Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧЕЛОВЕКА 3 страница




материал имеющимися у него образами. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоз­дает достаточно полно картину ситуации.

Творческое воображение — это процесс создания новых обра­зов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действи­тельности. Изобретательство, рационализаторство, выработка но­вых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Но бывает и так, что человек, создавая что-то, не знает, что оно создано уже кем-то другим. Все равно по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс твор­ческого воображения.

Субъективно это новое, но объективный результат не нов. По­этому в воображении необходимо различать субъективную и объек­тивную новизну результата.

Творческое воображение способствует развитию инициативно­сти, самостоятельности человека. Оно носит профессиональный характер.

Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не пред­принимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Такое воображение может возникать как непреднамерен­но, так и преднамеренно. Пассивное воображение расслабляет волю человека, уводит его в мир грез, пустых мечтаний, притупляет остроту восприятия действительности, делает его пассивным и легко поддающимся манипулятивным воздействиям со стороны окружающих.

Ценность личности определяется тем, какие виды воображе­ния в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем бо­лее зрелая личность.

Воображение бывает непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное воображение есть процесс, при котором но­вые образы возникают в сознании человека без заранее постав­ленной цели, сами собой. Неудовлетворенная материальная и ду­ховная потребность может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой она была удовлет­ворена.

Произвольное воображение осуществляется преднамеренно, в связи с заранее поставленной целью. Человек, воображая, ищет, отбирает, комбинирует и преобразует мысленно свои представле­ния, проявляет сознательные усилия. Это воображение основано на волевом усилии и активности сознания. Оно связано с деятель­ностью второй сигнальной системы.

Таким образом, воображение — один из познавательных про­цессов, характеризующий определенный уровень развития созна­ния личности, ее творческого потенциала.

Воображение играет исключительно большую роль в деятель­ности, а развитие его профессиональных особенностей у студен­тов является важнейшим условием становления личности специ­алиста.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте общую характеристику познавательной сферы личности.

2. Охарактеризуйте ощущение человека как психический познаватель­ный процесс.

3. Раскройте понимание восприятия как психического познаватель­ного процесса.

4. Что такое внимание человека: его виды, свойства, физиологиче­ские механизмы?

5. Раскройте профессиональные свойства внимания специалиста (юри­ста, педагога, инженера и др.).

6. Дайте общую характеристику памяти личности.

7. Как вы представляете развитие у человека профессиональной па­мяти?

8. Охарактеризуйте мышление как психический познавательный про­цесс.

9. Раскройте пути развития у будущего специалиста профессиональ­ного мышления.

10. Дайте характеристику речи и раскройте ее роль в профессиональ­ной деятельности специалиста.

11. Что такое воображение и какова его роль в профессиональной де­ятельности специалиста?

12. Как вы представляете процесс развития профессионального во­ображения личности у будущего специалиста?

13. Покажите взаимосвязи познавательной, эмоциональной и воле­вой сфер личности.

14. Каковы, по вашему мнению, взаимосвязи познавательной и по-требностно-мотивационной сфер личности?

ГЛАВА 8. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Чувства — одна из форм психического отражения мира. В отли­чие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, Мнений, в чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний. В чувствах отражаются действительные отношения Человека к значимым для него объектам, явлениям. К.Д.Ушин-ский не без основания считал, что в мыслях наших выражается теоретическое, а в чувствованиях — практическое отношение к *изни. А поэтому, проникая в область чувств, переживаний чело­чка, мы глубже и полнее познаем его: как на самом деле он

относится к тем или иным событиям, фактам воспринимаемой им действительности.

Чувства человека связаны с его потребностями. Источники эмо­ций и чувств находятся в объективной реальности, в ее соответ­ствии или несоответствии потребностям и интересам человека. При условии, когда внешние обстоятельства способствуют удов­летворению той или иной потребности человека, у него возни­кают положительные эмоции и чувства. Если же предметы и яв­ления окружающего мира не ведут к реализации имеющихся у человека потребностей, интересов, возникают отрицательные эмоции и чувства. В целом, если окружающая человека действи­тельность не связана с его потребностями, интересами, то она не вызывает у него переживаний, он становится к ней безраз­личным.

;. В психологической литературе и обыденной жизни наряду с

1 понятием чувства нередко употребляются и другие — эмоции. Су-

ществует многозначность в употреблении этих понятий. Напри­мер, формы (эмоции) и содержания (чувства). Под эмоциями понимают внешние формы проявления, выражения чувств.

В зависимости от того, что выступает предметом потребностей и интересов человека, источником его переживаний, в психоло­гии различают:

эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворе­нием потребностей организма (в пище, отдыхе, самосохранении, защите от холода или жажды и т. п.), а также как формы проявле­ния более сложных эмоциональных состояний — чувств;

чувства рассматривают как более сложные, преимущественно социально обусловленные и присущие только человеку пережи­вания: чувства любви, ненависти, дружбы, коллективизма, от­ветственности, чувства вины, одиночества, застенчивости и т.п. Чувства — это специфически человеческие переживания, возни­кающие на основе удовлетворения (неудовлетворения) потреб­ностей человека как личности (потребности в общении, позна­нии, эстетические, политические, профессиональные и др.).

Таким образом, эмоции — это и форма проявления чувств, и элементарные, простейшие чувства, связанные с удовлетворени­ем (неудовлетворением) естественных потребностей человека, потребностей его организма. При этом чувства рассматриваются как более сложные, прижизненно сформированные и связанные с удовлетворением (неудовлетворением) социальных потребнос­тей и интересов личности, переживания человека.

При изучении данной проблемы необходимо обратить внима­ние на понимание истоков чувств, причин их возникновения > человека. В этом смысле определенный интерес может представ­лять позиция отечественного специалиста в этой области П. В. Си

монова, разработавшего так называемую информационную тео­рию чувств. Он считает, что сила и качество переживаний чело­века, его эмоциональные состояния в конечном счете определя­ются силой актуализированной и функционирующей у него по­требности и оценкой способности, возможности ее удовлетворить в сложившейся ситуации. Наглядно он представляет это в виде формулы

Э = П(ИНС),

где Э — возникающие у человека эмоции; П — испытываемая человеком потребность; Ин — информация, необходимая для удов­летворения данной потребности; Ис — информация, реально су­ществующая в данной ситуации.

Особенности содержания и динамики эмоций и чувств обус­ловлены двумя обстоятельствами:

1) объективными условиями жизни и деятельности человека и возможностями удовлетворять (или не удовлетворять) его есте­ственные и социальные потребности и интересы;

2) субъективными причинами, к которым относится все то, что касается внутреннего духовного мира человека: ценностные образования, притязания личности, жизненный опыт и т.п.

Изучение данной темы предполагает уяснение классификации чувств и их характеристики в соответствии с этой классификаци­ей. Основания для классификации чувств могут быть разные.

Так, по влиянию на деятельность различают чувства стениче-ские (положительно влияющие на успешность деятельности) и астенические (отрицательно влияющие на деятельность и поведе­ние человека).

По направленности чувства могут быть положительные (радость, уверенность, оптимизм и т.п.) и отрицательные (угнетенность, страх, неуверенность и т.п.).

По форме проявления различают:

настроения — небольшой силы кратковременные или относи­тельно длительно функционирующие эмоциональные состояния человека;

аффекты — большой силы кратковременные чувства, вспыш­ки чувств (гнев, ненависть, панический страх и т.п.). Они харак­теризуются значительными изменениями в сознании, нарушени­ем волевого контроля и т.д. Аффект вызывается неожиданным Или очень сильным раздражителем, к которому человек сразу не может приспособиться. Нередко это бывает в результате кон­фликта с другими людьми, длительного невнимания к какой-либо просьбе, переутомления.

Аффект чаще всего возникает у неуравновешенных, слабоха­рактерных людей. Внешне он может проявляться в чрезмерной активности, которая в данном случае не к месту, жестах, воз-

гласах или, наоборот, в задержке движений, доходящих до оце­пенения. Усилием воли можно предотвратить начало вспышки. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается че­ловек аффекту или вообще его не допускает. Отвлечение или пе­реключение внимания также может уменьшить или предупре­дить аффект. Психологический смысл этих приемов заключается в переводе части сильного нервного возбуждения на другие уча­стки мозга;

страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые пе­реживания человека. Страсть, направленная на общественно важ­ные цели, обогащает личность, ведет к выдающимся достижени­ям, подвигам. Безмерная любовь к науке, технике, искусству — это тоже проявление страсти.

Чувства зависят от хода и результатов жизни и деятельности человека. Среди них выделяют такие важнейшие, как мораль­но-политические, правовые, интеллектуальные и эстетические чувства.

К морально-политическим чувствам относятся: любовь к своей Родине, ненависть к врагам, коллективизм, положительное эмо­циональное отношение к труду, честь, достоинство, стыд, со­весть и др. Эти чувства наиболее тесно связаны с мировоззрением, с политическими и нравственными убеждениями и взглядами, с представлениями о своей Родине. Морально-политические чувства являются важными мотивами поведения человека.

В жизни человека известное место занимают правовые чувства, в которых выражается переживание личностью своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым различными нормами права. Высокоразвитые правовые чувства выступают существен­ным мотивом, побуждающим человека к активному исполнению правовых предписаний и удерживающим его от правонарушений. К правовым чувствам относятся: чувство ответственности за со­блюдение законов, уважение к общественному порядку и др. Пра­вовое воспитание включает формирование не только правовых знаний, но и правовых чувств: чувства уважения к законам, уве- ренности в их целесообразности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познаватель­ной деятельности человека и обусловливаются этой деятельнос­тью. В них выражается отношение человека к мыслям, как истин­ным, так и ложным, понятным или непонятным, вызывающим недоумение. К интеллектуальным чувствам относятся: любозна­тельность, удивление, недоумение, ясность и твердость мысли, сомнение, чувство нового и др. Обычно они стимулируют мышле­ние, заставляют человека глубже проникать в сущность предметов и явлений.

Эстетические чувства возникают у человека в связи с удовлет­ворением или неудовлетворением его эстетических потребностей-

JC ним относятся чувства прекрасного или безобразного, возвы­шенного или низменного, трагического или комического.

Развитие эстетических чувств связано с выработкой и усвоени­ем каждым человеком определенных норм прекрасного, эстети­ческих оценок содержания и формы объектов. Эти нормы и оцен­ки, как и понятие о прекрасном и совершенном в жизни, создаются на основе мировоззрения.

Выделяют также чувства: профессиональные, семейно-бытовые, религиозные и др. (см. схему 9).

Схема 9

Классификация чувств




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.