КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧЕЛОВЕКА 3 страница
материал имеющимися у него образами. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение — это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Но бывает и так, что человек, создавая что-то, не знает, что оно создано уже кем-то другим. Все равно по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс творческого воображения. Субъективно это новое, но объективный результат не нов. Поэтому в воображении необходимо различать субъективную и объективную новизну результата. Творческое воображение способствует развитию инициативности, самостоятельности человека. Оно носит профессиональный характер. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не предпринимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Такое воображение может возникать как непреднамеренно, так и преднамеренно. Пассивное воображение расслабляет волю человека, уводит его в мир грез, пустых мечтаний, притупляет остроту восприятия действительности, делает его пассивным и легко поддающимся манипулятивным воздействиям со стороны окружающих. Ценность личности определяется тем, какие виды воображения в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность. Воображение бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воображение есть процесс, при котором новые образы возникают в сознании человека без заранее поставленной цели, сами собой. Неудовлетворенная материальная и духовная потребность может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой она была удовлетворена. Произвольное воображение осуществляется преднамеренно, в связи с заранее поставленной целью. Человек, воображая, ищет, отбирает, комбинирует и преобразует мысленно свои представления, проявляет сознательные усилия. Это воображение основано на волевом усилии и активности сознания. Оно связано с деятельностью второй сигнальной системы. Таким образом, воображение — один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала. Воображение играет исключительно большую роль в деятельности, а развитие его профессиональных особенностей у студентов является важнейшим условием становления личности специалиста. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Дайте общую характеристику познавательной сферы личности. 2. Охарактеризуйте ощущение человека как психический познавательный процесс. 3. Раскройте понимание восприятия как психического познавательного процесса. 4. Что такое внимание человека: его виды, свойства, физиологические механизмы? 5. Раскройте профессиональные свойства внимания специалиста (юриста, педагога, инженера и др.). 6. Дайте общую характеристику памяти личности. 7. Как вы представляете развитие у человека профессиональной памяти? 8. Охарактеризуйте мышление как психический познавательный процесс. 9. Раскройте пути развития у будущего специалиста профессионального мышления. 10. Дайте характеристику речи и раскройте ее роль в профессиональной деятельности специалиста. 11. Что такое воображение и какова его роль в профессиональной деятельности специалиста? 12. Как вы представляете процесс развития профессионального воображения личности у будущего специалиста? 13. Покажите взаимосвязи познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. 14. Каковы, по вашему мнению, взаимосвязи познавательной и по-требностно-мотивационной сфер личности? ГЛАВА 8. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ Чувства — одна из форм психического отражения мира. В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, Мнений, в чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний. В чувствах отражаются действительные отношения Человека к значимым для него объектам, явлениям. К.Д.Ушин-ский не без основания считал, что в мыслях наших выражается теоретическое, а в чувствованиях — практическое отношение к *изни. А поэтому, проникая в область чувств, переживаний челочка, мы глубже и полнее познаем его: как на самом деле он относится к тем или иным событиям, фактам воспринимаемой им действительности. Чувства человека связаны с его потребностями. Источники эмоций и чувств находятся в объективной реальности, в ее соответствии или несоответствии потребностям и интересам человека. При условии, когда внешние обстоятельства способствуют удовлетворению той или иной потребности человека, у него возникают положительные эмоции и чувства. Если же предметы и явления окружающего мира не ведут к реализации имеющихся у человека потребностей, интересов, возникают отрицательные эмоции и чувства. В целом, если окружающая человека действительность не связана с его потребностями, интересами, то она не вызывает у него переживаний, он становится к ней безразличным. ;. В психологической литературе и обыденной жизни наряду с 1 понятием чувства нередко употребляются и другие — эмоции. Су- ществует многозначность в употреблении этих понятий. Например, формы (эмоции) и содержания (чувства). Под эмоциями понимают внешние формы проявления, выражения чувств. В зависимости от того, что выступает предметом потребностей и интересов человека, источником его переживаний, в психологии различают: эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей организма (в пище, отдыхе, самосохранении, защите от холода или жажды и т. п.), а также как формы проявления более сложных эмоциональных состояний — чувств; чувства рассматривают как более сложные, преимущественно социально обусловленные и присущие только человеку переживания: чувства любви, ненависти, дружбы, коллективизма, ответственности, чувства вины, одиночества, застенчивости и т.п. Чувства — это специфически человеческие переживания, возникающие на основе удовлетворения (неудовлетворения) потребностей человека как личности (потребности в общении, познании, эстетические, политические, профессиональные и др.). Таким образом, эмоции — это и форма проявления чувств, и элементарные, простейшие чувства, связанные с удовлетворением (неудовлетворением) естественных потребностей человека, потребностей его организма. При этом чувства рассматриваются как более сложные, прижизненно сформированные и связанные с удовлетворением (неудовлетворением) социальных потребностей и интересов личности, переживания человека. При изучении данной проблемы необходимо обратить внимание на понимание истоков чувств, причин их возникновения > человека. В этом смысле определенный интерес может представлять позиция отечественного специалиста в этой области П. В. Си монова, разработавшего так называемую информационную теорию чувств. Он считает, что сила и качество переживаний человека, его эмоциональные состояния в конечном счете определяются силой актуализированной и функционирующей у него потребности и оценкой способности, возможности ее удовлетворить в сложившейся ситуации. Наглядно он представляет это в виде формулы Э = П(ИН-ИС), где Э — возникающие у человека эмоции; П — испытываемая человеком потребность; Ин — информация, необходимая для удовлетворения данной потребности; Ис — информация, реально существующая в данной ситуации. Особенности содержания и динамики эмоций и чувств обусловлены двумя обстоятельствами: 1) объективными условиями жизни и деятельности человека и возможностями удовлетворять (или не удовлетворять) его естественные и социальные потребности и интересы; 2) субъективными причинами, к которым относится все то, что касается внутреннего духовного мира человека: ценностные образования, притязания личности, жизненный опыт и т.п. Изучение данной темы предполагает уяснение классификации чувств и их характеристики в соответствии с этой классификацией. Основания для классификации чувств могут быть разные. Так, по влиянию на деятельность различают чувства стениче-ские (положительно влияющие на успешность деятельности) и астенические (отрицательно влияющие на деятельность и поведение человека). По направленности чувства могут быть положительные (радость, уверенность, оптимизм и т.п.) и отрицательные (угнетенность, страх, неуверенность и т.п.). По форме проявления различают: настроения — небольшой силы кратковременные или относительно длительно функционирующие эмоциональные состояния человека; аффекты — большой силы кратковременные чувства, вспышки чувств (гнев, ненависть, панический страх и т.п.). Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушением волевого контроля и т.д. Аффект вызывается неожиданным Или очень сильным раздражителем, к которому человек сразу не может приспособиться. Нередко это бывает в результате конфликта с другими людьми, длительного невнимания к какой-либо просьбе, переутомления. Аффект чаще всего возникает у неуравновешенных, слабохарактерных людей. Внешне он может проявляться в чрезмерной активности, которая в данном случае не к месту, жестах, воз- гласах или, наоборот, в задержке движений, доходящих до оцепенения. Усилием воли можно предотвратить начало вспышки. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту или вообще его не допускает. Отвлечение или переключение внимания также может уменьшить или предупредить аффект. Психологический смысл этих приемов заключается в переводе части сильного нервного возбуждения на другие участки мозга; страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания человека. Страсть, направленная на общественно важные цели, обогащает личность, ведет к выдающимся достижениям, подвигам. Безмерная любовь к науке, технике, искусству — это тоже проявление страсти. Чувства зависят от хода и результатов жизни и деятельности человека. Среди них выделяют такие важнейшие, как морально-политические, правовые, интеллектуальные и эстетические чувства. К морально-политическим чувствам относятся: любовь к своей Родине, ненависть к врагам, коллективизм, положительное эмоциональное отношение к труду, честь, достоинство, стыд, совесть и др. Эти чувства наиболее тесно связаны с мировоззрением, с политическими и нравственными убеждениями и взглядами, с представлениями о своей Родине. Морально-политические чувства являются важными мотивами поведения человека. В жизни человека известное место занимают правовые чувства, в которых выражается переживание личностью своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым различными нормами права. Высокоразвитые правовые чувства выступают существенным мотивом, побуждающим человека к активному исполнению правовых предписаний и удерживающим его от правонарушений. К правовым чувствам относятся: чувство ответственности за соблюдение законов, уважение к общественному порядку и др. Правовое воспитание включает формирование не только правовых знаний, но и правовых чувств: чувства уважения к законам, уве- ренности в их целесообразности и др. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека и обусловливаются этой деятельностью. В них выражается отношение человека к мыслям, как истинным, так и ложным, понятным или непонятным, вызывающим недоумение. К интеллектуальным чувствам относятся: любознательность, удивление, недоумение, ясность и твердость мысли, сомнение, чувство нового и др. Обычно они стимулируют мышление, заставляют человека глубже проникать в сущность предметов и явлений. Эстетические чувства возникают у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей- JC ним относятся чувства прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического. Развитие эстетических чувств связано с выработкой и усвоением каждым человеком определенных норм прекрасного, эстетических оценок содержания и формы объектов. Эти нормы и оценки, как и понятие о прекрасном и совершенном в жизни, создаются на основе мировоззрения. Выделяют также чувства: профессиональные, семейно-бытовые, религиозные и др. (см. схему 9). Схема 9 Классификация чувств
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |