КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истоки современного социологического многоголосия 3 страница
Противоположным способом придает логическую ясность своим выводам М. Вебер. Он недвусмысленно ограничивает претензии социальных теоретиков на всеобъемлющее и безупречное понимание реал ьн ости рамками идеального типа, или интеллектуальной утопии. Последняя, как и всякая научная модель, базируется на знании эмпирических фактов, но этого, по мнению Вебера, недостаточно, чтобы претендовать на всестороннее отражение действительности. Тем более бедственным, по Веберу, может стать «научный» прогноз. Социология, доказывает он, — это профессия, специальная дисциплина, служащая «делу самосознания и познания фактических связей, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков, приносящий спасение и откровение», и тем более не претендующая на размышления о судьбах мира*. Различные точки отсчета теоретических систем Дюркгейма и Вебера в конце концов приводят к различному пониманию природы и характера социальной реальности, а следовательно, и методов ее изучения. Забегая вперед, скажем, что особенно явственно это проявляется в трудах нового поколения социологов, в большей или меньшей степени разделяющих взгляды своих предшественников. В социологической традиции XX в. взгляды Дюркгейма стали основой «объясняющего», или, используя терминологию современного шведского историка социологии и теоретика П. Монсона, структуралистского направления. «Основная идея его состоит в том, что общество лучше изучать в виде стабильной социальной структуры, отдельные институты которой по частям дают нам информацию о людях, живущих в данное время»**. Общество рассматривается независимо от тех или иных основополагающих образцов поведения, которые избирают для себя люди. Причины, в силу которых индивид останавливается на данном, узаконенном обществом образе поведения, опускаются. Сторонники этого подхода заняты поиском универсальных, инвариантных законов жизни социума***, и это неудивительно, ибо именно этот подход создает наиболее благоприятную почву для * Вебер М. Наука как призвание и профессия/Избранные произведения с. 731. ** Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. — М., 1994, с. 19. *** Так называемая структурная теория (основоположник— П. Блау) стремится к изучению социальных фактов в духе Дюркгейма, т.е. регулярно повторяющихся и наглядных образцов социальной жизни. Напротив, французский структурализм (М. Фуко) предпочитает поиск неявных, но универсальных закономерностей социальной жизни на всех ее уровнях. Особое внимание его приверженцы уделяют социоантропологическим и социолингвистическим изысканиям. Теория сетей (Б. Уэллмэн) изучает традиционные социальные структуры математическими методами. «измерения» человеческой жизнедеятельности в терминах социальных институтов, позиций, ролей, тем самым оберегая исследователя от столкновения с иррациональными аспектами человеческого поведения. Общество предстает как автономная, стабильная и способная к самовоспроизводству сущность. Теоретико-методологические посылки Вебера получили развитие в различных версиях «понимающего», или экзистенциального, направления социологии, которое рассматривает общество «как результат поступков отдельных индивидов, обладающих свободой выбора. В сущности вне человека нет ничего такого, что принуждало бы его действовать тем или иным образом»*. Определенная «со-циоматериальная структура», в которой мы живем, не более чем условия или обстоятельства нашего существования, к которым мы мох<ем по-разному относиться, различным образом с ними взаимодействовать**. В настоящее время явные параллели прослеживаются между идеально-типическими конструкциями Вебера и социологией знания ученых-феноменологов. Австро-американский ученый П. Бергер и немецкий социолог Т. Лукман небезосновательно считают, что все теории разумно было бы воспринимать не в качестве «научных» суждений, а «в высшей степени своеобразного и значимого способа конструирования реальности в современном обществе. Такой анализ, конечно, брал бы «в скобки» вопрос о «научной ценности» этих теорий и просто рассматривал бы их как данные для понимания той субъективной и объективной реальности, в которой эти теории возникли и на которую в свою очередь они оказывают воздействие»***. Как бы то ни было, со стороны ученого формулирование соци- , альной теории всегда будет поступком, ответственным выбором определенного толкования действительности. Хотя соблазн обрести универсальную, всеобъемлющую и практически полезную теорию необорим. Следуя ему, в середине XX в. американский социолог Т. Пар- сонс (1902—1979) создает структурно-функциональное направление в социологии. * Монсон П. Лодка на аллеях парка, с. 19. ** Представители так называемой чикагской школы в американской социологии 20-х— начала 30-х гг. XX в. (Р. Парк, Э. Берджесс, У. Томас и др.), а затем американский философ, психолог и социолог Дж. Герберт Мид (1863—1931), основоположник символического интеракционизма, мыслили общество как непрерывный процесс истолкования социальных ситуаций их участниками, в ходе которого и рождаются общезначимые смыслы. Позже, к середине XX в., появляются этнометодология Г. Гарфинкеля, а затем и драматургическая социология Э. Гоффмана (1922—1982). *** Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности, с. 301. 63
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |