КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исходные элементы социальной жизни 1 страницаI Таких функций немало: способность соотносить полезность для себя и для других тех или иных явлений (действий, обстоятельств) путем умозаключения, не прибегая к пробным действиям, производимым наугад; умение различать общее и специфическое, что очень важно в дальнейшем для выделения своего «Я» из общности, и, наоборот, включения своего «Я» в общность, и т.д. Но для понимания того, что же порождает социальную форму регуляции жизни, мы хотели бы сделать акцент на следующих функциях сознания. 1. Реализуя свои опережающие способности путем мысленного 2. Сознание способно (посредством биохимических механизмов)
• возникает мотивационная сфера человеческой целенаправ • формируется способность стимулировать себя к совершению 3. Сознание посредством различных форм кодирования позволяет: • аккумулировать накопленный опыт в виде информации и • передавать партнеру свой замысел, свои ожидания от его Данные функциональные возможности сознания (это, конечно, далеко не полный их перечень) как особого метода ориентации в окружающей среде являются решающей предпосылкой формирования и особого состояния жизни — социальной жизни. § 6. Социальное Что отличает любое человеческое взаимодействие, любую человеческую форму коллективности от других сложных систем, от животной стаи в том числе? Чем отличается любое социальное деяние человека от любого действия животного? В данном параграфе мы постараемся разъяснить и по возможности описать понятие «социальное» — то, что является первопричиной, постоянно присутствующей в каждой клеточке, фрагменте социальной жизни. Проблема социального проходит через всю историю социальной мысли. При ее рассмотрении чаще всего делается акцент на том, что социальное — это эффект, возникающий в результате взаимодействия индивидов. Но, как мы уже упоминали, совместные действия присущи и стадным сообществам животных. По этой же причине можно усомниться в корректности и другого мнения, согласно которому социальное обусловлено природой человека, является своеобразным эквивалентом проявления чувства привязанности, притяжения. В этом случае, к тому же, размывается различие между социальным и животно-инстинктивным. Справедливо усматривая серьезные упущения, некорректность предыдущих подходов, представители «социологизма» (прежде всего Э. Дюркгейм) трактовали социальное как особую суть, особую внеживую реальность. Как видим, описать социальное полно и точно — задача сложная. Сознание, как отмечалось, способствует формированию социальной формы регуляции жизни благодаря способности человека прогнозировать последствия для себя и других планируемых действий, способности побуждать себя к действиям или воздерживаться от них и т.д. Что же дает синтез этих эффектов, пронизывающий, как всепроникающий эфир, всю социальную жизнь? На наш взгляд, М. Вебер, выделив в качестве квинтэссенции социальной жизни «ожидание» (т.е. ориентацию на ответную реакцию), а еще точнее, «ожидание ожидания ожидания», в большей мере, чем другие, приблизился к пониманию социального как некого эмерджентного (т.е. внезапно возникающего) эффекта «магнитного поля». Что же такое «ожидание ожидания ожидания» и что оно порождает? Ежедневно, входя в различные взаимодействия с людьми, мы осознанно или неосознанно постоянно реализуем собственные ожидания того, что другие люди будут выполнять определенные обязательства и соответствующие действия. А они, в свою очередь, ожидают, что от них ожидают выполнения данных действий. Идя на работу, мы надеемся (точнее, настолько уверены, что даже не задумываемся над этим), что работники общественного транспорта выполнят свои профессиональные обязанности. Ученый, создавая книгу или проводя эксперименты, ожидает, что его усилия будут оценены коллегами по достоинству. Более или менее значимое действие не может состояться, если человек не ожидает (первое ожидание) с достаточной уверенностью, что другие люди ожидают (второе ожидание) от него подобного действия и готовы отреагировать на его действия так, как ожидает (третье ожидание) сам человек. Именно сопряженность взаимных ожиданий как своеобразных обязательств порождает «магнитное поле», особый «эфир», который обеспечивает конкретной личности предсказуемость по- 100 ведения окружающих, партнеров по социуму. Тем самым создаются необходимые стабильные, надежные условия для его существования и развития в социуме. Именно в сети таких сопряженных взаимных ожиданий можно строить и реализовывать реальные планы, не ожидая ни от кого подвоха или неожиданностей, поскольку реакции, действия окружающих индивида людей ожидаемы, предсказуемы. • Итак, благодаря регуляции жизнедеятельности на основе вза Конечно, даже в достаточно стабильной сети взаимных ожиданий-обязательств возникают причины для неуверенности, беспокойства, тревоги. Но мера непредсказуемости зависит от того, насколько велика «брешь» в данной сети. Социальные потрясения общества (революции, глубокие реформы), сопровождающиеся изменением сети взаимных ожиданий-обязательств, влекут за собой массовую непредсказуемость, неуверенность. Человеку трудно найти социальную поддержку. То же происходит и с отдельными людьми, которые разрывают систему своих ожиданий-обязательств по отношению к близким, сослуживцам и т.д. Подобные люди резко дестабилизируют свою социальную ситуацию, лишаются тех преимуществ, на которые могли бы рассчитывать. Образно говоря, результаты реализации преимуществ социального — это не беспокойный взгляд в неизведанное, а уверенность в предсказуемом, договоренном, отрегулированном. • Каким же образом социум создает такую сеть взаимных ожи 101 Что еще важнее в данном случае, социальное — это особый тип, форма регуляции поведения на основе опережающего прогноза поведения окружающих (в том числе по отношению к самому субъекту действия), который возмомсен благодаря взаимным обязательствам, договоренностям. Это суть социального. • Взаимность ожиданий-обязательств составляет своеобразное невидимое «магнитное поле» социальной действительности, без которого невозможна экономика, политика и т.д. Деньги превращаются в простые бумажки, не имеющие никакой ценности. Ведь, по словам М. Вебера, человек принимает деньги потому, «что ориентирует свои действия на ожидания готовности со стороны многочисленных незнакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена»*. Итак, мы в экономику «впускаем» сознание, хотя еще недавно у нас не было сомнений, что в нее не может проникнуть что-то духовное, осмысленное, преднамеренное, т.е. ожидания, обязательства и т.д. Но приглядимся повнимательнее. Казалось бы, отношения собственности не зависят от сознания и сами определяют поведение людей. Однако все оказывается гораздо сложнее. Рассмотрим собственность на землю — здесь никак не связана с сознанием лишь сама земля. Но в ней нет ни грана социального, поэтому она не интересует социологов, а является скорее предметом исследования биологов, почвоведов и т.д. Что же касается собственности по поводу земли, то это своеобразная система взаимных ожиданий, воплощающая признание другими людьми прав на эту землю, взаимно согласованных, регламентированных правил, которые люди сами разработали и обязались соблюдать. Собственность придает человеку уверенность, что он может ею распорядиться, порождает ожидания, что другие люди защитят его от посягательств на его землю. «Ожидание ожидания ожидания», или сознательная регуляция поведения людей на основе взаимных обязательств, делающих возможными взаимные вероятностные прогнозы поведения окружающих, — казалось бы, незначительная, неприметная особенность человеческой жизни. А между тем именно она оказалась тем «золотником» («мал золотник, да дорог»), который породил эффект предсказуемости, прогнозируемое™, что сделало возможным упорядоченность, интегрированность, сплоченность и т.д., т.е. новое состояние жизни — социальную жизнь. Именно взаимные ожидания-обязательства создали стабильную основу для личного творчества, сделали возможными целеполагание, а вместе с ним деятельность человека. Все эти свойства развивались, закреплялись, удержива- * Вебер М. Избранные произведения, с. 625. 102 лись, передавались и могли быть востребованы лишь в «магнитном поле» взаимного притяжения людей и лишь на основе взаимных ожиданий-обязательств. Человек не сделал бы ни шага на пути своего развития, оставшись в плену инстинктов, если бы не возникло «магнитное поле» социального — система взаимных ожиданий-обязательств. На нем основаны социальные связи, государство, образование, культура и экономика. Человеческая цивилизация, наука, искусство, техника, способы и навыки теоретической деятельности — все это было выработано, приобретено, передано одним поколением другому благодаря этому незатейливому «золотнику». * * * Социальное качественно преобразует общие начала жизни человека — они социализируются. • Социализируется система потребностей человека, у которого природная программа жизнедеятельности (программа обмена веществ, сохранения и продолжения рода и т.д.) дополняется социокультурной программой, обеспечивающей включение индивида в социум и его развитие в социуме, которая тоже жизненно неотвратима, т.е. формируется более богатая в качественном отношении система потребностей. Потребности, порожденные социокультурной программой, ничуть не менее жизненны, естественны, чем витальные. Чувство голода по своим естественным механизмам побуждения к действию в общем мало отличается от чувства стыда, угрызений совести, ущемленного достоинства — все эти чувства имеют и материальное проявление: начинается активное поступление адреналина в кровь, в результате чего мы испытываем раздражение, и т.д. Существенные изменения претерпевают и материально-витальные потребности, которые также социализируются, содержательно меняются (например, современный человек предпочитает есть не сырое мясо, а подвергнутое кулинарной обработке). При этом витальные потребности в определенной степени становятся подвластными моральным, эстетическим регуляторам. К тому же возникают материальные потребности, возможные лишь в социуме (приобретение телевизора, книг и др.). Потребности человека многообразны, одна из лучших их классификаций принадлежит А. Маслоу, известному американскому социальному психологу, который разделил потребности на базисные и производные (метапотребности). К числу последних он отнес потребность в справедливости, порядке и т.п. Метапотребности ценностно равны (т.е. не подвержены иерархии). Базисные потребности, напротив, располагаются, по убеждению А. Маслоу, в соответствии с определенной иерархией: 1) физиологические (потребности в продолжении рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отды- 103 хе); 2) потребности безопасности и качества жизни — так называемые экзистенциальные (в стабильности условий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, безопасности своего существования, гарантированной занятости и т.д.); 3) социальные потребности (в привязанностях, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, в участии в совместной трудовой деятельности); 4) потребности престижа (в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, признании и в высокой оценке); 5) потребности самореализации, творческого самовыражения. Однако «пирамида потребностей» А. Маслоу подвергается серьезной критике — в основном в силу того, что она пытается предложить универсальную иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, пока не удовлетворена предыдущая. Между тем данные социологических исследований свидетельствуют о том, что, к примеру, научными работниками потребность в самореализации рассматривается как приоритетная, другим же потребностям может придаваться различное значение, а некоторые из них вообще на время могут выпасть из числа значимых ценностей. Кроме того, многие другие вопросы могут быть объяснены лишь в том случае, если признать, что действия человека реализуют сразу несколько его потребностей. Следует также учесть, что иерархия потребностей определяется как культурой общества, так и конкретной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, и, наконец, типом личности, ее приоритетами. Становление системы потребностей современного человека — процесс длительный. В ходе эволюции поэтапно происходит переход от безусловного доминирования витальных потребностей, присущего дикарю, к целостной многомерной системе потребностей современного человека. Личность все чаще не может, да и не хочет пренебрегать ни одной из своих потребностей в угоду другой. П. Сорокин усматривал в этом признаки становления новой цивилизации, социокультурной суперсистемы. Между тем формирование целостной многомерной системы потребностей — это общая тенденция, которая довольно настойчиво пробивает себе путь, но проявляется сложно и противоречиво. Так, на разных этапах развития личности степень ее ориентированности на удовлетворение материальных потребностей различна. Очень многое зависит, как уже отмечалось, от конкретной социальной ситуации, в которую вовлечена личность. Своеобразным доказательством того, что в определенных социальных ситуациях люди определенного возраста вынуждены уделять первоочередное внимание удовлетворению материальных по- 104 требностей, являются результаты проведенных нами в 1997 г. социологических исследований московских учителей и преподавателей вузов. При опросе 1300 учителей (всех типов государственных школ) выявлено существенное различие в уровне их жизни в зависимости от их возраста. Наиболее низкие показатели уровня жизни семей опрошенных были выявлены у учителей в возрасте 31 года — 55 лет: 20,2% из них отметили, что им «часто не хватает средств на самое необходимое, даже на нормальное питание», а 51% — что питаются нормально, но могут приобрести только самую необходимую одежду, а приобретение бытовой техники уже ставит семью в достаточно затруднительное положение. Тем самым суммарный показатель неудовлетворительного уровня жизни в этой возрастной категории составил 71,2% (среди учителей в возрасте до 25 лет — 47,6%, в возрасте от 25 до 30 лет — 57,2%). При этом углубленный анализ показал*, что именно учителя в возрасте 31 года — 55 лет имеют самую большую учебную нагрузку, получают более высокую зарплату, больше всех устают за рабочую неделю (60% отметили, что за неделю они так устают, что им ме всегда в выходные дни удается восстанавливать силы, —сравним: среди тех, кому до 30 лет, так ответили до 40%). Почему же у учителей этой возрастной категории, которые больше всех работают и имеют самые высокие заработки, отмечаются самые низкие показатели уровня жизни? Дело в том, что, как показал дополнительный анализ полученных данных, именно у учителей эгого возраста постоянно нарастают затраты на детей. Подобная картина была выявлена и при опросе преподавателей московских вузов**. Проведенные социологические исследования показывают, что материальное положение людей, создающих и содержащих семью, достаточно напряженно, поэтому у людей данного возраста можно ожидать повышенную ориентацию на удовлетворение материальных потребностей. Сама социальная ситуация обусловливает подобное положение. Особую значимость приобретает влияние, которое оказывает культура общества на реализацию потребностей человека. Потребности должны быть осознанны и осмысленны как цели деятельности. На процесс осмысления потребностей решающее влияние оказывает принятая в данном обществе иерархия ценностей. Известно, что бедность в рамках европейской культуры — это чаще всего признак жизненных неудач, вызывающий презрение, однако в рамках многих восточных культур бедность истолковывается иначе и вызывает сожаление. В современном мире все сильнее проявляется тенденция к целостной многомерности системы потребностей личности. Но влияние базовой культуры (к примеру, западной * См: Эфендиев А.Г. Московский учитель' штрихи социологического портрета. — М., 1997 ** См/ Эфендиев А.Г. Преподаватель московского вуза. — М., 1996, с. 25—26. или восточной) весьма ощутимо, особенно в ситуации конфликта ценностей, конфликта потребностей. В рамках культуры российского общества вполне естественное желание материального благополучия в течение многих десятиле-i тий рассматривалось как классовый пережиток. Сегодня, когда идет! становление новой системы ценностей, подчас происходит абсо-1 лютизация другой крайности — ориентации на материальное бла-1 гополучие на фоне нарастания бездуховности, неустроенности, нищеты и преступности. Причем наша культура как целостность еще не создала соответствующих балансов и противовесов. • Формируется новый тип усилий по удовлетворению потреб • Возникает новый тип скоординированных усилий индиви Благодаря этому развитая форма социального сообщества обладает уникальной целостностью, интегрированностью, устойчивостью и вместе с тем мобильностью, потенцией к саморазвитию. Такое сообщество способно адаптироваться к самым сложным условиям, мобилизоваться для решения жизненно важных для сообщества проблем, предотвращать внутренние раздоры, регулировать взаимоотношения внутри сообщества, преодолевая конфликты, а каждое новое поколение благодаря наличию уникального механизма передачи накопленного опыта избегает необходимости начинать все сначала. * * * Проделанный нами анализ позволяет уточнить базовый термин «социальное», который мы будем использовать в дальнейшем. «Социальное» в отечественной социологии имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают определенную сферу общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются необходимые жизненные потребности членов общества, происходит взаимодействие различных общностей людей, различающихся по возрастному, имущественному, национальному и другим признакам. Данное определение социального основано на соответствующих научных традициях и используется в документах, юридических актах, названиях учреждений и т.д. Когда говорят о явлениях, связанных с социальной сферой, имеют в виду проблемы заработной платы и социальной защиты, национальные и классовые отношения, проблемы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д. Однако при та- ком употреблении термина «социальное» многие явления социальной жизни (в частности, политика, экономические отношения, институты) не рассматриваются как формы социальных связей и выходят за рамки социальной жизни. В этом контексте термин «социальное» мы в данной работе не используем. Во-вторых, термины «социальное» и «общественное» зачастую используются как полностью идентичные. При такой трактовке социальное корреспондируется лишь с общественным. Конечно, общество — высшее образование, детище социального. Только в обществе как целостности социальное как особое свойство приобретает наиболее развитые формы. Но социальное шире общественного, оно может характеризовать и межгрупповое взаимодействие, взаимодействие в малых группах и т.д. Поэтому для обозначения процессов, явления, эффектов, возникающих лишь в рамках всего общества, мы используем термин «общественный» (в научной литературе есть его аналог — «социетальный»). Мы рассматриваем термин «социальное» в третьем — самом широком — смысле, как качественно новую, особую, специфическую для человека форму регуляции поведения и порождаемые ею свойства человеческой жизни. Социальное пронизывает все явления особого (социального) состояния жизни — как его элементарные формы, так и сложные образования и системы. Раздел II. Каждая наука претендует на раскрытие одной из тайн, загадок окружающего мира или по крайней мере на то, чтобы приоткрыть завесу над той или иной загадкой. Тайна, которую пытаются раскрыть социологи, — это общество, в котором мы живем, которое нас повседневно окружает и которое мы, казалось бы, должны хорошо знать и понимать. Но парадокс заключается в том, что ничто не представляет для нас большую тайну, чем общество. Можете ли вы объяснить главный его феномен: поколения людей сменяют друг друга, а общество в основных своих моментах остается неизменным? Как обеспечивается такой порядок, при котором очень разные по темпераменту и биологической конституции люди живут в согласии, каждый делает свое дело и при этом не мешает другому? Видный английский социальный мыслитель XVII в. Т. Гоббс сформулировал главную тайну общества в виде научной проблемы: почему в обществе не происходит «войны всех против всех»? — ведь по своему естеству люди алчны, своекорыстны, ищут только личной выгоды. Как создается логика человеческих деяний, обусловливающая отсутствие этой, казалось бы, естественной и неизбежной войны и наличие организованной, упорядоченной общественной жизни? Иначе говоря, как возможно общество, по выражению социологов? «Расколдовывание» проблемы общества — задача не из легких. Все ли ясно отдают себе отчет в том, что значит для каждого человека магическое слово «общество»? Нередко звучат малопонятные фразы «так требует общество» или «обществу это принесет вред»... Наука, которая берется разгадать тайну столь магически священного и непонятного явления, как общество, должна обладать особыми инструментами. Путь, по которому шли социологи, непрост и тернист. Не все тайны раскрыты, не все разгадки убедительны для простых смертных... Мы выберем путь, который, на наш взгляд, ведет к наиболее убедительной версии объяснения общества. При этом будем стремиться к тому, чтобы каждый наш шаг был понятен читателю. Конечно, добиться такого изложения проблем социологии, раскрытия «тайны» социальной жизни, при котором все стало бы ясно каждому, очень непросто. Но мы попытаемся изложить даже самые сложные и отвлеченные проблемы ясно, доступно и наглядно. 108 \ Начнем с анализа исходных проблем, исходных понятий, которые потребуются при рассмотрении самых сложных явлений социальной жизни. Эти исходные понятия — своеобразный инструмент, с помощью которого мы попытаемся раскрыть тайны общества. Их анализ (что особенно важно) позволяет увидеть как бы источник всех основных проблем, коллизий социальной жизни (а значит, и социологической науки). Глава IV. Социальное действие как родовое понятие социологии § 1. Проблема родового понятия в социологии Приступая к научному описанию социальной жизни, необходимо прежде всего выделить ее своеобразные «первокирпичики», «складывая» которые, можно «выстроить» такие сложные социальные здания, как группа, организация, нация, государство и т.д. Любая наука, пытаясь развить свои идеи, теории, стремится предварительно выделить такой элемент, кристаллизация, агрегация которого пред-ставляюет возможность описать более сложные образования. Эти «первокирпичики» принято называть/?одо<?ьш понятиемтой или иной науки. Но важно учесть: выбор родового понятия, как в зародыше (эмбрионе), в решающей степени определяет общую тенденцию дальнейшего научного анализа. Ведь в родовом понятии содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, факторы изучаемых процессов. Выбор определенного родового понятия позволяет увидеть мир в тех параметрах, которые заложены в этом понятии. Выбрав другое родовое понятие, можно увидеть мир иначе, обратить внимание на иное. При этом определение родового понятия должно отвечать нескольким общим требованиям. Назовем главное из них: родовое понятие не должно быть самым элементарным, простейшим и далее неразложимым. Оно должно фиксировать простейшее, элементарное, но сохраняющее жизнеспособность, чтобы выразить основные коллизии, проблемы данной науки. Известно, например, что элементарные частицы в физике являются более простейшими, чем атом, но понять их значение, место и роль можно только в рамках атома. Иначе говоря, родовое понятие — это, скорее всего, элементарная, но жизнеспособная, саморазвивающаяся микросистема. На это справедливо указывал П. Сорокин*, отвергая попытки определить в ка- Сорокин П Человек. Цивилизация. Общество, с.190—191. 109 честве родового понятия социологии, с одной стороны, самые элементарные явления (индивид и т.д.). которые еще не несут социальности, а с другой стороны, достаточно сложные социальные явления (коллективные формы, примитивное общество, семья и т.д.). Итак, родовое понятие должно сочетать в себе элементарность и жизнеспособность. По поводу определения родового понятия, а значит, и путей построения научной картины и понимания логики социальной жизни в социологии имеются две основные точки зрения — сторонников социологического номинализма и сторонников социологического реализма*. Социологический реализм. Сторонники данной ориентации утверждают, что общество, социальные группы, социальные институты — это самостоятельные сущности, социальная первома-терия, несводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Истинными носителями социальности являются над- и сверхиндивидуальные целостности, а не конкретные индивиды. Ведь не общество, не государство, не нация (как надиндивиду-альные целостности) получают свои качества от единичных людей, а наоборот, единичные люди получают социальные ценности, нормы поведения, статусы, приобщаясь к над- и сверхиндивидуальным образованиям. Классическим выразителем подобной позиции был Э. Дюркгейм, который общество называл «высшим существом» и фактически обожествлял его. ...Поскольку общество состоит только из индивидов, то с позиции здравого смысла, — пишет Э. Дюркгейм, — кажется, что социальная жизнь не может иметь иного субстрата, кроме индивидуального сознания; она кажется висящей в воздухе и плывущей в пустоте. Однако, когда какие-либо элементы, комбинируясь, образуют фактом своей комбинации новые явления, нужно представлять себе, что эти явления располагаются уже не в элементах, а в целом, образованном их соединением... Твердость бронзы не заключена ни в меди, ни в олове, ни в свинце, послуживших ее образованию и| являющихся мягкими и гибкими веществами; она в их смешении.! Текучесть воды, ее пищевые и прочие свойства сосредоточены не в| двух газах, из которых она состоит, но в сложной субстанции, обра- ■ зуемой их соединением. * Понятие «социологический реализм» и «социологический номинализм» образованы по аналогии с понятиями и дискуссиями средневековой философии, где для одних философов реализм был связан с представлениями о независимости реального существования абстрактно-всеобщих понятий (универсалий) от номиналий — единичных вещей. И наоборот, другими философами номиналии признавались исходными по отношению к универсалиям. — Прим. авт.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |