КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая социологияУЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под общ. редакцией д.ф.н., проф. Л.Г. Эфендиева Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва ИНФРА-М УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 О 28 Рецензенты: Отделение социологии Российского государственного гуманитарного университета, член-корр. РАН Ж Г. Тощенко; д.ф.п., проф., зав. отделом истории социологии Института социально-политических исследований РАН В.П. Култыгии Учебное пособие подготовлено авторским коллективом: раздел I, гл. I, III; разделы I!—VII — д.ф.н. Эфендиев А.Г.*; раздел I, гл. II — к.и.н. Кравченко Е.И.; разделы VIII, IX; раздел X, гл. XXVII — к.и.н. Пушкарева Г.В.*; раздел X, гл. XXV — д.с.н. Щербина В.В.*; раздел X, гл. XXVI —д.с.н. Верховин В.И. * Главы, написанные данными авторами, подготовлены при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ № 99-06-80513 Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. О 28 А.Г. Эфсндиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»). ' ISBN 5-16-000176-Х В учебном пособии дается последовательное описание проблемного поля современной социологической науки — базовой отрасли обще-ствозпания. Большое внимание уделено пониманию исходных элементов социальной реальности, принципам и формам социальных взаимодействий, социальным институтам, общностям и группам, социальной стратификации, социологическому анализу культуры, личности, организации, экономики, политики. Узловые вопросы рассматриваются сквозь призму исторического развития. Фундаментальность анализа сочетается с доступностью изложения. Для студентов, преподавателей и аспирантов социологических, социально-гуманитарных, юридических факультетов, факультетов экономики и менеджмента, а также для всех интересующихся вопросами социологии. ББК 60.5я73 ISBN 5-16-000176-Х © Коллектив авторов, 2000 © ИНФРА-М, 2000 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие....................................................................................................... 9 Раздел I. ВВОДНЫЙ ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА............................................................. 15 § 1. Метод социологии: его возникновение и становление.......................................................................................... 1 5 § 2. Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии.................................................................. 26 § 3. Предмет социологии. Социология в системе наук......................... 42 ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДА: ОЧЕРК ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ..................................... 51 § 1. О риске социологического поиска....................................................... 51 § 2. История социологии или история социологии?............................. 54 § 3. Модель общества и модель человека: грани единого.................. 69 § 4. Когда познание социального становится самопознанием...................................................................................... 74 ГЛАВА III. ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. СОЦИАЛЬНОЕ............................................................. 78 § 1. Постановка проблемы............................................................................ 78 § 2. Основные социологические традиции решения вопроса о § 3. Природно-географические условия социальной жизни............... 85 § 4. Особенности биологии человека как предпосылка социальной жизни................................................................................. 91 § 5. Начала социальной жизни................................................................... 93 § 6. Социальное............................................................................................... 99 Раздел II. ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ............................................................................. 109 § 1. Проблема родового понятия в социологии.................................. 109 § 2. [Единичное действие........................................................................... 114 § 3. Специфика социального действия................................................. 120 ГЛАВА V. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ................................................... 126 § 1. Что такое социальная реальность?................................................ 126 § 2. Социальная реальность — «парадоксальная» реальность.... 129 § 3. Что и в какой степени обусловливает социальные явления? ГЛАВА VI. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ............................. 141 § 1. Постановка проблемы........................................................................ 141 § 2. От «общины» к «обществу», от механической солидарности к органической........................................................................................ 143 § 3. М. Вебер: от мира традиций к миру рациональных действий....................................................... 147 § 4. Типовые переменные Т. Парсонса: к универсалистски-достиженческому обществу.......................... 154 Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФОРМЫ, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ ГЛАВА VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ИХ РАЗНОВИДНОСТИ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ.... 165 § 1. Социальная связь................................................................................. 165 § 2. Разновидности социальных взаимодействий.............................. 171 § 3. Принципы регуляции социальных взаимодействий................................................................................... 174 § 4. Социальная регуляция поведения личности в обществе......... 184 ГЛАВА VIII. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: СРЕДСТВА § 1. Средства обмена и их иерархия...................................................... 187 § 2. Сотрудничество и соперничество как типы социальных взаимодействий.................................................................................. 195 § 3. Формы социальных взаимодействий. Власть............................... 204 Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ: СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ГЛАВА IX. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ: СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ (ПОСЛЕДСТВИЯ).............. 214 § 1. Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы........................................................................ 214 § 2. Основные признаки институтов....................................................... 215 § 3. Социальные последствия (эффекты) институализации........... 220 ГЛАВА X. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.............................. 231 § 1. Многообразие институтов.................................................................. 231 § 2. Основные принципы функционирования системы социальных институтов..................................................................... 232 § 3. Анализ социальных институтов: основные принципы........................................................................... 236 ГЛАВА XI. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.............................................................................. 243 § 1. Проблема устойчивости-изменчивости социальных институтов.............................................................................................. 243 § 2. Основные варианты институциональных изменений............... 248 § 3. Социально-исторические типы социальных институтов.......... 251 § 4. Особенности становления институтов российского общества (наброски социологического анализа)........................ 261 Раздел V. ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖЕНИИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ ГЛАВА XII. МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ................................................................................ 272 § 1. Солидаризация (интеграция) как способ § 2. Проблема общностей в социальной науке.................................... 273 § 3. Социальная общность как феномен. Разновидности общностей............................................................... 276 § 4. Множества............................................................................................... 280 § 5. Контактные социальные общности................................................. 285 ГЛАВА XIII. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: ИХ СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ.................................. 291 § 1. Социальные группы в жизни людей................................................ 291 § 2. Основные признаки групповой общности; специфика групповых целей и духовно-культурной жизни... 295 § 3. Основные признаки групповой общности: специфика солидарных взаимодействий в группе.................... 302 § 4. Внутренние и внешние факторы интеграции группы............................................................................... 314 § 5. Многообразие социальных групп..................................................... 317 Раздел VI. КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЛАВА XIV. КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ......................................................................................... 330 § 1. Культура и природа.............................................................................. 331 § 2. Культура — сознание — деятельность.......................................... 336 § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры............................................................................ 339 § 4. Культура: преемственность и социализация................................ 342 ГЛАВА XV. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ: ЯЗЫК. ТИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ § 1. Язык......................................................................................................... 344 § 2. Основные социально-исторические типы социокультурной регуляции.............................................................. 350 § 3. Традиционная регуляция в современном обществе................. 355 * ГЛАВА XVI. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ. § 1. Специфика мифологического обоснования социального поведения..................................................................... 361 § 2. Особенности и социально-историческая роль религии........................................................................................ 365 § 3. Идеология............................................................................................... 381 ГЛАВА XVII. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ. § 1. Ценности................................................................................................. 387 § 2. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции... 403 § 3. Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение.............................................................................................. 410 ГЛАВА XVIII. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС....................................... 418 § 1. Целостность культуры и механизмы ее воспроизводства............................................................................ 418 § 2. Изменения в культуре........................................................................ 426 § 3. Многообразие культур......................................................................... 444 Раздел VII. ЛИЧНОСТЬ ГЛАВА XIX. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ § 1. Личность в социологии: социальный робот или автономный § 2. Мир социальных статусов.................................................................. 459 § 3. Иерархия статусов. Статусные коллизии..................................... 465 ГЛАВА XX. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ РОЛИ............................................................. 470 § 1. Социальная роль как поведенческая характеристика............... 470 § 2. Социальные роли и поведение личности..................................... 475 § 3. Автономия личности. Ролевое поведение — это притворство?.................................................................................. 485 § 4. Социализация....................................................................................... 492 Раздел VIII. ОБЩЕСТВО ГЛАВА XXI. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ........................................... 504 § 1. Признаки общества............................................................................. 504 § 2. Структурная композиция общества................................................ 507 § 3. Общество как система......................................................................... 513 ГЛАВА XXII. ОБЩЕСТВО: МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗРУШЕНИЯ........................................................................ 517 § 1. Механизмы функционирования общества как целостности.................................................................................... 517 § 2. Разрушение общества. Аномия........................................................ 523 § 3. Развитие общества............................................................................... 526 § 4. Типология общества............................................................................. 532 Раздел IX. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ГЛАВА XXIII. СТРАТИФИКАЦИЯ: ОБЩЕСТВО В РАЗРЕЗЕ........................................................... 537 § 1. Социальная дифференциация и социальное неравенство....537 § 2. Социальное пространство................................................................ 541 § 3. Основания социальной стратификации......................................... 543 § 4. Профиль стратификации.................................................................... 549 ГЛАВА XXIV. ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТИФИКАЦИИ...................................................................... 555 § 1. Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества.................................... 555 § 2. Социальная мобильность................................................................... 560 § 3. Индивидуальная социальная мобильность................................. 562 § 4. Маргинальность.................................................................................... 564 РАЗДЕЛ X. СОЦИОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГЛАВА XXV. СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ § 1. Социология организаций как специальная социолого-управленческая теория............................................... 568 § 2. Условия и предпосылки возникновения организации.......................................................................................... 575 § 3. Внутренняя среда организации........................................................ 587 § 4. Внешняя среда организации и ее модели.................................... 597 ГЛАВА XXVI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ..................................... 607 § 1. Основные характеристики экономического поведения: социологический анализ.................................................................... 607 § 2. Типы и виды экономического поведения и их особенности.................................................................................. 613 § 3. Модели экономического поведения................................................. 628 ГЛАВА XXVII. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ................................................... 631 § 1. Институализация политической жизни......................................... 631 § 2. Политическая власть и общество.................................................... 636 § 3. Дифференциация политической власти...................................... 639 § 4. Легитимность власти........................................................................... 646 Список литературы.......................................................................................... 649 ПРЕДИСЛОВИЕ Среди наук, призванных дать нашему современнику глубокое рационалистическое понимание общественной жизни, социология имеет основополагающее значение. Общепризнанно ее место как ведущей, базовой отрасли современного обществознания. Огромными интеллектуальными усилиями плеяды выдающихся ученых за относительно небольшой срок (полтора столетия) было создано впечатляющее здание социологической науки, поражающей разнообразием концепций, подходов, направлений, ярких самобытных имен. По известным причинам наука, составляющая фундамент современного социального знания, стала доступна широким слоям отечественной общественности лишь в последние годы. Первые учебники по социологии появились только пять-семь лет назад, накоплен первый опыт (в том числе опыт наивных ошибок примитивизма и чрезмерного упрощения сложных социологических идей и подходов). Введение нового учебного предмета во всех случаях процесс не простой. В наших условиях он существенно осложнен и тем, что и в сугубо научном плане лишь в последние годы началось глубокое позитивное осмысление богатства, накопленного мировой социологией. Предлагаемый курс социологии, несомненно, опирается на полученный за последние годы опыт исследования и преподавания социологии в нашей стране и в то же время стремится избежать ошибок, упущений предыдущего этапа. Не нам судить, насколько удалось соединить доступность, популярность изложения с научной глубиной, теоретической основательностью и содержательностью, не допустив при этом вульгаризации, примитивизма в трактовке сложнейших проблем современного социологического знания. Современная социология, адекватно отражая многообразие механизмов соорганизации людей в социуме, разнообразие факторов, участвующих в социальных сцеплениях, взаимодействиях индивидов, представляет собой многообразие теорий, концепций, дающее плюралистическую интерпретацию социальной жизни, в рамках которого не оказывается предпочтений ни одной теории как единственно правильной. Многообразные социологические концепции лишь на первый взгляд несовместимы. Мы осознанно стремились делать акцент не на том, что разъединяет различные концепции и школы мировой социологии, а на том, что их объединяет, взаимно дополняет, обогащает, углубляет. Акцент на синтез социологических теорий и подходов сделан во имя главной цели, которую мы перед собой ставили, — дать более или менее доступное, популярное (в лучшем смысле этого слова) и в то же время глубокое, научно последовательное описание проблемного поля современной социологии, структурировав его посредством системы основных понятий, категорий, их логических связей и взаимодействий в единую понятийную сеть, «паутину» описания социальной реальности. Именно овладение проблемным полем социологии, ее понятийной сеткой, на наш взгляд, должно помочь читателю обрести социологическое видение социальной реальности, сформировать социологическое воображение, понимание процессов, происходящих в обществе. Пожалуй, ничто так не важно для нас, как формирование у читателя существенно отличающегося как от обывательского, так и от умозрительно-спекулятивного, подлинно социологическо-рационалистического видения социальной жизни. Вынося на суд читателя свой труд, коллектив авторов испытывает двойственное чувство: удовлетворенность проведенной работой и естественное беспокойство о том, насколько удалось реализовать этот непростой замысел. В ходе написания учебного пособия авторы вели невидимый диалог с теми, кому адресовали свой труд, — читателями, желающими глубже узнать себя и общество, в котором живут. Этот диалог будет еще успешнее, если читатель будет знать, какие идеи, подходы, принципы мы стремились реализовать в данном учебном пособии. Мы ставили перед собой задачу написать именно учебное пособие, учебник, а не «зубрильник», не некий набор тезисно изложенных понятий, категорий, схем, который необходимо запомнить («вызубрить») перед экзаменами. Не ради экзамена (зачета) мы писали эту книгу, хотя наверняка она должна быть использована и в этих прагматических целях, а ради того, чтобы с помощью социологической науки объяснить читателю общество, социальную жизнь, в которую он вовлечен. Акцент делается на аналитически-разъяснительном, объясняющем подходе, мы стремились увлечь читателя, сделать его соучастником нашего анализа, размышлений. И это делалось не только в учебных целях, а для того, чтобы обеспечить внутреннее усвоение, переживание социологического анализа читателем, выработать у него социологическое воображение, мышление, которое, надеемся, так или иначе проявится в его последующей конкретной деятельности. Акцент на аналитическо-разъяс-нительном подходе (а не на «описательно-запоминательном») обусловил сам «дух» нашей книги, сказался на стиле изложения большинства разделов и на объеме учебного пособия, который благодаря пониманию издательства «ИНФРА-М» позволил более или ме- нее точно реализовать этот подход (за что авторский коллектив признателен издательству). Далее. Это российский учебник социологии, что имеет свое проявление во многих аспектах. Отметим лишь некоторые из них. Прежде всего мы стремились с помощью научно-социологического анализа помочь нашему соотечественнику понять наше общество, социально-исторические корни его своеобразия, специфики мы (где явно, а где неявно) обращаемся к истории нашего общества и к проблемам, которые возникли сегодня, в один из самых острых периодов развития нашего народа не только в его новейшей, но, может быть, и всей многовековой истории. И более широко — мы стремились научно-социологически проанализировать историю возникновения и развития основных социальных форм и институтов. Во многом такой социолого-исторический подход, который прослеживается во многих главах данного учебного пособия, осуществлен для того, чтобы читатель в ракурсе социологического анализа постиг прошлое и настоящее (и прежде всего прошлое и настоящее нашего общества) смог оценить ступени, этапы развития его институтов, культуры и благодаря этому глубже понять сущность происходящих сегодня событий. Наше учебное пособие — российское еще и потому, что мы считаем необходимым сохранить присущую российскому обществоз-нанию выработанную в предыдущие годы традицию теоретической культуры, стремление основывать анализ важнейших проблем социальной жизни на глубоком теоретико-понятийном фундаменте. Мы не хотели бы превращать учебное пособие по социологической науке в нечто околонаучное, а еще хуже — мнимонаучное. Мы не стремились избегать изложения трудных социологический идей, категорий («социальное действие», «социальная реальность», «социальная система», «социальная структура» и др.) — без них не может быть воссоздана подлинно социологическая картина социального мира; но мы старались изложить самые трудные социологические идеи, категории в ясной, образной и доступной форме. Отметим и еще один важный для нас момент. Логика изложения основ социологической науки воспроизводит один из главных принципов современного социологического понимания общественной жизни, общественно-исторического процесса: социальная жизнь есть не что иное, как активное и целенаправленное созидание людьми социальных отношений, форм жизни, но в определенных рамках, которые налагают определенные ограничения на эту активность, ее направленность, содержание. Акцент на активность людей, самодетерминацию социальной жизни способствует преодолению фатализма в понимании общественной жизни, ее предопределенности, что достаточно глубоко укоренилось в сознании нашего на- рода. В этом свете судьба того или иного общества фатально не предопределена, не предписана, а зависит в решающей степени от того, вокруг каких идей, каких целей объединилось это общество, насколько оно сумело найти эффективный ответ на вызовы истории и природы. Активистское понимание социальных процессов, к чему подводит нас вся современная социологическая наука, — это, если так можно сказать, теоретический и нравственный «нерв» нашей книги. И в этом есть своя неизбежная логика, к тому нас подводит непредвзятый научно-социологический анализ как всего мирового исторического процесса, так и развития нашего общества, особенно за последние 10 лет. Поскольку на изломе истории внутренние пружины, тенденции общественного развития всегда проявляются в наиболее неприкрытой, яркой форме, так и взлеты и падения нашего народа, в особенности в последние годы, годы тяжелых и непростых испытаний, со всей очевидностью обнажили ответственность самого общества, самих людей за свою историю, настоящее и будущее. Предлагаемое учебное пособие — результат коллективных усилий. Авторский коллектив стремился к достижению единства как общенаучных, так и методических подходов. Вместе с тем это единство не исключает определенного различия — и не только стиля, но и некоторых акцентов, научных подходов и идей. Мы стремились сохранить в учебном пособии по социологии присущую нашей науке эмпирическую операциональность, факту-альность. Там, где это возможно и необходимо, общие рассуждения подкрепляются данными конкретно-социологических, этнографических исследований, историческими фактами и примерами и т.д. Надеемся, что это не только углубит понимание соответствующих проблем, но и позволит лучше ощутить своеобразие социологии как науки, тяготеющей к фактуальному анализу социальных явлений. Как правило, подобный материал выделен шрифтом. Акцент на описание сердцевины единого проблемного поля социологии привел к тому, что вне нашего внимания, к сожалению, осталось немало увлекательных тем, а многих мы лишь коснулись, не подвергая специальному анализу. Думается, предложенный курс социологической науки в реальной практике преподавания может и должен быть откорректирован в зависимости от профиля подготовки студентов, их познавательных интересов, возможностей учебного процесса. Какие-то главы, параграфы составят основу изучаемого курса, другие могут быть изучены факультативно, третьи оставлены без внимания. Научный аппарат ввиду ориентированности учебного пособия на массового читателя, прежде всего студентов, аспирантов, пре- подавателей, преследует преимущественно учебные цели. В конце книги дан список литературы, которую мы рекомендуем студентам для подготовки к занятиям по этому курсу. В него вошли главным образом работы ведущих представителей мировой и отечественной социологической мысли, опубликованные в нашей стране в последние годы и поэтому более или менее доступные для читателя. Д-р ф. п., проф. А. Г. Эфепдиев Раздел I.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |