Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По устойчивости




W

ПО

I

систем. При этом ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе.

Регулятором волевых действий является вторая сигнальная си­стема. Человек, утверждал И. П. Павлов, прежде всего восприни­мает действительность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности через вторую сигналь­ную систему (слово, речь, научное мышление). Человек с помо­щью слов накапливает информацию, хранит ее и обобщает, мо­жет предвидеть и планировать свое поведение, оживляет ранее сложившиеся нервные связи. Слова играют роль пусковых сигна­лов, вызывающих активизацию или торможение деятельности. Словами он побуждает себя к деятельности, формирует доводы и обоснования своих действий, оценивает способы и результаты действий. Через слово человек усваивает общечеловеческий опыт волевого поведения, побуждает к волевому действию и других людей, что делает возможным управление их волевыми действия­ми и поступками (А. Д. Глоточкин).

Воля человека проявляется в разнообразных личностных каче­ствах, волевых чертах.

Целеустремленность — способность личности подчинить свою деятельность и поведение общественно значимым целям. Целе­устремленный человек, как правило, в жизни и деятельности достигает больших результатов.

Решительность — это волевое качество человека, благодаря которому он способен своевременно принимать обоснованные решения и без излишних колебаний выполнять их.

Решительности противостоит нерешительность, которая может проявляться по-разному. Для одних людей свойственны торопли­вость, стремление поскорее избавиться от мучительной для них про­цедуры принятия решения. Другим присущи постоянные противо­речия личности, сомнения, колебания. Третьи безвольны в испол­нении решения, допускаются сомнения, колеблются в выборе путей и средств или откладывают его без достаточных оснований.

Энергичность и настойчивость — черты, в которых проявляется степень волевой активности человека. Как правило, люди энер­гичные бывают и настойчивыми. Настойчивые люди способны к длительному и неослабному напряжению энергии. Сила волевого натиска по мере преодоления препятствий и движения к цели У них не ослабевает, а возрастает.

Ненастойчивые люди останавливаются перед неудачами, под­даются постоянному чувству сомнения, встретив препятствия, откладывают исполнение принятого решения.

Настойчивости противостоят такие черты, как упрямство и негативизм, которые свидетельствуют о недостатках воли.

Выдержка и самообладание — способность человека сдерживать психическую и физическую активность, мешающую достижению

цели. Это умение человека владеть собой в экстремальных и стрес­совых условиях.

Выдержке противостоит невыдержанность, т.е. неумение чело­века владеть собой в сложных жизненных ситуациях. Она — при­чина конфликтов во взаимоотношениях, предпосылка утраты ав­торитета.

Исполнительность — волевое качество, заключающееся в ак­тивности, старательном, систематическом и своевременном вы­полнении распоряжений и решений начальников. Исполнитель­ность тесно связана с инициативностью.

Инициативность — способность человека включать творчество в выполнение своих обязанностей. Инициативность противопо­ложна инертности, равнодушию и безразличному отношению к делу. Она потому и является волевым качеством, что требует го­товности идти на риск, нести ответственность за последствия, испытывать большое напряжение духовных и физических сил.

Смелость и храбрость выражаются в готовности человека бо­роться и преодолевать опасности. Храбрость проявляется только в борьбе с врагами, в бою. Храбрый человек может поддаваться порыву, допустить безрассудство. Смелость — это способность человека целенаправленно действовать в условиях риска, опас­ности и проявляется в различных обстоятельствах не только во­енного времени.

Качествами, противоположными смелости и храбрости, явля­ются малодушие и трусость.

Самостоятельность личности проявляется в действиях, со­вершаемых в силу твердого убеждения в правильности своего поведения. Самостоятельность предполагает уверенность в сво­их силах, критичность ума, настойчивость в достижении цели, способность взять на себя ответственность за совершаемые дей­ствия. Несамостоятельность — это легкая подверженность внеш­нему влиянию, некритическое восприятие советов других. Неса­мостоятельность свойственна людям безыдейным, у которых не сложилась достаточно устойчивая система взглядов на окру­жающую действительность и место, роль в ней себя как лич­ности.

Дисциплинированность — это сплав личностных черт, обеспе­чивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.

В воспитании воли большую роль играют два обстоятельства:

1) формирование мотивов волевого поведения;

2) накопление опыта волевых действий, поведения.

Воспитание воли — это длительный, целенаправленный про­цесс, опирающийся на систему внешних воздействий и самовос­питание личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику чувств человека.

2. Покажите роль чувств в профессиональной деятельности современ­ного специалиста.

3. Раскройте содержание информационной теории чувств.

4. Какие, по вашему мнению, профессионально значимые чувства личности необходимо формировать у будущих специалистов?

5. Что такое воля как психический процесс и какова ее роль в профес­сиональной деятельности?

6. Раскройте содержание и особенности этапов волевого действия.

7. Дайте характеристику профессионально значимых волевых качеств личности современного специалиста.

8. Как вы представляете процесс воспитания и развития воли?

9. В психологии существует понятие эмоционально-волевой устойчи­вости личности. Раскройте ваше понимание этого термина.

ГЛАВА 9. ПСИХОТИПИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Исключительно большое значение в практической деятель­ности специалиста имеют знание и учет психотипических и ин­дивидуально-психологических особенностей сотрудников. В этих особенностях как бы в интегрированном виде представлено свое­образие их психики. К числу таких особенностей относятся темпе­рамент, характер, способности личности.

Темперамент — это психическое свойство личности, характе­ризующее динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов человека, их силу, скорость возникновения и перестройки.

Различия людей в походке, типе и ритме движений, скорости речи, глубине и быстроте смены чувств, степени их выраженно­сти в мимике, пантомимике, интонациях и т.п. замечено давно Причины этого видели в разном. Древнегреческий врач Гиппо­крат (V в. до н.э.) считал, что поведение человека зависит от со­отношения в его организме четырех жидкостей. От названия этих жидкостей в дальнейшем и произошло название темпераментов: у сангвиника преобладает кровь (сангуиз), у флегматика — слизь (флегма); у холерика — желчь (холе), у меланхолика — черная желчь (мелайнахоле).

Развитие науки отвергло такое наивное понимание зависимо­сти темперамента от соотношения жидкостей в организме, но под­твердило его зависимость от особенностей нервной системы чело­века. И. П. Павлов экспериментально доказал, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности, от соот­ношения характеристик ее основных процессов — возбуждения и

торможения. При этом сила, подвижность и уравновешенность процессов нервной системы человека не всегда соответствуют ди­намическим особенностям его личности. Например, человек, нервная система которого отличается силой, может быть слабоха­рактерным, слабовольным, и наоборот, имеющий безудержный тип высшей нервной деятельности человек путем развития само­регуляции, воли может оказаться достаточно осмотрительным, внешне спокойным и уравновешенным, выдержанным.

В первом разделе рассмотрены основные общие типы высшей нервной деятельности (ВНД) человека как физиологической ос­новы видов темпераментов: сильный тип ВНД выступает осно­вой сангвинического темперамента; безудержный тип ВНД — холерического; спокойный тип ВНД — флегматического; сла­бый тип ВНД — основа меланхолического темперамента.

Каковы же психологические особенности этих темпераментов?

Сангвиник — это живой, подвижный и очень продуктивный, когда у него есть интересное дело, человек. Он адаптивен в быстро меняющихся обстоятельствах, работоспособен, уравновешен, со­образителен, устойчив к стрессу, стремится к смене впечатлений. Неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настро­ения сангвиника изменчивы, но с преобладанием чувства душев­ного равновесия, благополучия.

Холерик — чаще порывист, нетерпелив, быстр, психический темп переживаний быстрый. Отличается высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности. Чаще неуравнове­шен, склонен к резкой смене настроений, эмоциональным вспыш­кам, а при недостаточной воспитанности — к вспыльчивости и резкости суждений, импульсивности действий. При высокой за­интересованности в деле способен к большой работоспособности и энергичности в действиях.

Флегматик — склонен к сдержанности и невозмутимости, спо­койствию и уравновешенности, медлительности и неповоротли­вости. Внешне свои чувства, душевные состояния выражает лишь в исключительных случаях. Операции мыслительных действий за­медленны, переключаемость психических функций невысокая, адаптивность низкая, включаемость в деятельность более длитель­ная, чем у людей с другими темпераментами.

Меланхолик — это человек с пониженной активностью, с не­устойчивым вниманием, легкораним, мнителен, болезненно реа­гирует на малейшие обиды, неуместные шутки, подначки, замк­нут, склонен к глубоким переживаниям, болезненно чувствителен. По мнению К. К. Платонова, меланхоликам противопоказана де­ятельность летчика. И. П. Павлов считал, что это едва ли не самый несчастный среди других людей.

Следует учесть, что с точки зрения социальной полезности «пло­хих» людей по темпераменту не существует. Ведь темперамент не

несет в себе социального содержания, это всегда конкретное дина­мическое проявление личности. Например, в зависимости от вос­питания флегматик может быть предельно трудолюбивым, необид­чивым и располагающим к себе человеком, а может быть и непо­мерно ленивым. Меланхолик — это или терпеливый, отзывчивый и чуткий человек, или капризный нытик; исключительно добросо­вестный и исполнительный человек или постоянно сомневающий­ся, нерешительный и постоянно опаздывающий в действиях не­удачник. Холерик может быть активным борцом, защитником дру­гих, хорошим организатором, инициатором добрых дел, а может оказаться злобным и вздорным, агрессивным и вспыльчивым че­ловеком, стремящимся к доминированию, главенству над людьми. Нравственно воспитанный сангвиник может оказаться обществен­но активным, интеллектуально развитым, бодрым и оптимистич­ным человеком. Другой же сангвиник, не имеющий твердых нрав­ственных устоев, становится человеком поверхностным, легкомыс­ленным, не способным на большие дела, человеком с комплексом неполноценности, с давящей на него завистью к другим людям.

Как видим, люди всех темпераментов могут быть социально-и личностно-полноценными. Оценку особенностей темперамен­та необходимо осуществлять лишь в единстве с другими особен­ностями личности: ее направленностью, умственным, нравствен­ным, эстетическим развитием, воспитанностью.

В современной психологической литературе выделяют следую­щие основные свойства темперамента, сочетание которых и со­здает палитру особенностей темперамента личности, а при опре­деленной устойчивости — выступать и соответствующими чертами характера.

Реактивность. В этом свойстве выражается степень непроизволь­ности реакций человека на внешние и внутренние воздействия.

Активность. Об этом свойстве можно судить по степени актив­ности, энергичности человека при его взаимодействии со средой и преодолении препятствий при достижении целей.

Соотношение реактивности и активности. Это характеристика личности с точки зрения того, от чего в большей степени зависят ее деятельность и поведение — от случайных обстоятельств (на­строения, событий и фактов жизни) или от целей, намерений, убеждений, ценностей человека.

Динамичность. Это свойство проявляется в быстроте и интен­сивности реакций, легкости или трудности их возникновения, скорости движений, темпе речи, находчивости, быстроте ума.

Пластичность — ригидность. Об этих свойствах судят по тому, насколько быстро человек приспосабливается, адаптируется к среде (пластичность) или, наоборот, насколько инертно, шаблонно, стереотипно его поведение, насколько инерционны его сужде­ния, привычки (ригидность).

Экстраверсияинтроверсия. В этих свойствах проявляется пре­имущественная зависимость реакций и деятельности человека от внешних непосредственных впечатлений (экстраверсия) или от мыслей, представлений и образов, связанных с прошлым или будущим (интроверсия).

Эмоциональная возбудимость. Проявляется это свойство в том, насколько малое раздражение вызывает возникновение эмоцио­нальной реакции, как сильно она протекает, с какой скоростью нарастает.

Темперамент является предпосылкой и основой личностных образований более высокого порядка, например характера, раз­вития способностей и др.

Характер — система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окру­жающему миру, деятельности, другим людям и самому себе.

В каждой черте характера выражаются отношения человека к конкретным обстоятельствам его жизни и деятельности, а инди­видуальное своеобразие совокупности черт характера личности определяет индивидуально-типические способы ее реагирования (отношений и переживаний) на соответствующие ситуации, ин­дивидуальное своеобразие способов и качеств действий и поведе­ния личности в этих обстоятельствах.

Характер человека — это то, что определяет его типичные фор­мы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не слу­чайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства. Ха­рактер — это своеобразный духовный строй жизни личности, одно из центральных психических свойств.

Основу характера составляют ведущие и устойчивые направ­ленности личности, ее установки, потребности, побуждения, цели и интересы, системы ценностно-смысловых образований, взгля­ды и убеждения, в целом ее потребностно-мотивационная сфера. Физиологическую основу характера составляют динамические сте­реотипы, формирование которых у человека и есть с позиций физиологии высшей нервной деятельности формирование устой­чивых базовых основ характера.

В характере выделяются также и инструментальные, исполни­тельские черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль, манеру действий и поступков: умения, на­выки, привычки, установки.

Особенности характера личности различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений (см. схему 10):

а) к миру, окружающей действительности: характеры могут быть идейные и безыдейные. Человек с идейным характером имеет сло­жившуюся и устойчивую систему взглядов на окружающую его Материальную и духовную, социальную и природную среду жиз-

недеятельности. Эти взгляды могут быть монистически материа­листическими или идеалистическими либо дуалистическими. Че­ловек с идейным характером может иметь устойчивую систему научной или религиозной картины мира. У человека с безыдей­ным характером такой устойчивой системы воззрения нет, и по­этому он может быть легко подвержен различным внешним воз­действиям. Поведение в жизни такого человека чем-то напоминает несущий ветром или течением реки сорванный с дерева лист;

б) к труду, деятельности: у людей складываются деятельный или бездеятельный характер. При этом важно учитывать, что дея­тельные характеры могут быть целеустремленно и нецелеустрем­ленно деятельными. Целеустремленно деятельный человек не толь­ко ставит перед собой цели в деятельности и поведении, но и добивается их исполнения. У таких людей отчетливо проявляется достаточно развитое стремление не только включаться в деятель­ность, но и доводить дело до соответствующего результата. Неце­леустремленно деятельные люди, как правило, берутся за многие дела, но их энтузиазм обычно этим и ограничивается;

в) к другим людям: характеры бывают общительные и замкну­тые. Замкнутость как черта характера в современных условиях коммуникативных связей — явление не совсем типичное. Что же касается общительности, то она может быть избирательной или беспринципной.

О человеке с избирательной общительностью можно судить по особенностям круга его общения, и наоборот, зная такого чело­века, можно прогнозировать его преимущественные отношения с другими людьми. Именно в отношении к этим людям примени­тельно выражение: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Беспринципные в общении люди ненадежны, они чаще с теми, с кем выгодно, они — источник склок, сплетен, обсуждения лич­ностных особенностей сотрудников и т.п.;

г) к себе: различают альтруистические и эгоистические харак­теры людей. Есть люди с достаточно выраженным эгоизмом, се­бялюбием, высоким самомнением и есть люди с достаточно вы­раженной альтруистической, гуманистической ориентацией. Есть люди с выраженным чувством гордости, собственного достоин­ства, уверенности в себе, а есть, наоборот, люди с принижен­ным чувством своего «Я», неуверенные в своих силах и испытыва­ющие большие сомнения при принятии решений и их исполнении. У одних может преобладать индивидуалистическая ориентация в жизни, а у других, наоборот, — коллективистская;

д) к вещам, предметам, средствам деятельности: различают такие черты характера, как аккуратность—неряшливость, береж­ливость, мотовство и т.п.

Характеры различают также по силе (сильный и слабый) и устой­чивости (устойчивый и неустойчивый). Степень выраженности силы

(слабости) и устойчивости (неустойчивости) характера у каждого человека своеобразна. В целом же целесообразно отметить, что сила характера проявляется в цельности и единстве составляющих его компонентов. Поступки и действия человека с сильным характе­ром соответствуют его взглядам, позициям. Поведение такого человека можно более или менее точно предвидеть, в том числе и в нестандартных, экстремальных, стрессовых обстоятельствах. Человек с сильным характером может иметь и отрицательную на­правленность в своих действиях и поступках.

Устойчивость характера позволяет человеку проявлять целост­ность своей личности и соответствующим образом вести себя в условиях длительных перенапряжений и отрицательных воздей­ствий социальной и природной среды.

Характеры различают и по чертам, качествам личности. Выде­ляют общие черты характера, в которых выражаются отношения человека к основным сферам его жизни и деятельности: профес­сиональные, нравственные, эстетические, политические и др. Например, коллективизм, дружелюбие, патриотизм, трудолюбие, лень, отзывчивость, эгоизм, замкнутость и т.д. В них выражается и своеобразие направленности личности. Конкретное сочетание общих черт характера у того или иного человека дает основание говорить о соответствующих типах характеров, типах личности.

Специфические черты характера обусловлены своеобразием раз­вития основных сфер личности: интеллектуальной, эмоциональ­ной и волевой. Соответственно и говорят об интеллектуальных, эмоциональных и волевых чертах характера. Например, к интел­лектуальным чертам характера относятся любознательность, за­интересованность, аналитичность ума или, наоборот, тугодумие, инерционность мышления и др.; к эмоциональным чертам — впе­чатлительность, горячность, экспансивность, инертность, мни­тельность и др.; к волевым чертам — настойчивость, решитель­ность, самообладание, самостоятельность, целеустремленность и др.

В современной психологии используют различные основания для выделения психотипов личности.

Швейцарский психолог К. Юнг ввел понятия «экстраверсия» и «интроверсия» для обозначения преимущественной направленно­сти личности.

Экстраверсия — преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п. Интроверсия — направленность на себя самого, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы, инте­ресы, переживания и т. п. А есть люди, у которых экстра- и интра-вертированность выражены в одинаковой либо с незначительной Разницей степени (нормовертированный, амбовертированный тип).

Схема 10

Классификация характеров




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.