КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
D I\U I UKDIA 4 страница
5.2) смена релятивизма признанием высшего закона, наличия выс Лишь после этого наступает следующая стадия: 6) формирование устойчивых моральных принципов, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рациональным соображениям. Это уровень, которого достигают лишь «пророки» — И. Христос, М. Ганди, М.Л. Кинг и т.д. 496 Значимость теории Кольберга в том, что она в основном была подтверждена в ходе эмпирических исследований, проведенных в США, Англии, Канаде, Мексике, несмотря на некоторые выявленные отдельные недостатки (например, не всегда поведение людей жестко соответствует той или иной стадии; можно ли считать шестую стадию реалистической? может быть, «пророки» выразили определенные настроения, чаяния, а не действовали безотносительно к внешним обстоятельствам?). Свою теорию Кольберг разрабатывал прежде всего для анализа морального развития детей, подростков, но в целом ее результаты свидетельствуют о наличии устойчивой связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, и его возрастом и, что особенно важно, интеллектом — с другой. Исследования показали: число детей, находящихся на домораль-ном уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подростков наиболее типична ориентация на мнение «значимых других» или на соблюдение формальных правил (конвенциональная мораль). В юности начинается переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания. По существу, мы говорим о поэтапном формировании собственного «Я» личности. В основе этого процесса переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения), к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления. Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться сочетанием застенчивости, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремления обсуждать «философские», вечные вопросы, т.е. противоречивой совокупностью детских и взрослых черт. Высказывая сомнения, проявляя высокую критичность, личность пытается понять мир, себя, убедиться в справедливости накопленных и внушаемых ей ценностей, идей. 3. Следует учесть и еще одно очень важное для социологии обстоятельство: люди в своем развитии нередко «застывают» на подступах к автономной морали — это зависит не только от развитости их интеллектуального уровня, но и от социокультурной среды, в которой они живут, тонуса нравственной, деловой жизни. В обществе, в котором личность жестко подчинена внешним требованиям, где каждый ее шаг контролируется и т.д., создаются социальные предпосылки -массового осуществления, по выражению М. Вебера, традиционных действий и мотивов, формирования человека, приученного «жить как все», «как положено». Таким образом, достижение того или иного уровня морального развития общества в решающей степени зависит от характера социальных взаимодействий, нормативной регуляции социальных институтов, в которые вовлечены индивиды. 497 О глубинной связи характера социальной практики и интеллекта, социального мышления человека свидетельствуют блестящие исследования А.Р. Лурия, который в 1931—1932 гг. провел эксперимент в отдаленных районах Узбекистана, убедительно доказав общественно-историческую природу основных форм познавательной деятельности человека: восприятия, запоминания, формирования понятий, логических процессов. Коренное изменение социальной жизни способствует переходу от наглядно-действенного, практического мышления (что обеспечивает, как правило, конвенциональную мораль) к несравненно более сложным формам отвлеченного мышления (что является условием автономной морали)*. 4. Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в социально дееспособную личность. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности — этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности. Вместе с тем вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости эта основа содержит преимущественно чувственно-эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, в решающих социальных институтах, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, как и во имя чего жить. Еще не известно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли активный индивид качества смелого политика и т.д. Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств по сути не знает возрастных границ, хотя, конечно, его фундамент сформирован в молодости. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют выполнения новых функций, оправдания новых ролевых ожиданий; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик. Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в детские и юношеские годы, хотя она чаще всего внешне незаметна. Считается, что взрослый человек испытывает ряд серьезных кризисов: так называемый кризис «сорокалетних», когда человеку кажется, что жизнь теряет прежний смысл, а те ожидания, притязания, которые были у него в молодости, нередко обнаруживают свою нереалистичность и многие казавшиеся незыблемыми нравственные понятия, сформированные в молодые годы, приходится пересматривать; кризис «пятидесятилетних», когда человек ощущает суще- * См ■ Лурия А.Р Об историческом развитии познавательных процессов. — М, 1974. 498 ственное противоречие между внезапно (для него самого) снижающимися физическими возможностями и возрастающими социальными, профессиональными способностями; кризис, связанный с «выходом на пенсию», и др. В ходе социализации взрослых нередко происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, которые были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации, т.е. изменении ранее социализированного. Ресоциализация может охватить и целые слои общества — как правило, в тех случаях, когда общество как целостная система социальных связей претерпевает глубокие изменения. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, корректировки, а иногда и обновления установок, жизненных ориентиров членов данного общества. Наглядный пример — сложные процессы, происходящие сегодня в духовной жизни наших соотечественников. Процесс социализации на тех или иных этапах становления и развития личности имеет существенные различия. В современном обществе у взрослого человека моральное развитие, как правило, достигает ступени «автономной морали». Поэтому в духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий, а также самовоспитания и других форм самодетерминации. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому чаще всего препятствуют глубокие и довольно устойчивые убеждения, оценки уже сложившейся личности. Что же касается молодежи, то она гораздо более подвержена прямым внешним воздействиям, втом числе сознательным. При внешней критичности молодые люди удивительно доверчивы, впечатлительны. Достаточно преодолеть их демонстративную недоверчивость, как оказывается, что молодые люди — нередко относительно легко управляемая масса. Наличие автономной морали у взрослого человека обусловливает и другие особенности процесса социализации, например усвоение новых специализированных ролевых предуказаний в связи с достижениями нового статуса. При этом общая система моральных принципов, представлений, как правило, не претерпевает серьезных изменений. Главный же смысл социализации в молодые годы — формирование именно общей системы моральных принципов, мировоззренческих установок. социализация В процессе социализации среда влияет на КАК единство духовное развитие личности как целенаправ- преднамеренных ленно, преднамеренно, так и непреднаме- и непреднамеренных ренно. Непреднамеренность проявляется в ФОРМ 499 том, что личность, участвуя в социальных институтах и общностях, регулируя свои отношения в ходе социальных взаимодействий, осуществляя типичные для данного общества модели деятельности (трудовой, семейной, политической и т.д.), получает и осмысливает определенные впечатления, жизненный опыт. Чтобы выполнять те или иные функции, человек проходит через систему социального отбора, предписаний, воспринимает соответствующие ценности, нормы поведения, подвергается контролю, санкциям. Другими словами, включаясь в систему социальных связей, личность получает жизненный опыт, предметное представление о том, что одобряется и отвергается данным обществом, как следует выполнять свои функции, обязательства, оценивает, принимает решения, делает жизненные выводы. Естественно, в молодые годы спектр этих социальных ролей крайне узок. Ребенок же вообще во многом познает мир благодаря игре, имитации, подражанию старшим. Во взрослые годы резко расширяется спектр социальных ролей, а вместе с тем, приобретая жизненный опыт, человек вынужден реализовать массу ролевых предписаний, сталкивается с ролевыми конфликтами, что значительно обогащает его жизненный и духовный опыт, развивает в нем способность самостоятельно анализировать, выбирать, решать. При этом ведущую роль в формировании жизненных представлений играют ценности, нормы, требования, с которыми индивид сталкивается в процессе выполнения решающих функций, связанных с профессией, имущественным положением личности, определяющих ее статус в обществе. Как видим, реальное функционирование системы социальных связей оказывает огромное, по сути решающее социализирующее воздействие наличность. Но это воздействие непреднамеренное — мы имеем дело со скрытой, латентной функцией деятельности социальных институтов и общностей. Для обеспечения большей надежности, гарантированности процесса социализации личности общество осуществляет целенаправленные формы социализации, прежде всего воспитание, в ходе которого происходит специальный отбор как задач, идей для формирования личности, так и средств, методов, способных обеспечить наибольший эффект этого процесса. На ранних этапах развития общества процесс социализации был частью производственной деятельности, домашнего труда; специально организованных его форм не существовало. Выделение, в частности, целенаправленного воспитания происходит лишь на определенных этапах социальной эволюции. Специальная организация усилий по формированию личности, видимо, предполагала (и предполагает) в том или ином виде понимание того, что: 500 а) личностью не рождаются, а ею становятся — это дает шанс для воспитания, уверенность в том, что воспитательные усилия небесполезны; б) духовный мир личности в немалой степени зависит от того, кто и как на нее оказывал воздействие, кто и какие идеи, представления сознательно прививает; в) желательно и возможно сформировать у личности качества, полезные для общества, социальной группы, семьи; г) личность формируется в результате как целенаправленных, так и непреднамеренных влияний среды, и роль последних решающая (этот вывод, по всей видимости, был сделан гораздо позже, после накопления опыта воспитания); д) формирование личности — это процесс взаимодействия внешних и внутриличностных факторов, т.е. результат воспитания зависит не только от умений, желаний воспитателя, но и от отношения к этим целям, идеалам воспитуемого. В реальном процессе социализации органически переплетаются преднамеренные и непреднамеренные формы, причем первые тесно связаны со вторыми, дополняя и углубляя их воздействие. Ведь человек (особенно в юношеском возрасте) не всегда способен самостоятельно глубоко осмыслить свои жизненные впечатления, определить в повседневной суете подлинные ценности жизни, ее перспективы и т.д. Процесс воспитания позволяет личности уверенно использовать опыт предков и разум общества в понимании смысла бытия, повышает общую эффективность процесса социализации личности, обретения ею социальных свойств и качеств, реализации ее способностей.
Социализация — процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типичное и индивидуально-неповторимое. Конечно, особенности социологического подхода так или иначе подразумевают под социализацией преимущественно процесс приобретения личностью социально-типичных, повторяющихся черт, присущих любому человеку, занимающему определенную социальную «ячейку». Но ведь все люди разные, и эти различия уникальность, неповторимость для нас не менее (если не более) важны, чем типичные предсказуемые, повторяющиеся свойства, которыми мы обладаем. Индивидуальность важна не только для нас самих, но и для общества. Во многом уникальность, своеобразие мышления, восприятия мира «пророками» позволило им предложить новые варианты обустройства социальной жизни, новые ценности, нормы взаимоотношений. Индивидуальность, которая свойственна каждому из нас, — это, возможно, самая высшая ценность для каждого из нас. 501 Чем объясняется индивидуальность личности? Одна из причин — генетическая неповторимость каждого человека. Генами социальные свойства не передаются, но врожденные качества могут сыграть опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. Так, доброта нередко приобретает навязчивый характер, а совестливость у человека, обладающего повышенной тревожностью, может приобрести вид мании преследования. Некоторые врожденные качества способны оказать немалое влияние: на восприятие индивидом социальной реальности, его поведение в системе социальных взаимодействий, оценку его поведения другими людьми. Прежде всего это темперамент, важнейшая психодинамическая характеристика человека, которая наследуется генетически. Конечно, сам по себе темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности, определяя лишь динамическую сторону человеческих поступков. Вместе с тем поведение человека в каждый отдельный момент представляет собой единство социального содержания и темперамента, своеобразие которого оказывает влияние на степень проявления эмоций, мышление и т.д. Во многом именно темперамент, этот, в общем-то, биогенный фактор, придает неповторимость конкретной личности и зачастую становится одной из причин ее успехов или неудач. Основными показателями темперамента являются: • сенситивность, т.е. степень возбудимости человека; • реактивность, т.е. степень эмоциональности, впечатлитель • активность, т.е. степень воздействия человека на внешний • темп реакций, т.е. скорость движения, темп речи, находчи • пластичность — ригидность, т.е. приспособляемость или, на На основе этих и других характеристик определяются основные типы темпераментов. Наиболее простой является классификация, предложенная И.П. Павловым: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Другие врожденные свойства человека — это доминирование корковой или подкорковой умственной деятельности, образного (связанного преимущественно с развитостью правого полушария коры головного мозга) или логического (связанного елевым полушарием) типа мышления и др. Врожденные свойства могут при прочих равных условиях в немалой степени влиять на социальную судьбу человека: очевидно, 502 что активный и упорный человек не будет обескуражен первой неудачей, а проявит настойчивость в реализации поставленной цели; безвольный, слабохарактерный человек, наоборот, может быть сломлен первой же неудачей и будет стремиться избрать себе иную социальную нишу и судьбу. И в том и в другом случае своеобразие темперамента может иметь, как видим, социальное проявление и социальные последствия. Наука в ходе постижения проблемы индивидуальности обращает внимание и на другие аспекты. Так, рассматривая социальные роли, мы отмечали, что личность выполняет огромное множество социальных ролей, вместе с тем каждый индивид обладает неповторимым сочетанием этих деиндивидуализированных ролей, а это, в свою очередь, означает, что к уникальности темперамента, интеллекта и т.п. добавляется неповторимость социальных ситуаций, жизненного опыта, конфликтов, социальных переживаний. Реальная духовная жизнь личности, образы, идеи, которые ее наполняют, представляет собой взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир не прямо отражается в сознании личности, а взаимодействует с ее уникальным жизненным опытом, порождая единство типичного и неповторимого в личности. Раздел VIII.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |