Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель




Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманис­тической проблематике, может рассматриваться как основа но­вой философии образования и соответственно методологии со­временной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция рзаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая цен­ностная ориентация, образно говоря, — «аксиологическая пру­жина», которая придает активность всем остальным звеньям сис­темы ценностей.

Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образо­вательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кад­ров, а с достижением результативности в общем и профессио­нальном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привыч­ные представления о его цели как формировании систематизи­рованных знаний, умений и навыков. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, ко­торая проявилась в искусственном разделении обучения и вос­питания. В результате политизации и идеологизации учебных про­грамм и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и националь­ной культуры. Во многом дискредитирована идея трудового вос­питания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования все усилия направ­ляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятель­ствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудно­стями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и харак­тера направленности личности зависят решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существо­вание всего человечества.

Идея гуманизации образования, являющаяся следствием при­менения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое Философско-антропологическое и социально-политическое зна­чение, так как от ее решения зависит стратегия общественного Движения, которая может либо тормозить развитие человека и Цивилизации, либо способствовать ему. Современная система об­разования может внести свой вклад в становление сущностных сИл человека, его социально ценных мировоззренческих и нрав-Ственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманисти-

ческая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.