Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки современного социологического многоголосия 3 страница





Противоположным способом придает логическую ясность сво­им выводам М. Вебер. Он недвусмысленно ограничивает претензии социальных теоретиков на всеобъемлющее и безупречное понима­ние реал ьн ости рамками идеального типа, или интеллектуальной уто­пии. Последняя, как и всякая научная модель, базируется на зна­нии эмпирических фактов, но этого, по мнению Вебера, недоста­точно, чтобы претендовать на всестороннее отражение действитель­ности.

Тем более бедственным, по Веберу, может стать «научный» про­гноз. Социология, доказывает он, — это профессия, специальная дисциплина, служащая «делу самосознания и познания фактичес­ких связей, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков, при­носящий спасение и откровение», и тем более не претендующая на размышления о судьбах мира*.

Различные точки отсчета теоретических систем Дюркгейма и Ве­бера в конце концов приводят к различному пониманию природы и характера социальной реальности, а следовательно, и методов ее изучения. Забегая вперед, скажем, что особенно явственно это про­является в трудах нового поколения социологов, в большей или мень­шей степени разделяющих взгляды своих предшественников.

В социологической традиции XX в. взгляды Дюркгейма стали основой «объясняющего», или, используя терминологию современ­ного шведского историка социологии и теоретика П. Монсона, структуралистского направления. «Основная идея его состоит в том, что общество лучше изучать в виде стабильной социальной струк­туры, отдельные институты которой по частям дают нам информа­цию о людях, живущих в данное время»**. Общество рассматрива­ется независимо от тех или иных основополагающих образцов пове­дения, которые избирают для себя люди. Причины, в силу которых индивид останавливается на данном, узаконенном обществом об­разе поведения, опускаются.

Сторонники этого подхода заняты поиском универсальных, ин­вариантных законов жизни социума***, и это неудивительно, ибо именно этот подход создает наиболее благоприятную почву для

* Вебер М. Наука как призвание и профессия/Избранные произведения с. 731.

** Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. — М., 1994, с. 19. *** Так называемая структурная теория (основоположник— П. Блау) стремит­ся к изучению социальных фактов в духе Дюркгейма, т.е. регулярно повторяю­щихся и наглядных образцов социальной жизни. Напротив, французский струк­турализм (М. Фуко) предпочитает поиск неявных, но универсальных законо­мерностей социальной жизни на всех ее уровнях. Особое внимание его при­верженцы уделяют социоантропологическим и социолингвистическим изыс­каниям. Теория сетей (Б. Уэллмэн) изучает традиционные социальные струк­туры математическими методами.


«измерения» человеческой жизнедеятельности в терминах соци­альных институтов, позиций, ролей, тем самым оберегая исследо­вателя от столкновения с иррациональными аспектами человечес­кого поведения. Общество предстает как автономная, стабильная и способная к самовоспроизводству сущность.

Теоретико-методологические посылки Вебера получили разви­тие в различных версиях «понимающего», или экзистенциального, направления социологии, которое рассматривает общество «как результат поступков отдельных индивидов, обладающих свободой выбора. В сущности вне человека нет ничего такого, что принужда­ло бы его действовать тем или иным образом»*. Определенная «со-циоматериальная структура», в которой мы живем, не более чем условия или обстоятельства нашего существования, к которым мы мох<ем по-разному относиться, различным образом с ними взаи­модействовать**.

В настоящее время явные параллели прослеживаются между иде­ально-типическими конструкциями Вебера и социологией знания ученых-феноменологов. Австро-американский ученый П. Бергер и немецкий социолог Т. Лукман небезосновательно считают, что все теории разумно было бы воспринимать не в качестве «научных» суждений, а «в высшей степени своеобразного и значимого спосо­ба конструирования реальности в современном обществе. Такой анализ, конечно, брал бы «в скобки» вопрос о «научной ценнос­ти» этих теорий и просто рассматривал бы их как данные для пони­мания той субъективной и объективной реальности, в которой эти теории возникли и на которую в свою очередь они оказывают воз­действие»***.

Как бы то ни было, со стороны ученого формулирование соци-

, альной теории всегда будет поступком, ответственным выбором

определенного толкования действительности. Хотя соблазн обрести

универсальную, всеобъемлющую и практически полезную теорию

необорим.

Следуя ему, в середине XX в. американский социолог Т. Пар- сонс (1902—1979) создает структурно-функциональное направление в социологии.

* Монсон П. Лодка на аллеях парка, с. 19.

** Представители так называемой чикагской школы в американской социоло­гии 20-х— начала 30-х гг. XX в. (Р. Парк, Э. Берджесс, У. Томас и др.), а затем американский философ, психолог и социолог Дж. Герберт Мид (1863—1931), основоположник символического интеракционизма, мыслили общество как непрерывный процесс истолкования социальных ситуаций их участниками, в ходе которого и рождаются общезначимые смыслы. Позже, к середине XX в., появляются этнометодология Г. Гарфинкеля, а затем и драматургическая со­циология Э. Гоффмана (1922—1982). *** Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности, с. 301.

63





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.