КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная стратификация 2 страница
Как определить удельный вес каждой страты? Методика замеров должна основываться в том числе на использовании статистических методов, позволяющих, в частности, определить иерархию 549 доходов населения. Степень влияния на принятие управленческих решений определяется не математическими методами, а с учетом сложившихся в обществе норм, определяющих этот процесс. И наконец, социальный статус группы определяется на основе изучения общественного мнения, непосредственно отражающего ее значимость и ценность. Видимо, существуют и другие методики определения вертикального среза общества. Хотелось бы подчеркнуть главное: нельзя определять такое сложное явление, как социальная стратификация, исходя либо из статистических данных, либо основываясь исключительно на данных социологических опросов. Необходимо использовать комплексный подход. Уровни стратификации дают представление о вертикальном срезе общества. Вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру, называется профилем стратификации, который показывает, какая часть населения принадлежит к низшему, среднему и высшему слоям и, следовательно, каков уровень неравенства в данном обществе. В сословных обществах высший слой, как правило, гомогенен, он состоит исключительно из представителей одного сословия, которые одновременно являются и носителями престижных статусов, и самыми состоятельными людьми страны, и активными участниками политического процесса, потому что занимают все важные государственные должности. Гомогенностью отличался и высший слой советского общества, в котором ведущие статусные позиции занимали ответственные партийные работники и высшие государственные чиновники, одновременно являвшиеся и главными распорядителями собственности. По мере разрушения сословных перегородок, отмены сословных привилегий, развития демократических институтов парламентаризма, всеобщего избирательного права, политических партий в обществах неизбежно начинается процесс дифференциации высшего слоя, т.е. его своеобразное размежевание по характеру выполняемых функций: появляются политики, не обладающие собственностью на средства производства и не выделяющиеся среди прочих размером своего капитала, в то время как крупные финансисты, промышленники (по крайней мере, формально) уже не владеют ключевыми постами в системе государственного управления; появляются профессионалы-менеджеры, оказывающие огромное воз--действие на развитие экономики, но не являющиеся крупными собственниками, видные ученые, деятели культуры, чье мнение оказывает воздействие на умы миллионов людей. Применительно к современному обществу принято говорить не о едином высшем слое, а об экономической, политической, интеллектуальной элитах. 550 Вместе с тем это не означает наличия между элитами жестких перегородок, границы между ними размыты, и они часто взаимоналагаются друг на друга (известный деятель науки или культуры, например, может одновременно быть и крупным политиком). Наибольшее взаимоналожение можно наблюдать между политической и экономической элитами. Администрация Президента США Эйзенхауэра в 1952 г., например, почти полностью состояла из владельцев и директоров крупнейших промышленно-финансовых корпораций. Министром армии был владелец «Стивене энд К», монопольный поставщик армейского оборудования, а министром обороны — Ч. Вильсон, глава «Дженерал моторе». Можно также напомнить о двукратной попытке миллиардера Рос Перо добиться избрания на пост президента США. Одна из причин взаимопроникновения политической, экономической и интеллектуальных элит современного общества — однотипность ценностных ориентации всего высшего слоя, что достигается прежде всего путем получения образования в одних и тех же высших учебных заведениях. П. Бурдье и Л. Болтански, исследовавшие образовательный уровень политической и экономической элит, отмечают: «Невозможно было бы переоценить ту роль, которую играет... однородность облика, свойственная выпускникам одних и тех же учебных заведений (что предполагает сходство социального происхождения). Взращенные в одинаковых условиях и прошедшие одинаковую обработку, снабженные одинаковыми схемами мышления, восприятия и оценки, руководители банков... думают о том же и хотят в точности того же, о чем думают и чего хотят лица, ответственные за принятие политических решений, прямо или косвенно создавая условия для успешного выполнения этих решений, и наоборот»*. Высший слой в обществе всегда обладает наибольшими материальными, финансовыми, политическими ресурсами. Противоположную позицию в социальном пространстве занимает низший слой. И если основная масса населения оказывается на нижнем уровне иерархии, значит, в таком обществе существует высокий уровень социального неравенства. К. Маркс предполагал, что в капиталистическом обществе будут происходить концентрация богатства в руках немногих и значительный рост обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции станет возникновение серьезного напряжения между верхним и нижним слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального богатства. П. Сорокин, отвергая тезис К. Маркса об абсолютном обнища-ции масс при капитализме, тем не менее, также был склонен счи- * См/ Бирнбаум П. Французский правящий класс. — М., 1981, с. 105. 551 тать, что верхняя часть социальной пирамиды имеет тенденцию к возвышению над остальной частью. Но этот рост богатства и власти верхушки не беспределен. Существует «точка насыщения», дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы*. По мере приближения к этой точке в обществе начинается сдерживание пагубной тенденции, проводятся либо реформы в целях перераспределения богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои. Стабильность общества, таким образом, связана с профилем социальной стратификации. Чрезмерное вытягивание последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, сопровождающимися хаосом, насилием, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала. Уплотнение профиля стратификации, прежде всего за счет усечения верхушки конуса — явление, повторяющееся в истории всех обществ. Важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики. Описываемый процесс имеет и оборотную сторону, подмеченную П. Сорокиным: уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерным, низводящим на нет сам принцип социальной иерархии. Неравенство — не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник развития. Уравнение в доходах, собственности, власти, статусной позиции лишает индивидов одного из серьезных стимулов к действию, самореализации, самоут-вреждению, что неизбежно приведет к стагнации общества. Плодотворной представляется идея Г. Зиммеля о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего класса или слоя. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше в количественном отношении средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая крайностей, присущих противоположным силам. По данным социологов, средний класс в современных западных странах составляет более 60%, что позволяет этим странам сохранять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напряженности в беднейших слоях. Эта напряженность гасится не столько силой репрессивного аппарата, сколько нейтральной позицией большинства, в целом удовлетворенного своим положеним, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет. * Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество, с 331. 552 Описывая средний класс Великобритании, Э. Гидденс отмечает не только его многочисленность, но и неоднородность, выделяя «старый средний класс» (собственники небольшого бизнеса, владельцы частных магазинов и фермерских хозяйств), «высший средний класс» (менеджеры и профессионалы, получившие высшее образование и престижную работу) и «низший средний класс» (служащие, учителя и др)*. Однако всем разнородным группам среднего класса присущи общие черты: • хорошая обеспеченность, стабильный уровень доходов, до • высокая образованность и (или) квалификация, позволяю • политический консерватизм, базирующийся на удовлетво Наличие указанных общих черт способствует формированию особого образа жизни и особого способа восприятия окружающего мира всеми социопрофессиональными группами, входящими в средний слой. В итоге социопрофессиональная гетерогенность последнего не снижает его стабилизирующей роли в обществе — он демонстрирует низшему слою образцы деятельности и жизненного уклада, вполне достижимые при условии приложения определенных усилий. Тем самым недовольство низших слоев своим положением нейтрализуется предоставлением реальной возможности достичь лучшего положения в обществе. Стратификационная структура российского общества в 90-е гг., по оценкам Т. Заславской**, выглядит следующим образом: 0,5% населения составляет так называемая элита, т.е. богатая и влиятельная часть общества; 6—7% — слой, который Т. Заславская называет «верхним» (по своим характеристикам аналогичный западному среднему классу), 21% — средний слой, 65% — базовый слой общества, самый массовый (аналог западного среднего класса по количеству, но не по доходам и не по положению), 7% — нижний слой. Приведенная статистика, однако, касается только занятого населения и не учитывает пенсионеров, домохозяек, безработных, бомжей. Поэтому численность нижнего слоя, по мнению Т Заславской, является заниженной. Гидденс Э Социальная стратификация//СОЦИС — 1992 — № 9, с 122 * «Новые Известия», 10 марта 1998 г. 553
длительного пользования. Но вот действительно дорогие вещи — машина, дача — нам не по карману». 1,1% — «Мы без труда приобретаем вещи длительного пользования. Откладывая деньги, можем накопить на недорогую машину или скромный летний домик. Однако наших доходов не хватит на то, чтобы купить квартиру или коттедж». 0,4% — «У нас нет материальных проблем. Можем приобрести все что угодно — недвижимость, дорогой автомобиль, дорогой туристический тур». Итак, вертикальный срез общества подвижен, его основные пласты могут увеличиваться или уменьшаться, что связано со множеством факторов: спады производства, структурная перестройка экономики, характер политического режима, технологическое обновление, появление новых престижных профессий и т.д. Однако стратификационный профиль не может вытягиваться беспредельно. Автоматически срабатывает механизм перераспределения национального богатства и власти в виде стихийных выступлений масс, требующих восстановления справедливости; чтобы избежать этого, требуется сознательное регулирование этого процесса. Устойчивость общества может быть обеспечена только за счет создания и расширения среднего слоя, забота о котором — залог стабильности общества. Глава XXIV. Динамические аспекты стратификации § 1. Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества Современные социологические опросы показывают, что люди остро ощущают неравенство, имеют сложившееся мнение о социальной иерархии, достаточно определенно указывают на свое место в иерархической структуре. По данным ВЦИОМа, в 1996 г. ответы россиян на вопрос о том, к какому слою в обществе они бы себя отнесли, распределились следующим образом: к низшему слою — 12,9%, к рабочим — 37,9%, к среднему слою — 39,7%, к высшему слою — 1,2%, затруднились ответить 8,3%*. Идентификация с определенным социальным слоем не означает, что индивид удовлетворен своей позицией в стратификацион- * Громова Р Г Социальная стратификация в самооценке россиян // Общественные науки и современность. — 1997 — № 6, с. 6. 555 ной структуре общества — более того, у него может возникать острое ощущение несправедливости. Но большинство людей мирятся с социальным неравенством, воспринимают его как неизбежность, нормальное, естественное состояние общества. Видимо, в обществе складываются особые механизмы, защищающие и воспроизводящие социальную иерархию, заставляющие людей принимать ее логику и принципы. Это институциональные механизмы, механизмы легитимации неравенства и механизмы хаби-туализации (опривычивания) сложившегося способа неравенства в обществе. Рассмотрим их более подробно. Институциональные механизмы — это совокупность институтов, закрепляющих статусное, экономическое и политическое неравенство в обществе. Например, институты политической власти устанавливают принципы политической иерархии, определяют, кто и при каких условиях может стать обладателем высших статусных позиций в системе государственной власти. Институт собственности и институт наследования делают неравными шансы богатого наследника и человека, родившегося в бедной семье, т.е. определяют их изначальную принадлежность к разным стратам. Институты структурируют социальное пространство, делают контуры стратификации четкими, нормативно определенными, определяют условия, при которых индивид может претендовать на ту или иную статусную позицию, подавляют те виды социальных действий и взаимодействий, которые могут нарушить сложившийся каркас институциональных иерархических отношений. Институциональное регулирование в сословном феодальном обществе, например, заключается в государственной защите привилегий высших аристократических слоев, предоставлении им исключительного права на управление, власть, недопущении или резком ограничении браков между представителями различных слоев. Институты, защищающие иерархию, опираются не только на силу власти, но и на целенаправленно создаваемую и распространяемую в массовом сознании систему соответствующих ценностей, нравственных правил, жизненных ориентиров. Так, католическая церковь, преодолевая эгалитаристские черты первоначального христианства, в странах Западной Европы превратилась в надежного идеологического стража феодальной иерархии. В современном обществе, провозгласившем равенство всех граждан, тем не менее, существует своя система институтов, поддерживающих стратификационную структуру. К названным политическим институтам и институтам собственности и наследования можно добавить институт образования, позволяющий заниматься престижными видами деятельности лишь тем, кто обладает возможностями получить соответствующий диплом, институализацию управленческой деятельности в организациях и т.д. 556 С изменением принципов вертикального расслоения -меняются и социальные институты, их обеспечивающие. Вместо институтов, закрепляющих аскриптивный принцип иерархии, возникают институты, ориентирующие индивидов на достижение. Однако социальные институты всегда остаются стражами социальной иерархии, обеспечивающими либо неприкосновенность границ между высшими и низшими ее эшелонами, либо превращающимися, как подметил П. Сорокин, в своеобразный селективный механизм, формирующий верхние пласты общества. Механизмы легитимации неравенства — это устойчивый и непрерывный процесс усвоения населением ценностных суждений, представлений о необходимости и целесообразности сложившейся в обществе стратификационной структуры. В культуре любого народа по мере иерархизации институциональных отношений складываются мифы, верования, идеологемы, призванные обеспечить подкрепление институционального порядка соответствующим мироощущением. Например, в средневековье была распространена идея о божественном происхождении государственной власти, и следовательно, принципы политической иерархии должны были восприниматься как данные сверху, не подлежащие пересмотру. Кастовая система в Индии могла столь долго существовать благодаря тому, что находила оправдание в индуизме, который учит, что Брахма, создав первого человека — Ману, потом сотворил всех остальных людей земли из разных частей тела Ману. Религия закрепляла иерархию каст, обосновывала ее божественное происхождение. Все, кто выпадали из кастовой системы, оказывались среди неприкасаемых, «недочеловеков», с которыми никто не хотел общаться, которые представляли собой «дно» общества*. Легитимация неравенства обеспечивается путем интериориза-ции ценностных представлений, суждений, верований в ходе социализации. В средневековье в основе этого процесса лежало формирование веры в незыблемость традиций, их божественной предопределенности. В современном обществе также существуют определенные идеологические постулаты, которые дополняются возросшей рациональностью мышления, признанием важности существования специфических регуляторов социальной жизни, препятствующих хаосу и анархии. Эгалитаристские взгляды, проявляющиеся время от времени, встречают в настоящее время мощный идеологический отпор как несоответствующие сущности человека, который изначально имеет определенные способности, талант и потребности, противоречащие природе, требующей функционального различия между социальными группами, лишающие индивида внутренней побудительной силы к самосовершенствованию. * Минделл А Лидер как мастер единоборства. — М, 1993, с. 29—30. 557 Важной особенностью современного общества является и то, что оно, поддерживая в массовом сознании представления о необходимости и целесообразности социальной иерархии, дает шанс каждому испытать свои силы в труднейшем подъеме на высшую ступень стратификационной лестницы. Тем самым создаются условия для направления энергии, генерирующей недовольство своим положением в иерархической структуре, не на разрушение самой структуры и охраняющих ее институтов, а на достижение личного успеха. В массовом сознании создается устойчивое представление о персональной ответственности за свою судьбу, за свое место в пирамиде власти, престижа и привилегий. Механизмы легитимации — это не только усвоение определенных ценностных суждений о социальной иерархии в обществе, но — главное — усвоение ценностных представлений, моделей поведения, свойственных субкультуре каждого социального слоя. Различия в культуре страт являются одной из важнейших характеристик социальной стратификации. В процессе жизнедеятельности люди создают на каждом этаже социальной иерархии особый мир, помогающий им жить, общаться между собой, удовлетворять свои потребности. Привыкая к этому миру, они стараются сберечь его и с недоверием относятся к иным принципам и взглядам. Особенно настойчиво охраняют свою социокультурную среду высшие слои общества. У.Л. Уорнер выявил, что воспроизводство субкультуры того или иного слоя общества обеспечивается главным образом благодаря семье, кругам общения и некоторым относительно закрытым ассоциациям. В семье прививаются определенные навыки поведения в соответствующей социокультурной среде, закладываются ценностные ориентации. Круги общения представляют собой тесные группы, организованные прежде всего по принципу принадлежности к одному социальному слою, которые определяют поведение, входящих в них индивидов, закрепляя соответствующие модели поведения. Вхождение в некоторые круги общения может гарантировать человеку повышение своей статусной позиции. По мнению американского социолога Э. Дэвиса, «круги общения цементируют индивидов своего класса и обеспечивают возможность мобильным лицам продвижение вверх по социальной шкале благодаря тому, что те, кто находится «выше», признают их своими»*. Принадлежность к определенным ассоциациям (например, престижным клубам) становится своеобразной гарантией повышения * Социальная стратификация. Вып. 1. — М, 1992, с. 62. 558 своей статусной позиции. Низшие слои также могут создавать ассоциации — например, профессиональные, которые способствуют поддержанию у них определенного стиля поведения. О. Льюис, изучавший проблемы бедности в Мексике и на Кубе, четко выделил основные черты субкультуры наиболее обездоленных людей*: для того, чтобы компенсировать несчастья и лишения, бедняки формируют специфическую систему ценностей, стремясь взять от жизни как можно больше и не задумываясь о последствиях своих поступков; как правило, у них нет жизненных планов, уверенности в себе, они более склонны обвинять в своих бедах других людей или внешние обстоятельства, более агрессивны, конфликтны. Различия между социальными слоями проявляются даже в манере речи. В одном из экспериментов, проведенном американскими учеными, респондентам, имеющим разные статусы, предложили в течение 40 секунд читать одну и ту же басню. Затем эти короткие записи оценивали группы из 15—30 студентов колледжей из разных регионов, которым было предложено определить социальный статус говорящего. В 80% случаев их оценки реального социального класса респондента оказались точными. Когда респондентов попросили придать своему голосу схожесть с голосом богатых людей, точность оценок осталась по-прежнему высокой — 65%. Все респонденты соблюдали правила произношения, однако длина и структура предложений, скорость чтения менялись в зависимости от класса. В другом эксперименте, когда респондентов просили считать вслух от 1 до 20, оценки студентов также были верными в 65% случаев**. Культурные различия порождают не только разные стили жизни, но и непонимание, недоверие: политиков обвиняют в амбициозности, богатых — в алчности, управляющих — в некомпетентности, народ — в нетерпимости, низкой культуре, непонимании задач и целей общественного развития. Механизмы хабшпуализации (опривычивания) — это множество социально-психологических процессов, раскрывающих особенности приспособления личности к существующей в обществе стратификационной структуре. Обычно человек мирится с существующей в обществе иерархией в силу усвоенной в ходе социализации необходимости следовать установленным нормам, принципам и законам. Вырастая в определенной социальной среде, воспринимая ее культуру, образ жизни, он, как правило, привыкает к определенному уровню потребления, соизмеряет жизненные цели со своими возможностями, руководствуется усвоенными правилами и нормами. Возникающее желание подняться выше нивелируется финансовыми трудностями, трудностями адаптации к новому окружению, * См.- Кравченко А.И. Основы социологии. — М., 1998, с. 136—137. ** Энджел Дж.Ф, Блэкуэлл Р Д, Миниард П.У Поведение потребителей —СПб., 1999, с 500—501. 559 незнанием его нравов и обычаев. Поэтому человек скорее будет стремиться реализовать свои жизненные планы на привычном, а не на более высоком уровне. Привычное, понятное, доступное, воплощающееся в его миропонимании, культуре, делают его заложником своего слоя. В совокупности механизмы поддержания неравенства — инсти-туализация, легитимация и хабитуализация — обеспечивают воспроизводство социокультурного расслоения общества, придают стратификационной системе необходимую прочность, исключающую проявление массового оспаривания, неподчинения, стремление выйти из-под контролирующего влияния и достаточно жесткого распределения по «этажам» социальной иерархии. § 2. Социальная мобильность Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствия внутри ее какого-либо движения. Как уже отмечалось, на различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого слоя, что невозможно объяснить естественным приростом населения — происходит миграция отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой стратификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность (оговоримся, что само понятие «социальная мобильность» значительно шире и включает также горизонтальные перемещения индивидов и групп — переход их в иные, но равные по статусу профессиональные общности, территориальные перемещения в виде миграции населения и т.п., однако в данном случае нас будет интересовать только движение по вертикали). Рассмотрим вначале групповую мобильность, которая вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине XX в. такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий. Не случайно на базе обобщения изменившейся роли управляющих в западной социологии складывается концепция «революции менеджеров» (Дж. Бернхейм), согласно которой административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и даже иногда вытесняя класс собственников. Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивны во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. 560 Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых профессий провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших людей и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии. В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально-политических структур может произойти почти полное обновление высших классов общества. (Так, революционные события 1917 г. в России привели к низвержению старого правящего класса и быстрому подъему на государственно-политический олимп новых социальных классов, имеющих новую культуру и мировоззрение.) Такая кардинальная замена социального состава высшего слоя общества протекает в обстановке крайнего противостояния и жесткой борьбы. Период смены политической и экономической элиты переживает Россия и в настоящее время. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции именно как класс, претендующий на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Одновременно с ним поднимается новая политическая элита, взращенная соответствующими партиями и движениями. И этот подъем происходит как путем вытеснения старой номенклатуры, обосновавшейся у власти в советский период, так и путем ее перехода в класс предпринимателей либо демократов. Экономические кризисы, сопровождающиеся падением уровня материального благосостояния широких масс, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы, и может быть временным или приобретать устойчивый характер. В первом случае социальная группа возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей, во втором случае группа меняет свой социальный статус и вступает в сложный период адаптации к новому месту в иерархической пирамиде. Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию своего места в социальной иерархии; во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, систем ценностей, политических приоритетов — в этом случае наблюдается движение вверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, 561 ориентациях и идеалах населения, происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты; в-третьих, с расбаланси-ровкой механизмов, обеспечивающих воспроизводство стратификационной структуры общества. Механизмы институализации, легитимации и хабитуализации перестают функционировать в полном объеме в силу происходящих в обществе радикальных изменений, роста конфликтности и социальной неопределенности.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |