КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характерные черты личности 8 страница
Ядро профессиональной готовности специалиста составляют профессиональная направленность личности и профессиональное мастерство. Особую роль в профессиональной готовности современного специалиста играет его коммуникативная готовность. Такая готовность предполагает наличие у профессионала достаточного уровня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, готовности идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддерживать и развивать такое взаимодействие. Коммуникативная готовность личности возможна лишь при достаточном уровне речевой культуры человека, его умении правильно пользоваться словом, языком. Речевая культура личности — важный показатель уровня развития культуры ее мышления, а профессионально-речевая культура специалиста — показатель развития его профессионального мышления. Вот почему развитие общей и профессиональной речевой культуры при подготовке специалис- тов является одним из неотъемлемых условий их личностного и профессионального становления. Коммуникативная готовность специалиста предполагает развитие у него эмпатийности, доброжелательности, общительности, чувства товарищества, коллективизма, готовности и способности в своем взаимодействии с коллегами не создавать ненужной напряженности во взаимоотношениях, умений правильно разрешать возникающие трудности, коллизии в отношениях сотрудников, коллег по работе. Важным условием успешности деятельности специалиста выступают его готовность и способность к профессиональному и личностному самоутверждению, его соответствующая активность в этом направлении; стремление наиболее полно и всесторонне ре-ализовывать себя как при решении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с сотрудниками, коллегами по работе. Успешность такого самоутверждения специалиста во многом зависит от его желания и стремления добиться успеха, от его установки на успех, от готовности к успеху. В современной психологии есть немало разработок, посвященных проблеме успеха (см. список рекомендованной литературы). Под успехом принято понимать удачное достижение желаемой цели. Ощущение человеком успешности решаемого дела зависит от двух решающих обстоятельств: фактического результата и уровня его притязаний (УП) в данной ситуации, которые выступают формой выражения тех целей, которые человек ставил в своей деятельности. Формула успеха может быть представлена следующим образом: Успех = Результат УП Как видим, при одном и том же результате успех может быть разным (например, высоким, средним или низким) либо вообще отсутствовать, что зависит от целей, которые ставил человек. И наоборот, при одном и том же уровне притязаний личности успех будет разным в зависимости от результата деятельности. В достижении успеха профессиональной деятельности ведущую роль играют личностные особенности специалиста. Из всего многообразия личностных параметров, необходимых для достижения жизненного успеха, В. Крофорд (см.: Три кита успеха. — СПб., 1997), опираясь на идеи Конфуция, высказанные в книге «Беседы и суждения», выделяет доброжелательность, мудрость и смелость. Автор разработал интересную методику для определения того, чего человеку не хватает для достижения успеха в делах. Очевидно, что для достижения успеха современному специалисту наряду с выделенными тремя китами успеха необходим также соответствующий уровень и профессионального мастерства. В современных исследованиях выделяют следующие основные психологические предпосылки достижения успеха: нужно мыслить категориями успеха; приобрести уверенность в себе; активизировать сильную мотивацию достижения; твердо знать то, чего хотите добиться; иметь ясный план действий, позитивную настроенность на дело, уверенность в успехе; важно каждое препятствие превращать в трамплин для продвижения к цели; необходимо видеть удачи, частные успехи и испытывать при этом ощущения радости и счастья. Особую роль в успешности профессиональной деятельности играет сильная мотивация достижения успеха. Исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни и деятельности человека. Люди с высоким уровнем мотивации достижения более уверены в успешном исходе дела, активнее ищут необходимую для этого информацию, готовы принять ответственное решение, более решительны, настойчивы, инициативны и чаще проявляют творчество в неопределенных ситуациях. В большей степени ориентированы на успех (и чаще добиваются успеха) интерналы (по сравнению с экстер-налами). Любая деятельность имеет стрессовый, а некоторые (воинская, спортивная, журналистика, полеты в космос, испытание летательных аппаратов и др.) — особо стрессовый характер. При подготовке современного специалиста крайне необходимо формировать у него высокую стрессоустойчивость, готовность и способность успешно действовать в стрессовых обстоятельствах, уметь управлять своими психическими состояниями, использовать соответствующие психологические защиты. Практика показывает, что специалист может и не проявить соответствующего уровня своего мастерства, профессионализма, если он не подготовлен действовать в затрудненных условиях, при воздействии на него стрессовых, экстремальных обстоятельств профессионального, социального, экологического и другого характера. И потому необходимым условием профессиональной готовности специалиста является психологическая готовность, которая характеризуется соответствующим уровнем устойчивости его психики к воздействию стрессовых обстоятельств, адаптивности личности, ее достаточной стрессозащищенностью, уверенности специалиста в своих силах и возможностях, в целом соответствующим уровнем надежности его психики. Рассмотренные слагаемые профессиональной готовности „ г ВОКУПНОСТИ СОСТаВЛЯЮТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ VDOBem mwA °" личности специалиста. Уровень профессионализма Современные представления о профессионализме на™™ смотренными аспектами включают также творческий W Успешность профессиональной деятельности современног циалиста во многом зависит от его способности hSS готовности к поиску видению и й П2 цалиста во многом зависит от его способност готовности к поиску, видению и решений новьП жизнью, общественной практикой задач Высокий S^ нализм современного специалиста предполагает н^ичиетвооче" ского начала в его труде, смелости в поиске новых ггу^ей следе™" ^/TMSSзадач как = но действовать на современном рынке труда вностью Успеш-Вместе с тем важными слагаемыми профессиональной гот™ ности специалиста являются его профессионятт^о „ £ Диция, профессиональное мировоззрение^ неХодимыйТ Э?У" социального развития и соц/альной зр"ОСТ^^лГн0Сти 'Г листа позволяющий ему правильно ориентироваться I Г1Г^=ГСКОЙ ПРаВ°В0Й психики, сознания, организма к жизнедеятельности в цело»Гп„^ этом частьк> основной и базовой, определяющей успешГстье?" „^* W? дамографической обстановки на Земле ле мографический взрыв- jcmjic, де- ,усиление адаптационного по- Наряду с этим одним из направлений работы по повышению жизнестойкости современного специалиста являются его валео-логическая подготовленность, его готовность и способность проявлять квалифицированную заботу о своем физическом и психическом здоровье. Практика показывает, что характерным для подавляющего большинства населения нашего социума, и в этом отношении квалифицированные работники, специалисты не исключение, являются низкая культура отношения к своему здоровью, низкая культура образа жизни, поддержания и укрепления психического и физического здоровья. В связи с этим валеологическое воспитание специалистов, всего населения предполагает решение прежде всего следующих проблем: 1) изменение отношения к своему здоровью, формирование позитивно-конструктивного отношения к нему; 2) проведение комплекса мер по поддержанию и укреплению психического и физического здоровья. Среди комплекса мер по поддержанию и укреплению здоровья человека особую роль играют: коррекция имеющихся у индивида негативных комплексов, привычек, установок и т.п., разрушительно влияющих на психику и организм человека; повышение стрессоустойчивости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на его организм и психику; обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда. Интересный подход к решению этой проблемы предлагает В. М. Шепель. Среди основных направлений этой деятельности в первую очередь он выделяет такие: а) самоорганизация труда, личная организованность, рациональное распределение рабочего времени, правильное оборудование рабочего места; б) правильная организация личной жизни. Очень важно, чтобы личная жизнь была упорядочена, наполнена смыслом и соответствовала требованиям поддержания и сохранения психического и физического здоровья человека. Личная жизнь носит оздоровительный характер, когда человек отказывается от вредных привычек, и прежде всего от алкоголя и курения, осуществляет продуманное и сбалансированное питание (умеренное структурированное по содержанию, раздельное, акцентное), обеспечивает себе благотворный интим, создающий ощущение счастья, уюта семейной жизни, радости родительских отношений, удовлетворения сексуальными отношениями (подробнее см.: Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М., 1992). Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте понимание профессиональной готовности специалиста. 2. Проанализируйте основные виды профессиональной готовности специалиста и покажите их взаимосвязи. 3. Что вы понимаете под психологической готовностью специалиста к профессиональной деятельности? Раскройте ее структуру. 4. Раскройте содержание основных компонентов психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности. 5. Обоснуйте психологические предпосылки достижения успеха в профессиональной деятельности специалиста. 6. Что вы понимаете под профессионализмом личности современного специалиста? Раскройте его слагаемые. 7. Обоснуйте необходимость подготовки современных специалистов в вопросах безопасности жизнедеятельности. 8. Раскройте понимание и необходимость валеологической подготовки современного специалиста. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Психология Основная Абрамова Г. С. Практическая психология. — Екатеринбург, 1998. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. — М., 1990. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. — М, 1995. Адлер X. НЛП: современные психотехнологии. — СПб., 2000. Андреева Г. М. Психология социального познания. — М., 1997. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе: (Теоретические направления). — М., 1970. Аниупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 1999. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: Пер. с англ. — М., 1998. Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? — М., 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1990. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1997. Бородкин Ф., Коряк Н. Внимание: конфликт. — Новосибирск, 1989. Бороздина Г. В. Психология делового общения. — М., 1999. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996. Брэй Р. Как жить в ладу с собой и миром? — М., 1992. Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912. Голизик Э. Преодоление стресса за 60 секунд. — М., 1995. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М., 1995. Гриндлер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. — Воронеж, 1995. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — Л., 1987. Дольник В. Р. Вышли мы все из природы. — М., 1996. Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1985. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1996. Дружинин В. Психология семьи. — М., 1996. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. — М., 1997. Ершов П. М. Потребности человека. — М., 1990. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д, 1998. ЗимичевA.M. Психология политической борьбы. — СПб., 1993. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2000. Ильин Е. П. Мотивация поведения. — СПб., 2000. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983. Каширин В. П. Методические рекомендации по курсу «Основы психологии и педагогики». — М., 1997. Каширин В. П. Основы психологии и педагогики. — Йошкар-Ола, 1998. Каширин В. П. Самоутверждение курсантов: (Социально-психологический анализ). — М., 1984. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М., 1978. Корнелиус X., Феир Ш. Выиграть может каждый. — Пермь, 1992. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. — М., 1995. Крегер О., Тьюсон Дж. М. 16 дорог любви. — М., 1995. Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — Л., 1990. КриулинаА.А. Психология общения. — Курск, 1993. Кричевский Р.Д., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991. Крофорд В. Три кита успеха. — СПб., 1997. Крысъко В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. — М., 1998. Курс для высшего управленческого персонала. — М., 1970. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.; Нальчик, 1996. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. — М., 1999. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. — Ростов н/Д, 1997. Литвак М. Е. Психологический вампиризм: Анатомия конфликта. — Ростов н/Д, 1997. Лихачев Б. Т. Педагогика. — М., 1995. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8т. - М., 1983.-Т. 1. Масару Ибука. После трех уже поздно. — М., 1992. Масляев О. И. Психология личности. — М., 1997. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. Мудрик А. В. Воспитание старшеклассников. — М., 1976. Немое Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 1, 2, 3. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб., 2000. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб., 2000. Панасюк А. Ю. Управленческое общение? — М., 1990. Парыгин Б. Д. Основы социальной психологической теории. — М., 1971. Парыгин Б. Д. Социальная психология. — СПб., 2000. Петровский А. В. Личность в психологии. — Ростов н/Д, 1996. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. - М., 1978. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. — М., 2000. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1979. Практическая психология в образовании / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997. Прикладные проблемы социальной психологии. — М., 1983. Пронников В. А., Ладанов И. В. Язык и мимика жестов. — М., 1998. Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. — М., 1997. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевского. — М., 1990. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб. 2000. Романова Е. С, Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. — Мытищи, 1996. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. — М.; Новосибирск, 1997. Руденский Е.В. Социальная психология. — М.; Новосибирск, 1997. Рыбаков М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991. Сандомирский М. Е. Как справиться со стрессом. — Воронеж, 2000. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. — М., 2000. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев, 1991. — Вып. 2. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. — М., 1996. Собчак Д. Н. Введение в психологию индивидуальности. — М., 1998. Сосновский Б. А. Мотив и смысл. — М., 1993. Социальная и военная психология. — М., 1990. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина. — Л., 1979. Социальная психология и этика делового общения. — М., 1995. Социальная психология личности. — М., 1983. Социальная психология личности. — М., 1979. Социальная психология личности в вопросах и ответах. — М., 1999, Стивене Дж. Приручи драконов: Как обратить свои недостатки в достоинства. — СПб., 1996. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1997. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: Практикум. — Ростов н/Д, 2000. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — М., 1982. Таусенд Р. Секреты управления. — М., 1991. Черепанова Е. Психологический стресс. — М., 1997. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995. Шепелъ В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М., 1992. Шепель В. М. Секреты личного обаяния. — М., 1994. Шепель В. М. Управленческая антропология. — М., 2000. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1989. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1993. Филатова Е. С. Соционика в портретах. — Новосибирск, 1996. Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991. Хекгаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т. 1. Холл С, Линдсей Г. Теории личности. — М., 1999. Юнг К. Психологические типы. — М., 1992. Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1985. Дополнительная Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1986. Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика — межотраслевой педагогике. — Новосибирск, 1997. Дейкер X, Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979. Дерябко С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. — М., 1998. Дэна Д. Преодоление разногласий. — СПб., 1994. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — М., 1985. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. — М., 1993. Лабунская В. А. Невербальное поведение // Социально-перцептивный подход. — Ростов н/Д, 1986. Диксон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. — СПб., 1997. Межличностное восприятие в группе. — М., 1987. Мелибруда Б. Я — Ты — Мы. — М., 1986. Павлов К. В. Ваш психологический тип. — Киев, 1996. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989. ПизА. Язык телодвижений. — Новгород, 1992. Психология масс. — Самара, 1998. Психология толп. — М., 1998. Рабочая книга социолога. — М., 1976. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А.Ядова. — Л., 1979. Тард Г. Социальные этюды. — СПб., 1902. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. — М., 1995. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого Я // Избранное. - М., 1990. - Кн. 1. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. — М., 1995. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. — СПб., 1997. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — М., 1992.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |