КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СОЦИАЛЬНЫХ 3 страница
• Чем менее ценна и дефицитна для получателя услуга, тем • Менее очевидно другое: чем более ценна услуга, которой Итак, люди обмениваются различными по дефицитности и ценности услугами, ресурсами. Какова же логика выбора приемлемого средства обмена? * Как правило, «особый ценный» — это синоним «дефицитного» (потому и ценят, что дефицитен, и наоборот). Но отнюдь не всегда Бывают случаи, когда услуга дефицитна (мало, кто готов ее оказать), но не престижна (так как общество не относит ее к особо ценной услуге — например, труд уборщицы, ассенизатора и тд) Исполнитель дефицитной, но не ценной услуги не может рассчитывать на признание. Или, наоборот, высшее образование всегда ценится в цивилизованных странах, но оно не является дефицитным. 191 Люди могут обмениваться примерно равными по качеству, уровню социальной значимости, ценности и дефицитности услугами. В этом случае они находят денежную, материальную, эмоциональную, нравственную и т.п. форму расчетов. Чем устойчивее эти типы взаиморасчетов, тем чаще они сопровождаются, подкрепляются чувством привязанности, верности, дружбы, товарищества. Здесь нет еще ощутимого намека на подчинение одной стороны другой. Качество предоставляемых — востребованных услуг в ходе обмена в целом эквивалентно. Люди могут обмениваться различными по качеству, уровню социальной значимости, ценности и дефицитности услугами (взаимодействие уборщицы вуза и профессора, рядового профессора и крупного ученого). В этом случае тоже может быть использована денежная, материальная, эмоциональная и другая форма расчетов. Но в качестве вознаграждения работник, например, физического труда вынужден расплачиваться не только деньгами, материальными ресурсами, но и признанием заслуг, признанием престижности деятельности работников умственного труда. Это признание может исходить от самого работника физического труда или — в ситуации опосредованных связей — от всего общества, признающего труд ученого, врача, юриста более престижным. Возникает некоторое признаваемое обеими сторонами, всем обществом легитимное преимущество, которое наряду с неэквивалентным материальным обменом уравнивает неравных. Это преимущество может проявляться как в межличностных, так и в межгрупповых интеракциях (взаимодействия работников физического и умственного труда и т.п.). Существует ряд услуг, которые могут быть предоставлены очень небольшим числом партнеров, — например, уникальное мастерство дрессировщика. Но, к сожалению, в этих услугах остро нуждается относительно небольшое количество людей, и степень жизненной важности этих услуг даже для любителей цирка не достигает тех значений, которые могут заставлять Актора идти на регулярные уступки. Когда же речь идет об услугах, удовлетворяющих жизненно важные потребности (защита, безопасность, гарантии от произвола, обеспечение порядка, удовлетворение насущных материальных потребностей и т.д.), их получатель готов выразить по отношению к своему «благодетелю» гораздо большие благодарность, признательность, почитание. Но сочтет ли достаточным подобное вознаграждение тот, кто регулярно оказывает (или берется оказывать) подобную жизненно важную услугу? Это зависит в конечном счете от самого благодетеля: его может не удовлетворить такая плата, как большая сумма 192 денег, почет, уважение. Он может потребовать от получателя услуги готовности идти на уступки, регулярно подчиняться его требованиям. Опять возникает проблема легитимности — признания сторонами интеракции обмена разумным. Можно отказаться от посещения цирка, если дрессировщик вдруг потребует не только денег, признания, почета, но и подчинения его требованиям. Но можно ли с такой же беспечностью отказаться от услуги, обеспечивающей безопасность, защиту от произвола и т.п.? Итак, «благодетель», оказывающий дефицитную услугу, приобретает власть над ее получателем или ограничивается иным, менее обязывающим вознаграждением в зависимости: • от того, насколько жизненно важна для получателя эта ус • от того, насколько трудно «благодетелю» оказать эту услугу • от желаний, «требований того кому должен, т.е. поставщи Например, очевидна важность для человека сохранения личной безопасности, порядка. Для этого государство вынуждено содержать правоохранительные органы. За эту услугу государство требует от гражданина не только уплаты налогов, признательности (уважения к государственным органам), но и подчинения власти государства, обязанности всегда и во всем следовать букве закона. Станет ли платить эту высокую цену гражданин, если государство окажется не способным обеспечить его безопасность и покой? Если обещанная необходимая услуга не оказывается или оказывается не в полной мере, вознаграждение в виде законопослушания, уважения к государственным органам, выплаты налогов может и не последовать. * * * Дефицитность, значимость услуги есть основание для получения власти. Следовательно, монополизация услуги усиливает власть, а возникновение конкурентов ее расшатывает. Таким образом, ценность услуги, а значит, и обязывающая сила зависимости, подчинения определяется рядом условий типа «монополия — конкуренция». * Култыгин В.П. Концепция социального обмена в современной социологии, с. 97. 193 7 Общая социолот ия 1. Чем меньше «благодетелей», чем выше монополизация оказа Вернемся к гражданину, который ищет гарантий безопасности у государства. Как известно, сегодня помимо государственных органов внутренних дел существуют еще несколько источников обеспечения безопасности, например частные службы безопасности, т.е. в обществе возникла конкуренция источников силы, обеспечивающей безопасность. Вследствие этого обязанность гражданина подчиняться силе власти одного из этих источников — государства — может быть существенно снижена. Приведем еще более простой пример. В семье сформировались два источника власти — отец и мать. Причем очень часто мнения, распоряжения отца и матери диаметрально противоположны. Играя на противоречиях между родителями, ребенок чаще всего будет делать то, что сочтет нужным, не слушая ни одного из родителей. Вот почему так нежелательна и опасна конкуренция, дробление власти как источника дефицитного ресурса. Вот почему любое государство должно бороться против возникновения негосударственной военной силы — всевозможных войск самообороны, казачьих войск и т.д. 2. Чем выше степень монополизации «благодетелем» дефицит 3. Чем шире, разнообразнее перечень монополизированных ус Итак, чтобы получить превосходство над другими, власть, необходимо выполнить следующее условие: субъект должен иметь в своем распоряжении ресурсы, признаваемые в данной сети взаимодействий особо важными, жизненно 194 необходимыми для других, — назовем это принципом легитимной обоснованности власти. К этому исходному условию Р. Эмерсон добавляет еще четыре*: • благодетель не должен испытывать зависимости от своих • подопечные не должны иметь возможности получить жела • подопечные не должны иметь возможности получить от «бла • подопечные должны безоговорочно считать ценными те блага, § 2. Сотрудничество и соперничество как типы социальных взаимодействий Взаимодействия между людьми весьма различны, подчас причудливы. Стремление приоткрыть завесу над будничными, но в то же время не всегда осознаваемыми повседневными взаимоотношениями между людьми побуждает нас разобраться в видах и формах социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество и конкуренция, власть и конфликт и др. Изученные нами принципы взаимодействия, средства обмена всегда воплощаются в жизнь в каких-либо конкретных формах взаимоотношений. Поскольку существует многообразие форм взаимодействий, мы сделаем акцент на базовых образцах взаимоотношений, к которым так или иначе может быть сведено это многообразие. При таком подходе дружба, любовь, партнерство и т.д. могут быть отнесены к формам сотрудничества, а воспитание ребенка выявляет много общего с влиянием морального авторитета на сограждан, средств массовой информации на аудиторию и т.д. I * См.: Култыгин В П. Концепция социального обмена в современной социологии, с. 96—97. 195 Средства обмена могут быть использованы самые разные, но это может не менять самого механизма взаимоотношений, их типа или формы. Кстати, некоторые авторы не учитывают того обстоятельства, что реальное взаимодействие есть единство формы (образца взаимоотношений) и содержания (средств обмена). Иначе они не утверждали бы, как это делает 3. Бауман, что дружба, любовь не есть одна из форм социального обмена. Сам 3. Бауман, завершая анализ этих явлений, признает, что «любовь и обмен — это две крайности континуума, на котором можно расположить все человеческие отношения»*. При этом любовь — это форма, в которой в идеале полностью отсутствуют корысть, расчет, а экономическая сделка строится лишь на расчете; первое основано наличном отношении, второе — на безличном. Казалось бы, все верно, но верно^ только в том случае, если ограничиться одним средством обмена — материальным. Если же признать весь набор средств обмена социально значимым и необходимым, то данное утверждение покажется не совсем обоснованным в социологическом (но не в этическом) смысле. Мы не хотели бы лишать романтического ореола таких понятий, как «любовь» и «дружба». Тот факт, что в отличие от многих других конкретных форм взаимодействий основу дружбы, любви составляют прежде всего эмоциональные и нравственные ценности (симпатия, влечение, верность, искренность и т.д.), не означает, что обмен этими ценностями не следует общей логике человеческих отношений. Ведь дружба не может быть односторонней, а безответная любовь предполагает другие сатисфакции, которые могут быть признаны достаточными или недостаточными. Рассмотрим конкретные образцы социальных взаимоотношений. Выделим среди их многообразия два основных типа: сотрудничество и соперничество («ассоциация — диссоциация»). Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Оно является основой объединения людей в организации или фуппы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви. Отличительные черты взаимодействий типа сотрудничества: • обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным; * Бауман 3 Мыслить социологически — М, 1996, с 112 196 • возможна направленность этого взаимодействия на дости • подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества Соперничество как тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, авторитет, территория, властные права, полномочия и др.). Если сотрудничество строится на основе взаимоподдержки, стремлении учесть интересы партнера, чтобы упрочить, стабилизировать взаимодействие, то основу соперничества составляют: • стремление опередить, отстранить, подчинить или уничто • отсутствие общих, совместных целей, но обязательное на • подкрепление длительного соперничества негативными сред Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. При наличии конкуренции соперники пытаются просто опередить друг друга (предложить более качественный или более дешевый товар, убедить избирателей, что предлагаемая им политическая программа более соответствует их интересам и т.д.). При наличии конфликта предпринимаются более жесткие, агрессивные попытки заставить соперника отказаться от притязаний на неделимый объект, навязать свою волю, изменить поведение соперника, отстранить его от неделимого объекта, а может быть, и вообще социально-статусно или даже физически устранить его. Существуют и другие различия. Конкуренция — это соперничество двух социальных субъектов или более за что-то находящееся вне этих субъектов (чаще всего соперничество за признание кем-то третьим): конкуренция претендентов на определенную должность, политических партий на власть в государстве и т.д. Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, конкурс при приеме 197 в вуз, участие в творческом соревновании пианистов и т.д.). Даже если соперник известен, то главное, на что направлены действия в условиях конкуренции, — добиться признания третьими своих усилий, возможностей, т.е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба, спортивная игра и др.), а демонстрацию перед третьими своих возможностей. Однако некоторые конкуренты могут пренебречь правилами конкуренции и прибегнуть к прямому воздействию на конкурента, чтобы оттеснить его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, прямое столкновение политических сил, гражданская война, физическое устранение соперника). В этом случае конкуренция перерастает в конфликт. Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника, причин конфликта и ожидание ответных действий, противоборства. По мнению Л. Крисберга, «социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их несовместимы»*. Не всякая конкуренция перерастает в конфликт, и, что еще важнее, не всякий конфликт есть порождение конкуренции. Так, иногда конфликты возникают внутри системы взаимодействующих субъектов (назовем это внутрисистемным, внутренним конфликтом). Мы отмечали, что сотрудничество как вид взаимодействий строится на признании обоими партнерами разумных правил обмена. Такое сотрудничество характеризует отношения как между людьми, предлагающими к обмену равные по дефицитности и ценности ресурсы, так и между работником и хозяином, крепостным и помещиком, начальником и подчиненным. Однако со временем одна из сторон взаимодействия может потребовать новых правил игры: рабочий — иного вознаграждения, подчиненный — учета его мнения при решении производственных вопросов и т.д. Речь идет о перераспределении ресурсов, полномочий одного в пользу другого. Участники связи не могут разойтись, эта связь неделима, и в то же время их не устраивают старые правила игры. Как видим, причины внутреннего (возникшего внутри данной системы взаимодействий) конфликта — это несогласие одной стороны (или обеих сторон) взаимодействия с правилами игры, критериями, по которым оценивается значимость, весомость их услуги, и в конечном счете ценностями. * См: Здравомыслов А Г Социология конфликта. — М., 1994, с 86. 198 * Из этого можно сделать два промежуточных, но очень важных для понимания природы конфликтов вывода. 1. Конфликт — явление историческое и социокультурное: одни и 2. В конечном счете внутрисистемные конфликты — это столкно Проблема конфликтов весьма многообразна. Существует огромное количество видов конфликтов, их форм, причин возникновения и т.д., что крайне затрудняет их систематизацию и выявление общесоциологических аспектов анализа конфликтов. На наш взгляд, систематизация конфликтов затруднительна по той причине, что основания для их типологии взаимопересекаются. Мы уже указывали, что главной причиной внутреннего (внутрисистемного) конфликта могут быть пересмотр одной из сторон норм, ценностей, ее несогласие со старыми правилами игры, т.е. в основе лежит конфликт ценностей. Но конфликт ценностей (на наш взгляд, решающий вид конфликта) может быть не только внутрисистемным, но и межсистемным, когда два государства или две группировки государств, имеющих различные системы ценностей, по-разному оценивают те или иные события (например, «холодная война» между СССР и США). Нередко такие конфликты возникают и между странами одной религии, одной системы ценностей (пример — первая мировая война). В то же время и внутренний (внутрисистемный) конфликт не обязательно представляет собой конфликт ценностей. Вполне возможно, что два конкурента конфликтуют в борьбе за должность начальника. Оба молоды, оба имеют одну и ту же шкалу ценностей, оба имеют равные притязания. Здесь уже имеет место конфликт притязаний. Во многом схожи с конкурентными, хотя имеют существенные отличия, «экспансионистские» конфликты, сопровождающиеся захватом чужой территории, чужих зон влияния, чужой собственности, зон компетентности. Но при всем разнообразии конфликтов можно констатировать, что любой «конфликт... есть одновременно развертывание действия и контрдействия. Это реализация намерений и вместе с тем преодо- 199 ление сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой* реализации. Это исключительно сложное совместное действие по "' меньшей мере двух сторон, объединенных противостоянием»*. Современная социология далека от идиллического умиления сотрудничеством и негативного отношения к соперничеству. Идеологическая нейтральность, непредвзятость современной социологии позволили ей выработать объективное отношение к этим видам взаимодействия, отрицающее однозначную похвалу или однозначное осуждение того или иного их вида, оценить их внутреннюю сложность и многозначность. Прежде всего отметим, что в реальной жизни дружба может сочетаться с элементами внутренней конкуренции и, более того, иметь некоторый элемент статусного неравенства, статусного превосходства одного из партнеров, а сотрудничество со временем может перерасти в конфликт. Стремление же любой ценой сохранить сотрудничество, согласие, стабильность может привести к тому, что будет законсервировано такое сотрудничество, в котором одна из сторон чувствует себя несправедливо обделенной, а другая откровенно паразитирует на активности, энергичности партнера. Подобное сотрудничество чревато неприятными последствиями — может произойти внезапный крах всей системы взаимодействий ввиду наличия скрытого конфликта. Поэтому нельзя однозначно позитивно оценивать любое сотрудничество, стремясь сохранить его любой ценой. Также нельзя однозначно негативно оценивать и соперничество. Общепризнанна польза конкуренции для общества, если она ведется по определенным правилам. Чем шире область социальных взаимодействий, в которых установлены конкурентные связи, тем выше вероятность того, что наиболее подготовленные, конкурентоспособные люди, организации будут востребованы в этом обществе. Достаточное развитие конкурентных начал означает, что мы имеем дело с развитой в обществе достиженческой мотивацией (в противовес аскриптивной). Сложнее обстоит дело с конфликтами, особенно с их крайними формами, характеризующимися высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических ресурсов. Некоторые (например, К. Маркс) считали конфликты локомотивами истории, «повивальной бабкой истории», решительно разрешающей противоречия социальной жизни, осуществляющей коренные преобразования социальных связей и тем самым открыва- * Здравомыслов А.Г. Социология конфликта, с. 101. 200 ющей путь быстрому развитию производительных сил и общественных отношений. При этом чем решительнее форма разрешения классового конфликта, порождением которого и является социальная революция, в ходе которой конфликт достигает своего апогея, чем последовательнее уничтожаются старые традиции в ходе революции, тем быстрее идет общество вперед. Другие, подводя итоги череды французских революций XVIII— XIX вв., русских революций XX в. и анализируя более свежие собы-1ия (социалистические революции в странах Восточной Европы после второй мировой войны, исламская революция в Иране и т.д.), усматривают в любых революциях преимущественно деструктивное начало, что приводит к неправильной оценке конфликтов вообще. Утверх<дается, что история социальной эволюции свидетельствует о том, что все фундаментальные и по-настоящему прогрессивные процессы — результат развития знания, солидарности, концепции и мотива (т.е. ассоциаций), а не ненависти, зверства, сумасшедшей борьбы — неизбежных атрибутов любой великой революции. «Революция есть худший способ улучшения политических и духовных условий жизни масс... Революции скорее... не увеличивают, а сокращают все базовые свободы, не улучшая, а скорее ухудшая экономическое и культурное положение рабочего класса. Чего бы она ни добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой»*. Как уже отмечалось, любое сотрудничество может со временем не устроить одну из сторон и перерасти в конфликт. Следовательно, возникновение конфликта — это свидетельство не патологии той или иной системы социальных взаимодействий, а ее естественного развития, источник новых качественных изменений. Конфликты возникают неизбежно, являясь свидетельством роста социального организма. Именно конфликты несут в себе заряд обновления системы социальных взаимодействий. В этом кредо так называемого конфликтологического направления в современной социологической мысли. Ее наиболее известные представители (Р. Дарендорф, Л. Козер), восприняв у своих предшественников многие идеи о роли и природе конфликтов, в то же время предложили более зрелую (на наш взгляд), лишенную политической ангажированности концепцию. Признавая естественную неизбежность конфликта, американский социолог Л. Козер использует своеобразную метафору: конфликт, по его мнению, выполняет функцию страхующего клапана, который позволяет своевременно произвести необходимые реформы, преобразования, повышающие адаптационные способности социального организма к окружающей среде. Тем Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество, с. 270—271. самым за счет определенных преобразований сохраняется целостность социальной системы. Но конфликт — это очень острое оружие. В умелых руках оно лечит, развивает, а в неумелых — скорее разрушает, дезорганизует. На наш взгляд, суть современного отношения к конфликтам выразил Р. Дарендорф, который указывал, что конфликт «является отцом всех вещей, т.е. движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной. Пожалуй, в рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики»*. Весь исторический опыт свидетельствует: если обе стороны конфликта проявляют терпимость, готовность к разумным компромиссам, именно конфликт становится фактором, как правило, конструктивных изменений систем социальных интеракций, способствует установлению новых норм, критериев взаимоотношений, зон компетентности, которые (в той или иной степени) устраивают обе стороны, повышают эффективность социальных взаимодействий, укрепляют, стабилизируют социальную систему. Если же конфликтующие стороны идут на обострение своих отношений, рассматривая друг друга как непримиримых антагонистов, придавая конфликту черты «непримиримой классовой борьбы», то подобные конфликты имеют, как правило, огромные разрушительные последствия (разрушается семья, в пожаре гражданских войн уничтожаются накопленные обществом ресурсы, вымываются целые социальные слои, утрачивается их культура и т.д.). Правда, истории известны случаи, когда разрешение конфликта, приобретшего разрушительные формы, приводил к созданию благоприятных условий для быстрого развития всего общества, в частности война между Севером и Югом в США. В целом в этом случае созидательный потенциал конфликта, несмотря на жертвы, все-таки превысил его разрушительные последствия. Но гораздо чаще гражданские войны, смуты, сопровождавшиеся казнями, «экспроприацией экспроприаторов», отбрасывали общество назад. Никто не может предсказать, что перевесит — созидательный импульс или разрушительное начало конфликта. Это обнаруживается, как правило, постфактум. Политики, призывая к «решительному бою», всегда рисуют заманчивые картины быстрого развития страны. Но все здравые люди должны понимать: конфликт — настолько сложное явление, что рационально просчитать все его последствия и управлять им в соответствии со своими планами невозможно.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |