КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исходные элементы социальной жизни 3 страница
Собственно «социальное» в ваших действиях, как мы видим, принимает вид договоренностей, правил, обязательств, ожиданий (наказания или поощрения), как бы в виде образов, символов, оно скрыто от глаз. Напомним о «магнитном поле» взаимных обязательств, прогнозов, которое возникает благодаря «ожиданию ожидания ожидания», о чем мы говорили ранее, подчеркивая особенности социальной регуляции. Это «магнитное поле» мы не можем увидеть, но постоянно ощущаем, оно заставляет нас действовать, радоваться или гневаться. Конечно, социальные действия различаются по степени (высокая или низкая), форме (непосредственная или опосредованная), «отягощенное™» материальной составляющей. В этом смысле не вызывают сомнений материальная «отягощенность» уборки квартиры с целью помочь родителям, применение силы с целью наведения общественного порядка, материальная помощь, плата за услугу. Но значительное количество социальных действий, играющих огромное значение в установлении успешных и эффективных взаимодействий между людьми, в смысле физических усилий ничтожны. И наоборот, роль собственно социально-символической составляющей может быть огромна, ибо огромны практические последствия социальных действий для других — к примеру, распоряжение об увольнении, отданное начальником одним росчерком пера, закон, который способен активизировать или блокировать применение вооруженной силы, и т.д. Можно возразить, что в любом действии мысленно воображаемое, замысел предшествуют действию. Однако есть существенная разница между замыслом, предшествующим обычному действию, и мысленно воображаемым, что составляет суть социального действия. Предположим, архитектор подготовил проект нового дома, который осязаемо воплотился в построенном здании. Представим себе, что вы разрабатываете новую схему взаимодействия сотрудников в фирме, управления ею. Что в последнем случае приобретается из категори-и материально-осязаемого? Работники фирмы те же, они могут сидеть в прежних кабинетах, расположенных на тех же этажах, т.е. их физически-пространственная организация может и не из- меняться. Изменения произошли в области взаимоотношений людей: кто кем будет руководить? кто за какой участок работы будет отвечать? кто какие права и обязанности получит? Руководить, отвечать, иметь права и обязанности — вот ткань социального, создающая невидимую сеть взаимозависимости. Мысленно воображаемым в этом примере является не только проект (что характерно для любого проекта, замысла) новой системы, но и его воплощение носит отнюдь не материально-осязаемый характер, приобретая при этом реально-практическое значение (последствия). Сформировавшаяся сеть взаимоотношений между сотрудниками фирмы не материальна. Эта сеть соткана из материи (магнитного поля) мысленно символических явлений: ожиданий, предпочтений, норм, традиций — сдерживающих или направляющих действия людей, т.е. существующих реально и имеющих практические последствия. Что такое подчинение, уважение, влияние? Какое непосредственное физически-материальное содержание скрывается за подобными и многими другими социальными действиями (взаимодействиями)? Как вообще могут быть объединены люди? Телесно? Но ведь во всех объединениях (семья, политическая партия, студенческая группа, коллектив работников и т.д.) индивид телесно остается изолированным субъектом. Люди связаны, объединены между собой лишь мысленно, с помощью воображения, каких-то идей, т.е. символически. Социологи пытаются найти понятие, образ, термин, который наиболее точно передал бы смысл этой мысленно-воображаемой символической ткани. Словосочетание «мысленно-воображаемая ткань» создает впечатление какой-то воздушности, чрезмерной легкости, а потому и несерьезности, недолговечности, иллюзорности. Поэтому социологи употребляют термины «интерсубъективное» (А. Шюц и его последователи) или «межчеловеческое пространство» (П. Бурдье, П. Штомпка и др.). Но все солидарны в том, что эти термины не в полной мере раскрывают сущность, практическую (хотя и не материальную) осязаемость социальной мысленно воображаемой ткани. Такая воображаемая ткань способна неожиданно ударить вас «невидимой дубинкой», и довольно ощутимо. Поэтому мы подчеркиваем, что эта мысленно воображаемая, символическая ткань существует реально и имеет реально-практические последствия, воплощается в том числе в материальном. Подведем некоторый итог. Ведущие способы реализации «социальности» в социальном действии, организации «социального» пространства, определяющие, кто выше, кто важнее и т.д., — это осо- 124 бые, преимущественно символические, мысленно осуществляемые способы, приемы, имеющие практические последствия. Второе. Социальные действия не бывают единичными, дискретными. Они должны самовозобновляться, быть регулярными, т.е. приобрести свойство системы. Но для этого требуется, чтобы поведение Актора по отношению к партнеру (партнерам) было предсказуемым, ожидаемым последним, так же как должна быть предсказуемой и ответная реакция партнера, на которого ориентировано социальное действие Актора. Как же добиться подобной взаимной предсказуемости? Актор и его партнер должны совершать социальные действия по отношению друг к другу по единым стандартам, правилам, которые выработаны в этом обществе, нормам, которые всем известны и приемлемы в данной среде, т.е. на основе культурной традиции. Следовательно, «ориентация на другого» (основа социального действия) — это не произвольная, а стандартная ориентация, а потому и ожидаемая. Наличие взаимно согласованных, разделяемых стандартов не только порождает эффект предсказуемости, но и эффект обязательности выполнения взаимно согласованного, разделяемого. Тем самым посредством культуры возникает обязывающая сила символов. Таким образом, взаимная откорректированность и отрегули-рованность, «переплетение смыслов, ожиданий и поведения, основанного на взаимной ориентации»* становятся возможными благодаря принятым в обществе идеям, нормам, правилам, образцам поведения, т.е. благодаря культуре. В этом случае культура употребляется в несколько ином значении, чем при анализе единичного действия (вспомните пример с глиной), — там речь шла о том, что культура «изобретает» средства достижения потребностей людей. В данном же случае делается акцент на другом: культура объединяет, интегрирует людей, наделяя их стандартами поведения, делает их жизнь предсказуемой и ответственной. Это две взаимосвязанные социальных функции великого изобретения человека— культуры. Следовательно, системы социальных действий как комплексы, основанные на регулярных, самовозобновляющихся взаимных ори-ентациях индивидов, невозможны без символической связи, наполненной культурной традицией, и одно из самых главных чудес социальной жизни — это то, что, людям, использующим «воздушные», «неосязаемые» символически-культурные элементы, удалось построить впечатляющее здание современного общества. Бергер П Приглашение в социологию. — М, 1996, с. 32. 125 Глава V. Социальная реальность § 1. Что такое социальная реальность? Вычленив социальное действие из всей совокупности человеческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаментальное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное действие», — «социальная реальность». Формирование более или менее точного представления о социальной реальности является залогом и понимания тонкостей и нюансов социологической науки, и практического применения выводов социальной науки применительно к реальным проблемам (в семейной жизни, в управлении людьми, в политической жизни и т.д.). Понятие «социальная реальность» несет, на наш взгляд, вполне определенную смысловую нагрузку. Мы используем это понятие для подчеркивания особенности той среды, в которой осуществляется социальное действие (взаимодействие), несводимости, невыводимости ее основных законов из логики развития других реальностей (физической, биологической, психической). Подчеркивается, что социальная реальность — это sui generis — особая, в своем роде реальность (термин, введенный Э. Дюркгеймом для обозначения социальной реальности), и это, пожалуй, общепризнанная трактовка понятия «социальная реальность». Под социальной реальностью, социальной жизнью подчас понимается все, что создано, сотворено человеком*. Тот факт, что во всем, что создано человеком, воплощены результаты социальных взаимодействий людей, дает многим основание чрезмерно широко трактовать социальную жизнь, социальную реальность. У некоторых не вызывает сомнения социальность Робинзона (поэтому любое его действие социально? — А.Э.), заброшенного волею судеб на необитаемый остров, поэтому они «не согласны с альтернативным пониманием социальности и, в частности, с М. Вебером, считавшим социальным только те действия, которые по своему смыслу ориентированы на поведение других...»**. Откровенно говоря, подлинно научное понимание социальной реальности, более или менее четко отграниченной от других «реальностей», в отечественной социальной науке только формируется. Лишь выделив собственно социальную реальность, социальную * См/ Сорокин П. Человек. Цивилизация Общество, с. 156—160 ** Момджян К.Х. Социум. Общество История. — М., 1994, с. 75, 97, 98. 126 жизнь, социальное пространство, социальное поле (по сути эти понятия в данном контексте являются синонимами), мы получаем возможность научно корректно анализировать проблемы социальной жизни. По крайней мере социологический анализ предполагает такую процедуру. Можно ли ставить знак равенства между тем, что создано благодаря социальным действиям и взаимодействиям, т.е. благодаря социальной жизни, социальной реальности (здания, автомобили, компьютеры, музыка и т.д.), и тем, что такое собственно социальная реальность? Социальная реальность — это аналитически вычленяемая из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми. Социальная реальность может быть воплощена и погружена в материально-вещественные объекты, атрибуты, ресурсы (помещения, технологии), но не включает их в себя, представляя собой особую систему, развивающуюся по особым законам. Под термином «социальная реальность» «мы понимаем всю совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций (взаимодействий. — А.Э.). Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого должны найти свою точку опоры и с которым должны наладить взаимоотношения»*. В чем своеобразие той ткани, первоматерии, из которой сотканы основные элементы социальной реальности? Следует иметь в виду, что человеческому сознанию легче воспринимать неосязаемые, но практически существующие явления по аналогии с природными объектами, которые зримы, осязаемы, легко воспринимаемы сознанием. Таких аналогий-иллюзий множество. Причем речь идет не только о так называемых социальных объектах, но и о магнитном поле, гравитации, где также используются аналогии — иллюзии. Поэтому использование таких слов, как «объект», «объекты», «формы», «линии», «сеть», «социальные связи» и т.п., сугубо условно. Говоря о социальной реальности и, соответственно, об объектах социальной реальности, мы отнюдь не имеем в виду материальный объект, который можно осязать. «Социальная реальность предстает межиндивидуальной реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обрядов, отношений личной преданности... Существуют специфические, принципиально * Шюц А Формирование понятий и теории в общественных науках. В кн: Американская социологическая мысль — М., 1994, с. 485. 127 важные для жизни «узлы», «комплексы», «сплетения» социальных отношений, которые мы научились вычленять и говоря о которых склонны прибегнуть к языку материализма: мы называем их группами, сообществами, организациями, национальными государствами. То, что они существуют в качестве реального объекта, — иллюзия»*. Социальная реальность — это сфера обитания, сотканная из социальных действий и взаимодействий. Все, что мы говорили о социальных действиях, их преимущественно символически-культурной природе, возникающей в результате переплетений ожиданий, обязательств, норм, требований, контроля и т.д., — все это отправные моменты для понимания социальной реальности, вычленения ее из всей жизнедеятельности людей. Что такое общество? Люди, находящиеся на определенной территории, машины, здания, реки, горы и т.д.? Нет. Все перечисленное — это демографические, географические, материально-техни-, ческие ресурсы общества. Общество — это определенная система социальных взаимодействий индивидов, проживающих на определенной территории, создавших города, работающих на промышленных предприятиях и т.д. Данная система, «невидимая паутина» сцеплений между людьми, регулируется определенными нормами, правилами, ценностями (мы даем самое упрощенное понимание общества). Уместно использовать образное выражение П. Бергера: «Мы можем сравнить общество с невидимым каркасом здания, фасад которого (территория, население и т.п. — А.Э.) скрывает его от посторонних глаз**. Что такое государство? Это не территория, имеющая определенные границы, это не задание правительства, это не герб, флаг, гимн, а особым образом отрегулированный комплекс социальных действий и взаимодействий, который позволяет более жестко контролировать, управлять действиями людей в наиболее важных сферах жизни. А пограничный столб — это метка территории, на которую этот комплекс распространяется. Что такое коллектив студенческой группы? Это особая невидимая сеть взаимодействий студентов (симпатии и антипатии, обязательства друг перед другом, разделяемые ценности и т.д.), которые образуют определенную целостность связей при сохранении физической изолированности каждого индивида. Эта целостность базируется на единстве цели, определенных правилах поведения; формируется управление этой системой взаимодействий (староста, профорг, неформальные лидеры и др.). * Штомпка П. Социология социальных изменений, с. 28, 29. ** Бергер П. Приглашение в социологию, с. 35. 128 Что такое вуз как социальное явление? Это не аудитории, лаборатории и т.д. — это особым образом организованный комплекс социальных взаимодействий преподавателей между собой, преподавателей и студентов с целью обучения последних. В этом сложном комплексе взаимодействие осуществляется по определенным нормам, критериям, кому-то дано право руководить организацией учебного процесса, кто-то обеспечивает контроль за качеством преподавания, кто-то преподает, приобретя для этого определенные знания. Аудитории, лаборатории, компьютерные классы —это ресурсы, которыми вуз как система социальных взаимодействий располагает. Что такое социальные изменения? Это не изменения материальных благ, технологий и т.д. — это изменения в системе социальных сцеплений, социальных связей (т.е. во взаимоотношениях между индивидами), в правилах, в соответствии с которыми организуются социальные взаимодействия, в нормах, принципах, которыми руководствуются люди. Причем социальная реальность является не просто схемой социальных сцеплений, некой паутиной, сетью взаимодействий — это определенная среда, которая постоянно пульсирует, вбирая в себя мотивы, устремления, ожидания людей. Она управляется нормами, культурой, традицией. Иначе говоря, социальная реальность — это социокультурная реальность. Приведенные примеры помогают нам понять важные положения социологической науки. Остановимся на двух из них. § 2. Социальная реальность — «парадоксальная» реальность Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акторами, — межчеловеческий мир. Но социальная реальность не только по своей плоти (или онтологически), но и с точки зрения логики (физических явлений) — парадоксальный мир. В нем своя логика, свое понимание высоты, протяженности, свои, если так можно выразиться, секунды, часы, метры, километры, своя логика неодолимых тенденций. В социальном пространстве словосочетание «близко друг к другу» означает близость не пространственную, а близость социальных позиций, образования, материальных возможностей и т.д. «Высоко» означает не физическую высоту, а лишь социально-символическую — например, особая значимость действий руководителя объясняется не тем, что он обладает недюжинной физической силой, а тем, что ему позволено навязывать свои решения другим, которые обязаны ему подчиниться. 129 5 Общая соцнолотя Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выразиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, которые объективируются в физическом пространстве. «Так, например, пространство Парижа представляет собой распределение жилья между центральными кварталами, периферийными кварталами и пригородом; еще и очень заметную оппозицию «правого берега» «левому берегу», соответствующую основополагающему делению поля власти, главным образом между искусством и бизнесом»*. То же можно сказать о любом городе, в котором есть «престижный» центр и «спальные» районы. Еще более простой пример—любой вуз. В нем есть главный этаж, где находятся кабинеты администрации, ректора. Получить помещение на том же этаже — это признак престижа. Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии собственных законов, тенденций, неодолимость, повторяемость которых объясняется иными, чем в физическом мире, причинами. Эта парадоксальность обусловлена самой природой социальности, в частности тем, что: ведущий способ реализации социальности — символически-культурная коммуникация. Это мысленная связь, соответственно логика развития данных явлений может и не быть логикой физических явлений и объектов; в отличие от законов развития психики единичного индивида логика развития социального — это логика развития кооперации, коллективности. Это логика согласования, обеспечения регулярности взаимодействий, престижа, подчинения, изменения коллективных субъектов, а не просто индивидов как биологических существ и т.д. В данном случае речь идет об источниках лишь парадоксальности социального мира, того специфического, неповторимого, что есть в социальной реальности. Но есть и нечто общее для социальной и физической реальности. Так, реализация биологической программы самосохранения обусловливает тот момент, что Актор, входя во взаимодействие с другими, оценивает необходимость возобновления, укоренения этого взаимодействия с точки зрения личностной целесообразности. Иными словами, логика развития социальных явлений — это логика интеграции живых людей на основе социально-символической коммуникации. Поэтому логику развития социальной реальности нельзя сводить лишь к специфическим, парадоксальным моментам. Хотя их значение в организации социальной жизни по мере * Бурдье П. Социология политики. — М., 1993, с. 36—37. 730 усовершенствования системы взаимодействий, форм коллективности, кооперации все более усиливается, но никогда не сможет стать абсолютным. Итак, социальная реальность образует некую оболочку, которая в существенной степени изолирована, автономна, независима от внешних условий, хотя постоянно в них погружена, «отягощена» материально. Это (и здесь мы согласны с Э. Дюркгеймом) особая реальность, которая и своей символической первоматерией (онтологически), и своей логикой качественно отлична от физической, биологической, индивидуально-психической реальности. Законы социальной жизни — это особые законы (а) интеграции (б) живых индивидов на основе (в) символической культурной коммуникации. Это законы координации и кооперации людей, обеспечения порядка (предсказуемости и самовозобновляемости приемлемого поведения людей) и изменения сетей социальных взаимодействий. Уясняя внутреннюю логику социальной жизни, мы прежде всего стремимся постигнуть тенденции развития от случайных взаимодействий между Акторами к систематическим, регулярным взаимодействиям, от ситуативных ориентации к устойчивым ценностям. Эти законы впрямую не выводятся из материальных условий и предпосылок социальных взаимодействий, их логика не есть продолжение логики материально-физических объектов. Это может быть главное, но и самое сложное в понимании социальной реальности, что, в свою очередь, порождает ощутимую сложность социологического анализа, который и направлен на изучение этих невидимых, развивающихся по своей особой логике сцеплений. Социолог все время должен оперировать не самими осязаемыми объектами, имеющими привычную логику отношений, а аналитически вычленяемыми связями, зависимостями, отношениями, которым присуща своя, во многом не имеющая аналогов логика. § 3. Что и в какой степени обусловливает социальные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил Проанализируем взаимодействия внесоциального и социального. Насколько организация социальных взаимодействий, критерии, нормы, которыми регулируются взаимоотношения акторов, обусловлены внесоциально? Ранее мы уже в определенной степени затрагивали этот вопрос. Сейчас же мы рассматриваем его гораздо шире: на что люди обречены извне, а что является итогом их собственной активности, воли, изобретательности? Что зависит и не зависит от людей в организации социальной жизни? Ответы на данные вопросы важны и для наших соотечественников, желающих понять причины драм и 1 В социологии сформировались три концепции понимания соци- ' Согласно первой концепции внесоциальные, внешние факторы играют решающую роль в развитии социальной реальности. Данная точка зрения наиболее явно проявилась в географическом, биологическом, экономическом, технологическом детерминизмах. Согласно этим учениям в мотивации социальных действий в духовных формах воспроизводится положение вещей, существующее вне социальной реальности. Социальная мотивация представляет собой сугубо производное, более или менее точно отражающее внешние условия социальных взаимодействий: географические, биологические, материально-технические и др. Особое место в ряду концепций внесоциальной детерминации общественной жизни занимает марксизм — одно из самых последовательных, логически строгих, концептуализированных учений об обществе. Следует учесть, что не всегда и не во всем имеется возможность однозначно интерпретировать идеи К. Маркса в понятиях, принятых в современной социологии. В контексте данного раздела нас интересует лишь один из аспектов, играющий, пожалуй, роль исходного принципа в марксистском учении, — признание за материально-технологическими факторами, производительными силами определяющей роли в развитии общества. Поэтому именно прогресс производительных сил — источник развития, изменения всей системы социальных взаимодействий. Отправным моментом концепции общества, предложенной К. Марксом, является прямое признание того, что человек (человеческое общество) в большей или меньшей степени воспроизводит, отражает внешние обстоятельства, что является непременным ус- t ловием существования общества как субъекта в определенной внешней среде. «Все те обстоятельства, которые воздействуют на человека, модифицируют в большей или меньшей степени все его функции и виды деятельности»*. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» подчеркивали, что главной исторической необходимостью является материальное производство, определяющее в конечном счете все другие стороны общественной жизни. «Люди должны иметь возможность жить, чтобы быть в состоянии «делать историю». Но для жизни нужны прежде всего пища, питье, жилище, одежда и еще кое-что»**. Главная дви-хсущая сила развития самой социальной реальности, изменения * Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 26, ч I, с. 283. ** Маркс К., Энгельс Ф Соч Т 3, с 26. 132 характера социальных связей, критериев, правил игры в сети социальных взаимодействий усматривалась ими в развитии производительных сил. «Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались... Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»*. Конечно, идеи, ценности, нормы могут оказывать «обратное» воздействие, они «относительно независимы», что признавалось К. Марксом. Но определяющее, решающее значение в организации социальной жизни К. Маркс придавал детерминации производительными силами общественной жизни. Развитие производительных сил как во многом материально-вещественного фактора становится основным элементом, «мостиком» между обществом и природой с присущей последней жесткой причинностью, неизбежностью определенных последствий, тенденций и т.д. Связав общество прежде всего с внешними материально-вещественными факторами, производительными силами, а посредством их — с физической природой, К. Маркс именно в этой связи видит основание для утверждения о неодолимой «естественно-исторической необходимости», «объективной необходимости», благодаря которой история имеет заранее написанный, но до определенной поры неизвестный обществу сценарий. Люди не могут избежать предопределенного финала истории. Итак, из того неоспоримого факта, что люди, являясь живыми существами, должны иметь еду, одежду, необходимые предметы быта и т.д., выводится утверждение о том, что средства, которые обеспечивают людей всем этим, начинают определять характер социальных связей, структуру общества. Иногда подобные идеи принимали вид высказываний: «Паровая машина дает капиталиста», «Мораль выше экономики быть не может» и др. Согласно второй концепции социальная реальность абсолютно независима от внешних условий; логика ее развития произвольна, ничем не ограничена, кроме договоренностей партнеров друг с другом. Подобные взгляды, развивающиеся в феноменологической социологии, этнометодологии, удачно резюмировал Дж. Тернер: «То, что наиболее поддается наблюдению, — это попытки взаимодействующих индивидов убедить друг друга (курсив наш. —А.Э.) в том, * Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13, с. 7. 133 что имеется порядок в специфических социальных обстоятельствах и в более широком «обществе» «Порядок» поддерживается не каким-то обществом «вне нас», а способностью людей убедить друг друга в том, что общество существует вне нас...»* Общество становится возможным благодаря способности людей активно и постоянно создавать механизмы, убеждающие друг друга в том, что при данных правилах игры удается достигнуть порядка. «К любым утверждениям относительно «логики» институтов (наиболее важной формы социальных взаимодействий. — А.Э.) нужно подходить с большой осторожностью, — продолжают П. Бергер и Н. Луман, — логика свойственна не институтам и их внешней функциональности, но способу рефлексии по их поводу. Иначе говоря, рефлексирующее сознание переносит свойство логики на институциональный порядок»**. Иными словами, логика событий, что считать логичным, что считать следствием и т.д., тоже есть продукт произвольной договоренности между людьми. Третьей концепции, на наш взгляд, привержены большинство современных социологов. Взаимодействие внешних условий и социальной реальности здесь осмысливается как сложный, внутренне противоречивый механизм. Для современной социологии бесспорно, что внесоциальные явления оказывают влияние на развитие социальных процессов. Как бесспорно и то, что это влияние не отменяет самостоятельность и независимость социальной реальности в решающем. На наш взгляд, достаточно точную трактовку общего принципа осуществления связи социальной реальности с внесоциальными условиями, процессами, факторами дает Н. Луман, который называет этот вид связи ортогональным. Внешние условия, факторы, процессы при такой трактовке не определяют событий, действий, которые движут людьми, меняют личность, общество. Но они некоторым образом приводят социальные субъекты, системы «к возбуждению, которое затем внутренним образом приводится в форму, с которой система может работать»*** (курсив наш. — А.Э.).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |