КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СОЦИАЛЬНЫЕ 1 страница
Г I I ценностей, благополучия, туземцы Амазонки основной своей целью считают согласие с природой, а материальное благополучие подчинено этот основной цели. Вполне возможно, сделав такой исторический выбор, туземцы достигли куда большего на своем пути, чем так называемые цивилизованные народы — на своем*. Данный пример демонстрирует еще один нюанс изучения социальной реальности. Культурно-исторический выбор «втягивает» социального субъекта (личность, социальную группу или общество) в новый социальный континуум. Он сталкивается с теми обстоятельствами, теми функциональными целесообразностями, с которыми вряд ли столкнется тот, кто сделал иной выбор. Возникает эффект, который мы называем «ветвями» развития социальной реальности — у каждой из этих ветвей возникают (помимо всеобщих) собственные ограничения и содействия, функциональные целесообразности, которые обусловливаются данными специфическими условиями. Можно ли сказать, что у народов Амазонки будут те же законы, тенденции организации социальной жизни? Обязательно ли возникнут развитые отношения власти, господства—подчинения, государство или, провозглашая другие ценности, данная ветвь развития социальной жизни порождает и иную фундаментальную логику? Возможно, социальное неравенство, власть, отношение господства—подчинения, государство возникают в том случае, если народы избирают приоритеты, связанные с подчинением, приспособлением и преобразованием природы, т.е. избирают путь цивилизованного развития. А не ведет ли этот цивилизованный путь к экологической катастрофе, которая уничтожит подобную организацию общественной жизни? Не является ли данный путь в свете вероятных экологических катастроф тупиковым? Может быть, разумнее было пойти по пути народов Амазонки? Наверное, "были народы, решившие сделать это, но они оказались порабощенными народами, которые выбрали путь цивилизованного развития, т.е. развития, связанного с вычленением человеческого сообщества из природы, ее подчинением и приспособлением. Мы не имеем достаточных эмпирических наблюдений, фактов для подобного вывода, но пример, приведенный К. Леви-Строссом, явно свидетельствует о том, что выбор различных «ветвей» развития может породить различия (и достаточно ощутимые) самой логики организации социальной жизни. Не может ли быть такого, что различие вариантов развития и, соответственно, возникновение различных социальных континуумов приводит к такому положению, при котором то, что признается эффективным, целесообразным в одном обществе, не признает- * См.: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М. 1994, с. 338—348. 139 ся таковым в другом обществе? Можно ли образцы, рецепты, выработанные для общества со своими традициями, логикой развития, использовать в обществах с другой логикой развития? Причем речь идет не просто о культурных особенностях того или иного общества. Выбор социально-исторического пути обусловливает большее — определенную (иную) логику социальных процессов, эффективных социальных процедур и т.д. Последние размышления из области дискуссий, сомнений, которые движут современной наукой. Имея большое значение для понимания фундаментальных программ социальной жизни, они заслуживают того, чтоб стать предметом исследований. * * * Нет гарантий того, что каждое общество найдет адекватный ответ на требования природы и истории. Согласно социологическому пониманию в истории успех, процветание или возникновение тупиковых ситуаций не запрограммированы, не предопределены фатально. История знает все — и тупики, и гибель, и процветание. Позитивная реакция на внешние условия может соседствовать с менее позитивной или вообще вызывающей губительные последствия. В истории человечества народы, которые не смогли организовать сеть социальных взаимодействий достаточно эффективно, зачастую оказывались вытесненными с исторической арены народами-конкурентами, лишь оставляя не всегда величественные памятники — свидетельства своего бывшего существования; другие народы «топчутся на месте», с завистью взирая на успех своих более удачливых и разумных соседей. Завершая анализ связи социальной реальности и внешних условий, подчеркнем, что история — это живое творчество людей. Но для социолога это не просто тривиальное признание того, что без усилий людей история вообще не состоялась бы. Люди живут в предлагаемых обстоятельствах, которые налагают на них определенные требования, ограничения. Но все, что пережило человечество, что создали, достигли, утратили народы, обусловлено не только и не столько этими ограничениями, сколько тем, что они сумели выбрать, изобрести, уразуметь, какие цели и идеи смогли выдвинуть, вокруг каких идей объединиться, какую степень настойчивости в их достижении сумели проявить, а чем они сами себе навредили. 140 Глава VI. Социально-исторические типы организации социальной жизни § 1. Постановка проблемы Социальные мыслители на протяжении многих веков стремятся установить способ определения основного своеобразия того или иного обустройства социальной действительности, сути организации социальной жизни того или иного народа на данном историческом отрезке его развития. Это позволило бы докопаться до сути любого общества на любом историческом отрезке его развития, сопоставить, сравнить на самом фундаментальном уровне различные народы в различные исторические эпохи. Среди множества исследований были и достаточно зрелые, концептуально цельные — например, учение К. Маркса об общественно-экономической формации, основанное на принципе соответствия производительных сил и производственных отношений. Но по мере развития социологии все больше авторитетных исследователей склонялись к тому, что за основу понимания исторического своеобразия организации социальной жизни необходимо принимать, во-первых, те показатели, свойства, которые непосредственно связаны с социальной реальностью, а не технологические или другие внесоциальные факторы — ведь необходимо понять своеобразие не уровня и объема материальных благ и т.п., а собственно социальной жизни. Во-вторых, надо исследовать самое элементарное, повседневно воспроизводимое в социальной жизни, а потому определяющее — наиболее устойчивые характеристики (типы) социальных связей, социальных действий и взаимодействий (Конечно, понятие социальных действий возникло лишь у М. Вебера, но стремление выявить наиболее устойчивое в повседневной жизни того или иного общества характеризовало поиски и его непосредственных предшественников.) При таком подходе исследователь как бы докапывается до первооснов, «первокирпичиков» организации социальной жизни, из которых соткана вся ткань социальной реальности, воплощенная как в простых формах, так и в сложных социальных образованиях. Выявленные особенности носят общесоциальный характер, приобретая значение базовой характеристики организации как экономической, так и политической жизни, становясь основой понимания как иерархически-стратификационной организации общества, так и норм взаимоотношений в малых группах, коллективах и т.д. Итак, для того, чтобы понять ту или иную социальную реальность, основные принципы, правила игры организации социальной жизни у определенного народа на определенном историческом отрезке его развития, следует изучить наиболее устойчивые характеристики социальных действий индивидов, из которых соткана ткань социальной реальности. Учитывая, что творцом социального действия, его смыслообра-зующей и смыслонаполняющей основой является мотивация, изучение мотивации каждодневных действий становится ключом к пониманию социально-исторического своеобразия той или иной социальной действительности. Мотивации людей крайне многообразны, их варианты и нюансы весьма многочисленны. Наука не может, да и не должна изучать все это многообразие. Она стремится определить наиболее устойчивые, неизменные в данном обществе типы, модели мотивации социальных действий, которые и представляют собой своеобразный общий знаменатель всего многообразия мотиваций социальных действий членов данного общества. Самая трудная задача исследователя — найти в этом предельном многообразии мотиваций, разнообразных по форме, конфигурациям, смыслу социальных действий, этот общий знаменатель, который и позволит выявить сущность той или иной социально-исторической реальности. Прежде чем приступить к анализу различных типологий организации социальной жизни, необходимо сделать ряд уточнений относительно применения термина «социально-исторический тип». 1. Употребляя данное понятие, мы имеем в виду такие модели, повторяющиеся формы (типы) социальных явлений, которые исторически (хронологически) возникли на определенном этапе развития социальной жизни. Следует сделать несколько замечаний относительно термина «исторический». • Он не подразумевает смыслового оттенка «...и исторически отживший». В социальной жизни когда-то возникшее затем удерживается, сохраняется. Вновь исторически возникшее полностью не вытесняет ранее функционировавшее, или сосуществуя одновременно с ним, или включая его в свой состав. Иными словами, говоря о социально-исторических типах, мы ведем речь не об их смене с полным вытеснением предыдущего, а об историческом пути дополнения, обогащения и доминирования (как более адекватного новым условиям) последующего. Таким образом, в живой социальной реальности сохраняются самые различные социально-исторические типы форм, возникшие как давно, так и сравнительно недавно. Существенно меняется их удельный вес, новые социально-исторические типы приобретают доминирующее значение и начинают определять сущность той или иной социальной реальности. • Используя термин «исторический», мы далеки от мысли приписать тем самым истории обязательное поступательное движение вперед с нетерпеливым ожиданием счастливого конца. Иными словами, мы далеки от прямого оценочного подхода к историческим явлениям. Для нас все исторически новое — это не столько оцениваемое как обязательно положительное, сколько оцениваемое сугубо хронологически как последующее. 2. Несколько замечаний об употреблении термина «тип». Типология — это научная процедура, позволяющая разработать основные обобщенные координаты анализа реальной жизни, но это не сама жизнь, а некая абстракция, схема, которая облегчает изучение, понимание реальной жизни. Она как бы фокусирует наш взгляд на определенных явлениях, связях, интерпретациях этих связей, помогая тем самым более точно интерпретировать в том числе и нашу действительность, нашу историю. Мы предложим читателю различные подходы разных авторов к определению типов организации социальной жизни. Между ними нетрудно уловить преемственность и ощутимое различие. Но главное, эти подходы позволяют нашему современнику более точно и глубоко оценивать нашу жизнь. § 2. От «общины» к «обществу», от механической солидарности к органической Первую довольно удачную попытку предложить подобный общий знаменатель социальных связей, социальных действий (это понятие вошло в научный оборот позже) и на основе этого выделить социально-исторические типы организации социальной жизни общества предпринял Ф. Теннис в своем классическом труде «Община и общество». Выдвинутые им принципиальные положения (несмотря на их некоторую противоречивость и умозрительность) стали импульсом к осмыслению важных проблем типологии организации социальной жизни, поискам упомянутого общего знаменателя. Идеи Ф. Тенниса способствовали возникновению гипотез, множества конкретно-социологических исследований, которые в целом подтвердили эти идеи. Основная идея Ф. Тенниса отражена в самом названии его книги — противопоставление общины и общества, общинного типа социальных действий и связей и типа социальных действий, характерного для современного общества. Ф. Теннис выделяет два типа воли (и соответственно два типа регуляции социальных связей): • инстинктивная (сущностная) воля, которая как бы подталкивает человека к действиям на основе эмоциональной бли- 143 зости (материнская любовь, семейно-родственные отношения, дружба, любовь к родине и т.д.); • рассудочная (избирательная) воля, которая предполагает возможность рационального выбора и наличие специально поставленной цели действий (торговая деятельность, государство, рациональный обмен и т.д.). На основе этого устанавливаются два типа социальных взаимодействий: общинные (которые Ф. Теннис несколько романтизировал) и общественные (ассоциативные). По мнению Ф. Тенниса, в обществе каждый человек испытывает напряженное негативное и даже враждебное отношение к другому и делает что-то для другого, только рассчитывая на выгоду. Достаточно точно уловив процесс перехода от характерной для общины эмоционально-персо-нифицированой ориентации на другого к рационально-деиндиви-дуализированной регуляции, характерной для общества, Ф. Теннис глубоко вскрыл основную проблему, во многом определив логику дальнейших исследований типологии социальных взаимодействий. Конечно, многое в этой работе спорно, неубедительно и даже наивно. Но важно другое — в ней были определены основные пути дальнейшего поиска. Свой вклад в разъяснение фундаментальных принципов организации социальной жизни в различные исторические эпохи внес и Э. Дюркгейм, проанализировавший природу тех связей, которые объединяют людей, создают общество как целостность. Так же как и Ф. Теннис, он пытается сравнить два типа организации социальной реальности, но приходит по существу к противоположным результатам. Если Ф. Теннис считал, что общество в отличие от общины не имеет внутренних источников солидарности, взаимной связи и взаимозависимости людей друг от друга (последние, по его мнению, в «обществе» сохраняются лишь благодаря силе государства), то Э. Дюркгейм придерживается совершенно иного взгляда. Определяя связь между людьми как солидарность, он делает основной проблемой своего классического исследования («Разделение общественного труда») различия между солидарностью (а соответственно, и организацией социальной жизни) в примитивных обществах и солидарностью, возникающей в развитых обществах на основе разделения труда, социальной дифференциации. Благодаря последним факторам формируются иная по своей природе социальная связь, иные ориентации на другого и, соответственно, иная организация социальной жизни. Коренную сущность этих различий Э. Дюркгейм выразил следующим образом: «Социальная жизнь проистекает из двойного источника: из сходства сознаний, а также из разделения труда. В первом случае индивид социализирован потому, что, не имея соб- Г44 ственной индивидуальности, он сливается вместе с себе подобными в одном и том же коллективном типе; во втором — потому, что, имея личный облик и особую деятельность, отличающие его от других, он зависит от них в той же мере, в какой отличается, и следовательно зависит от общества, возникшего из их объединения»*. Первый тип солидарности, названный Э. Дюркгеймом механической солидарностью, возникает благодаря тому, что «все члены группы индивидуально притягиваются друг к другу потому, что они сходны...». Это «психический тип общества». Он проявляется в том, в частности, что граждане «любят друг друга и предпочитают друг друга иностранцам»**. «Совсем иначе обстоит дело с солидарностью, производимой разделением труда. В то время как первая требует, чтобы индивиды походили друг на друга, последняя предполагает, что они друг от друга отличаются... Действительно, с одной стороны каждый тем все теснее зависит от общества, чем более разделен труд, а с другой стороны — деятельность каждого тем личностнее, чем она более специализирована...» Эта солидарность напоминает связь отдельных органов организма. «На основании этой аналогии мы предлагаем называть органической (курсив наш. — А.Э.) солидарность, вызываемую разделением труда»***. Основа механической солидарности — неразвитость специализированных социальных функций, выполняемых индивидом. Этот тип солидарности доминирует в архаических обществах, возникая вначале на общинно-клановой, а затем на территориальной основе. Механическая солидарность существует в условиях малого объема и плотности населения, слабой функциональной взаимозависимости индивидов — их связывают преимущественно кровно-родственные узы, территория, этническое сходство, но не специализированные функции, делающие их ощутимо зависимыми друг от друга в повседневной жизни. Регуляция социальных связей в обществах механической солидарности осуществляется на основе конкретной адресности, детали-зированности. Люди взаимодействуют не с функцией другого (для них незначимо, что он делает, чем он для него и других незаменим) — связь осуществляется преимущественно на эмоционально-нравственной основе, поскольку в основном это сородичи, соседи, люди одной крови. Здесь нет серьезной зависимости, а значит, * Дюркгейм Э.О Разделение общественного труда. Метод социологии, с. 213- 214. ** Там же, с. 103. *** Там же, с. 127—128. 145 эмоции и соответствующие принципы регуляции, которые уместны в дружбе, семье, любви, преобладают во всех социальных связях, основывающихся на механической солидарности. Механическая солидарность, доминируя в архаических обществах, вместе с тем никогда полностью не вытесняется, не исчезает. В социально-дифференцированных обществах она проявляется в виде любви к Родине, своим национальным обычаям, присутствует в уголовном праве, поскольку оно предусматривает репрессивные наказания, являющиеся трансформированной формой мести. Органическая солидарность основана на разделении общественного труда, социальной, профессиональной дифференциации. Она преобладает в более развитых обществах, объединяющих людей, не просто проживающих на одной территории и объединяемых этническим сходством, а взаимозависимых друг от друга в экономическом, политическом, культурном отношении. Людей связывает друг с другом взаимозависимость, взаимодополняемость функций, профессий, умений. Соответственно, отношения между людьми строятся прежде всего с учетом их социальных функций, умений, способностей, а не на эмоциональной основе, т.е. являются деиндивидуализированными (а не эмоционально-персонифицированными), носят абстрактный характер. Эти функции выполняются независимо от того, к какой этнической группе принадлежит исполнитель этой функции, чей он родственник, какова его профессия. Тем самым (и в этом основной пафос работы Э. Дюркгейма) органическая солидарность создает такой тип организации социальной жизни, в котором высшая ценность — индивид, выполняющий свои функциональные обязанности перед другими и приобретающий тем самым свободу от произвола, независимость от других. Каждый зависит от каждого, а поэтому уважает его свободу и индивидуальность. Идеи Ф. Тенниса и (особенно) Э. Дюркгейма наметили основную генеральную линию исследования типов организации социальной жизни: путь развития социальной реальности — это эволюция от преимущественно эмоционально-персонифицированных отношений к рационально-деиндивидуализированным. Эти идеи получили развитие в работах М. Вебера и Т. Парсонса, чьи типологии мотивации социальных действий сыграли и во многом продолжают играть основополагающую роль в общесоциологическом анализе как социально-исторических типов социальных действий отдельных индивидов, так и (что более важно), социально-исторических типов социальной реальности, порождаемой подобными действиями. 146 § 3. М. Вебер: от мира традиций к миру рациональных действий М. Вебер, сделавший существенный акцент на социологическом анализе мотивации социального действия, сфокусировал свое внимание на степени участия рациональных элементов в процессе мотивации социального действия. Он классифицировал социальные действия (их мотивации) на основе целерационального действия. «Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действия, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам... то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно»*. Иначе говоря, целерациональное действие характеризуется ясным пониманием Деятелем своей цели и средств, которые для этого наиболее пригодны, эффективны. Все составляющие целерационального действия основаны на глубокой рефлексии сознания. Деятель рассчитывает потенциальные реакции окружающих, возможность их использования для достижения своей цели и т.д. Возникающее иногда противоречие между индивидуальной целью и ориентацией на другого может быть разрешено самим Деятелем — он "соотносит цель и средства, просчитывает положительные или отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств. Преимущества полностью осмысленных, просчитанных действий очевидны. В подобной мотивации в наиболее концентрированном виде проявляется все, на что способен разум человека, освобожденного от эмоций, предрассудков, внешнего произвола, собственных привычек, слабостей. И в этом просматривается мощный гуманистический потенциал идей М. Вебера. Вместе с тем это лишь идеальная модель, некий образец, по степени приближения к которому можно судить о разумности действий и поступков. В реальной жизни, на наш взгляд, такого рода действия отнюдь не часты. Более распространенным является ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, учитывающее принятые в этом обществе ценности. Индивид в этом случае не имеет какой-либо внешней, рационально понятой цели, он строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте. Ценностно-рациональное действие, по словам М. Вебера, всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», повиновение которым человек считает своим долгом. Вебер М., Избранные произведения, с. 629. 147 В этом случае сознание Деятеля не полностью раскрепощено, поскольку, принимая решения, разрешая противоречия между личной целью и ориентацией на другого, он строго ориентируется на ценности, принятые в обществе. Два других вида социальных действий — аффективное и традиционное — находятся, по выражению М. Вебера, на самой границе, а часто даже за пределом того, что «осмысленно», т.е. на границе действий, подлежащих социологическому анализу. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием и осуществляется в состоянии аффекта, при котором роль сознания минимизирована. Человек, находящийся в подобном состоянии, стремится немедленно удовлетворить испытываемые им чувства (жажда мести, гнев, ненависть и др.). Это, конечно, не инстинктивное, а преднамеренное действие. Но основанием такого мотива является не рациональный расчет, не «служение» ценности, а чувство, аффект, который ставит цель и вырабатывает средства ее достижения. В традиционном действии также предельно минимизирована самостоятельная роль сознания. Такое действие осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения, норм, ставших привычными, традиционными, не подверженными проверке на истинность. И в этом случае самостоятельное моральное сознание данного человека «не включено», он поступает «как все», «как принято испокон веков». * * * В реальной х<изни причудливо переплетаются все перечисленные виды социальных действий. Например, приобретая телевизор или видеомагнитофон, вы рационально взвешиваете их достоинства, недостатки и цену. При этом вы учитываете свои материальные возможности, веяния моды, престиж, насколько приобретение данного товара по данной цене и уровню престижа «приличествует» для вас, и т.д. Конечно, в данном потребительско-экономическом социальном действии (покупка товара) доминирует рациональная мотивация. Вообще экономическое поведение в условиях рынка, свободы выбора и конкуренции считается в какой-то мере образчиком целерацио-нальной мотивации. Вы взвешиваете, соотносите различные обстоятельства, условия, хотя и к этому рациональному выбору примешиваются отнюдь не сугубо рациональные элементы: престиж, приличия, а может быть, и чаевые. С точки зрения рациональной логики надо платить лишь за работу, но чаевые — это традиция, поэтому вы их даете — таксисту, грузчику и т.д. Чаевых ожидают даже в самом рационально организованном обществе, и ваш рационализм будет воспринят как нечто неприличное, как жадность и т.д. Следовательно, в экономическом поведении переплетаются це-лерациональный момент и традиции, обычаи, ценности культуры, 148 которые нельзя не учитывать при анализе, прогнозировании эффективности того или иного экономического плана, проекта. Экономику, эффективные варианты ее развития нельзя рассчитать сугубо рационально, поскольку это сфера социальных действий с ориентацией на другого. Экономика ежедневно, ежечасно погружена в культурный контекст. Важно учитывать, как в той или иной культуре принято работать, распределять доходы, расходовать их, а не только руководствоваться чисто рациональными (математическими) расчетами прибыли, схемами ее распределения, расходования. Пренебрежение социокультурным контекстом, традициями экономического поведения очень опасно для тех, кто осуществляет экономическую политику в той или иной стране — будь то члены правительства или руководители фирм. В этом отношении примечательна история Волховского алюминиевого завода. В 1995 г. американский капиталист—владелец 50% акций назначил нового директора из-за рубежа, который прибыл в Волхов со своей командой менеджеров. Жить в провинции они не захотели и снимали номера в знаменитой петербургской гостинице «Астория». Иногда и в рабочий перерыв ездили обедать за 120 км в северную столицу. От приглашений же порыбачить, посидеть у костра директор отказывался. Скоро стало ясно, что главная проблема нового директора в том, что он отвергал систему компромиссов, на которой основана российская экономика (отказывался от бартера, не соглашался на взаимозачеты и т.д.) и не хотел учитывать российские традиции в социальной сфере. Директор мог без всяких объяснений уволить рабочего, в течение года своей работы ни разу не созвал профсоюзное собрание, закрыл заводскую газету, а тех, кто приходил к нему за пособием на похороны, просто выставлял за дверь. Американский владелец акций сменил директора, ориентированного на западную систему рационального управления, на российского, имеющего опыт управления российскими предприятиями. И дела пошли в гору. Новый директор вернул все социальные гарантии, возродил газету, договорился с партнерами о взаимозачетах и уступках и даже организовал продажу свиней по низкой цене своим работникам и партнерам... Прощаясь с журналистом, который брал у него интервью, новый директор сказал: «А рыбалка здесь, чувствую, замечательная. Время бы выкроить»*. Еще один пример. У вашего соседа случилось несчастье — в его доме произошел пожар. Вы пришли на помощь, потратили свои силы, время, помогли вынести мебель, одолжили денег для покупки новой мебели, хотя они вам были нужны самому. С точки зрения рациональной вы нанесли себе ущерб. Но с точки зрения ценностно-рациональной — понятий товарищества, взаимопомощи, человеческого долга — вы поступили разумно и оправданно. См. «Известия» от 16 ноября 1996 г. 149 Аффективных действий в нашей жизни немало: драка ребят во дворе, бурная радость футбольного болельщика и т.д. Даже самый образованный, «рациональный» человек может совершить аффективное действие — так же как и традиционное, когда выполняется обычай, обряд, ритуал: празднование («обмывание») нового назначения, покупка невесте обручального кольца и т.д. Но традиционное действие является для некоторых людей, не отличающихся развитым социальным мышлением, достаточно типичным, и не только в быту, где это оправдано, но и в общественно-политической жизни — например, сегодня, как и в советское время, избиратели голосуют за того кандидата, за которого «посоветовал» голосовать председатель (раньше — колхоза, а сейчас — товарищества). Так было заведено раньше, так происходит и теперь... Кстати, существует проблема совместимости (или несовместимости) демократической процедуры выборов и традиционализма избирателей. Предложенная М. Вебером типология социальных действий по степени участия в их мотивации сознательных, рациональных элементов стала основой для понимания им социально-исторических типов организации социальной жизни. Согласно Веберу, основу исторического процесса составляет процесс нарастающей рационализации социальной жизни. По мере увеличения доли рационализма изменяются системы социальных действий, социально-исторические типы социальной реальности. Соответственно, выделены два основных типа организации социальной жизни. Тип организации социальной жизни, в которой доминирует традиционное действие, в науке принято называть традиционным обществом. В таком обществе доминирующим регулятором социальной жизни является обычай, традиция. Человек шаблонно, по традиции повторяет образцы поведения, не вдаваясь в смысл своих действий. Господствует принцип «так принято», а не принцип «это эффективнее, целесообразнее».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |