КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СОЦИАЛЬНЫЕ 2 страница
Поэтому для традиционной мотивации затруднено восприятие нового, характерны консерватизм как идей, так и норм, на основе которых организуется система социальных взаимодействий, что ведет к консервации социальных порядков. Власть в таком обществе осуществляется на основе пиетета, наследуемого из поколения в поколение. Содержание распоряжений властелина также определяется традицией, которая налагает обязанности и на господина, и на его подданных. «Если господа неосторожно ее нарушают, их господство находится под угрозой. Правовые новшества, расходящиеся с традиционными нормами, принципиально не возможны... Однако в тех случаях, когда традиционные нормы не работают... гос- 150 подин действует по собственному произволу, то есть по настроению, капризу, личным склонностям»*. Соответственно, в социальной жизни царят «священная» традиция и произвол. А это, в свою очередь, заставляет простолюдина опасаться всего необычного и еще более ревностно сохранять верность привычному, традиционному. Конечно, нельзя упрощать проблему, абсолютизируя консерватизм, невосприимчивость нового в традиционном обществе. Источником изменений в социальной жизни (и не только традиционного общества) становится, в том числе, харизма вождя, лидера, который предлагает что-то новое, небывалое, непривычное. Эмоциональное, аффективное поклонение особому дару, благодати вождя преодолевает (на время) привычку жить так, как принято издавна. Но «харизматическое» господство — это отношения, имеющие сугубо личную и нерутинную окраску. Когда эти отношения длятся долго, то в поздней стадии харизма как бы истощается... возникает тенденция к рутинизации (опривычива-нию, укоренению — А.Э.) харизмы (порядков, которые введены благодаря харизме — А.Э.). Устанавливается авторитет прецедентов**. В результате вновь все возвращается на круги своя, устанавливается порядок, базирующийся на новой укоренившейся привычке, которая была привнесена благодаря харизме инноватора. Понятие «традиционное общество» охватывает огромную историческую эпоху — от (условно) патриархально-родового общества с господствующим мифологическим сознанием до (так же условно) окончания феодального периода, для которого были характерными господство натурального хозяйства, деление общества на сословия с их привилегиями, с достаточно жесткими, в том числе юридическими, межсословными перегородками, монархическая наследственная власть. Согласно М. Веберу, особое значение имеет мир рациональных действий, в котором господствуют не чувства родства, общины, традиции (как в традиционном «сельском» укладе жизни), а внутренняя убежденность в принятых ценностях, принципах и расчет, взвешивание убытка и прибыли — это становится возможным в городской системе социальных взаимосвязей, в которой люди, как правило, не имеют с большинством своих партнеров родственных связей и живут за счет продажи своих изделий на рынке. Формируется новый тип социальной реальности: помимо ценностно-рациональных действий все большее значение начинает приобретать ори- * Вебер М. Три типа господства//Двадцать два: М — Иерусалим, 1990. — № 72, июль—август. ** Там же, с 190, 192 151 ентация, признающая за человеком право (и обязывающая его к этому) действовать во имя жизненной цели, быть свободным и независимым в своей жизни, надеяться на свои знания, умения, отвечать за свои поступки, получать по заслугам, достижениям. Это мотивация по-иному организует социальную реальность, придает ей иные черты. Данный тип общества принято называть современным (модерным) или индустриальным обществом. На основе такой рациональной мотивации, корни которой в протестантизме, формируется тот тип капитализма, который возник в Европе в XVI — XVIII вв. Вне определенного типа «ориентации на другого», типа социального действия, нет европейского капитализма. Хотя капитализм с другими типами взаимосвязей между людьми возник гораздо раньше и в различных странах: предприятия, имеющие целью извлечение максимальной прибыли и всемерное увеличение капитала, имелись даже во времена поздней античности в Древнем Риме, Древнем Китае, Древней Индии и даже Вавилоне. Отсюда следует вывод о существовании не одного, а нескольких видов капитализма, существенно отличающихся друг от друга, — это, по определению М. Вебера, «авантюрный капитализм» (мы называем его сегодня «криминально-мафиозным»), «ростовщически-посреднический» (купля-продажа самих денег, напоминающий наш банковский капитализм, который играл с народом, создавая пирамиду государственных краткосрочных финансовых обязательств, но не вкладывая средства в производство), «бюрократически-чиновнический» (создание крупных капиталов с помощью различных способов использования финансовых средств, номинальным собственником которых является государство, олицетворяемое верховной властью, — наподобие наших «олигархов») и т.д. Однако все эти типы «капиталистической деятельности» обладают общей особенностью, отличающей их от того типа капитализма, который, согласно Веберу, мог возникнуть (или мог быть изобретен) лишь в Европе и только в XVI — XVII вв.* Европейский капитализм отличается от иных видов продуктивностью, стремлением извлечь прибыль путем создания промышленных предприятий, ориентированных на массовое производство товаров, необходимых всему населению страны. Иные формы капитализма могут остаться в сфере распределения и перераспределения уже добытой продукции. Причем М. Вебер специально подчеркивает, что этот тип капитализма возник не потому, что лишь к этому времени произошло, в частности, накопление капитала — это происходило и раньше и в других странах (например, богатые восточные купцы давали в рост деньги королям, царям, султанам). Именно Реформация обеспечила появление совершенно нового типа «капиталистической деятельности», который возможен, как утверждал Вебер, возражая полумарксисту Зом-барту, «не от притока новых денег, а от внедрения нового духа»**. * См.: Давыдов Ю.Н. Особенности методологического кризиса в исторической науке// Вопросы истории. — 1994. — № 6. с. 60. ** Там же 152 Проведенный М. Вебером анализ обусловленности типа капиталистической деятельности типом социальных действий в обществе, организации социальной реальности не теряет своей научной и практической актуальности. Согласитесь, что архаические типы капитализма, о которых говорит М. Вебер, поразительно напоминают бизнес в современной России. Фундаментальная причина подобного состояния российского капитализма в ракурсе веберовского подхода становится понятной: она в мотивации каждодневной предпринимательской деятельности, характере социальных действий, «ориентации на другого» типичных для современного российского общества. Итак, главное в учении М. Вебера о мотивации социальных действий — это идея о ее нарастающей рационализации, которая во многом достигается путем рационализации в том числе религии (см. об этом в разделе VI), являющейся источником формирования мотивации единичных людей, их «рутинных», повседневных социальных действий. По мере утверждения все более рациональных критериев система действия приобретает все большую гибкость, способность к изменению и восприимчивости к новому. Вместе с тем нельзя не отметить следующее. Критерий рационализма не в полной мере может быть отнесен к числу социальных, т.е. раскрывающих особенность собственно социальной ориентации на другого. Он скорее носит познавательно-интеллектуальный характер. И это следует иметь в виду. В результате, хотя сам М. Вебер уделял огромное значение ценностям, определяющим смысл социальных действий, в его критериях типологии социального действия именно содержательная сторона «ориентации на другого» не нашла достаточно полного выражения. И еще на одно обстоятельство мы хотели бы обратить внимание. Акцентировав внимание на проблеме рационализма, М. Вебер волей-неволей построил европоцентристскую систему типов социальных действий и, соответственно, типов организации социальной жизни. Ведь приоритет рационального есть специфика западноевропейской цивилизации. Можно ли по этому критерию оценивать социальную действительность, формирующуюся на Востоке, где приоритет отдан чувственно-практическому и, соответственно, мотивации, нормы поведения в меньшей степени базируются на рационально-теоретических доводах? На это, в частности, обращают внимание ряд исследователей. Так, А.А. Ицхокин указывает на то, что современная социальная наука в ее «систематической» части, и прежде всего теоретическая социология, есть максимально концентрированное и догматическое выражение западной и только западной мировоззренческой парадигмы, и считает, что «нужна теория, в рамках которой «нормальны» обе модели миропорядка»*. Не * Ицхокин А.А Релятивистская теория социальной ценности и «свободная от ценности» теория социальной организации//Социологический журнал. — 1995. — № 3, с. 100, 101; см также: Ицхокин А А. О системной природе дилеммы «Восток — Запад»//Социологические исследования. — 1992 — № 8 153 является ли некоторая европоцентричность проблемой всей социологической науки, ее теоретических моделей? Удалось ли социологии добиться «общезначимости» своих подходов, принципов организации социальной жизни? § 4. Типовые переменные Т. Парсонса: к универсалистски-достиженческому обществу Достаточно комплексную и емкую систему критериев социальных действий, их мотиваций предложил классик мировой социологии Т. Парсонс, который, по его собственному признанию, разрабатывая типовые переменные ценностных ориентации действий, обобщил идеи своих ранее упомянутых предшественников*. К сожалению, в отечественной социологии идея Т. Парсонса (на наш взгляд, наиболее в содержательном отношении плодотворная из всех его гипотез, теоретических схем) не получила серьезного осмысления. Между тем сам Т. Парсонс утверждает: «Я думаю, что самой важной нитью, поддерживающей преемственность в моей научно-теоретической деятельности, была так называемая схема переменных образцов ценностной ориентации, которая выступала в качестве главного теоретического каркаса для анализа социальных систем»**. В науке принят термин «типовые переменные социального действия», которые позволяют вскрыть (под определенным углом зрения, конечно) существенные, содержательные характеристики мотивов, имеющих принципиальное, фундаментальное значение для понимания организации социальной жизни у того или иного народа, позволяют уловить сущность социально-исторической реальности в ту или иную эпоху. Основу этой системы мотивационных показателей составляет анализ способов ориентации Актора на другого: на что (какие свойства, принципы, критерии) он ориентируется, строя свои отношения с другими (в ситуациях, требующих выбора). Эти способы представлены как альтернативы. Соответственно, система данных альтернатив позволяет не только более многосторонне охватить единичное действие Актора, но и глубже уяснить специфику организации социальной жизни. Эти пары характеризуют возможности альтернативы: 1) ориентация индивида при оценке поведения другого на какое-то общее универсальное правило или на некие партикулярные (частные, обособленные, неофициальные, субъективно-произвольные) критерии, являющиеся неким исключением из этих общих правил («универсализм — партикуляризм»); * См: Парсонс Т. Система современных обществ — М., 1997, с 210, 227. ** Там же, с. 227, 229. 154 2) ориентация индивида при оценке поведения другого на дос 3) ориентация Актора в своих действиях на личную выгоду, лич 4) принятие Актором на себя широких (диффузных) обязаннос 5) использование Актором в своих действиях по отношению к Достаточно скрупулезно выделенные Т. Парсонсом основные альтернативы (в реальной жизни их гораздо больше) свидетельствуют о предельной многомерности мотивации конкретного социального действия. Представим, что молодой талантливый ученый обратился к директору своего НИИ с просьбой выделить ему средства для продолжения перспективных исследований. Сегодня финансирование науки резко ограничено. На всех денег не хватает. Нужен выбор. Как будет рассуждать директор? Из каких критериев, аргументов будет исходить? «Да, у данного ученого неплохие показатели в разработке крайне нужной темы (достиженческие критерии), и по всем общим правилам именно его следовало бы поддержать (критерий универсализма). Но вышестоящий руководитель просил выделить средства на проект, разрабатываемый его сыном (аскриптивный критерий), который работает в этом же институте и у которого, если судить по общим правилам, мало шансов получить без директорской поддержки эти средства (партикуляризм). А мне очень нужна поддержка этого руководителя в ходе выборов в академики («ориентация на себя»). Да и молод этот «гений» (аскриптивный критерий), дерзок, независим, поэтому не очень мне симпатичен (аффективный критерий). Но все-таки, может быть, не стоит обращать внимание на личную неприязнь, обиду, возраст, другие «нюансы», если эти исследования наверняка принесут успех, весомый результат («ориентация на достижения»)? Какие из этих ориентации возьмут верх? Каждая из предложенных альтернатив, как видим, вносит свою лепту в выбор мотива. 155 Борьба мотивов — так называют социологи ситуацию, аналогичную этой, — порождает довольно мучительные, чаще всего невидимые со стороны, внутренние переживания. На выбор Актором конкретного варианта мотивации влияет ряд обстоятельств: ситуация, собственная нравственная культура и, что самое главное, принятая в данном институте (или еще шире — в данном обществе) система ценностей, приоритетов. Последнее обстоятельство во многом определяет (предопределяет) наиболее вероятный, типичный для данной системы социальных взаимодействий выбор. Временно отклонимся от темы, чтобы сделать некоторые уточнения, разъяснения. Первое. «Аскриптивность — достиженчество», как и «универсализм — партикуляризм», — это крайние позиции различных векторов социального континуума. Они имеют множество промежуточных форм, исторических вариаций. В своей крайней, исторически ранней форме аскриптивность проявляется в предпочтении, которое отдается родственнику, соседу, земляку, человеку той же национальности и т.д. В процессе социального развития возникают иные варианты ас-криптивности: предоставление привилегий, наследуемых детьми (сословная организация общества, престолонаследие монаршей власти и т.д.). Аскриптивность приобретает все более яркий оттенок, который и ранее в ней присутствовал, — оттенок «близости к тебе, верности», предоставление привилегий людям, продемонстрировавшим личную преданность (принцип личного служения), и др. Приобретают новый оттенок и вариации проявления аскрип-тивности: ориентация на связи, кумовство, а не на способности, квалификацию. Современные вариации аскриптивности препятствуют успеху дела, достижениям — это подбор и выдвижение кадров по критериям не профессионализма, а личной преданности, родственных, дружеских связей, стремление окружить себя не профессионалами, а верными «слугами». Часто употребляемое ныне слово «команда» в одном обществе воспринимается как группа проверенных в деле, морально честных и порядочных профессионалов, а в другом — как несколько особо доверенных людей, которые не выдадут, которые служат не делу, а «хозяину», которые дружат домами и т.д. Универсализм прежде всего предполагает применение единого (универсального) критерия при оценке деятельности любого человека, при его нравственной (все должны быть честными, порядочными) и юридически-правовой оценке (все должны подчиняться закону и нести одинаковую ответственность). 156 В современной жизни партикуляризм проявляется в наличии двойной морали (к подчиненным одни требования, к начальнику — другие), в предоставлении исключений, привилегий, эксклюзивных прав своим приближенным и т.д. Аскриптивность тесно связана с партикуляризмом. Соответственно универсализм чаще всего тяготеет к ориентации на достижения. Второе. Сами по себе альтернативы нейтральны, ни один из ■)тих вариантов не является безусловно хорошим или безусловно плохим — все зависит от конкретных условий, ситуации. Так, есть обоснованный партикуляризм — предоставление льгот инвалидам, ветеранам, пенсионерам. Ориентация на такие аск-риптивные свойства, как детский или, наоборот, преклонный возраст партнера, плохое состояние его здоровья, является безус-иовным основанием для социальной поддержки больных, инвалидов, детей, молодежи, стариков, предоставления им социальных льгот. Поэтому абсолютизация универсалистски-достиженческих критериев, полное пренебрежение аскриптивными началами мо-1 ут стать причинами цинизма и «бездушия» общества. В то же время безусловного порицания заслуживает практика, когда аскрип-гивные свойства (близкий родственник, знакомый) становятся основанием для приема на работу, выдвижения на ответственный пост и т.д. Не может быть однозначно положительно или негативно оценена и ориентация на достижение. Конечно, исторически именно данная ориентация в своей неотвратимости оказалась способной уничтожить кровно-родственные, клановые предрассудки. В центре ее находится индивид, способный и желающий достигнуть в жизни многого своими руками. Идеологическое выражение дости-женческой ориентации приобрело в США статус «американской мечты». Т. Парсонс, пытаясь найти «господствующую ценность», которая могла бы рассматриваться в качестве идейно-нравственной основы существующей социальной системы, указывал (как и многие другие -социологи, политологи, философы, журналисты, политики) на стремление к достижению успеха. Американская культура характеризуется упором на достижение личного успеха. В США стал традиционным и приобрел большую популярность и идеологическую значимость образ-символ «человека, сделавшего самого себя». Но подобная ориентация таит и серьезные нравственные и социальные негативные последствия. Так, М. Мид, известный американский социальный антрополог, после многолетних исследований пришла к выводу, что стыд, пожалуй, сильнее всего ощущается в связи с неудачей... родителей, которые не преуспели. Жизненная неудача осуждается нами как не- простительный грех. Осуждение этого «греха» у нас сильнее, чем осуждение нарушения десяти заповедей. Неудача становится безжалостным социальным прессом. Конечно, американское общество оказывает разностороннюю поддержку тем, кто аскриптивно не может достигнуть равного с другими успеха — инвалидам, больным и т.д. Но вместе с тем осуждение жизненной неудачи очень ощутимо давит на человека. Страх получить «клеймо» неудачника становится одной из наиболее распространенных причин девиантного (отклоняющегося) поведения, в том числе преступности. Автор одной из самых известных концепций девиантного поведения Р. Мертон считает, что причиной девиации является расхождение между навязываемой обществом цели достижения личного успеха и тех возможностей, средств, которыми могут воспользоваться люди различных слоев общества. Моральный мандат на достижение успеха осуществляет давление, принуждающее к тому, чтобы всячески добиваться успеха, побуждает к использованию не только честных, но, если необходимо, и нечестных средств*. Или другой пример. Патернализм, безусловно, является вариацией кровно-родственной аскриптивности по отношению к тем, кто служит тебе верой и правдой. На нем, в частности, организовано (и достаточно эффективно) производство в Японии. Патернализм рождает во многом бескорыстную заинтересованность хозяина в благополучии своих работников и заинтересованность работников в успехах хозяина. Не патернализмом ли объясняется японское качество, для достижения которого, как показал опыт, необходимы особая моральная ответственность, чувство профессионального или иного долга? Этот пример не только еще раз подтверждает идеологическую нейтральность рассматриваемых критериев, но и свидетельствует об относительности дихотомии, противопоставления аскриптивности и достижения. В определенных ситуациях ориентация на аск-риптивность является достаточно приемлемым средством для получения высоких достижений. Опыт Японии позволяет выдвинуть предположение, что клановость, общинность подчас могут удачно соответствовать требованиям достиженческой ориентации. Тем самым эффективная адаптация аскриптивных форм к индустриальному и постиндустриальному развитию позволяет предположить, что в некоторых ситуациях и некоторых культурах аскрип-тивность и достиженчество могут дополнять друг друга. То же касается и альтернативы «эффективность — аффективная нейтральность». Казалось бы, желательно, чтобы Актор принимал решения аффективно нейтрально. Но зачастую чувства (гордость за * См. подробнее1 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура// СОЦИС. — 1992. — № 2—4 158 свою профессию, чувство долга, призвания и. др.), т.е. аффекты, становятся основой высокозначимых действий подлинных профессионалов. Включая в систему альтернатив пару «эффективность — аффективная нейтральность», Т. Парсонс, по его собственному признанию, руководствовался стремлением оценить профессиональную ориентацию, которая была бы «незаинтересованной», бескорыстной (исключающей, например, рациональные расчеты врача относительно богатства пациента), желанием уместить в «одной аналитической схеме» и рационализм, и свойственные человеку нерациональные эмоции или аффект*. Идеологическую нейтральность этой альтернативы следует рассматривать и в более широком контексте. Так, известно, что у народов Востока считается приоритетным эмоционально-чувственное отношение к объекту. Это отнюдь не значит, что Восток лишен рационализма, однако он не является приоритетным. И подобное отношение к объекту в реальной практике нередко может быть более эффективным, целесообразным (пример, приведенный Т. Парсонсом, — тому подтверждение). * * * Вернемся к директору НИИ. Мы оставили его в раздумьях. Если для него важнее всего достиженческие и универсальные характеристики, то способный (хотя и не очень симпатичный директору) молодой ученый может надеяться на поддержку. Более того, все работники этого НИИ будут ориентированы на развитие своих профессиональных качеств, стремясь завоевать признание среди коллег, руководства благодаря не знакомствам, подхалимажу, а своим профессиональным успехам. Иначе говоря, утверждение дости-женческих и универсалистских критериев стимулирует профессиональную активность, инициативу, уверенность в наличии равных универсальных условий. Если же в данном НИИ (или более широко — в обществе) процветает кумовство, отсутствуют единые универсальные требования, то такой нравственный климат вряд ли будет способствовать росту профессиональной активности и инициативы... Подобные выводы вполне правомерны применительно и ко всему оба1еству. Тем самым мы получаем возможность начать анализ типов социально-исторической реальности на основе переменной мотивации социального действия Т. Парсонса. Определяющими, решающими для выявления собственно социального содержания действий Т. Парсонс считал первые две из перечисленных альтернатив: «универсализм — партикуляризм»; «достижения — приписывания». Именно их вариации и сочетания позволяют вскрыть наиболее важные черты организации социальной жизни на том или ином историческом отрезке времени. * Парсонс Т. Система современных обществ, с. 227, 228. 159 В качестве базовых имеются два типа социально-исторической реальности. Первый тип характеризуется доминированием партикуляристс-ки-аскриптивной мотивации социальных действий. Это, как правило (по европейским меркам), традиционное общество (родовая община, раннефеодальное общество и т.п.). В центре ее биологическая (кровно-родственная) и территориальная связь (совместное проживание родовой общины). Ведущая ориентация — принадлежность человека к группе «своих» людей (а не его навыки, умения) и, соответственно, различные требования к «своим» и к чужакам. Второй (идеальный) тип социально-исторической реальности характеризуется доминированием «универсализма» и «достижения». Это, по мнению Т. Парсонса, характерно для организации социальной жизни в современных западных странах. Этот тип социально-исторической реальности формируется на основе признания всеобщего значения этических ценностей (христианства). Данные ценности и, что не менее важно, закон имеют универсальный характер, любые проявления партикуляризма, как правило, исключаются, и никто на них, как правило, не рассчитывает. Этический и правовой универсализм тесно связан с достижен-ческой ориентацией, которая формирует деловитость, инициативность, надежду на собственные силы, успех, а с другой стороны, уважение к людям, проявляющим инициативу, их поддержку или (по крайней мере) толерантное к ним отношение. Формируется здоровый индивидуализм (расчет на собственные силы, личная ответственность за себя, отсутствие социального иждивенчества). Утверждается идеология хшзненного успеха. Но достиженческая ориентация должна быть вписана в рамки строгих морально-этических и правовых норм, приоритетов в целях предотвращения игнорирования интересов других, проявления открытого воинствующего эгоизма. Партикуляристско-аскриптивная мотивация не исчезает, но об- \ ласть ее распространения резко сужается, она вытесняется в сферу] малой семьи (значения более широких структур родства приобре- : тают преимущественно символический характер), проявляется в социальной благотворительности. Рассмотренные два базовых типа социально-исторической реальности — это идеальные типы, в которых сконцентрированы лишь наиболее важные переменные, признаки. В реальной социальной жизни они наполняются многими новыми краскам и оттенками, существуют как в более совершенных, так и в переходных формах. 160 Как видим, по мнению Т. Парсонса, партикуляризм и аскрип-гивность представляют собой архаичные, а достиженчество и универсализм — более развитые, современные (модерные) способы «ориентации на другого». Но реальная жизнь намного противоречивее, чем идеальные схемы, которыми пользуется ученый. И еще несколько слов. Аскриптивно-партикуляристский тип социальных действий и соответствующая организация общественной жизни в наибольшей мере характерна для традиционного общества как на Востоке, так и на Западе, т.е. характерна для всех стран на определенной ступени их развития. Вот почему не совсем правы те, кто приписывают черты традиционного общества (общинность, к примеру) только Востоку. Это общечеловеческая форма исторического развития организации социальной жизни. В странах Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, Латинской Америки она сохранилась, но надолго ли — это еще вопрос. Некоторые элементы аскриптивности эффективно приспосабливаются (по крайней мере пока) к новым условиям и развиваются (например, патернализм в японском обществе). Однако во многих странах на фоне современных промышленных технологий зримо проявляются клановость, отсутствие универсализма в применении закона, льготы, исключения для приближенных к власть предержащим, подбор и выдвижение кадров не по профессиональным и деловым качествам, а по степени знакомства, родства, личной преданности и т.д. Каково же российское общество с этой точки зрения? Однозначно ответить крайне сложно. В проведенном нами социологическом исследовании «Московский студент: проблемы и настроения» (опрошено более 1300 студентов 2-х и 4-х курсов всех типов вузов Москвы) изучалась, в частности, мотивация учебной деятельности студентов. Базовым был вопрос: «Что, по вашему мнению, более всего необходимо сегодня молодому человеку для жизненного успеха? Подчеркните не более трех ответов». Ответы представлены в табл. 1.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |