КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СОЦИАЛЬНЫХ 4 страница
* Дарендорф Р Элементы теории социального конфликта// СОЦИС. — 1994. — №5, с. 147. 202 В нашу задачу не входит подробное описание условий и технологий мирного разрешения конфликта. Опираясь на опыт и мнения социологов, мы хотели бы обратить внимание на то, что для компромиссного разрешения конфликта необходимы две основные фуппы условий: ценностные условия и институализация процесса предупреждения и разрешения конфликта (институализация конфликта). Первое, Если конфликтующие стороны считают высшей ценностью, приоритетом избежание острых форм разрешения конфликта: сохранение мира на земле, неприемлемость гражданской войны в обществе, процветание организации, единство семьи и т.д., — то, каким бы острым ни был конфликт, он, как правило, может избежать той формы, которая приводит к разрушительным последствиям. Как видим, и в этом-случае проблема конфликта, форм и методов разрешения связана с проблемой ценностей. Есть и другие ценностные условия: признание другой стороны правомочной, имеющей право на существование, отстаивание своих интересов. И вообще признание конфликта как такового. Пока не признано наличие конфликта (хотя бы одной из сторон), невозможно вести переговоры о его разрешении. Второе. Конкуренция, конфликты неизбежны. Это часть социальной жизни, которую также можно и нужно упорядочить, ин-ституализировать. Конкуренция должна протекать в рамках законов, правил конкурентной борьбы, которая направляет конкуренцию (политическую, экономическую, творческую) в определенное русло. Закон, корпоративные правила, инструкции должны пресекать попытки нечестной конкуренции, ведущей к перерастанию в конфликт. Что касается конфликтов внутри социальных систем (семьи, организации, общества и т.д.), то должны быть выработаны определенные процедуры, которые помогают их разрешению. Так, в некоторых семьях не принято вмешивать детей в конфликт родителей Или рассмотрим роль партий, парламента в упорядочивании общественно-политической борьбы в обществе. Наличие хорошо организованных партий позволяет рядовым членам общества, придерживающимся тех или иных взглядов на общественное устройство, проявлять несогласие с режимом, отдавая на выборах голоса той партии, которая этот протест наиболее точно сумела выразить. Вместо стихийных, неосознаваемых форм несогласия, протеста (которые зачастую заканчивались, как известно из истории, бунтами, восстаниями, крестьянскими войнами) формируется иной механизм выражения протеста, предъявления претензий. В тех странах, в которых успешно действует парламент, исчезают гражданские войны. Ибо парламентская форма борьбы, предпола- 203 тающая как заявления протеста, несогласия, требования изменений, так и союз фракций, блоки, переговоры, согласительные комиссии, компромиссы, позволяет социальным конфликтам найти конструктивную форму выражения и разрешения. По мнению Р. Дарендорфа, одним из важнейших обстоятельств, меняющих картину общественной жизни на Западе (ранее потрясаемом классовыми выступлениями рабочих), явилась институализация конфликтов между рабочими и предпринимателями, вызванных распределением прибыли и заработной платы. Была выработана система, элементами которой стали отраслевые профсоюзы, законодательство, государственная политика регулирования заработной платы и т.д. Другими элементами институализации конфликта являются законы о забастовках, устанавливающие сроки предупреждения о забастовке, процедуру согласительных комиссий и т.д. § 3. Формы социальных взаимодействий. Власть «Ассоциация — диссоциация» как основной тип социальных взаимодействий воплощается в конкретных формах интеракций. Рассмотрим наиболее важные из них, представив формы социальных взаимодействий в виде своеобразной цепочки, логика и последовательность которой в какой-то степени воспроизводит историю возникновения и развития основных форм социальных взаимодействий (рис. 1). При этом мы, как и другие исследователи этих проблем, будем частично основываться на классических положениях Э. Дюр-кгейма и идеях М. Вебера (в первую очередь о власти, ее легитимности и т.п.). На самых ранних этапах развития социума сотрудничество (I на рис. 1) между людьми носило достаточно широкий неспециализированный характер, чем-то напоминая взаимоотношения между соседями в современной деревне, где принят обмен продуктами в случае необходимости. Соседи равны, ни один из них не обладает монополией на какую-либо услугу, ресурс. По Э. Дюркгейму, подобные взаимоотношения характерны для обществ с относительно небольшими объемом и плотностью населения, ведущим натуральное хозяйство. Возникающие взаимодействия с другими носят спорадический и неспециализированный характер. Но уплотнение массы людей, порожденное ростом населения, неизбежно ведет к взаимодействию с нарастающим числом партнеров, которые предлагают широкий набор неспециализированных услуг. Возникает конкуренция (II) между теми, кто предлагает третьему одинаковые услуги. Обострение конкуренции чревато возникновением прямого противоборства, конфликтов между конкурентами. С целью снижения конкуренции и избежания разрушительных конфликтов развивается специализация предоставляемых услуг (не 204
г только материально-хозяйственных, но и интеллектуальных, обра-; зовательных, оборонно-силовых, управленчески-координационных, художественно-эстетических и др.), что приводит к социальному разделению труда. По выражению Э. Дюркгейма, «разделение труда есть борьба за существование, но оно представляет ее смягченную развязку. Благодаря ему соперники (конкуренты) не вынуждены истреблять друг друга, но могут сосуществовать бок о бок»*. Специализация, разделение труда закрепляется, утверждается, приобретает самовозобновляемый характер. Возникают специальности, профессии. Закрепленная специализация обеспечивает предсказуемость характера услуги, ее качества, количества, ее оплаты с учетом ценности и дефицитности предоставляемой специализированной услуги. Тем самым обеспечивается регулярность, возобнов-ляемость интеракций субъектов, предоставляющих специализированные услуги. Возникает социальная кооперация (III), особая форма сотрудничества, в основе которой — социальный обмен (чаще не непосредственно-двусторонний, а опосредованный, многоступенчатый) между субъектами, обменивающимися специализированными услугами. Специализируются все социально значимые услуги — от производства сельскохозяйственной продукции до оказания интеллектуальных, оборонно-силовых, управленчески-координационных услуг и т.д. Вместе с тем специализированные услуги начинают разделяться не только по конкретному содержанию, но и по ценности, дефицитности, рангу. Соответственно, социальная кооперация приобретает как горизонтальные измерения (IV), так и вертикальное (иерархическое — V, VI). В иерархических формах взаимодействий на одном полюсе находится благодетель, наставник, правитель, на другом — опекаемый, ученик, управляемый. Проанализируем иерархизированные формы взаимодействия. Как уже отмечалось, способность отдельных людей, групп предоставлять особо ценные, дефицитные услуги ведет к тому, что те, кому предоставляются эти услуги, вынуждены расплачиваться достаточно дорого: ува>кением, признанием особых заслуг и даже уступками, подчинением своим «благодетелям». Соответственно, главным проявлением иерархических взаимодействий является оказа-, ние одним из участников взаимодействия (предоставляющим осо-| бо важные услуги) воздействия на поведение другого. Сделаем одно уточнение. Мы рассматриваем иерархические вза-| имодействия (да и все формы взаимодействия), которые как бы! * Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии, с. 253.| 206 «рождаются» на наших глазах. Конечно, очень часто и сегодня происходит становление неформальных групп, завоевание человеком лидерства в силу особых способностей, связей, умений и т.д. Но основную роль играют другие формы иерархии, в которых исторически возникшее сегодня функционирует как уже ставшее, в «снятой» форме. Эти формы иерархической кооперации заранее оговорены должностью, рангом, степенью, званием и т.д., за которыми закреплены определенные функции, права, обязанности. Итак, основной признак иерархических взаимодействий — способность оказывать воздействие на поведение другого. В более слабом виде — это влияние (V), предполагающее учет (но не обязательно полное принятие) одним человеком мнения другого при выработке собственных решений на основе уважения, признания заслуг, ума, таланта, а значит, признания значимым для себя мнения этого человека, этой профессии, занимающего;ту должность (вспомним пример с профессором и уборщицей). Влияние — переходная к власти форма взаимодействия. С одной стороны, есть воздействие (и это роднит влияние и власть), а с другой стороны, не пастырь, а сама паства принимает решение о юм, прислушиваться ли к мнению «благодетеля». На наш взгляд, примером такой переходной иерархизированной формы взаимодействия является феномен морального авторитета известных писателей, общественных деятелей, научного авторитета крупных ученых — создателей известных научных школ. Ярким примером является влияние средств массовой информации, которые в силу огромных возможностей воздействия на слушателей получили название «четвертая власть». Конечно, здесь еще нет полного подчинения, принуждения Обязывающая сила уважения, престижа еще не гарантирует, что во всех случаях мнения морального, научного авторитета будут учтены. Но так или иначе влияние уже содержит намек на господство, подчинение. Высшая форма иерархизированных социальных взаимодействий — социальная власть (VI), не только политическая, но и власть родителей, начальника над подчиненными и т.д. Нас интересует прежде всего механизм фактической власти, т.е. власти, способной настоять на своем. Основой власти как формы взаимоотношений является такое средство обмена (вознаграждения), как уступка: получатель жизненно важной и дефицитной услуги (или надеющийся получить гакую услугу) обрекает себя на повиновение, т.е. на то, что его деятельность будут контролировать, координировать, программировать и преобразовывать. Наиболее точно определил это понятие М. Вебер, подчеркивавший, что власть означает способность настоять на своем даже при
наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта способ-' ность выражается. Иными словами, власть — это такое взаимоотношение, при котором один субъект способен тем или иным образом, вызвать в поведении других изменения (уступки), желательные для него, даже в тех случаях, когда этого не желают те, кто должен изменить свое поведение. Данное социологическое понимание власти фактически в тех или иных вариациях было воспринято всеми социологами, каждый из которых вносит новые нюансы, аспекты анализа власти как обязывающего воздействия на другого. Интересную и логически связанную с веберовской трактовку j власти как степени свободы («властителя») дает 3. Бауман, фикси- ! руя еще один аспект данного феномена. «Чем больше у человека власти, тем... большее количество решений может считаться для него реалистичным, тем шире круг целей, которые он может пре- < следовать вполне обоснованно, тем больше гарантий, что он полу-; чит (от тех, кто ему обязан уступить — подчиняться его воле. — А.Г.) то, чего хочет... Таким образом, власть заключается в способности пользоваться действиями других людей как средствами для j достижения собственных целей (курсив наш. —А.Э.)»*. Власть как процедура, как механизм взаимодействия — явление * сложное, многослойное. О том, что и как порождает такое вознаграждение, как уступка, \ мы говорили в § 1 данной главы. Но выявление причин готовности (вынужденной?) подчиненного идти на уступки позволяет осмыслить глубинный механизм власти, который, однако, еще не исчерпывает задачу постижения основных социологических ракурсов понимания власти. Власть — это форма социальных взаимодействий и в то же время инструмент, обеспечивающий упорядоченный характер этих взаимодействий. В последнем случае мы особо подчеркиваем главную социальную функцию власти. Власть имеет место именно в системах взаимодействий (в группах, партиях, организациях, обществе, наконец) прежде всего как решающий инструмент, обеспечиваю-' щий, гарантирующий соблюдение принятых правил игры, норм, координированность, соорганизованность, упорядоченность действий отдельных индивидов; инструмент — препятствующий произволу и анархии, которые способны разрушить системы взаимодействия, породить беспорядок, непредсказуемость. В этих целях-власть наделяется правом ограничения свободы действий отдельных индивидов, обладает силой принуждения. * Бауман 3. Мыслить социологически, с. 121, 122. 208 Вместе с тем власть — это сложный механизм социального взаимодействия. Он включает не только властные воздействия, волю, последовательность со стороны властителя, но и признание обоснованным доверия к властным действиям и ко всему порядку, системе отправления власти со стороны опекаемых. Социология делает особый акцент не на деятельности властителя, а на легитимности — массовой поддержке, признании власти опекаемыми. «Господство, то есть реальная способность подчинить себе других, покоится на готовности тех, кому приказывают, слушаться приказаний»*. Главное не столько и не только в том, почему люди борются за власть, упиваются властью (это как раз и понятно), а в том, почему люди подчиняются, исполняют распоряжения других — это и есть центральный пункт социологического анализа механизмов власти. Анализ власти как формы социального обмена способствует достаточно ясному пониманию природы легитимности, ее критериев: человек ожидает, что положительный эффект услуги, которую оказывает ему властитель, превысит те издержки, которые он несет, подчинясь распоряжениям властителя. На чем основано доверие подчиненных к властителю, что признается приемлемым, разумным во властных деяниях, до каких пределов власти позволительно вмешиваться в личную жизнь, приказывать, ошибаться, наконец? Это объясняется проблемой легитимности. М. Вебер выделил три разновидности «легитимных оснований господства»: харизматическое господство-подчинение; традиционное господство-подчинение; легальное господство-подчинение, — которые представляют собой вариант веберовского континуума мотивации социального действия (аффективное действие — традиционное действие — целерацио-нальное действие). Харизматическое господство-подчинение основано на эмоциональной, аффективной реакции поклонения особому дару лидера, вождя в силу его уникальных интеллектуальных, этических и других способностей и качеств. Люди подчиняются вождю не потому, что так принято, не потому, что этого требует закон, а потому, что они очарованы его обаянием. «Харизматическое господство основано на аффективной преданности вождю и на дарованной ему благодати (харизме). Харизму могут обеспечить магические способности, откровение, героические деяния, сила духа или зажигательность речи... Наиболее чистые типы — господство пророков, военных героев, великих демагогов. Тот, кто распоряжается, — вождь. Те, кто подчиняются, — «учени- Вебер М. Три типа господства, с. 185. 209 ки». Они подчиняются вождю исключительно на основании его небывалых свойств; не по своему уставному положению и не в силу традиционной почтительности*. Харизматически обоснованное господство-подчинение играет огромную роль в изменениях общества. Можно согласиться с П. Бергером: «возможность прорыва сквозь социально «принятый мир как данность», разработаны Вебером в тезисах харизмы... Несмотря на ясное понимание недолговечности харизмы, Вебер рассматривал ее как главную движущую силу истории... харизма несет в высшей степени страстный вызов или предопределение. Она заменяет старые смыслы новыми и радикально переопределяет основные посылки, касающиеся человеческого существования»**. Но харизма быстро увядает, поэтому она выступает как некая историческая увертюра, пусковой механизм установления новых социальных порядков, социальных нововведений. В любом обществе — основанном или на традиционной, или на рациональной мотивации социальных действий, — преодоление устоявшегося, привычного требует особых усилий, которые возможны лишь на основе особого эмоционального порыва, доверия, создающего не только рассудочное, но и чувственно практические основания для признания, легитимации нового, его утверждения на практике. Харизма нужна новому властителю, устанавливающему новые порядки, законы, уставы, иначе говоря, харизма является фактором преобразования. Если человек обладает харизмой, его господство (на производстве, в семье и т.д.) будет более эффективным, распоряжения будут обладать большей обязывающей силой, безотлагательностью. При отсутствии у начальника харизмы его подчиненные, ориентируясь на устав, конечно, будут исполнять свои обязанности, но, возможно, не с таким рвением, которое могло быть при наличии у него харизмы. Итак, харизма необходима для серьезных изменений социальных порядков, деятельности фирмы, кафедры и т.д. Для обеспечения же простого воспроизводства, функционирования общества, коллектива, предприятия харизма желательна, но не обязательна. Традиционное господство-подчинение основано на вере в священное происхождение существующих порядков. Человек покоряется властителю (государю, хозяину), его приказу, требованиям не потому, что тот имеет на это право по конституции, закону, договору найма и т.д., а потому; что так принято. Но и властители долж- * См.: Вебер М. Три типа государства//Двадцать два, № 72, июль—август, М 1990. ** Бергер П Приглашение в социологию, с. 118, 119. 210 ны отдавать лишь определенные, освященные традицией распоряжения, традиционно заботиться о своих подчиненных. Традиция достаточно надежно регулирует взаимоотношения между властителем и подчиненным (например, подчинение распоряжениям старшего в семье, традиционное подчинение аксакалу и т.д.)- Традици-: онный тип легитимности при всей своей недостаточно рациональ-| но-логической обоснованности, осмысленности обладает достаточно (сильными ресурсами принуждения. Легальное господство-подчинение, или господство на основании устава (договора, контракта, закона) осуществляется «в силу веры в обязательность легального установления власти, обоснованной рационально созданными правилами, т.е. ориентации на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляет современный государственный служащий и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении»*. На легальном господстве основаны современные государство, предприятие, фирма и т.д. Главный признак легальной легитимности — признание властных распоряжений разумными, обоснованными, так как они соответствуют установленным правилам, закону, другим рационально выверенным, оформленным установлениям. Закон, должность, контракт, соответствующие права и обязанности — вот что прежде всего регулирует взаимоотношения властителя и опекаемого в этом случае, а не поклонение, симпатия или традиция.
Власть осуществляется благодаря таким средствам, как авторитет и насилие (рис. 1, VI-1 и VI-2). Некоторые авторы, в том числе Ч. Миллс, утверждают, что существуют три, а не два основных средства осуществления власти. «Безусловно, — пишет он, — в наше время нет нужды доказывать, что насилие представляет собой «решающее» средство власти. Но мы далеко не всегда испытываем на себе насилие. Вместе с насилием нужно рассматривать и авторитет (власть, которой сознательно и добровольно подчиняются) и манипулирование (власть, о механизме действия которой подчиненные ничего не знают). Фактически, рассуждая о природе власти, мы должны постоянно различать эти три вида ее действия» сам Ч. Миллс не дает определение третьего средства — манипулирования, можно предположить, что речь идет об управлении людьми в выгодных для властителя целях, но неприемлемых для подчиненных и скрываемых от них. Манипуляция так или иначе подразумевает неискренность, обман, наличие тайного умысла. Но и ма- Вебер М Избранные произведения, с. 647. * Миллс Ч. Социологическое воображение. - М., 1998, с. 54. 211 нипулирование должно базироваться на способности власти хотя бы обманом подчинить людей, создать интригу. Иными словами, манипуляция — это не равноценное авторитету и насилию средство реализации власти, а скорее метод, форма использования этих средств. Авторитет как средство власти основан на признании подчиненными этой власти разумной, обоснованной, его использование предполагает уважение к власти, ее целям, методам реализации. При этом властный авторитет, хотя и имеет много общего с моральным авторитетом (о нем шла речь, когда мы анализировали влияние как форму социальных интеракций), качественно отличается от него по степени обязывающей, принуждающей силы. Властный авторитет повелевает, распоряжается со всей присущей принуждению силой и безапелляционностью, и у паствы нет выбора, выполнять или не выполнять эти распоряжения, основанные на авторитете. Чем же объясняется такая обязывающая сила авторитета? Она обусловлена легитимностью, признанием подчиненными власти обоснованной, разумной. Отец одним словом может остановить конфликт между детьми; король, чей сан освящен «божественным светом», одним взглядом подчинял себе непокорных вельмож (таков обычай); вождь, всего лишь произнеся зажигательную речь, мог повести в бой горстку плохо вооруженных, но ослепленных харизмой своего вождя бойцов; начальник письменным распоряжением увольняет одного человека, а другого повышает в должности — его распоряжение легально, оно регулируется законом, уставом, который вызывает уважение. Авторитет, позволяющий властителю без физического насилия распоряжаться людьми, незыблемо покоится на легитимности, признании власти — или по традиции священных, законных или основанных на эмоциональном поклонении — харизматических Авторитет может быть формальным (авторитет короля, начальника, родителя и т.д.) или неформальным — им в настоящее время обладают, как правило, харизматические лидеры. Примеры — Дэн Сяопин, который в последние десять лет своей жизни не занимал никакого поста, но сумел обеспечить модернизацию Китая, аятолла Хомейни, который в первые годы революции в Иране не занимал никакой должности, но властно определил путь развития исламской республики Иран. Второе средство власти — это насилие. Без права и возможности осуществлять насилие власть лишается одного из главных своих признаков — гарантии неодолимости своих распоряжений. Насилие может быть психологическим (постоянные придирки, гонения и др.), административно-юридическим (административные запре- 212 ты, взыскания, выговоры), физическим (физическое прямое применение силы или угроза применения силы). Существуют два варианта насилия: легитимное и нелегитимное. Легитимное насилие подразумевает применение силы (или предупреждение о возможном применении силы) к тем, кто нарушает закон, права людей, общественный порядок и т.д. Данный вид насилия одобряется, признается легитимным подавляющим большинством граждан (порой даже теми, кто нарушает закон). Нелегитимное насилие — это осуществление властью насилия в целях, не признаваемых большинством граждан обоснованными. Это могут быть отдельные легальные (законные) акции государства (типа наведения конституционного порядка в одной из областей, республик, страны), но не признаваемые обществом разумными (хотя в целом власть еще может признаваться легитимной). Это может быть деятельность всей власти, которая (независимо от того, пришла ли она к власти легально или путем незаконного захвата власти, а также оккупации) не воспринимается населением обоснованной, легитимной. В последних случаях любые распоряжения власти лишены возможности реализации на основе авторитета. Остается только одно — угроза силы или прямое применение силы. Как правило, рано или поздно нелегитимная власть разрушается. Но следует помнить, что долговечность нелегитимной власти зависит от многих условий, в том числе от позиции, энергии, активности населения. Если оно не проявляет организованности, активности с целью смены власти, возникает промежуточное состояние, которое может затянуться на долгие годы. Происходит привыкание к нелегитимной, малоавторитетной власти, сила которой лишь в готовности осуществить насилие или реально осуществляемом насилии. Поведение подчиненных в этой ситуации характеризуется нео-добряемым, но добровольным исполнением властных распоряжений, покорностью (формальной дисциплинированностью) власти. Это касается не только государства, но и учреждения, семьи и др. Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ: СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Глава IX. Социальные институты: сущность и социальные эффекты (последствия) § 1. Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы Социология — наука рациональная, лишенная мистики и чуждая фантастики, но чаще всего она призвана распознавать, объяснять чудеса, которыми наполнена социальная жизнь. Главное чудо, с которым мы имеем дело ежедневно, ежечасно, — это социальная машина, которая работает четко, буднично, надежно: в вузе нас учат, в библиотеке выдают нужные нам книги, на работе у нас есть надежные партнеры, с которыми мы взаимодействуем, и т.д. Главная загадка социальной жизни — это то, почему коллективные формы повседневной жизни, пронизывающие все важные стороны нашего бытия, обладают устойчивостью, способностью существовать десятилетия или даже столетия. Людей, создавших эти коллективные формы, давно уже нет, а их детище существует и функционирует. Как возможны социальные системы (системы социальных действий) в качестве самовозобновляющихся, четко функционирующих систем, действующих постоянно, как своеобразные заводы, машины? Стремление разгадать эту загадку приводит нас к проблеме институализации, т.е. установления («институт» в переводе с латыни означает установление), укоренения определенной процедуры социальных действий и взаимодействий, обеспечивающей самовозобновляющийся, прочный, четко налаженный характер процесса удовлетворения важнейших потребностей людей. Социальные институты — это великое социальное изобретение человека. Безопасность человека, его образование, здоровье, хозяйственная деятельность, отдых и т.д. — все эти явления, составляющие будничный, каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гаранти- 214 рованы от случайности, спорадичности. Институализированное противостоит хаотичному, нестабильному, неорганизованному. Рассматривая социальные связи, мы упомянули, что «человек тысячами невидимых нитей связан с людьми, обществом». Продолжая эту аналогию, можно сказать, что социальные институты в системе социальных связей — наиболее крепкие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее будничную жизнеспособность. Именно институциональный, т.е. утвердившийся, отлаженный и регулярный, аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности. И это понятно — ведь ведущую роль в жизни людей играют не случайные, не спорадически возникающие, а постоянные, предсказуемые, надежные взаимодействия. Именно в этих связях правила игры, нормы поведения становятся для нас главными, которым мы готовы подчиниться, которые готовы воспринять как обязательное, предпочтительное. В связи с этим для социологии институты — один из важнейших объектов анализа, а объяснение функционирования институтов представляет собой, образно говоря, ядро социологии. Не случайно и Г. Спенсер, и Э. Дюркгейм, и почти все другие социологи считают социальные институты фабрикой социального. Соответственно, особое внимание современная социология уделяет проблеме институтов. Те научные школы, течения, которые не придавали большого значения институализации, крайне абстрактно, а потому во многом неубедительно объясняют механизмы социальной жизни.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |