изменять друг друга.

Есть и другие подходы к классификации мотивов.

Так, например, по степени общественной значимости выделя­ют мотивы широкого социального плана (идеологические, этни-

ческие, профессиональные, религиозные и др.). группового пла­на и индивидуально-личностного характера.

Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные.

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и при­дают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А. Н.Леонтьев). На практике важно учитывать, что, совершая оди­наковые по форме и предметным результатам поступки, люди не­редко руководствуются разными и порой прямо противоположны­ми мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям, соответственно и оценка этих поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой;

цели личности как образ ожидаемого, предполагаемого резуль­тата действий, поведения человека.

В целостном виде система направленности личности может быть представлена в виде схемы (см. схему 8).

Схема 8

Обозначения: СЦСОЛ — система ценностно-смысловых обра­зований личности; Пс — субъективная потребность личности, ее по-требностное состояние; Мц — мотив цели; Мпссрц — мотивы путей, средств, способов реализации цели; Ц — цель; Д — деятельность.

В зависимости от сферы проявления различают следующие виды направленности личности: профессиональная, нравственная, по­литическая, бытовая и др., например, в сфере творчества, спортив­ной деятельности и т. п.

Направленность личности характеризуется:

уровнем зрелости (степенью общественной значимости основ­ных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеоло­гической позицией и т.п.);

широтой (диапазоном сфер проявления устремлений личнос­ти), которая может быть узкой или широкой;

интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей);

иерархией видов направленности конкретной личности. В систе­ме видов направленности личности выделяются ведущие, глав­ные, доминантные и др.

Формирование у личности профессиональной и других жиз­ненно важных видов направленности в значительной мере сво­дится к формированию у нее соответствующих систем смысловых и ценностных образований, притязаний личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте общую характеристику направленности личности.

2. Какие психические феномены составляют систему направленности личности.

3. Раскройте понимание потребностей в психологии.

4. Дайте общую классификацию потребностей человека.

5. Что такое объект и предмет потребностей?

6. Дайте содержательную характеристику потребностей личности.

7. Проанализируйте основные функции потребностей человека.

8. Что необходимо учитывать при оценке потребностей человека?

9. Охарактеризуйте такие психические феномены, как притязания и самооценка личности.

10. Обоснуйте истоки потребностных состояний личности.

11. Раскройте понимание мотивов личности.

12. Проанализируйте основные подходы к классификации мотивов личности.

13. Раскройте понимание и содержание потребностно-мотивацион-ной сферы личности.

14. Дайте характеристику целей личности как психического феномена и обоснуйте их истоки.

ГЛАВА 7. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.