Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводный




Когда во второй трети XIX в. Огюст Конт и Герберт Спенсер закладывали основы социологии, трудно было предположить, что рождается наука, которую ждет столь большое будущее. Сегодня социология — признанный лидер научных дисциплин, исследую­щих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко раз­ветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей соци­альной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.

Термин «социология» (от франц. sociologie), впервые употреб­ленный О. Контом и буквально означающий «наука об обществе, социальной жизни», дает нам пусть общее, но первое представле­ние о том, что изучает эта наука. Однако оно требует, на наш взгляд, некоторого уточнения. Ведь социальная жизнь — это жизнь людей, включающая как простые, так и сложные формы их взаимодей­ствия, и не что иное. Поэтому, не проводя еще глубокого анализа внутреннего содержания социологии, можно в общем виде вслед за Питиримом Сорокиным определить ее как науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных*.

Во все времена стремление понять механизмы социальных про­цессов, найти ответы на вопрос о своей роли и месте в жизни социума составляло предмет наиболее серьезных размышлений че­ловека. Научное постижение основ жизни общества имеет глубокие исторические корни. Но социологическое знание представляет со­бой качественно новый этап в истории научного осмысления об­щественных явлений. Можно согласиться, что социология, рож­денное в ее недрах социологическое видение в своеобразной форме выражают (и в то же время порождают) некоторые важные осо­бенности современной цивилизации, для которой характерны осо­бый акцент на многообразии потребностей и способностей челове­ка, принципе рационализма, доказательности знания, самостоя­тельности и критичности мышления.

См: Сорокин П. Человек Цивилизация Общество. — М, 1992, с. 534


Как свидетельствуют опыт и научная традиция, прежде всего следует определить, какие же свойства социологического подхода обусловливают качественные особенности, достоинства социоло­гической науки, т.е. выявить отличия социологии от других наук, изучающих человека и общество.

Глава I. Социология как наука

§ 1. Метод социологии: его возникновение и становление

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной науки,
и МЕТОД НАУЧНЫХ пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы
исследовании определяем объект, предмет и метод данной

науки.

Объект науки — это область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. Природа, животный и растительный мир, человек, общество, этнос, культура и т.д. — все это объекты, но сразу нескольких наук. Так, животный мир может быть предметом изучения биологии, зоологии, зоопсихоло­гии, палеонтологии и др.; человек, общество, культура, этнос и т.п. наряду с социологией изучаются историей, психологией, куль­турологией, этнографией.

Предмет науки — это свойства, аспекты, признаки, характери­стики, которые интересуют данную науку в этом объекте. Так, че­ловек является объектом изучения таких наук, как антропология, биология, философия, психология, но каждая из них выделяет в человеке те специфические особенности, которые важны именно для данной науки.

Метод науки — это совокупность, система основных познава­тельных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование.

Каждая наука обладает своим методом. Но этот метод в самом общем виде включает в себя общенаучные элементы (в частности, логику, ее основные процедуры, требования к обоснованию зна­ния, правила выведения умозаключения и т.д.) и специальные, при­сущие прежде всего этой науке принципы организации научной деятельности. Так, философское рассуждение, интерпретация ка­кого-либо исторического факта, явления по «стилю» существенно отличаются от рассуждений историка на ту же тему. Зачастую мы ощущаем эти различия на интуитивном уровне.

15


Для того чтобы сознательно регулировать, контролировать про­цесс социологического познания общественных явлений, необходи­мо представить определенный образ познавательной деятельности, т.е. остановиться на главных познавательных процедурах, которые в основном и характеризуют метод социологии.

Характеристике социологического метода мы уделим особое внимание, так как именно этот метод в первую очередь отличает социологическое познание общественной жизни от философско­го, исторического, этнографического и т.п. и, на наш взгляд, во многом определяет особую роль социологии в развитии современ­ного обществознания.

В настоящее время сложились различные типы гоиидл<ьнойНИЯ познания социальной действительности, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ взаимодействуют и взаимодополняют друг дру­га. Выделим в самом общем виде три основных:

обыденное познание («здравый смысл»). Это фрагментарное, в основном несистематизированное, т.е. не теоретичное, понима­ние социальных явлений, окружающего мира вообще. Такое по­нимание формируется на основе житейского, а не научного (т.е. соответствующего определенным научным требованиям предста­вительности, неслучайности и т.д.) опыта повседневной жизни человека. Знания о социальном мире не специально добываются, а являются, как правило, «случайным», «побочным» продуктом практической жизни. В силу этого обыденное сознание ориенти­ровано на постулирование (а не на доказательство) и наряду с безусловно точными сведениями о социальной жизни зачастую порождает фантазии, мифы, слухи о тех или иных социальных явлениях;

философское познание. Это целостное, систематизированное, те­оретико-концептуальное осмысление действительности на основе преимущественно умозрительных, логических процедур («мыслен­ный эксперимент»). Оно носит предположительный, неоднознач­ный характер, положения формулируются на основании логически и теоретически допустимого (непротиворечивого). Философское по­знание имеет оценочный характер (т.е. оценивает явления с точки зрения желательного, положительного и отрицательного);

опытно-рационалистическое познание. Это систематическое, це­лостно-концептуальное (теоретическое) описание окружающей действительности на основе эмпирических фактов, отобранных в соответствии с научными требованиями к представительности, однозначности толкования и т.д. Исследуется лишь то, что может быть объяснено, доказано фактами. Опытно-рационалистический тип познания стремится к идеологической нейтральности: давать знание о явлениях, а не их оценку.


В реальной жизни все эти типы познания взаимосвязаны и взаи­мообогащаются. Опытно-рационалистический тип не может суще­ствовать без философского. Здравый смысл постоянно обогащается выводами, постулатами философского и опытно-рационалистичес­кого знания. Со временем могут возникнуть и новые типы социаль­ного познания.

Для нашего дальнейшего анализа особое значение имеет фило­софский тип осмысления общественной реальности, поскольку социология, к^ак и все другие науки, вышла из недр философии, связана с ней, и не только происхождением, но и некоторыми общими чертами метода.

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ: ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ

1. Философское исследование социальной жиз­ни — социальная философия — имеет много­вековую историю. При всем многообразии ис­торических форм основным методом философ­ского познания является теоретическое мыш­ление, опирающееся на совокупный опыт че­ловечества, достижения всех наук и культуры в целом. Непреходящее достоинство философского, т.е. предельно широкого, теоретического осмысления социальной жизни заключа­ется, на наш взгляд, в следующем.

• Социальная философия играет ведущую роль в выявлении
конечных причин, вечных основ социального существования ин­
дивида, понимании основополагающих начал, которые образуют
смысл его бытия. Ценности, которыми живет современный чело­
век, которые утвердились в нашей цивилизации, были в теорети­
ческой форме концептуально осмыслены и выдвинуты мировой
философией. Без великих философских идей, которые развивались,
уточнялись, к которым возвращались на новых витках истории но­
вые поколения философов, наш мир не просто был бы беднее —
он не состоялся бы в его современном виде: люди не ориентирова­
лись бы на те ценности, не стремились бы к тем жизненным це­
лям, которые являются основными для нас и наших современни­
ков.

• Философия за многие века своего развития выработала выс­
шие формы теоретического познания. С точки зрения метода, т.е.
организации мыслительного процесса, философия — это квинтэс­
сенция теоретического познания. Именно в рамках философии до­
стигли совершенства приемы анализа и синтеза знаний, обобще­
ния, движения от элементарных явлений к сущности, умения в
единичных фактах видеть общие и всеобщие тенденции. Для фило­
софского мышления характерна не только всеобщность, но и це­
лостность, системность, концептуальность постижения объекта.
Любой ученый, занимающийся фундаментальными областями зна-



ния — социолог, историк или физик, — так или иначе проявляет свою философскую культуру в теоретической всеобъемлемости и масштабности мышления.

Мы попытались вычленить основные, решающие, непреходя­щие достижения, преимущества философского постижения соци­альных явлений. Социология опирается на великие завоевания со­циально-философской мысли. Предпосылкой научной деятельнос­ти социологов как исследователей являются как минимум две от­правные точки анализа, связанные с философией:

• осознанная или неосознанная реализация определенных фи­
лософских идей,
способов видения окружающего мира, ко­
торые обусловливают направление социологического поис­
ка, общие подходы в интерпретации данных;

• зависимость глубины интерпретаций, мышления социолога
от его философской культуры. Один социолог может не заме­
тить глубокого содержания им же добытых эмпирических
фактов, а другой сумеет увидеть в них свидетельство слож­
нейшего социального процесса, ранее неизвестного или иначе
понимаемого. Речь идет не простоо таланте, способностях,
а об овладении принципами теоретизирования, которым учит
философия: целостный анализ проблем, умение в единич­
ном находить всеобщее, стремление увязывать один вывод
с другим и как следствие более емко оценивать изучаемые
явления. Иначе говоря, когда перед социологом возникает
задача теоретического обобщения и появляется потребность
внутренне осмыслить проблемы, имеющиеся факты, выво­
ды, его философская культура проявляется особенно яв­
ственно.

2. Вместе с тем философский метод осмысления социальной дей­ствительности имеет границы применения. Философия по своим методам — наука преимущественно умозрительная, созерцатель­ная. Ее познавательные приемы (например, мысленный экспери­мент) дают значимый результат лишь при осмыслении «вечных» проблем человеческого бытия: свобода, совесть, смысл жизни, счастье и т.д. Именно для решения подобных общечеловеческих проблем (которые возникают и повторяются в жизни каждого), не столь значимо, насколько строго отобраны факты, достаточно ли количество единиц наблюдения для тех или иных выводов. Ведь речь идет о выявлении всеобщих тенденций, касающихся как любого человека, так и человечества в целом.

Когда же требуются познание реальных явлений, ответ на конк­ретные вопросы, то выявляется ограниченность попыток умозри­тельного их решения. Это все равно что использовать весы, предназ­наченные для взвешивания многотонных грузов, для измерении веса


маломерных предметов — степень точности оставляет чересчур боль­шой простор для определения веса последних. Не будучи предназна­ченной для ответа на конкретные вопросы, не имея для этого необ­ходимого познавательного инструмента, философия вынуждена в поисках ответа на подобные вопросы ориентироваться не на логику конкретных явлений, а на предположения и внутренние установки исследователя. Поэтому попытки чисто умозрительно, опираясь на догадки, интуицию, решить конкретные социальные, политические и другие вопросы неминуемо порождают несоизмеримую с задача­ми научного анализа степень предположительности. Открывается путь к появлению ничем не подтвержденных, но, как мы убедились на примере нашей истории, с претензией на мессианство фантомов, утопий (идеи всемирно-исторической роли пролетариата, объектив­ной необходимости социалистической революции и т.п.).

Это происходит не только потому, что философия использует умозрительный метод, но и потому, что она включает в себя цен­ностный, аксиологический аспект. Философ трактует реальные со­циальные явления, факты с точки зрения идей, ценностей, кото­рые он разделяет. Иначе говоря, использование философского ме­тода, включающего элементы оценочного отношения к миру, в анализе конкретных явлений таит опасность идеологической при­верженности, субъективизма в понимании и трактовке социальных явлений. Философия по сути своей и не ставит задачу жесткого, однозначного, объективного (т.е. научного в классическом смысле слова) постижения мира. Главная ее задачапри помощи преимуще­ственно умозрительного метода и использования оценочных суждений дать возможность человеку осознать свое место в мире, обратиться к вечным общечеловеческим вопросам, т.е. философия решает в первую очередь мировоззренческие задачи.

Однако при отсутствии строго научных концепций, раскрываю­щих те или иные стороны социальной действительности, филосо­фия выдвигает догадки, предположения, не поддающиеся эмпири­ческой проверке, т.е. выполняет функции «интеллектуальной раз­ведки». Примером могут быть идея Гегеля о проявляющей себя в истории «хитрости мирового разума», учение Фейербаха о вечной и неизменной «природе человека» и т.п.

Особый акцент на философском типе познания нам был необхо­дим потому, что, во-первых, именно на основе социальной фило­софии возникла социология. Во-вторых, социология развилась из потребности преодолеть ограничения, которые присущи философс-

исторические кому познанию социальной действительности.

УСЛОВИЯ Общественная наука есть не что иное, как одна

возникновения из высших форм познания обществом самого себя.

СОЦИОЛОГИИ Соответственно, выбор путей и методов самопоз-


нания общества определяется тем, в каком знании нуждается со­циум, что необходимо ему узнать о себе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.