Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействия: формы, типы и принципы регуляции




Социальное действие — это самый элементарный узел социаль­ной действительности. Но для всех очевидно, что сама социальная жизнь — это взаимодействие, интеграция людей. Каковы же сцеп­ления между людьми, как, по каким принципам люди с друг дру­гом входят в связь?

Глава VII. Социальные взаимодействия:

их разновидности и принципы регуляции

§ 1. Социальная связь

Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек множе­ством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социальных взаимоотношений для человека одни из этих вза­имоотношений более, другие менее значимы; в одной системе от­ношений сбой, проблемы, конфликты могут отразиться на всей последующей жизни, а в другой — могут остаться не более чем неприятным эпизодом. Различаются ли социальные связи между собой? Почему отдельные социальные связи играют в нашей жиз­ни решающую роль?

Попробуем ответить на эти вопросы.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ Субъекты (единичные Деятели или коллек-СОЦИАЛЬНОЙ связи тивный субъект) вступают в социальную связь, так как зависят друг от друга в про­цессе удовлетворения различных потребностей, реализации жиз­ненных целей и установок. Этот первичный элемент социальных взаимоотношений примитивно можно выразить следующим обра­зом: «Я завишу от него в тех случаях, когда конкретные предметы, ценности, условия, которые требуются мне, находятся в его рас­поряжении» (речь может идти как о материальных, так и о мораль-

165


ных ценностях — например, желание получить признание, одобре­ние, поддержку и т.д.).

Зависимость может быть элементарной, непосредственной за­висимостью от своего товарища, брата, коллеги или сложной, опос­редованной — например, зависимость жизни индивида от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества. Существуют зависимости между различными общностями людей (например, между работниками умственного труда и работниками физическо­го труда).

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно по причине наличия зависимостей между людьми, кото­рые и создают предпосылки взаимодействия людей. Именно пред­посылки, но не более.

Поясним на примере. Предположим, в разных концах страны дей­ствуют два завода. Один из них выпускает продукцию, которая не может найти спроса, и, естественно, терпит убытки. Другому очень нужна эта продукция для выпуска своих изделий, он готов за нее заплатить, но не может найти поставщика. Зависимость этих двух заводов друг от друга налицо. Но есть ли между ними связь? Она будет налажена лишь в том случае, если руководство заводов су­меет наладить прямое (или опосредованное — через посредников, биржу) взаимодействие друг с другом.

Следовательно, связь есть не что иное, как взаимная зависи­мость, реализованная посредством взаимонаправленных социальных действий, т.е. взаимных осознанных действий с взаимными ориента-циями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. Связь всегда взаимна, налична и осуществляема (хотя бы в воображении). В отличие от социального действия, кото­рое представляет собой отдельный, ориентированный «на другого» акт, социальная связь — это взаимонаправленный процесс обмена социальными действиями между индивидами, двумя и более, вклю­чая и ответную реакцию партнера.

Основными элементами социальной связи независимо от ее формы являются:

1) субъекты связи (ими может быть любое количество людей);

2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

3) механизм сознательного регулирования взаимоотношений
между субъектами (назовем это пока «правилами игры». Под­
робнее механизмы регулирования будут рассмотрены поз­
же).

Все эти элементы тесно связаны, скоординированы друг с дру­гом. Так, изменение числа участников связи может отразиться на характере регламентации. Хозяйственные связи между соседями вполне могут регулироваться на основе моральных принципов доб-

166



рососедства, симпатии (антипатии), прямого товарного обмена, а хозяйственные связи между соседними заводами, скорее всего, будут носить опосредованный характер, и их главным регулятором ста­нут деньги, хозяйственные законы и т.д.

Важно учитывать и предмет связи. Так, если речь идет о связи между военнослужащими, т.е. предметом связи является вооружен­ная защита страны, регламентация связи будет носить жесткий ко­мандно-распорядительный характер. Иная регламентация взаимо­отношений в сфере научной деятельности, где ощутимая степень свободы, дискуссия становятся необходимыми элементами орга­низации социальных взаимоотношений.

Сказывается на регламентации, регулировании социальной свя­зи и ее устойчивость (с соседом по купе вы будете себя вести ина­че, чем с соседом по дому, с котЪрым еще долго будете жить бок о бок, — проявится другая степень обязательности, ответственнос­ти, искренности).

Еще одно важное обстоятельство влияет на характер взаимосвя­зи — ее формальный или неформальный характер. Неформальная связь ученых, как правило, не признает субординации — здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли; формальная связь, т.е. связь, устанавливаемая в рамках научных учреждений, кафедр, требует соблюдения субор­динации и т.д.

Особое значение имеет различение непосредственных и опосре­дованных связей. В ходе непосредственных связей контакты уста­навливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. По мере развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большую роль в жизни ин­дивида начинают играют опосредованные связи. При этом зависи­мость и связь между людьми не исчезает, но увеличивается коли­чество посредников,, ступеней, через которые она должна прой­ти, и связь теряет специфические индивидуальные особенности. Подобная деиндивидуализация и создает иллюзию того, что вся сеть социальных отношений существует независимо от воли, же­лания простых людей.

Число «этажей» опосредования столь велико, что трудно назвать ступени, через которые должна пройти связь между, предположим, президентом страны и работницей молочно-товарной фермы в да­леком уральском селе, между конкретным пенсионером и деятель­ностью всей экономики и т.д. Социальная связь, хотя и опосредо­ванно, существует и в этом случае. Но как может регулировать свои отношения с дояркой президент, который ее никогда не видел и, скорее всего, не увидит? Проблема регулирования опосредованных связей будет рассмотрена в дальнейшем.



Связь может прекратиться в силу нескольких причин:

1) изменение или утрата предмета связи.

У одного из оборонных заводов была налажена четкая, хорошо отрегулированная связь с потребителями — государственными орга­низациями. Наличие этой связи придавало уверенность, устойчи­вость заводу. С наступлением конверсии положение резко измени­лось. Заказчик отказался от закупок. Предмет зависимости исчез, прекратилась и связь, на которую ориентировался завод;

2) сохранение предмета связи, но несогласие одного участника
(или обоих участников) связи с принципами ее регулирования.

Один из участников склонен выбрать себе другого партнера, взаимоотношения с которым принесут больший эффект. Прежние партнеры или пытаются найти взаимоприемлемый вариант регули­рования отношений, или расторгают связь.

Иногда субъекты связи неудовлетворены принципами ее регу­лирования, но не могут ее расторгнуть, ибо предмет связи оказы­вается неделимым. Возникает конфликт — один из типов взаимо­действий между социальными субъектами (это будет рассмотрено в следующей главе).

РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Социальная связь может иметь вид или социаль­ного контакта, или социального взаимодействия. Мы ежедневно вступаем в бесчисленное мно­жество социальных контактов: у случайного про­хожего узнаем, как найти нужную нам улицу, у киоскера покупаем газету и т.д. Контакты могут быть единичными (например, контакт с прохожим) и регулярными (например, ежедневный социальный контакт с гардеробщицей предприятия, в котором вы работаете).

При всем многообразии все социальные контакты имеют общие черты: поверхностный, мимолетный характер (не эта гардеробщи­ца, так другая вас обслужит) и, главное, отсутствие системы со­пряженных действий партнеров по отношению друг к другу. Соци­альный контакт — это единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный конкретный кон­такт. Несмотря на все многообразие и бесчисленное множество кон­тактов, в которые мы ежедневно вступаем, не они составляют ве­дущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент.

Ведущее значение имеет социальное взаимодействие — система­тические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне опре­деленную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействую­щего. Речь идет об обмене действиями, точнее даже системами дей­ствий, которые взаимно сопряжены. Именно сопряженность систем

168





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.