КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вводный
Когда во второй трети XIX в. Огюст Конт и Герберт Спенсер закладывали основы социологии, трудно было предположить, что рождается наука, которую ждет столь большое будущее. Сегодня социология — признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий. Термин «социология» (от франц. sociologie), впервые употребленный О. Контом и буквально означающий «наука об обществе, социальной жизни», дает нам пусть общее, но первое представление о том, что изучает эта наука. Однако оно требует, на наш взгляд, некоторого уточнения. Ведь социальная жизнь — это жизнь людей, включающая как простые, так и сложные формы их взаимодействия, и не что иное. Поэтому, не проводя еще глубокого анализа внутреннего содержания социологии, можно в общем виде вслед за Питиримом Сорокиным определить ее как науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных*. Во все времена стремление понять механизмы социальных процессов, найти ответы на вопрос о своей роли и месте в жизни социума составляло предмет наиболее серьезных размышлений человека. Научное постижение основ жизни общества имеет глубокие исторические корни. Но социологическое знание представляет собой качественно новый этап в истории научного осмысления общественных явлений. Можно согласиться, что социология, рожденное в ее недрах социологическое видение в своеобразной форме выражают (и в то же время порождают) некоторые важные особенности современной цивилизации, для которой характерны особый акцент на многообразии потребностей и способностей человека, принципе рационализма, доказательности знания, самостоятельности и критичности мышления. См: Сорокин П. Человек Цивилизация Общество. — М, 1992, с. 534 Как свидетельствуют опыт и научная традиция, прежде всего следует определить, какие же свойства социологического подхода обусловливают качественные особенности, достоинства социологической науки, т.е. выявить отличия социологии от других наук, изучающих человека и общество. Глава I. Социология как наука § 1. Метод социологии: его возникновение и становление ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной науки, науки. Объект науки — это область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. Природа, животный и растительный мир, человек, общество, этнос, культура и т.д. — все это объекты, но сразу нескольких наук. Так, животный мир может быть предметом изучения биологии, зоологии, зоопсихологии, палеонтологии и др.; человек, общество, культура, этнос и т.п. наряду с социологией изучаются историей, психологией, культурологией, этнографией. Предмет науки — это свойства, аспекты, признаки, характеристики, которые интересуют данную науку в этом объекте. Так, человек является объектом изучения таких наук, как антропология, биология, философия, психология, но каждая из них выделяет в человеке те специфические особенности, которые важны именно для данной науки. Метод науки — это совокупность, система основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование. Каждая наука обладает своим методом. Но этот метод в самом общем виде включает в себя общенаучные элементы (в частности, логику, ее основные процедуры, требования к обоснованию знания, правила выведения умозаключения и т.д.) и специальные, присущие прежде всего этой науке принципы организации научной деятельности. Так, философское рассуждение, интерпретация какого-либо исторического факта, явления по «стилю» существенно отличаются от рассуждений историка на ту же тему. Зачастую мы ощущаем эти различия на интуитивном уровне. 15 Для того чтобы сознательно регулировать, контролировать процесс социологического познания общественных явлений, необходимо представить определенный образ познавательной деятельности, т.е. остановиться на главных познавательных процедурах, которые в основном и характеризуют метод социологии. Характеристике социологического метода мы уделим особое внимание, так как именно этот метод в первую очередь отличает социологическое познание общественной жизни от философского, исторического, этнографического и т.п. и, на наш взгляд, во многом определяет особую роль социологии в развитии современного обществознания. В настоящее время сложились различные типы гоиидл<ьнойНИЯ познания социальной действительности, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Выделим в самом общем виде три основных: обыденное познание («здравый смысл»). Это фрагментарное, в основном несистематизированное, т.е. не теоретичное, понимание социальных явлений, окружающего мира вообще. Такое понимание формируется на основе житейского, а не научного (т.е. соответствующего определенным научным требованиям представительности, неслучайности и т.д.) опыта повседневной жизни человека. Знания о социальном мире не специально добываются, а являются, как правило, «случайным», «побочным» продуктом практической жизни. В силу этого обыденное сознание ориентировано на постулирование (а не на доказательство) и наряду с безусловно точными сведениями о социальной жизни зачастую порождает фантазии, мифы, слухи о тех или иных социальных явлениях; философское познание. Это целостное, систематизированное, теоретико-концептуальное осмысление действительности на основе преимущественно умозрительных, логических процедур («мысленный эксперимент»). Оно носит предположительный, неоднозначный характер, положения формулируются на основании логически и теоретически допустимого (непротиворечивого). Философское познание имеет оценочный характер (т.е. оценивает явления с точки зрения желательного, положительного и отрицательного); опытно-рационалистическое познание. Это систематическое, целостно-концептуальное (теоретическое) описание окружающей действительности на основе эмпирических фактов, отобранных в соответствии с научными требованиями к представительности, однозначности толкования и т.д. Исследуется лишь то, что может быть объяснено, доказано фактами. Опытно-рационалистический тип познания стремится к идеологической нейтральности: давать знание о явлениях, а не их оценку. В реальной жизни все эти типы познания взаимосвязаны и взаимообогащаются. Опытно-рационалистический тип не может существовать без философского. Здравый смысл постоянно обогащается выводами, постулатами философского и опытно-рационалистического знания. Со временем могут возникнуть и новые типы социального познания. Для нашего дальнейшего анализа особое значение имеет философский тип осмысления общественной реальности, поскольку социология, к^ак и все другие науки, вышла из недр философии, связана с ней, и не только происхождением, но и некоторыми общими чертами метода.
1. Философское исследование социальной жизни — социальная философия — имеет многовековую историю. При всем многообразии исторических форм основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, достижения всех наук и культуры в целом. Непреходящее достоинство философского, т.е. предельно широкого, теоретического осмысления социальной жизни заключается, на наш взгляд, в следующем. • Социальная философия играет ведущую роль в выявлении • Философия за многие века своего развития выработала выс ния — социолог, историк или физик, — так или иначе проявляет свою философскую культуру в теоретической всеобъемлемости и масштабности мышления. Мы попытались вычленить основные, решающие, непреходящие достижения, преимущества философского постижения социальных явлений. Социология опирается на великие завоевания социально-философской мысли. Предпосылкой научной деятельности социологов как исследователей являются как минимум две отправные точки анализа, связанные с философией: • осознанная или неосознанная реализация определенных фи • зависимость глубины интерпретаций, мышления социолога 2. Вместе с тем философский метод осмысления социальной действительности имеет границы применения. Философия по своим методам — наука преимущественно умозрительная, созерцательная. Ее познавательные приемы (например, мысленный эксперимент) дают значимый результат лишь при осмыслении «вечных» проблем человеческого бытия: свобода, совесть, смысл жизни, счастье и т.д. Именно для решения подобных общечеловеческих проблем (которые возникают и повторяются в жизни каждого), не столь значимо, насколько строго отобраны факты, достаточно ли количество единиц наблюдения для тех или иных выводов. Ведь речь идет о выявлении всеобщих тенденций, касающихся как любого человека, так и человечества в целом. Когда же требуются познание реальных явлений, ответ на конкретные вопросы, то выявляется ограниченность попыток умозрительного их решения. Это все равно что использовать весы, предназначенные для взвешивания многотонных грузов, для измерении веса маломерных предметов — степень точности оставляет чересчур большой простор для определения веса последних. Не будучи предназначенной для ответа на конкретные вопросы, не имея для этого необходимого познавательного инструмента, философия вынуждена в поисках ответа на подобные вопросы ориентироваться не на логику конкретных явлений, а на предположения и внутренние установки исследователя. Поэтому попытки чисто умозрительно, опираясь на догадки, интуицию, решить конкретные социальные, политические и другие вопросы неминуемо порождают несоизмеримую с задачами научного анализа степень предположительности. Открывается путь к появлению ничем не подтвержденных, но, как мы убедились на примере нашей истории, с претензией на мессианство фантомов, утопий (идеи всемирно-исторической роли пролетариата, объективной необходимости социалистической революции и т.п.). Это происходит не только потому, что философия использует умозрительный метод, но и потому, что она включает в себя ценностный, аксиологический аспект. Философ трактует реальные социальные явления, факты с точки зрения идей, ценностей, которые он разделяет. Иначе говоря, использование философского метода, включающего элементы оценочного отношения к миру, в анализе конкретных явлений таит опасность идеологической приверженности, субъективизма в понимании и трактовке социальных явлений. Философия по сути своей и не ставит задачу жесткого, однозначного, объективного (т.е. научного в классическом смысле слова) постижения мира. Главная ее задача — при помощи преимущественно умозрительного метода и использования оценочных суждений дать возможность человеку осознать свое место в мире, обратиться к вечным общечеловеческим вопросам, т.е. философия решает в первую очередь мировоззренческие задачи. Однако при отсутствии строго научных концепций, раскрывающих те или иные стороны социальной действительности, философия выдвигает догадки, предположения, не поддающиеся эмпирической проверке, т.е. выполняет функции «интеллектуальной разведки». Примером могут быть идея Гегеля о проявляющей себя в истории «хитрости мирового разума», учение Фейербаха о вечной и неизменной «природе человека» и т.п. Особый акцент на философском типе познания нам был необходим потому, что, во-первых, именно на основе социальной философии возникла социология. Во-вторых, социология развилась из потребности преодолеть ограничения, которые присущи философс- исторические кому познанию социальной действительности. УСЛОВИЯ Общественная наука есть не что иное, как одна возникновения из высших форм познания обществом самого себя. СОЦИОЛОГИИ Соответственно, выбор путей и методов самопоз- нания общества определяется тем, в каком знании нуждается социум, что необходимо ему узнать о себе.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |