КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СОЦИАЛЬНЫХ 1 страница
I I II Г I I I I I действий обоих партнеров по отношению друг к другу, возобновля-смость (и не только действий, но и их координации), устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера отличают социальное взаимодействие от единичного социального контакта, делают его главным предметом социологического анализа. Яркий пример взаимодействия —учебный процесс. Преподаватель, готовясь к лекции, отбирает материал с учетом интересов студентов. Он мысленно прогнозирует их реакцию, анализирует, позволит ли предложенный материал глубже освоить изучаемую науку и т.д. В ходе лекции студенты воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подготовки, насколько материал логичен, убедителен, доходчив; одни увлеченно работают, другие записывают объяснения преподавателя лишь в силу того, что это необходимо делать, а третьи не испытывают никакого интереса и не считают нужным это скрывать... Готовясь к новой встрече со студентами, преподаватель корректирует свою программу действий с учетом результатов предыдущего занятия (углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет, какой стиль взаимоотношений целесообразно избрать, и т.д.). В приведенном примере присутствует основной элемент социального взаимодействия — глубокая и тесная координация системы действий партнеров. Как и всякая связь, взаимодействие может быть прямым (как в приведенном примере) и опосредованным. Ректор вуза взаимодействует со студентами чаще всего опосредованно, вырабатывая стратегию развития вуза, совершенствуя учебную деятельность, подбирая ведущие кадры вуза и т.д., — все это сказывается на качестве подготовки студентов, конкурентоспособности выпускников вуза, престиже института. В целях удовлетворения своих решающих потребностей человек входит в глубокое, возобновляемое взаимодействие с другими людьми, обществом в целом. И труд, и образование, и здравоохранение, и многое другое, без чего мы не можем жить, базируются на скоординированных, взаимообязывающих, надежных и устойчивых связях — взаимодействиях. Происходит глубокое, образно говоря, социальное взаимопроникновение, которым индивид в своих же интересах не может пренебречь, от которого он, по сути, не может уклониться. Пытаясь найти поддержку у других, желая, чтобы эта поддержка была устойчивой, надежной, человек берет на себя немалые обязательства. * * * Социальное взаимодействие (интеракция) как регулярный, устойчивый взаимообмен Акторов социальными действиями — главный, приоритетный предмет социологического анализа. Социологи не ограничиваются констатацией важности изучения взаимодействий, стремясь обнаружить первичный, скрытый от 169 глаз механизм социальных взаимодействий, докопаться до осязаемых его «винтиков» и «сцеплений». Первую такую попытку сделал Э. Дюркгейм в ходе анализа со-циального разделения труда, которое возникает как средство преодоления конкуренции, средство избежания конфликта между производителями одинаковой продукции, услуг и т.д. М. Вебер с уди- { вительной точностью, социологической однозначностью описал суть многих социальных феноменов, и прежде всего механизма осуществления власти. Учитывая традиции классиков социологии, следуя одному из основополагающих требований социологии — использовать не общие размытые рассуждения, а конкретный анализ реально обнаруживаемых социальных явлений, мы постараемся вскрыть механизмы социальных взаимодействий. 1 * * *.1 Актор и его партнер, вступая в социальную связь, стремятся 1 удовлетворить свои потребности. Следовательно, социальная связь предполагает взаимные ожидания каких-то услуг, ресурсов, которые каждому из партнеров необходимы. Иными словами, социальную связь можно представить себе как обмен материальными, моральными, эмоциональными и т.п. услугами, ресурсами. Не случайно ученые, стремившиеся установить элементарные, осязаемые основы социальных взаимоотношений, проанализировать их на «молекулярном» уровне, основывали свои исследования на обменном подходе. В той или иной форме это характеризовало некоторые идеи Г. Зиммеля и Т. Парсонса. Центром своего понимания социальной жизни сделали социальный обмен Д. Хоманс, П. Блау и их последователи. Использование этого подхода способствует достаточно убедительной, ясной трактовке не только самых элементарных взаимо-; связей между Акторами, но и складывающихся на их основе, но к ним не сводимых сложных социальных взаимоотношений. Хотя у: некоторых авторов использование обмена в качестве основы своих исследований сводится нередко к банальностям. Некоторую антитезу теории социального обмена в трактовке природы взаимодействий представляли идеи Д. Мида и других представителей символического интеракционизма. Они делали акцент на том, что любое устойчивое взаимодействие возможно лишь на основе взаимного признания партнерами единых критериев, ценностей, норм, символов. Данное очень существенное уточнение, бесспорно, углубляет понимание механизмов взаимодействия. Анализируя механизмы социальных взаимодействий, мы будем опираться на многие идеи, выработанные как в теории социально- го обмена, символическом интеракционизме, так и в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера и др. Мы остановимся на основных разновидностях взаимодействий, проанализируем ведущие принципы регуляции любых социальных интеракций, которые составляют основу всей системы социальных взаимодействий, проанализируем средства обмена, их иерархию, логику применения. И наконец, мы попытаемся проанализировать основные конфигурации взаимодействий (конфликт, сотрудничество, власть и др.). § 2. Разновидности социальных взаимодействий Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений. Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулируют обмен в процессе самовозобновляемых, регулярных социальных связей — взаимодействий. В ходе социального контакта эти принципы могут и не действовать: Актор может мало заботиться о том, будет ли его поведение вызывать желание у его партнера возобновлять связь, не нанесет ли подобный обмен ущерб ему самому, может проявлять или излишнее великодушие, или излишнюю скупость и т.д. При наличии одноразовых, несистематических контактов люди иногда ведут себя совершенно иначе, чем при наличии устойчивых взаимоотношений, имеющих к тому же определяющий характер. Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен на плату — издержки. Необходимость компенсировать получение благ, чтобы по-прежнему получать их, и является «пусковым механизмом» социального взаимодействия (или, по выражению П. Блау, «социального притяжения»). Именно то, что взаимно вознаграждается, имеет тенденцию к регулярности, самовозобнов-ляемости. На этой основе возникают взаимные ожидания того, что эффект нового акта взаимодействия будет таким же. Любой регулярный социальный обмен тем самым стремится к гарантиям взаимности. Но в одном случае эти гарантии могут быть оговорены заранее, а в другом строятся на доверии. Соответственно, социальные взаимодействия как обмен могут иметь несколько разновидностей. Обмен на основе определенных договоренностей, которые могут быть оформлены в виде договора, контракта, устава, закона, скреплены печатью, а могут и не иметь формализованного характера (устная договоренность), предполагает, что обязательства сторон, 171 объем услуг, сроки оказания ожидаемой услуги, форма возврата; и т.д. строго оговорены. При наиболее распространенном диффузном (нежестком) обме- < яе точная плата за услугу, форма и сроки оплаты могут не оговари- ■* ваться. Человек предоставляет услугу, приходит на выручку по собственной инициативе. Главным при этом является как ожидание взаимности (в перспективе), так и доверие Актора к получателю услуги, который сам принимает решение, как, когда и в какой форме расплатиться, вознаградить за услугу. Он имеет свободу выбора, но во многом иллюзорную — ведь если расплата оказывается явно ниже приемлемой или вообще не наступает, партнер лишается доверия и обмен с ним прекращается. Восстановить доверие намного труднее, чем возобновить оговоренные формы взаимодействия. Как отметил П. Блау, типы обмена, предполагающие добровольное и инициативное предоставление выгод и услуг другому, вовлекают «факторы, создающие диффузные» (жестко не обозначенные ни по срокам, ни по форме услуги) будущие обязательства, не специфицированные четко, при которых природа возврата не может оговариваться, и по большей части оставлена на усмотрение того, кто его осуществляет»*. Социальная жизнь представляет собой постоянное переплетение, взаимодополнение договорных и диффузных форм социального обмена. Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономической сфере; социальный обмен здесь приобретает форму сделки, в которой строго оговорены объем услуг, сроки их возмещения, стоимость и т.д. Ценник на сыре — это не что иное, как открыто заявленная цена услуги, при соблюдении которой владелец готов произвести с вами обмен; договорная форма пронизывает социальный обмен в организации между руководителем и подчиненными (контракт) и т.д. Широко развиты договорные формы взаимодействия в политической жизни (договоры между (Государствами, партиями, договор о коалиционном правительстве, договоры между политическими деятелями о координации деятельности и др.). По существу и взаимодействия между государством и гражданами также носят договорный характер (в качестве договора может рассматриваться конституция). Диффузность (нежесткость) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих прежде всего, если так можно выразиться, морально-этическое содержание: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство. Мы не согласны с авторами, ут- * См.: Култыгин В.П Концепция социального обмена в современной социологии// СОЦИС. — 1997. — № 5, с. 95. — 172 верждающими, что социальный обмен — это только диффузный обмен. В этом случае из социального обмена выпадают экономический обмен, обмен в политической сфере жизни общества, взаимодействия в организации. Однако именно диффузный обмен является наиболее массовым. Как экономическая сделка, так и политический договор, контракт сотканы из общесоциальной ткани, в которой стороны добровольно предоставляют услугу на основе ожиданий взаимности и доверия к партнеру. Вы покупаете в магазине сыр и надеетесь, что вас не обманут, т.е. качество сыра будет соответствовать указанной цене. А если вас обманут? Вряд ли вы станете обращаться в суд — скорее всего, вы перестанете доверять этому магазину, этому производителю. Вы слушаете предвыборные речи кандидата в депутаты или в президенты, который клянется, что выполнит свои обещания, а в противном случае «готов лечь на рельсы»... Доверяя ему, ожидая выполнения обещаний, вы добровольно голосуете за него. И лишь через определенное время, убедившись в тщетности своих ожиданий, вы откажете ему в доверии. Сколь бы ни были жесткими договорные формы социального обмена, они базируются на таких нежестких материях, как ожидание, доверие и т.п. Можно сказать, что система социальных взаимодействий пронизана доверием, ожиданием взаимности. По каждому поводу не станешь обращаться в суд, надеяться на карательные органы. Основная масса обменов между людьми в обществе осуществляется в кредит, на основе риска, ожидания взаимности, на основе доверия. Диффузный социальный обмен, предполагающий добровольность, доверие к партнеру, является фундаментальной основой повседневной жизни. Одаривать других и не ждать тотчас ответного вознаграждения, оставив его на совести получателя услуги, доверившись его такту, обязательности, — именно это составляет основу социальных взаимодействий. Вот почему роль таких факторов, как честность, верность дан-I ному слову, является главным гарантом эффективности всей сис-: темы социальных взаимоотношений, взаимодействий. Если в обществе нет «климата ответственности», любые договоры, угроза санкций будут бесполезными. «Диффузность — жесткость» — это лишь один из векторов огромного многообразия взаимодействий. Другой вектор — «прямые-косвенные интеракции». Чтобы точнее понять, как организуется социальная жизнь, как она регулируется, нельзя ограничиваться изучением лишь прямых (простых) интеракций между индивидами (хотя они и наиболее наглядны). Взаимодействия (и, соответственно, обмен вознаграждениями) могут быть как простыми, непосредственно-двусторон- ними, так и сложными, опосредованно-косвенными, когда взаимодействия осуществляются через три-четыре лица и т.п. Так, между учителем и учеником (его семьей) может осуществляться простой, прямой обмен (плата за репетиторство и т.п.) или сложный, опосредованно-косвенный обмен (учитель преподает в государственной школе, но государство выплачивает ему зарплату из суммы налогов, в которую входят и налоги, выплаченные родителями учеников). В современном обществе доля косвенных интеракций очень большая, если не доминирующая. Актор, как правило, вознаграждает одних, а расплачиваются другие. В этом случае речь идет скорее о взаимодействии индивида с социальной группой, социальными организациями, обществом. Другой вектор: обмен осуществляется на уровне как индивидов, так и социальных групп, общностей. Преподаватели вузов как социально-профессиональная группа могут высказать неудовлетворенность той платой, которую общество в лице государства предоставляет им за их высококвалифицированный труд. Демонстрации, митинги, забастовки есть не что иное, как проявление неудовлетворенности данных социально-профессиональных групп вознаграждением, получаемым ими за свой труд. Принципы регуляции взаимодействий, которые мы будем рассматривать, на наш взгляд, носят всеобщий характер. Они реализуются как в индивидуальном, так и в групповом обмене, касаются как прямых, так и косвенных интеракций, проявляются как в жестких, так и в диффузных социальных взаимодействиях. § 3. Принципы регуляции социальных взаимодействий /. Принцип личностной целесообразности (так называемый принцип «минимакса»): Актор (индивидуальный или групповой) в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознаграждение и минимизировать затраты, издержки. Максимизация вознаграждения может ожидаться как тотчас, так и в будущем. При этом важно учитывать два обстоятельства. Первое: вознаграждение (и затраты) могут быть и материальными, и моральными (одобрение, поощрения, поддержка, уважение и т.п.), и интеллектуальными (знания, квалификация) и т.д. Второе: человек измеряет пользу или вред от обмена, используя определенные социокультурные критерии — ценности, которые становятся мерилом. То, что в одном обществе может считаться выгодным, в другой системе ценностей теряет значение выгоды... Далее. Предположим, взаимодействия с каким-то человеком в основном вызывают у вас беспокойство, раздражение, неудовлетво- 174 ренность, т.е. наносят вам ущерб. Вполне естественно, что вы пытаетесь прекратить взаимодействие с ним. Однако вполне возможно, что этот человек—ваш руководитель, который, несмотря на ущерб, приносимый вам, обеспечивает вас выгодными заказами, работой. Другой вариант: несмотря на неудовлетворенность взаимодействиями с руководителем, вы не рискуете увольняться, поскольку не уверены, что в силу возраста или квалификации сможете найти другое место работы. Или вас удерживает тот факт, что вы работаете в престижном учреждении, что придает вам дополнительные преимущества, вызывает уважение со стороны окружающих и т.д. Как видите, человеку приходится «взвешивать» совокупное вознаграждение и затраты. Взаимодействие продолжается, пока совокупное вознаграждение перевешивает затраты, т.е. цена (если можно использовать этот экономический термин), которую платят этому человеку в этой системе взаимодействия, достаточно высока и устраивает его. Далее. Надо помнить, что люди в зависимости от их способностей, возможностей могут соглашаться на разную цену. Кроме того, в разных системах взаимодействия эта цена различна: если на периферии кандидат наук — это значимая фигура, то в ведущих московских вузах и научно-исследовательских институтах его статус гораздо ниже. Следовательно, согласно первому принципу регуляции социальных взаимодействий социальная связь приобретает устойчивый, возобновляемый характер, т.е. приобретает качество взаимодействия, лишь в том случае, если соответствуетушчнооинои (слово «личность» здесь употребляется условно — это может быть индивидуальный или групповой субъект) целесообразности, т.е. затраты не превышают вознаграждения. Из принципа личностной целесообразности следуют еще два побочных вывода: • чем большую выгоду ожидает Деятель от взаимодействия с • люди склонны выбирать те линии взаимодействий, которые Принцип целесообразности в более сложной форме пробивает себе путь и в опосредованных связях, например «личность — общество», «личность — государство». Социальная среда, конкретная сеть социальных связей и зависимостей может быть признана Деятелем разумной, целесообразной в том случае, если издержки, которые он несет за такие эффекты социального, как «порядок», «сложение и координация сил и умений», «разделение труда и функций», дают достаточное вознаграждение, возможности для удовлетворения собственных жиз- 175 ненных целей. На уровне социума люди постоянно находятся в поиске этой меры, идет переустройство этих связей на основе изменения механизма регуляции. Общество может быть организовано таким образом, чтобы обеспечить оборону от внешнего врага, что требует серьезных жертв от каждого (удлинение рабочего дня, снижение уровня материального благосостояния и т.д.). Ожидаемое вознаграждение, несомненно, превышает затраты. Но в мирное время (когда отпала вражеская угроза) затраты явно превышают положительный эффект. Люди начинают испытывать желание изменить этот порядок социальных взаимоотношений (именно поэтому тоталитарный режим так упорно пугал население военной угрозой). Или рассмотрим взаимоотношения гражданина с государством: если государство не способно защитить его от насилия, дезорганизации экономической жизни, если в своем государстве человек стал беженцем, признание им государства, уважение к нему резко снижается. //. Принцип взаимной эффективности интеракций. Деятель оценивает разумность, эффективность взаимодействий, как прямых, так и опосредованных с точки зрения личностной целесообразности. Но ведь и его партнер по связям также пытается определить, насколько вознаграждение превышает его затраты. Вполне возможно, что оценка эффективности социальной связи будет различной: то, что для одного «дешево», для другого может быть «дорого». Предположим, вы являетесь участником карточной игры. После нескольких крупных выигрышей вы собираетесь выйти из нее — ведь вряд ли такие подарки судьбы будут бесконечными. Но компаньоны по игре возражают: они в проигрыше, вы забрали значительную часть их средств и, выйдя из игры, не оставите им шансов хотя бы на возврат средств. Следовательно, у вас одни критерии, у них — другие. Возникает необходимость поиска компромиссного варианта, который устроил бы всех. Другой пример. Предположим, вы талантливый актер, вам дают лучшие роли, вы постоянно заняты в спектаклях. Вас это вполне устраивает: вы развиваете свой талант, ваша известность растет. Вознаграждение велико, и вы считаете это справедливым. А как считают менее талантливые члены труппы? Какие у них в этом случае пропорции затрат и вознаграждения? Годы уходят, а им приходится по-прежнему исполнять второстепенные роли, которые не дают им возможности проявить свои способности, и т.д. Зреет недовольство, конфликт. Необходимо найти компромисс, дать возможность и другим актерам, пусть и не столь блистательным, получать первые роли, «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» — великая, простая истина, ставшая нравственным правилом человеческого общежития. Г. Зиммель считал конституирующим следующий принцип общения: «Каждый должен иметь столько возможностей удовлетво- 176 рять свое влечение к общению, насколько это совместимо с точно такой же степенью удовлетворения этого влечения всеми другими... Каждый должен дать другим такой же максимум ценностей... который совместим с максимумом этих ценностей, полученных им самим...»* Какие выводы мы можем сделать? Связь должна быть взаимно эффективной и для Деятеля, и для его партнеров. Это залог ее устойчивости, регулярности, признак социального равновесия, достигнутого в системе социальных связей. Если интересы одной из сторон ущемляются, она будет стремиться пересмотреть эти связи, по-новому их отрегулировать. Начиная анализ социального действия, мы подчеркивали, что импульс желаний, исходящий от самой личности (группы, нации и т.д.), преломляется через барьеры, ограничения, которые диктует ситуация. Требования взаимной эффективности, взаимной целесообразности социальных взаимодействий партнеров могут существенно ограничить «аппетит» Актора. Если он заинтересован в возобновлении взаимодействия с конкретным партнером, он вынужден считаться с его интересами. Конечно, если претензии партнера не устраивают Актора, он будет искать другого партнера. Но если партнер обладает уникальными способностями, свойствами, имеет доступ к уникальной информации и т.д., Актор вынужден будет существенно ограничить свои запросы, чтобы любыми способами заполучить этого партнера. Принцип взаимной эффективности порождает два важных вывода: • социальное взаимодействие всегда предусматривает некий • партнеры чаще всего обладают различными по ценности Зиммель Г. Избранное. Т. 2. — М., 1996, с. 492—493. 177 Иначе говоря, эквивалентность обмена между партнерами, предоставляющими неравные по ценности и сложности услуги, восстанавливается посредством неэквивалентности вознаграждений. ///. Принцип взаимного признания критериев обмена обоснованными (легитимными) — принцип единого критерия. Для того чтобы взаимодействие состоялось, участники социальных связей (системы) должны руководствоваться едиными критериями оценки вознаграждения. Состоится ли ваша покупка (обмен), если за не очень качественный, по вашему мнению, продукт продавец на рынке потребует от вас высокую (на ваш взгляд) цену? Если два завода не договорятся о приемлемой для обеих сторон цене, взаимодействие не будет налажено. Если преподаватель будет руководствоваться одними посылками (например, студенты должны выполнять требования преподавателя готовиться ко всем занятиям независимо от того, насколько преподаватель сумел увлечь студентов своим предметом), а студенты — другими (например, необходимо изучать лишь то, что наверняка пригодится в будущем, и то, что интересно), то между ними не будет достигнуто взаимодействия, что приведет к конфликту. Применяя единый критерий (взаимно признаваемый обоснованным, разумным), единые «правила игры», ценности, шкалу их приоритетов, партнеры, доверяя друг другу, спокойно и уверенно возобновляют свои связи, придают им устойчивый, регулярный характер. Наличие единых взаимно признаваемых обоснованными, легитимными правил игры, норм, ценностей является условием согласия, стабильности взаимодействия двух партнеров. Кроме того, находясь в непосредственном контакте, используя метод дискуссий, проб и ошибок, партнеры могут и сами выработать единые критерии (вспомните пример с карточной игрой). Когда же речь идет о групповых взаимодействиях, опосредованных социальных взаимодействиях, системах, комплексах взаимодействий Актора с обезличенными социальными образованиями, системами (государство, народ, коллектив и т.д.), наличие единых критериев становится основой налаживания социальных обменов, согласия во всей системе социальных взаимодействий, обществе. Эти единые разделяемые критерии становятся своеобразными символически-культурными скрепами (особое значение данного принципа обосновано символическими интеракционистами), которые соединяют людей. Отсутствие же единых критериев порождает отсутствие согласия, стабильности. Согласованность, сопряженность, единство регуляторов социальных связей — это важнейшее условие развития как отдельных линий взаимодействия, так и функционирования всего общества в целом. Одна из самых сложных и драматичных проблем социальной жизни — это выработка единства в понимании «правил игры», всеобщая легитимация тех или иных идей, ценностей. 178 Отсутствие в обществе, социальной группе, организации объединяющих (разделяемых) жизненных ценностей, идеалов, норм имеет опасные последствия. В подобной ситуации невозможна устойчивая система возобновляемых взаимодействий. Конечно, достичь полной гармонии в понимании ценностей вряд ли когда-нибудь удастся. Но чем шире область сопряжения, единства ценностей, тем прочнее и мобильнее общество. IV. Принцип социальной дифференциации. Мы уже подчеркивали, что взаимодействующие партнеры обладают разными способностями, и, соответственно, обмен между ними носит несимметричный характер. Люди, обладающие большими ресурсами, признаваемыми в данной системе взаимодействий дефицитными (знаниями, имуществом, силой, способностями, связями и т.п.), вызывают желание взаимодействовать с ними у большого числа партнеров, для которых эти ресурсы представляются важными. Взамен люди, обладающие «дефицитом», могут потребовать определенных преимуществ — как материальных, так и моральных (уважение, признание, привилегии и т.д.). Здесь важны два побочных момента: • заинтересованность многих в установлении регулярных свя • готовность этих многих людей признать за лицами, облада Связь особого социального положения с обладанием особо ценными ресурсами подтверждена эмпирически. Причем подобное положение характерно даже для общинного уклада социальной жизни. Исследование общественной жизни папуасов Кивай (Новая Гвинея), проведенное Г. Ландтманом, подтвердило, что зачатки социальной дифференциации в зависимости от способности предоставлять важные услуги наблюдаются уже в примитивном обществе. Он обнаружил, что, несмотря на видимость всеобщего равенства (все мужчины выполняли одинаковую работу, никто не имел ни слуг, ни рабов, ни у кого не было собственного дома), некоторые папуасы имели возможность принимать большее количество гостей, чем другие, поэтому занимали несколько более высокое положение и 179 пользовались уважением. Воины, гарпунеры и колдуны также имели более высокий статус. В то же время слепые, больные и другие неполноценные люди имели более низкий статус и вынуждены были в определенной степени поддерживать мнения других по общим вопросам.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |