КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исходные элементы социальной жизни 4 страница
Иными словами, социальная система отнюдь логически не продолжает, не воспроизводит, не воплощает в себе логику событий, конфигурацию внесоциальных условий, факторов (тем более не повторяет её). Здесь мы вступаем в полемику с первой позицией. Внешние условия могут лишь возбудить, потревожить социальные * Тернер Дж. Структура социологической теории, с. 430. ** Бергер П., Луман Н. Социальное конструирование реальности. — М., 1995, с. 108. *** Луман Н Понятие общества В кн: Проблемы теоретической социологии.—СПб., 1994, с. 36. 134 субъекты, но их реакция на данное возбуждение зависит не от конфигурации внешнего воздействия, а от конфигурации построения собственно системы социальных взаимодействий, культурных традиций, норм, регулирующих социальные взаимодействия. Вспомните пример о глине из раздела, посвященного единичному действию. В разных обществах в сходных обстоятельствах Акторы могут изобрести разные способы использования глины. Если следовать этой логике, можно ли утверждать, что более современный тип промышленных технологий развития производительных сил неизбежно ведет к более совершенному типу социальной организации? Решающее зависит от социальной организации общества, норм, ценностей, разделяемых его членами, оттого, что они «высмотрят» в этих технологиях. Шейх-нефтекороль может иметь современный автомобиль, личный реактивный самолет, завод по производству компьютерной техники, но при этом жить в стране, население которой лишено свободы слова, всеобщего избирательного права и подчиняется законам шариата. Общество может овладеть ракетными технологиями, производством ядерного оружия и т.д., но в смысле организации социальной жизни в нем могут господствовать семейно-клановые феодальные порядки. Сегодня стало очевидно, что низкий уровень жизни отнюдь не во всяком обществе неминуемо ведет к воровству или попрошайничеству. Как и экономические трудности, кризис не во всяком обществе порождает массовую коррупцию власть предержащих, рост мафий и их влияния на различные стороны жизни общества. Это зависит оттого, как организовано общество, какие нормы, ценности в нем утвердились, какие способы социально типичной реакции на экономические трудности выработаны. В некоторых обществах, какое бы дело ни замысливалось, ни предпринималось — оно все равно делается по знакомству, блату, вокруг этого дела создается компания наиболее близких, преданных друг другу (но не обязательно делу) людей. По сути все внесоциальные детерминации (в том числе экономическая, утверждающая, что мораль выше экономики быть не может) тем и «привлекательны» для обывателя, что создают видимость научно-рационального объяснения многих извращений в нашей жизни. При этом снимается ответственность с самих людей, с самого общества, его традиций, норм, которыми руководствуются люди в повседневной жизни. Итак, то, в чем люди видят смысл своих действий, те принципы и нормы, которым они отдают предпочтение, нельзя рассматривать как нейтральную («беспомощную») среду, в которой действуют внешние силы, жестко определяя ее логику развития. Напротив, социальная реальность является продуктом взаимных интерпретаций, оценок и договоренностей между отдельными людь- 135 ми. Социальная организация (организация социальных действий и взаимодействий) устанавливается в зависимости оттого, как люди понимают смысл таких связей, какой тип взаимодействий они предпочитают. Теперь мы вступаем в дискуссию со второй концепцией. Люди, устанавливая и оговаривая определенные правила игры, вместе с тем в той или иной степени и форме внешне запрограммированы, обусловлены, ограничены. Но ограничения, налагаемые внешней средой, предполагают разнообразные варианты реакций, делают возможным разнообразный выбор. Чем больше вариантов выбора, тем больше разнообразия, тем в большей степени проявляется способность социальных систем, по выражению Н. Лумана, внутренним образом приводить эти ограничения, возбуждения в форму, при которой эти разные системы могут работать. При этом нет гарантий, что этот «выбор» будет у всех удачным, эффективным. Рассмотрим эти ограничения, обусловливания. 1. На человека налагает ограничения природа — как собственная естественная природа человека, так и внешняя природная среда. Анализируя природные предпосылки, мы достаточно подробно говорили об ограничениях, которые накладывает географическая среда, климат. Далее отмечалось, что чем ниже уровень материального благосостояния, тем важнее, приоритетнее задача удовлетворения материальных потребностей. Во всех случаях угроза самому существованию людей как физических существ, приближение к низшей линии ограничения для существования человека (голод, холод, экологические катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии и т.д.) всегда будут восприниматься как самые опасные. И в этом случае социальные взаимодействия, идеи, нормы, правила должны быть направлены на устранение этой угрозы как на приоритетную задачу. Внешние условия, наличие угроз принуждают общество к этому. Но общество, приняв этот сигнал (возбуждения) извне, ответит в меру своих идеалов, сложившихся традиций, норм. Есть и другой вид ограничительного обусловливания. Продолжение рода требует брачно-семейного соединения представителей противоположного пола — это природно-функционально необходимо. Таких функционально-целесообразных вариантов семейно-брачных отношений может быть только четыре: групповой брак; полиандрия (многомужество); полигамия (многоженство); моногамия. Народы могут выбирать любой из этих четырех функционально возможных вариантов организации семьи в соответствии со своими нормами, традициями, т.е. в соответствии с формой, с которой данное общество сможет работать. 136 Не случайно вплоть до наших дней сохранились все варианты се-мейно-брачных отношений: элементы группового брака — у туземцев Папуа в Новой Гвинее, полиандрия — в Тибете, полигамия — в мусульманских странах. Этот пример показывает, что природа (в данном случае природа самого человека) может оставлять для социокультурного выбора социальной организации немного вариантов. Иногда имеется всего лишь один вариант — именно этим мы объясняли сходство социальной организации людей и стадной организации животных: при одинаковом давлении внешней среды и ограниченном выборе все живые существа вынуждены организовывать свою жизнь одинаково. Однако бывают ситуации, когда внешние ограничения предоставляют изобретательности, творчеству огромный выбор. Например, музыка тоже имеет биопсихические природно-функциональ-ные ограничения по высоте, быстроте звукоизвлечения и восприятия звука человеком. Но при этом предоставляется самый широкий выбор вариантов музыкальных ритмов, мелодий. Не случайно именно искусство характеризуется самым богатым набором культурных вариантов и традиций. 2. Наши рассуждения о функциональной целесообразности подводят нас к еще одному виду обусловливания, программирования социальных явлений. Речь идет о наиболее функционально целесообразных процедурах, формах организации социальной жизни. Это связано уже с функционированием самих систем социальных взаимодействий. Мы ранее говорили, что законы развития социальной реальности — это законы: (а) интеграции (б) живых индивидов (в) на основе социокультурной коммуникации. Все эти три элемента вносят свой «вклад» в формирование требований функционирования социальных систем. Это законы «парадоксального» мира социальных явлений. Их изучение и является основной миссией мировой социологии. Как, каким образом обеспечивается предсказуемость во взаимоотношениях индивидов, устойчивость и самовозобновляемость социальных взаимодействий, эффективность, дееспособность коллективных (солидарных) усилий — все это будет рассматриваться в дальнейшем. Эти законы, тенденции характерны только для человеческого сообщества, хотя могут обнаруживаться и некоторые внешние сходства с природой (общесистемные законы). Но они оказывают на нас иное влияние, чем природные ограничения. Несоблюдение этих законов, тенденций ведет не к физической смерти индивида, а к «рассыпанию» общества как системы взаимодействия индивидов. Народы устанавливали, отрабатывали методом проб и ошибок, перенимали у других функционально целесообразные процедуры 137 взаимодействий, проверяли их на опыте, чтобы организовать эти взаимодействия как можно эффективнее. Сохранялись лишь те процедуры, которые оказывались наиболее конкурентоспособными. Как показывает история, выживают те общности, все члены которых могут выступать как единое целое, — их механизмы интеграции оказываются наиболее жизнеспособными. Иначе говоря, давление в этом случае оказывает не природа (не голод, холод и т.д.), а другие люди, соперничество, конкуренция, возможность обеспечить жизнь в более предсказуемом мире. Но не все смогли отыскать, выбрать нужные наиболее эффективные варианты... Наши рассуждения об ограничениях, обусловливаниях и множестве вариантов (поливариативности) выбора подводят нас к важным для дальнейшего изучения социологии умозаключениям. Первое. Реальные социальные явления, социальные формы содержат два основных элемента: функционально-целесообразные основы и социокультурные варианты их реализации. Какие бы явления мы ни рассматривали — например, армию (которая, с одной стороны, строится на основе единоначалия, поскольку функционально должна уметь защищать, быть сильной, хорошо организованной, а с социокультурно-вариативной стороны, может давать солдату большую или меньшую свободу, должна быть профессиональной или использовать принцип всеобщего призыва) или семью, — везде мы сможем обнаружить единство функционально-целесообразного и социокультурно-вариативного. Последнее исчезает только в тех случаях, когда нет выбора вариантов осуществления той или иной социальной функции. Второе. Все перечисленные виды и формы требований (как внешних, внесоциокультурных, так и внутренних требований к организации социальной жизни) отнюдь не реализуются автоматически, они уясняются, интерпретируются, в результате чего внутренним образом приводятся в форму, с которой система может работать. Речь идет о многообразии социокультурных реакций различных народов на эти требования, ограничения, которым объясняется выбор и варианта семейно-брачных отношений, и способа создания армии. При этом эффективность каждого варианта выбора может быть различной. * * * Различие выбора, реакции на внешние условия могут иметь и более важные со стратегической точки зрения последствия. К. Леви-Стросс, выдающийся французский антрополог, отметил, что туземцы Амазонки сделали иной культурно-исторический выбор, реагируя на внешние условия и ограничения. В отличие от большинства других народов планеты, усматривающих основную цель своего развития в освоении природы, наращивании материальных 138
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |