Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты личности 7 страница




Крайние формы перенапряжения могут возникать мгновенно, но процесс нарушений может протекать и последовательно. Сле­дует подчеркнуть, что предел напряженности для каждого чело­века индивидуален. В одной и той же обстановке у одного возни­кает запредельное напряжение, у другого — нормальное.

Существует понятие так называемого травматического стрес­са, острой формы стрессовой реакции человека, при которой происходит перегрузка психологических и физиологических адап­тационных возможностей человека, разрушающих (либо снижаю­щих) возможности его психологических и физиологических за­щит, что вызывает психологическую тревогу, напряженность, нежелательный интеллектуальный, эмоциональный и мотиваци-онный дискомфорт.

Травматический стресс — это переживания нетипичного ха­рактера, результат особого взаимодействия человека со средой. Это, по своей сути, нормальная реакция на ненормальные обстоятель­ства. При травматическом стрессе возможны проявления повторя­ющихся интенсивных негативных переживаний при столкнове­нии человека с чем-то, напоминающем травматическое событие. Так, например, если человек когда-то тонул, его охватывает па­нический ужас, когда он попадает в реку с неспокойным течени­ем или в штормовое, неспокойное море. У этих людей нередко появляется чувство укороченного будущего, когда они попадают в обстоятельства, напоминающие давно прошедшее психотрав-мирующее событие.

При травматическом стрессе у человека нарастает тревожность, появляются ночные кошмары, порой он противится засыпанию. Вообще, бессонница часто вызывается высоким уровнем тревож­ности, неспособностью расслабиться, ощущением сильной пси­хической, душевной и физической боли. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются в первую очередь даже при незначительных психических неблагополучиях.

К числу других проявлений травматического стресса отно­сятся вспышки гнева, повышенная раздражительность, нару­шения памяти и концентрации внимания, настороженность, преувеличенное реагирование порой на самые обычные обсто­ятельства.

Истоки травматического стресса разнообразны. Особую роль в этом играет чувство вины — одно из самых непродуктивных и раз-

w h А Сластении

рушительных переживаний человека. Человек с таким чувством как бы застревает в прошлом, он стремится наказать себя за соде­янное, искупить вину и потому деструктивно, разрушающе дей­ствует на себя под влиянием болезненного чувства личной ответ­ственности за прошлые события, обстоятельства.

Травматический стресс обусловлен многими обстоятельства­ми, среди которых выделяются нереализуемая потребность в спра­ведливости, в социальной справедливости, осознание смерти, конца жизни, переживание горя, особенно сильного, патологи­ческого характера, под влиянием неожиданных утрат близких лю­дей, социальных потрясений, актуализация у подавляющей мас­сы населения невозможности в полной мере реализовать потребности в защищенности и др.

Современная медицина считает, что стресс является основной причиной многих заболеваний. Вместе с тем стресс все больше становится повседневным условием нашей жизни, возникает при­вычка к нему, мы научились жить со стрессом.

Различают три группы признаков стрессовых со­стояний человека: физическую, эмоциональную (психологи­ческую) и поведенческую.

\ Основные физические признаки стресса: бессонница, боли (го­ловы, в груди, животе, спине, шее), головокружения, мышеч­ные боли, обострение аллергических реакций, повышение пот­ливости, подверженность травмам, расстройства желудка, потеря аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода, сонливость, слабость, хроническая усталость, повышенная утомляемость, сек­суальные расстройства и др.

Психологические признаки стресса: беспокойства, повышенная возбудимость, гнев, депрессия, невозможность сосредоточиться, путаница мыслей, агрессивность, ночные кошмары, озабочен­ность, отдаленность от людей, раздражительность, плохое настро­ение, состояние прострации, ощущение беспомощности, страха, психическая напряженность, тревожность и др.

Поведенческие признаки стресса: импульсивность поведения, кусание ногтей, потеря интереса к внешнему облику, своему имиджу, скрежетание зубами, злоупотребление алкоголем, уси­ленное курение, хронические опоздания, частые откладывания дел, нервный смех, чрезмерное употребление лекарств, ненор­мативная лексика и др. /

Все названные симптомы выступают признаками нередко скры­того стресса. Специалисту важно видеть стрессовые состояния у сотрудников и диагностировать такие состояния у себя.

В целом такие состояния могут быть как позитивными, конст­руктивного характера, так и негативными, деструктивного плана.

К числу позитивных психических состояний специалиста в стрессовых обстоятельствах могут быть отнесены: психологическая

готовность его к деятельности, уверенность в своих силах, опти­мизм, чувство ответственности, мобилизованность, собранность, решимость действовать, смелость, целеустремленность и др.

К негативным психическим состояниям относятся: страх, пси­хическая напряженность, неуверенность, апатия, безразличие, деморализация, усталость, сомнения, агрессивность, подозритель­ность, пессимизм, сомнения, фрустрационные и другие дезадап-тационные состояния человека.

Вполне очевидно, что успешность профессиональной деятель­ности и вхождения в коллектив, самоутверждение в нем специа­листа во многом зависят от всех этих состояний. И потому знание их специфики, истоков, путей, средств и способов нейтрализа­ции, недопущения одних и актуализации других важно для спе­циалиста любого профиля, особенно в экстремальных условиях его жизни и деятельности.

При этом важно знать, что характер и степень проявления тех или иных психических состояний людей (как индивидов, так и социальных групп) зависят не только от объективных условий их жизни и деятельности, но и от субъективного восприятия, по­нимания и отношения людей, их физических и психических осо­бенностей и состояний. Особую роль в этом играют степень значи­мости для личности происходящих событий, характер и уровень ее самооценки, притязаний, волевая подготовленность и способ­ность к регуляции своих психических состояний.

Люди, относящиеся к жизни уверенно, осмысленно — рацио­налисты, они более устойчивы к стрессовым воздействиям. Влия­ние стрессовых факторов зависит и от того, в какой степени люди испытывают потребность в стрессовых ситуациях. Есть люди, ко­торым нужна жизнь, полная стрессов. Есть категория людей, у которых, наоборот, проявляется стремление к тихой и спокой­ной жизни, они стараются уклониться, уйти от активной, пол­ной перемен жизни. А есть люди, которые достаточно уверенно себя чувствуют как в спокойной, так и в стрессовой обстановке.

В целом же считается общепризнанным, что сопротивляемость, неподверженность человека стрессу часто бывает обманчивой. Осо­бенно это касается опасных и повышенно-стрессовых профессий. Специалисты, которые считают, что они устойчивы к стрессу, со временем обнаруживают у себя различные стрессогенные заболе­вания (сердечно-сосудистого, неврологического, кишечно-желу-дочного, психического и другого характера).

Однако снизить степень негативного воздействия стрессовых обстоятельств на человека можно при определенном подходе. Для этого прежде всего необходимо определить тип своей личности, чтобы легче совершать переход к более высокой устойчивости к стрессам, успешнее формировать готовность действовать в стрессо­вых обстоятельствах. Ведь, как правило, такие обстоятельства от

человека не зависят и коррекции не поддаются. Однако изменить отношение к стрессовым обстоятельствам, выработать уверенность и готовность действовать в условиях стресса, повысить психологи­ческую устойчивость к нему вполне возможно. В таком случае мозг человека научается иначе интерпретировать стрессовые события, наращивая положительный опыт поведения и действий человека! И физически, и психологически люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации, на стрессовые воздействия. Считается, что первопричиной стрессовых симптомов являются определен­ные черты характера и взгляды человека на жизнь. В этом смысле различают два типа людей: Аи В. Наиболее типичные, характер­ные черты, свойственные этим типам, представлены в таблице (см.: Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. — М., 1995).

Тип А Тип В

Агрессивные и «заводные» — Неагрессивные

— Быстроговорящие и нетерпе- — Не ощущающие бега вре-ливо слушающие мени

— Много и резко двигающиеся — Не склонные к соревнова-

— Имеющие искаженное чув- нию

ство бега времени — Расслабленные и неспеш-

— Нетерпеливые ные

— Ориентированные на успех — Спокойные

— Остроконкурентные

Примечание. Существуют специальные методики по выявлению типов поведения людей в стрессовых, экстремальных обстоятельствах.

Люди со стереотипом поведения А более подвержены ишеми-ческой болезни сердца и другим связанным со стрессом заболева­ниям. У них сильнее сердечно-сосудистая реакция на стресс, быст­рее увеличивается кровяное давление, выше уровень холестерина, быстрее развивается атеросклероз, чем у людей типа В. Люди типа А страдают от гораздо большего числа стрессов и болеют намного чаще, чем люди типа В. Им труднее сдерживать гнев — эмоцию, наиболее сильно и негативно влияющую на состояние здоровья и поведение человека.

Гнев может быть как результатом стресса, так и его причиной. Однако в любом случае он мешает действовать эффективно и ве­сти психически здоровую жизнь.

В борьбе с гневом лучший способ — предупредить его появле­ние, найти возможность предотвратить ситуации, его провоциру­ющие, изменить отношение к ним.

Люди типа В или АВ (промежуточный тип) проявляют меньше враждебности, агрессивности, нетерпения, чаще сохраняют са-

мообладание, способность расслабиться, более результативны в действиях в стрессовых ситуациях.

Особую роль в обеспечении успешности деятельности специа­листа в стрессовых, дезадаптационных обстоятельствах играет на­ряду с профессиональной его психологическая подготовка.

Психологическая подготовка личности — это специально орга­низованный процесс (через осуществление комплекса содержа­тельных и технологически-процессуальных педагогических меро­приятий) воздействий на человека и социальную среду, следствием которых является повышение функциональной надежности пси­хики, ее способности проявить свой профессиональный, нрав­ственный, мотивационный, интеллектуальный и другой потен­циал в любых стрессовых и даже экстремальных, чрезвычайных обстоятельствах.

Выделяют следующие основные группы задач психологической подготовки специалиста к про­фессиональной деятельности:

1-я группа: задачи статико-динамического характера, выте­кающие из таких характеристик факторов стрессового воздействия на человека и коллектив, отдельных стрессоров, стрессовой ситуа­ции в целом, как сила воздействия, длительность и динамика.

Сила воздействия стрессовых факторов обусловлена не только их физическими параметрами (сила звука, света, удара и т.п.), но и степенью значимости для человека таких воздействий. Для дей­ствия в таких обстоятельствах необходимо формировать устойчи­вость психики специалиста как ее способность противостоять воз­действию раздражителей большей силы.

Стрессовые воздействия на человека могут оказаться не только кратковременными, импульсивными, но и длительными, одно­образными, монотонными. Для успешной деятельности в таких обстоятельствах психика специалиста должна обладать достаточ­но высокой выносливостью.

И конечно же, современная жизнь, ее стрессовые обстоятель­ства характеризуются большой изменяемостью, динамичностью, подвижностью. А это требует от психики специалиста высокой переключаемости, мобильности, гибкости, адаптивности.

При достаточной сформированности, устойчивости, выносли­вости, гибкости, переключаемости, адаптивности психики спе­циалиста можно говорить о том или ином уровне ее надежности и готовности действовать успешно в условиях влияния стрессоров статико-динамического характера.

2-я группа — задачи содержательного характера: формиро­вание у человека любви к своей профессии, специальности, уверенности в ее общественной и социальной значимости, опти­мизма в отношении ее перспектив, доверия своей профессиональ­ной подготовленности, интеллектуальным, волевым и физичес-

ким возможностям, уверенности в надежности сотрудников, в их порядочности и готовности помочь.

3-я группа — задачи методического характера: овладение специалистом методами регуляции психических состояний, уме­ниями осуществлять психологические защиты от дистресса.

Особо актуальными для современной жизни и деятельности специалиста являются повышение его психологической защищен­ности, использование им разнообразных форм и видов психоло­гических защит от стресса, а особенно от дистресса.

Психологические защиты это использование систем регуля­тивных механизмов, приемов, соответствующих форм и способов поведения и деятельности, направленных на локализацию, уст­ранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешни­ми дестабилизирующими обстоятельствами, факторами как ре­ального, так и мнимого характера.

Психологические защиты направлены на сохранение стабиль­ности личности, ее отдельных функций, систем: самооценки, образа «Я», образа мира, других базовых личностных структур. Пси­хологические защиты личности включают в себя ряд относитель­но самостоятельных систем защиты:

а) внутриличностные механизмы психологических защит, ос­нову которых составляют выявленные Зигмундом и Анной Фрейд механизмы. Интерес в этом отношении представляет анализ ос­новных защитных механизмов личности П.Лейстера (см.: Лей-стер П. Не давайте себя в обиду. — Новосибирск, 1976; Абрамо­ва Г. С. Практическая психология. — Екатеринбург, 1998);

б) защиты процессуального, деятельного плана, которые до­стигаются формированием умений и навыков профессиональной деятельности, наращиванием профессиональной культуры специа­листа. Душевную боль, другие стрессовые состояния можно ле­чить переключением на деятельную жизнь. Душевные страдания могут снизить и даже снять физические нагрузки;

в) защиты поведенческого характера, когда человек как бы надевает на себя те или иные социально-психологические маски, исполняет те или иные ролевые функции (агрессора, обвините­ля, жертвы, защитника, шута, флюгера, доброго парня, крити­кана, хулигана и др.), избирает удобные для него стили поведе­ния и деятельности. Все это далеко не всегда соответствующее сути и содержанию личности поведение, смягчает негативность идущих на нее стрессовых воздействий, амортизирует психологи­ческие удары на личность (см.: Литвак М. Е. Психологическое ай­кидо. — Ростов н/Д, 1992);

г) негативность стрессовых воздействий социальных обстоя­тельств (да и других тоже) снижает повышение коммуникативной культуры личности.

Объем данной книги не позволяет обстоятельно и полно рас­крыть все называемые системы защит от негативного стресса. В са­мом общем виде их можно представить в виде следующих правил психологической защиты и сохранения душевного равновесия.

Правило первое: нет ситуаций, из которых нельзя найти более или менее приемлемый выход. Это так называемый принцип Мюнхгаузена: безвыходных положений не бывает. Это правило тре­бует от человека формирования у себя внутренней установки имен­но на такое поведение и использование преимущественно рацио­нальных механизмов регулирования поведения, «держать эмоции в узде».

Правило второе: не сжигайте сегодняшнюю энергию пережива­ниями прошедшей и предполагаемой беды.

Правило третье: знайте свой темперамент и научитесь им уп­равлять, чтобы справиться с душевной болью.

Правило четвертое: не выставляйте напоказ личные пережива­ния, но и не оставайтесь долго наедине с горем, не замыкайтесь в беде. Попробуйте найти утешение, призвав на помощь искусство, юмор, увлечение, помогайте по возможности другим.

Правило пятое: если вы сдержанны и вам трудно раскрыть свое состояние даже близким людям, опишите все случившееся врачу, домашнему животному, изложите на бумаге, а затем ее сожгите.

Правило шестое: идите к людям с добром, желанием помочь. Помните: зло рождает зло, агрессия — агрессию, а добро — добро. Известно, что у каждого человека есть как доброе, так и недоброе начало. Очень важно, чтобы актуализировалось положительное начало. В этом случае будет создаваться такое биоэнергетическое пространство, в котором каждый человек почувствует себя более комфортно и психологически защищеннее.

Более счастливы и удачливы, более психологически защище­ны люди чуткие, внимательные, несущие радость, добро, внима­ние. Люди агрессивные разрушают свою психологическую защи­щенность, становятся более уязвимыми, утрачивают уравновешен­ность и в конечном итоге оказываются в проигрыше.

Не создавайте вокруг себя психологический вакуум высокоме­рием, пренебрежением, чванством, холодностью по отношению к людям: как аукнется, так и откликнется. Создавайте аттракцию.

Если человек не может стать вашим другом, то не делайте его, по крайней мере, и своим недругом, не говоря о враге.

Правило седьмое: боритесь до конца, не утрачивайте надежду на успех.

Надейтесь больше на себя, на свои силы и возможности и по­тому постоянно и всесторонне готовьте себя к испытаниям жиз­нью. Творите свою жизнь по своим меркам и возможностям.

Правило восьмое: снизьте личностную значимость ситуации. Не спешите корить себя за ту или иную неудачу. Постарайтесь найти

и оправдание своим действиям, как бы снизить неуспех, компен­сировать его тем, что смягчает последствия, объясняет случив­шееся. Важно сказать себе правду и как бы самортизировать, смяг­чить психологический удар. Это так называемый принцип матраца, соломенной подстилки, когда мы от эмоционального восприятия ситуации идем к рациональному ее осмыслению, анализу.

Только не увлекайтесь самовыгораживанием, иначе может по­лучиться, что виноваты другие, вы же — всего лишь жертва об­стоятельств.

Принимайте жизнь такой, какая она есть, и не сетуйте на об­стоятельства. Выбор способа действия и поведения — за вами. Вам дано право выбора.

Правило девятое — правило успеха: важно увидеть и зафикси­ровать пусть даже малозаметные свои удачи, а порой и специ­ально их создавайте. Ведь они — результат ваших действий, ва­шего поведения. Успех же окрыляет, рождает уверенность, в целом психологическую защищенность.

Находите в своей жизни хорошие стороны, возможность полу­чать от этого радость и удовольствие. Укрепляйте уверенность в себе, доверие своим силам и возможностям. Сила человека — в радости, но не в горе.

Правило десятое — правило выгоды: научитесь извлекать пси­хологическую выгоду из создавшейся ситуации, какой бы слож­ной для вас она ни была. Старайтесь оценивать ситуацию с разных позиций. Это поможет вам изменить свое отношение к возник­шим проблемам и даже повысить психологическую защищенность.

Показательным в этом отношении является пример с много­кратным чемпионом Европы и Олимпийских игр советским бегу­ном В. Борзовым. Вот как он раскрывает свой способ психологи­ческой защиты: «Я стараюсь не замечать всего того, что может испортить настроение перед стартом. Более того, я приучил себя радоваться всякому обстоятельству, которое хоть как-то может повлиять на ход борьбы. Скажем, дует ветер. Прекрасно! У меня большой вес, значит, мне бороться с ветром легче, чем любому из соперников. Чем сильнее ветер, тем лучше! Ветер в спину? Еще большее везение. При моей массе это лучше поможет, чем сопер­никам. Это же элементарная физика! Дождь? Превосходно! Он сделает беговую дорожку более твердой. Это чрезвычайно удачное обстоятельство. Кроме того, в дождь, в сильную грозу я впервые стал чемпионом страны и пробежал 100 метров за 10.00. Приятно вспомнить такое.

Мне по жребию досталась восьмая дорожка. Тренеры приуны­ли. А я, узнав об этом, обрадовался: очень удобно следить за со­перниками. Чуть глянул влево — и все как на ладони...»

Правило одиннадцатое: умейте на время отвлечься. Полезно на какое-то время забыть о трудностях, проблемах, переключить вни-

мание на другие виды деятельности, отдых, общение с товари­щами.

Правило двенадцатое: не предъявляйте чрезмерных требований к себе и окружающим. Не живите в страхе, что вы хуже других. Не завидуйте успехам других, принимайте это как должное и с радо­стью. Принимайте людей такими, какие они есть. Старайтесь ви­деть в людях как можно больше достоинств, не выказывайте раз­дражения к окружающим.

Правило тринадцатое: не торопите обстоятельства, а если они сильнее вас, не делайте из них трагедии. Ситуация, возможно, разрешится сама собой. Это правило созвучно принципу Атоса: утро вечера мудренее. Или вспомним М. Жванецкого: организм, возможно, соберет себя сам и начнет действовать.

Помните, что все имеет свое начало и конец. Неудачи, страда­ния, вражда и ненависть имеют преходящий характер.

Однако и не затягивайте свои негативные переживания — это может привести к психическим и соматическим заболеваниям.

Правило четырнадцатое: постоянно прояшшйте заботу о здоро­вье своего тела: в здоровом теле легче сохранить здоровый дух. Но не забывайте и о здоровье своего духа — огромной как созида­тельной, так и разрушительной силе, главенствующей и над сво­им телом. Содержите себя в нравственной, психологической и физической, физиологической чистоте и опрятности.

Чаще используйте «золотые слова», комплименты как в адрес окружающих, так и по отношению к себе.

Чаще используйте приемы психологического айкидо (М. Е.Лит-вак).

Важно осмыслить эти правила и применять их, сообразуясь с ситуацией и исходя из собственных возможностей. При этом осо­бое внимание рекомендуется обратить на развитие так называе­мого, саногенного мышления (Орлов Ю. М. Восхождение к инди­видуальности. — М., 1991).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте смысл термина «стресс».

2. Как соотносятся такие понятия, как «стресс», «стрессоры», «стрес­совые ситуации», «стрессовые состояния», «дистресс»?

3. Что вы понимаете под физиологическим, психологическим, поведенческим стрессом?

4. Раскройте основные стадии развития стресса и стрессовых состоя­ний по Г. Селье.

5. Проанализируйте основные разновидности стресса.

6. Дайте анализ основных факторов социогенного стресса.

7. Какие разновидности психических состояний человека вы знаете?

8. Проанализируйте основные источники стресса на работе.

9. Дайте характеристику наиболее типичных стрессовых состояний человека.

10. Покажите особенности влияния стрессовых состояний на эффек­тивность профессиональной деятельности специалиста.

11. Раскройте ваше понимание травматического стресса и его истоков.

12. Проанализируйте основные признаки стресса.

13. Какие личностные особенности оказывают позитивное влияние на устойчивость специалиста к стрессу?

14. Раскройте основные задачи психологической подготовки специа­листа как условие повышения его стрессоустойчивости.

15. Что вы понимаете под психологическими защитами личности? Раскройте их основные системы.

16. Раскройте содержание основных правил повышения психологи­ческой защищенности специалиста от негативного влияния стрессовых обстоятельств.

ГЛАВА 30. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА*

Одним из непременных условий эффективности профессио­нальной деятельности является профессиональная готовность спе­циалиста, под которой понимают ту или иную степень соответ­ствия содержания и состояния его психики и физического здоро­вья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста — это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению со­ответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим обра­зованием, прежде всего личностным образованием человека.

Вместе с тем профессиональная готовность предполагает на­личие у специалиста соответствующего уровня физического здо­ровья, сформированности и развитости необходимых для успеш­ной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это оче­видно, поскольку любая профессиональная деятельность предпо­лагает, что тот или иной уровень приложения человеком физи­ческих сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики.

В профессиональной готовности специалиста целесообразно выделять две взаимосвязанные стороны, грани, разновидности (М.И.Дьяченко, А.М.Столяренко):

предварительную, заблаговременную, потенциальную готовность как профессиональную подготовленность личности к соответству-

Глава написана совместно с Ю. В. Прошуниной. 458

ющей деятельности. Эта готовность специалиста включает в себя: систему достаточно устойчивых, статических компонентов, пси­хических образований — знаний, умений, навыков профессио­нальной деятельности, профессионально важных качеств, смыс­лов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений и т.п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности;

непосредственную, сиюминутную, ситуативную готовность как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных за­дач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторона профессиональной готовности специалиста характеризуется вы­сокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуа­тивных обстоятельств, состояния психического и физического здоровья специалиста, морально-психологической атмосферы в коллективе, социальной среде и т. п.

Вполне очевидно, что непосредственная психологическая го­товность выступает следствием актуализации предварительной, недостаточный уровень (либо отсутствие) которой снижает про­явление первой. Предварительная, потенциальная, заблаговре­менная психологическая готовность является основой непосред­ственной, ситуативной. И потому подготовка специалиста в вузе выступает как процесс формирования у него достаточного для профессиональной деятельности уровня предварительной готов­ности его психики, устойчивых, статических компонентов его профессиональной подготовленности.

С другой стороны, даже достаточно хорошо подготовленный к решению профессиональных задач специалист в нужный момент может оказаться не мобилизован, не настроен на соответствующую деятельность, его психическая регуляция профессионального по­ведения и деятельности соответствующим образом может быть не актуализирована. В таком случае успешное осуществление деятель­ности будет невозможно либо она окажется малоэффективной.

Как видим, профессиональная готовность специалиста пред­полагает наличие у него соответствующего уровня профессиональ­ной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую де­ятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (ду­ховный, личностный и физический) потенциал на решение по­ставленных задач в соответствующих условиях.

Ведущей и наиболее сложной стороной профессиональной го­товности специалиста является психологическая — профессиональ­ная готовность психики специалиста. Это та или иная степень под­готовленности и настроенности психики, духовных сил спе­циалиста на решение профессиональных задач, исполнение своих функциональных обязанностей.

Основными компонентами профессиональной готовности пси­хики специалиста выступают:

ориентировочный, интеллектуально-познавательный. Этот ком­понент включает в себя определенный уровень профессиональ­ного развития познавательной сферы личности специалиста: про­фессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания. В совокупности это составляет интеллектуально-позна­вательную готовность личности специалиста;

побудительный, потребностно-мотивационный, определяющий профессиональную направленность личности и силу прилагаемых ею усилий, степень усердия в деятельности (мотивационная го­товность). Базовыми основаниями мотивационной готовности специалиста являются понимание смысла своей профессии, спе­циальности, позитивное отношение к ней, необходимый уро­вень самооценки и притязаний в деятельности. В условиях вуза при подготовке специалиста мотивационная готовность к профессиональной деятельности проявляется в реальной моти­вационной ориентированности студентов на профессиональное и личностное развитие и саморазвитие в образовательном про­цессе;

исполнительный, включающий в себя профессиональное ма­стерство (совокупность профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), не­обходимый уровень развития профессионально важных способ­ностей и волевой подготовленности специалиста, его способно­сти саморегуляции поведения и деятельности — операционально-деятельностная готовность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.