Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип квантификации




Принцип общезначимости

Принцип общезначимости, повторяемости результатов прове­денного опыта, исследования, возобновляемости выявленных свя­зей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейший для естественных наук, но вряд ли он мо-


жет быть реализован в полной мере при анализе социальных явле­ний, поскольку этому препятствуют исторические и социокультур­ные особенности различных обществ.

В этом отношении показательны успехи и неудачи российского общества в освоении западных идей, теорий менеджмента. Надо учитывать, что рыночные преобразования, демократические ин­ституты в России находятся в самом начале своего развития. Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, следует иметь в виду социо­культурные особенности западного общества, где утвердились, в частности, безусловный приоритет личности, ее прав, уважение к себе, ориентация на квалификацию и т.д. Очень многие рекоменда­ции, рецепты, доказавшие свою эффективность в менеджменте на Западе, могут оказаться (и уже оказались) неэффективными в орга­низациях, развивающихся в рамках других культур. Необходимо, опираясь на общие положения теории социальной организации (ее основные идеи общезначимы), выработать конкретные рекоменда­ции по управлению людьми с учетом российских исторических и социокультурных особенностей.

Общезначимыми являются лишь самые общие принципы, мо­дели, которые мы аналитически вычленяем, чтобы непротиворе­чиво объяснить эмпирические данные. Например, ролевая теория личности, основные тенденции воспроизводства культуры — в этих моделях представлены базовые переменные, основные характерис­тики, элементы, выявлены узловые связи между ними независимо от конкретных социокультурных условий, модификаций. В принци­пе в рамках социологического метода имеются все необходимые инструменты для выработки такого рода моделей. Вся проблема в узости эмпирической базы для общезначимых построений. Это в свое время очень подвело К. Маркса, который распространил тен­денции, свойственные определенной стадии развития определен­ного общества, на человечество в целом. М. Вебер же для выработ­ки представлений о механизме влияния культуры на экономичес­кое поведение людей вынужден был изучить огромное множество протестантских и католических проповедей, литературных произ­ведений, источников, в том числе касающихся китайских и ин­дийских религий.

Принцип квантификации, т.е. количественного измерения ка­чественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.

С одной стороны, количественное выражение качественных яв­лений делает возможным их измерение, доказательное сопоставле­ние и т.д. Применение количественных методов в измерении соци­альных процессов, использование статистическо-математического


аппарата является важнейшим вкладом социологии в развитие всех общественных наук. Возможность применения количественных ме­тодов — яркая отличительная черта современной социологии, су­щественно повышающая", во-первых, точность социологического знания, во-вторых, познавательно-эвристические возможности со­циологического анализа. Так, статистико-корреляционный анализ (касающийся взаимозависимости, сопряженности изучаемых явле­ний) позволяет с математически выверенной достоверностью оп­ределить наличие или отсутствие функциональных связей между различными изучаемыми социальными явлениями, что, естествен­но, предельно важно для социальных наук.

Количественные методы существенно повышают надежность и достоверность выводов, так как предъявляют повышенные требо­вания к числу наблюдений (репрезентативность), процедуре отбо­ра наблюдаемых объектов и т.д.

С другой стороны, нельзя абсолютизировать количественные методы. Во-первых, они не являются единственными, во-вторых, они не во всех случаях применимы, в-третьих, при анализе слож­ных социокультурных феноменов использование количественных методов может сопровождаться серьезными погрешностями. Так, при использовании опроса (это один из главных элементов количе­ственных методов) возникают серьезные проблемы: варианты от­ветов в анкете, с одной стороны, являются подсказкой, с другой стороны, так или иначе принуждают респондента выбирать лишь между теми вариантами, которые предлагает исследователь; духов­ный мир респондента фактически располагается в пределах той сетки понятий, ценностей, которые предложил автор анкеты.

Кроме того, как измерить такое сложное явление, как, напри­мер, совесть? Насколько здесь вообще применимы количествен­ные методы? И если применимы, то какие именно?

Современная социология осознает эти ограничения количествен­ных методов и активно использует качественные методы (наблюде­ние, нестандартизированные интервью и т.д.), которые стремятся описать и зафиксировать определенные феномены как единое, це­лостное, уникальное явление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.