КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истоки современного социологического многоголосия 2 страница
* Дюркгейм Э О разделении общественного труда. Метод социологии, 1991, с. 492. 50 Этим и объясняется особое значение социологии в осмыслении духовной жизни людей. Она изучает, каким образом в ходе социальных взаимодействий создаются и меняются принятые и одобренные идеи, ценности, нормы, которые определяют поведение отдельных людей, а психология изучает, как индивидуальные особенности психики, восприятия сказываются на усвоении людьми этих идей и мотивов. Глава II. Теоретическая социология Запада: очерк истории и методологии ...Не существует критериев, которые позволили бы окончательно доказать превосходство одного из направлений социологии над остальными, поскольку вопрос о том, к какому знанию мы стремимся и до какой степени это знание применимо, есть экзистенциальный выбор. Пер Монсон, современный шведский социолог §1.0 риске социологического поиска История социологии по жанру близка к трагикомедии. Попытки познать природу общества и законы его жизни соседствуют здесь с добродушной улыбкой, иногда самоиронией, а порой откровенным разочарованием в своем творчестве. Однако сколь бы ни были различны и противоречивы взгляды ученых, это постоянный поиск исследовательских приемов и выразительных средств, с помощью которых общественное бытие может быть понято и описано. А сделать это не так просто. Первое, с чем сталкивается социолог, — это особая, труднодоступная и трудновыразимая словами природа социального. «Социальное» дословно означает «межтелесное», «межчеловеческое». Это все, что связано с совместной жизнью людей, их сопринадлежностью друг другу, взаимной сопричастностью. Оно не подвластно восприятию физическими органами. Социальная реальность символична. По сути своей она сфера смыслов и значений, рожденных внутри человеческого общения, в диалоге между людьми. Чтобы ее «увидеть», необходимо обрести социальное зрение. А даруется оно лишь тем, кто погружается в мир социальных символов, активно пользуется ими. И тут возника- ет второе (не менее сложное) препятствие на пути к постижению общества: человек стремится понять то, неотъемлемой частью которого является сам. Он воспитывается и формируется (в той или иной степени) социальной средой, которая, в свою очередь, является результатом его общения с себе подобными. Что здесь первично, а что вторично? С чего начать объяснение социальной жизни? Сосредоточиться ли на изучении социальных максим и правил или начать с изучения самих людей, наделенных волей, воображением, страстями, их природы и многообразия? Социологическая традиция ограждает нас от поспешных решений. С одной стороны, можно рискнуть и мысленно представить социум овеществленным. Явная измерительная (какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово) направленность социологических методов свидетельствует об этом. Кредо социологов, отстаивающих «строго научные» подходы к изучению общества («понять — значит измерить»), и по сей день имеет своих сторонников. Действительно, общество воздействует на своих граждан: люди учитывают мнения и поступки других, но само общество — это их совместное творчество. Этим объясняется уникальное свойство социальной материи терять свою одушевленность, рассыпаясь в неловких руках исследователя, как только он пытается свести ее к внешним, «проявленным» и застывшим формам. Остаются схемы — исчисляемые, но безжизненные. Вспоминается тонкое наблюдение отечественного философа Э.В. Ильенкова о сходстве специфики «измерения» социокультурного пространства,с законами квантовой физики: чем точнее измерительная процедура, тем сильнее деформируется объект исследования. «Звуки умертвив», социальная наука вольна поверить алгеброй гармонию, но воссоздать гармонию с помощью алгебры ей не удавалось никогда. С другой стороны, существует опасность, что эти абстрактные схемы полностью поглотят живого человека. В то же время желание воссоздать смысловое единство социального, а в нем — человеческую индивидуальность чревато размыванием границ социологии. Наука об устойчивых и повторяющихся формах совместной жизни людей подменяется размышлениями о душевном, что характерно для психологии, или философским поиском конечных смыслов существования мира и себя в нем. Итак, лишая очеловеченное пространство его надэмпирическо-го, метафизического измерения, мы умышленно или по неведению лишаем его и подлинного смысла. Если же этого не делать, то само существование социологии как стремящейся к строгим доказательствам науки окажется под угрозой. • Дерзкое желание описать рациональными средствами столь трепетное, эфемерное вещество социального вот уже полтора века за- 52 ставляет социологов мучительно биться над решением одной и той же задачи: как, не впадая ни в одну, ни в другую крайность, предложить миру эмпирически обоснованную интеллектуальную модель социума? История социологии свидетельствует, что это зависит от самого мыслителя, дерзнувшего проникнуть в тайны социального, глубины, целостности его личности и, конечно же, его профессионализма. Мечта об «абсолютном наблюдателе» лукава, предостерегает нас французский философ экзистенциально-феноменологической ориентации, один из основоположников феноменологической социологии М. Мерло-Понти. Любой социальный факт предстает перед нами «как один из вариантов жизни, частью которой является наша жизнь»*. Хотим мы того или нет, мы придаем социальной реальности в нашем воображении ту форму, которой обладаем сами, те пропорции, которыми сами наделены. Социологическое видение немыслимо за пределами нашего ощущения мира и человека в нем. Наука, как резонно утверждал выдающийся современный немецкий социальный философ М. Хайдеггер, — это «способ, притом решающий, каким для нас предстает все, что есть»**. Социальное — не просто объект, а скорее опыт наших взаимоотношений с ним, осмысленный и потому значимый. Запечатлеть социальное можно только благодаря кому-то, через кого-то. Пренеб-регнуть этим соображением — значит не заметить третью чрезвычайно коварную особенность развития теоретической социологии. Исследователь фокусирует собою потоки реальности, преобразуя и осмысливая их в своей теории, которая всегда бывает не простым отражением изучаемого, а творческим воспроизведением действительности человеком. Наука всегда предполагает определенные взаимоотношения исследователя с изучаемой действительностью: она видится им так, как он можетее увидеть. «В какой бы «момент» мы ни взяли эволюцию социологической теории, мы неизменно сталкиваемся с образом ее конкретного носителя: теоретика, вынашивающего собственное видение науки об обществе в лоне своего общего мировоззрения (и как неотъемлемую составную часть)»***. Речь в данном случае идет не столько об индивидуальных характеристиках ученого (хотя они очень важны), сколько о понимании им возможностей и задач науки. Очевидно, что ученый описывает * Мерло-Понти М. В защиту философии. — М, 1996, с. 88. ** Хайдеггер М. Наука и осмысление/Время и бытие. — М, 1993, с 239 *** Очерки по истории и теории социологии XIX — начала XX века/Отв. ред. Ю.Н. Давыдов — М., 1994, с. 3. тот тип общества, в котором живет, в русле того мировоззрения, которое исповедует, и теми методами, которые может предоставить ему наука. Именно на этом настаивает социолог Ю.Н. Давыдов, подчеркивая относительность, конкретно-исторический характер социологической научности, ее культурно-историческую обусловленность и современным теоретику обществом, и его неизбежно ограниченными познавательными средствами. Все это свидетельствует только об одном: не существует и не может существовать единого, общепринятого научного «отпечатка» социальной действительности. Каждая авторская перспектива хороша и интересна по-своему, каждая содержит в себе проблеск истины, являет смысл, содержание социального в отпущенных ему пределах. Но только в совокупности, искусно дополняя друг друга, они могут вернуть нас к первооснове всех научных воззрений. «...В известном смысле история социологии — это сама социология»*. Впрочем, и история авторских социальных учений — это социология как таковая. Тем не менее право войти в эту историю получают далеко не все исследователи. В большинстве своем это люди, которые осмелились пренебречь ироничным отношением к себе со стороны «профессионально опытных» коллег и по-детски бесхитростно усомниться, казалось бы, в очевидном: что такое общество, насколько доступно нам его изучение, и, если доступно, то как мы можем это сделать? Существо этой трогательной «наивности», характерной для всех выдающихся социальных теоретиков, в способности к предельно откровенному диалогу с самим собой: «А для чего я занимаюсь социологией? Зачем мне это нужно и что на деле я могу предложить людям?» Почему бы и нам не взглянуть на наследие западных теоретиков с этой точки зрения? Ведь эти вопросы, обращенные к себе, и составляют сердцевину творческого поиска, в которой наука и жизнь обретают полноту и цельность. § 2. История социологии или история социологии? /. Дух естествознания в социологии Оставив в стороне дискуссии о времени возникновения социологии, напомним, что название новой сферы познания — «позитивная» система знания — дал французский философ О. Копт**. * Гоффман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. — М., 1997, с. 17. ** См. подробнее: История социологии и история социальной мысли: Общее и особенное (материалы «круглого стола»)//Социологические исследования. 1996. — № 10, с. 77—78; № 11, с. 56—59. Зиждилась она, по мысли Конта, на достижениях позитивного, или истинно положительного (т.е. достоверного, полезного, созидающего), мышления, способного «видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов»*. Очевидно, что такой образ науки соответствует новоевропейскому миропониманию с его критикой средневекового аскетизма и апологией здравого смысла. В эпоху Просвещения представление о науке как выходе к Свету из «пещеры теней» Платона сменяется зрелищем «расколдовывания мира» в духе естествознания. Это уже не наука о мире (Studium generate), а рассудочная схема, выверенная формальной логикой и эмпирически достоверная. Она решительно сокращает сферу научного опыта, выводя за его предел и интуицию, и религиозное созерцание, и «логику сердца», по выражению Б. Паскаля. Более того, определение разума как высшей познавательной способности человека, духовной по своей природе, утверждает самоценность познания. Дух естествознания овладевает знанием гуманитарным. Критерием истинности становится «научность» как достоверное знание об объективном порядке вещей, свободных от ценностей и всего надэмпирического. Дань своей эпохе О. Конт отдает сполна, и это неизменно отмечают его историографы. Гораздо реже внимание обращают на те моменты, которые несколько искажают портрет создателя науки об обществе по образу наук о природе. Традиционно суть позитивного подхода усматривают в отказе человеческого разума от поиска первопричин и смысла существования мира, человеческого бытия ради обнаружения наличных свя-, зей и закономерностей. «Мы... признаем абсолютно недоступными и бессмысленными поиски первых или последних причин, — поясняет Конт. —...Мы ограничиваемся точным анализом обстоятельств возникновения явлений и связываем их друг с другом естественными отношениями последовательности и подобия»**. Тем не менее не следует забывать, что, рассуждая о «социальной физике» (т.е. социологии), Конт отнюдь не считал ее всецело подвластной естественнонаучным методам и процедурам. Он решительно возражал против «математизации» социологии, с чем абсолютно не считаются неопозитивисты XX в. Более того, при ближайшем рассмотрении механистическому миру новой философии оказывается не чуждой метафизика. Своим открытием «чистой научности» Конт провозглашает начало «под- Конт О. Дух позитивной философии. — СПб., 1910, с. 19. * Конт О. Курс положительной философии. — СПб., 1899—1900, с. 4. линной человеческой истории». Ее содержание раскрывается в идее прогресса как беспрерывного улучшения человеческой природы, и прежде всего разума, ибо социальные беспорядки видятся Контом следствием нестроений интеллектуальных*. Согласно Конту, эволюционное развитие человечества проходит три стадии: теологическую (от поклонения фетишам к признанию Творца), метафизическую, или разрушительную (подчиненная разного рода идеям, абстрактным сущностям) и позитивную (принципы которой рождают гармонию в обществе). Неким образом обновленное сознание делает возможным позитивную науку, которая призвана изучать позитивно мыслящих граждан. Интеллектуальная эволюция, по Конту, тождественна духовному возрастанию. Он считает для себя невозможным «рассматривать систему развития, присущую каждой науке, изолированно от всеобщего поступательного развития человеческого духа»**. Постепенно эта мысль полностью овладевает сознанием ученого. Социология становится все менее похожей на «социальную физику» и все более — на «позитивную веру». Конт объявляет себя первосвященником новой религии***. Конечно, можно отмахнуться от странностей французского мыслителя, тем более что ряд фактов его биографии, мягко говоря, смущает****. Но кто знает, где проходит грань между эмоциональной неустойчивостью и душевной неуспокоенностью, неравнодушием к тому, что ты делаешь? * Откровение Конта о зависимости социального естества от определенного, существующего в данной среде умозрения оказало серьезное влияние на судьбы социологической теории Интересную попытку противопоставить типы социального устройства в зависимости от этого предпринимают многие западные социологи, противопоставляя Gememschaft (общину) и Gesellschaft (общество). Эмоциональные, тесные связи в общине и рациональные, механические в обществе описаны Тонье, Теннисом, а затем как механическая (в общине) и органическая (в обществе) солидарность Дюркгеймом. ** Compte A. Cours de philosophie positive. Т. IV - Paris, 1864. P. 377-378 *** Быть может, это простое совпадение, но социология рождается именно тогда, когда, по словам немецкого философа второй половины XIX в Ф. Ницше, умирает Бог. Взгляд рационального человека обращается к миру видимому. Однако потребность в поиске высшего смысла жизни не становится от этого менее ощутимой. И, возложив на себя бремя миссии, позитивная социология сразу забывает о хрупкости той предельной черты, за которой научное творчество перестает быть таковым по причине излишней самонадеянности и неправомерности своих притязаний. **** В 1842 г. он признается, что уже 20 лет придерживается режима так называемой мозговой гигиены, т.е. не читает произведения, затрагивающие сферу его научных интересов, чтобы не утерять оригинальность собственных суждений. В 1826 г., в возрасте 28 лет, Конт переживает серьезный нервный срыв, из-за которого прерывает чтение публичных лекций по философии. Годом позже он пытается покончить с собой, бросившись в Сену, но, оставшись в живых, с удвоенной энергией берется за реализацию своих научных замыслов. В 1842 г выходит в свет его 6-томный «Курс позитивной философии», а в 1851 г. он завершает работу над 4-томной «Системой позитивной политики». О. Конт не в состоянии представить науку о людях без обращения в конечном счете к этике, высшим человеческим ценностям. Он жаждет кружным путем позитивной науки, а затем и «научно обоснованной» религии призвать человечество к духовному пробуждению. Впрочем, в этом стремлении Конт не одинок. О чрезвычайной важности общих ценностных ориентиров, а в ряде случаев и религии упоминали впоследствии Э. Дюркгейм и Т. Парсонс, Дж. Герберт Мид и П. Сорокин, Г. Зиммель и многие другие известные социологи. Характер взаимоотношений людей в обществе, социальных связей, по зрелым раздумьям Конта, —лишь отражение господствующего типа мышления, а не автоматическое воспроизведение действительности. Так и природа научного поиска во многом обусловлена внутренним настроем, образными предпочтениями ее обладателя. Упустив это из виду, немудрено поразиться множеству внешне исключающих друг друга вариантов позитивного толкования мира. Если социология О. Конта — это духовная миссия, то в конце XIX — начале XX в., так называемые школы одного фактора сводят глубину и многообразие социальной жизни к действию какого-либо одного существенного обстоятельства. Для одних это причины психологического свойства (Л. Уорд, А. Смолл), для других — географического (Ф. Ратцель, Э. Хантингтон), для третьих — расово-антропо-логического (Ж. Ляпуж, X. Чемберлен) и т.д. Соблазн свести сложность целого к простоте его части —- незатейливая предыстория утонченных попыток современной социологии упростить человека, а вместе с ним всю социальную среду, до внешне обнаруживаемых характеристик. Особое место в ряду позитивистов занимает Г. Спенсер (1820 — 1 903), английский последователь Конта,„ориентированный на социал-дарвинизм. Он приложил немало усилий для высвобождения социологии из плена утопий и превращения ее в общую теорию систем. Проводя условную параллель между социумом и биологическим организмом, Спенсер отрабатывает целый ряд принципиально важных для науки понятий: «структура», «социальная функция», процессы «интеграции и дифференциации». Однако все его умозаключения покоятся на легко узнаваемой идее жизнеспособности наиболее приспособленных. Смысл человеческого существования, таким образом, усматривается в целесообразных по отношению к окружающей среде поступках — не более того. Очевидно, что столь упрощенное восприятие действительности не могло просуществовать долго. «Социология была обречена... вновь и вновь отыскивать предмет, который удовлетворял бы — заранее постулированным ею... — критериям научности. Эти критерии формулировались и утверждались, становясь достоянием «сообщества 57 социологов», в ходе не теоретического (и экспериментального) освоения предмета, а наоборот...»* Желаемое выдавалось за действительное, ложась тяжким бременем на плечи первого поколения социологов. Подобное понимание сущности научных построений беспокоило многих. Э. Гуссерль с тревогой писал о возрастающем влиянии «системосозидающего мышления», в соответствии с которым на основе умозрительных посылок реальность всего лишь имитируется, оставаясь непознанной. А необходимость ее познания возрастала, требуя ответа на неизбывные вопросы: какова социальная действительность и что значит ее научное изучение? В конце XIX — начале XX в. французский социолог Э. Дюркгейм и немецкий мыслитель М. Вебер предложили свое решение этих вопросов, предуказав развитие мировой социологии на многие десятилетия. При всей несхожести взглядов они были едины в ряде принципиально важных моментов. Они крайне скептически относились к возможности истолковать социальный мир в духе натурализма, классической механики Ньютона. Для Э. Дюркгейма и М. Вебера самоочевидна специфика социального, недооцененная социологией XIX в. Разумеется, своеобразие общественной формы жизни подчеркивал и О. Конт, отстаивая идею интеллектуальной (т.е. духовной, по Конту) эволюции человечества. Однако, с точки зрения основоположников современной западной социологии, эта идея умозрительна и лишена конкретно-исторического, эмпирического основания. Поэтому и Дюркгейм, и Вебер, как уже упоминалось, ратуют за обращение к эмпирике, тщательный анализ реальных фактов. Как уже упоминалось в гл. I, исходная посылка рассуждений Э. Дюркгейма — способность ученого к объективному наблюдению и беспристрастной работе с эмпирическими фактами, проверка их достоверности опытным путем. (Правда, вопрос о том, насколько объективным может быть исследователь, выпестованный этой же социальной средой, для него не существовал.) В соответствии с методологией социологизма социальные факты не могут.быть рассмотрены иными, чем свойственными естественным наукам, методами. Утверждая, что факты можно объяснять только фактами, Дюркгейм постоянно подчеркивает коллективную окрашенность социальной материи: «...Сплачиваясь друг с другом, взаимно дополняя и проникая друг в друга, индивидуальные души дают начало ново- * История теоретической социологии. В 5-ти т. Т. 1. От Платона до Канта. — М., 1995, с. 12. му существу, если угодно, психическому, но представляющему психическую индивидуальность иного рода»*. И социальная реальность, и социальный факт по природе своей коллективные представления, в большей или меньшей степени оформленные суждения людей, их мнения и общепринятые стандарты поведения**. Дабы не утерять их специфику, социолог должен объяснять одни социальные факты с помощью других социальных фактов. Более того, социальная реальность есть высший тип реальности, сакральный по своей природе. Именно отсюда берут свое начало ставшие уже притчей во языцех, замкнутые на самих себе, неминуемые тавтологии Дюркгей-ма: социальный факт — это объективный факт, а объективный факт всегда социален; социальное — это коллективное, и наоборот. По мнению Дюркгейма, возникнув в процессе взаимодействия, социальная реальность начинает жить по собственным законам, осуществляя нравственное принуждение по отношению к своим членам. В силу этого общество сохраняет свое единство. Понятие «солидарность» в произведениях Дюркгейма ключевое. Оно, как и категория «коллективное сознание», тождественно понятию общества. Причем «органический» характер солидарности в современную социологу эпоху обусловлен не только возрастающим разделением труда и неизбежной нуждой в сотрудничестве, но прежде всего общими нравственными идеалами. Сокрушаясь о бедственной судьбе своей родины после Парижской коммуны и поражения в войне с Пруссией, Дюркгейм мыслит социологию не иначе как научное обоснование демократии, курса на либеральные реформы, как альтернативу любому радикализму. Наука, по Дюркгейму, должна приносить прямую практическую пользу. «Между Богом и обще-. ством надо сделать выбор, — рассуждает он. —...С моей точки зрения, этот выбор не очень существенен, ибо я вижу в божестве лишь общество, преображенное и мыслимое символически»***. Противоположностью Дюркгейма в этом отношении является М. Вебер, человек поистине энциклопедических знаний, общепризнанный основатель социологии религии. Признавая за каждым человеком свободу принятия решений, собственный стиль поведе- * Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии, с. 493^94. ** У Дюркгейма упоминаются так называемые морфологические социальные факты, к которым относятся географические, демографические и другие подобные обстоятельства жизни, но их роль второстепенна. Наука, ратующая за избавление от всего «донаучного», от всяческих понятий о реальности и призывающая к изучению реальности как таковой, оказывается вынужденной изучать... see те же понятия, узаконенные обществом суждения и правила взаимодействия. *** Durkheim E. Sociologie et philosophie. — Paris, 1924. P. 75. ния, он рассматривает человеческое действие как субъективно осмысленное, целенаправленное, хотя и обусловленное общественными устоями и нормами. Предмет науки, утверждает он без тени сомнения, — это «жизнь, основанная на самой себе и понимаемая из себя самой» и, следовательно, воплощающая собой огромное количество противоречивых жизненных позиций, «вечную борьбу богов»*. Удел человека, единственного обладателя воли и самосознания, — неизбежный выбор между этими богами. Вебер признавал, что с помощью общесоциальной теории можно изучить один из аспектов предметного созерцания, но никогда нельзя получить знание действительно целого. Итак, Дюркгейм рассматривает общество как высшую, надындивидуальную реальность, исполнение требований которой, послушание приносит людям прямую практическую пользу и моральное удовлетворение. Картина, представленная Вебером, сложнее. У человека появляется возможность выбора, но и она не сулит ничего, кроме необходимости умилостивить избранного им кумира, что бы под этим ни подразумевалось. Приверженность людей тем или иным ценностям — исходная посылка социологического анализа Вебера. Его методом постижения действительности становится «понимание», или стремление исследователя увидеть конкретные исторические мотивы поведения человека. В определенной степени это возможно, считает Вебер. Все люди обладают способностью и навыком мыслить рационально, поэтому их поведение можно рассматривать как более или менее рационально обоснованное, типическое. Кроме того, и исследователь, и наблюдаемые им люди живут в одной социокультурной среде, т.е. им в равной степени доступны общезначимые символы и понятия. Тем не менее было бы в высшей степени самонадеянно со стороны исследователя считать все вышесказанное достаточным для познания действительности. Полное понимание действий человека возможно лишь в случае их абсолютной целесообразности, или «це-лерациональности», что бывает далеко не всегда. Рациональные суждения и поступки людей — вот та сфера, в которой может состояться социолог. Впрочем, это не так мало, учитывая нарастающую, по свидетельству самого Вебера, рационализацию жизни общества в XX в. Однако рационализация жизни — не более чем тенденция общественного развития, так называемый * Вебер М. Наука как призвание и профессия/Избранные произведения. — М., 1990, с. 730. 60 интерес эпохи*. Поэтому задача социолога не сводится к поиску «безупречно объективных» фактов, а заключается в тактичном и осмотрительном конструировании моделей, которые, не претендуя на заведомо недосягаемую истинность восприятия, помогают выявить реальные социальные процессы. Вебер называет эти интеллектуальные конструкции «идеальными типами». Поэтому и задача социологии у Вебера гораздо менее утилитарна, чем у Дюркгейма. Сосуществование на рубеже веков двух воззрений на социальную жизнь — зримое свидетельство неправомерности взгляда на развитие социальной науки как на простое восхождение по лестнице прогресса от менее совершенных к более совершенным схемам. Образ карлика, стоящего на плечах гиганта, здесь неуместен. Социальная теория развивается в многоголосии. Это пространство многих пространств. Прямая, линейная наследственность в человеческой культуре редка. Понятия «раньше» и «позже», «корни» и «ветви» соотносительны, одновременны; они и предшествуют, и развивают друг друга. Общение различных форм понимания действительности — таков путь развития современных наук о человеке**. И общение это возможно только здесь и сейчас, в сознании ученого, его внутреннем диалоге со своими предшественниками, современниками, но прежде всего с самим собой. Стремление ученого к научному постижению действительности требует отчетливости социологического рисунка, строгих линий и четких построений. Но какой ценой достигают этого социологи? Дюркгейм добивается желаемого за счет твердой веры в безусловную постижимость социального бытия и возможность его полновесного рационального описания. Его вера столь непоколебима, что всякое общественное установление, сколь бы необъяснимым или даже нелепым оно ни казалось, он считает совершенно необходимым: «Если бы это было не так, оно бы просто не существовало. Никакой созданный людьми институт не может опираться на заблуждение и обман...»*** Всемогущие коллективные представления (в пределе — нормы социальной жизни) дают ему ключ к разгадке тайны социального. * Веберовская идея рациональности, или рационализации, получила всестороннее развитие практически во всех областях научного знания, которыми занимался ученый А их немало. Вебер оставил после себя сочинения по экономике (экономическая рациональность капиталистического общества), религии (протестантизм), управлению (рациональная бюрократия), теории познания и т.д. ** Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения)//Вопросы философии. — 1989. — № 6, с. 34—35. *** Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. — Pans, 1912. P. 3.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |