Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная стратификация 3 страница




Перемещения в экономической, политической и профессиональ­но-статусной иерархии происходят, как правило, одновременно или с небольшим разрывом во времени. Причина этого — взаимозави­симость факторов, их вызывающих: изменения в социально-эко­номической структуре предопределяют сдвиги в массовом созна­нии, а появление новой системы ценностей открывает дорогу для легитимации социальных интересов, запросов и притязаний ори­ентирующихся на них групп.

§ 3. Индивидуальная социальная мобильность

В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертика­ли носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднима­ются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономи­ческие, политические и профессиональные группы, а отдельные их представители. Сказанное не означает, что эти перемещения не могут быть массовыми — напротив, в современном обществе водо­раздел между стратами многими преодолевается сравнительно лег­ко. Дело в том, что индивид в случае успеха изменит, как правило, не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социо-профессиональную группу.

Круг профессий, имеющих и вертикальную структуру (например, «звезды», имеющие многомиллионные состояния, и артисты, пере­бивающиеся случайными заработками), ограничен и не имеет прин­ципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший голово­кружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим прежним местом в социальной иерархии и со своей прежней профессио­нальной группой; разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

Проблема индивидуальной мобильности в западной социологии является одной из наиболее притягательных. Исследователь может опереться на богатый эмпирический и статистический материал, выработанный не одним поколением социологов. По специальным методикам определяются интенсивность перемещений по иерархи­ческой лестнице, их направленность, шансы детей в достижении

562


более высокого статуса, чем тот, который имеют родители, роль индивидуальных способностей, образования и других факторов, влияющих на подвижность индивидов в социальном пространстве, и т.п.

Палитра конкретных исследований социальной мобильности столь многообразна, что приходится ограничиваться изложением лишь наиболее общих принципов. Впервые они были сформулиро­ваны П. Сорокиным, который считал, что вряд ли есть общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. непропус-кающими никакое движение через свои границы. Однако история не знала ни одной страны, в которой вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления: «Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка — пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своеобразного рода «сито», просеи­вающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот»*.

Роль «сита» выполняют социальные институты, регулирующие движение по вертикали, а также субкультура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», соответствие нормам, принципам той страты, в которую он пере­мещается. П. Сорокин указывает, что система образования обеспе­чивает не только социализацию личности, ее обучение, но и вы­полняет роль своеобразного социального лифта, который позволя­ет наиболее способным и одаренным подняться на высшие «эта­жи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и насле­дования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся ин­теллектуальных способностей.

Однако использование движущей силы какого-либо социально­го института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, форми­ровать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и пра­вилами — этот процесс протекает довольно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми при­вычками, пересмотреть свою систему ценностей. Адаптация к но­вой социокультурной среде требует высокого психологического

* Сорокин П А Человек, цивилизация, общество, с 379.

563


напряжения, что чревато нервными срывами, развитием комплек­са неполноценности и т.д. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался во­лею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Если социальные институты, по образному выражению П. Со­рокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социо­культурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный конт­роль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он будет обречен быть чужаком. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за две­рью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, состоянием, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низ­кую ступень, но оказывается не в состоянии «открыть дверь» в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адап­тироваться к чуждой для него субкультуре, он испытывает серьез­ные психологические затруднения. В социологии для описания по­добных явлений вводится понятие «маргинальность».

§ 4. Маргинальность

Маргинальность (от французского marge — край, marginal — край­ний) — это пограничность состояния индивида (или группы) по отношению к социальной общности, страте или социально значи­мым структурам. Термин «маргинальность» указывает на возможность возникновения особого полох<ения индивида или группы в социаль­ном пространстве, когда они оказываются на стыке субкультур, не принадлежа ни одной из них, или просто вытесняются на перифе­рию социальной жизни. Индивид или группа, оказавшиеся в таком состоянии, называются маргиналами.

Маргинальность как явление — неизбежность социальной мо­бильности, причем как вертикальной, связанной с переходом из одной страты в другую, так и горизонтальной, связанной с перехо­дом на другие равные по престижности статусные позиции. В ходе такого перехода потеря объективной принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту. Причины этого «запаздывания» — особенности индивида, кото­рый должен настроиться на принятие новой субкультуры, форми­рование нового вида идентичности, что требует определенного вре­мени, в ходе которого осуществляется субъективная адаптация.

Эталонная модель маргинальной личности — мигрант из села в город. Приехавший на постоянное жительство в город, он с трудом

564


привыкает к новому для него ритму жизни, новым нормам, прави­лам. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался полностью к городской социокультурной среде, в его поступках постоянно про­скальзывают усвоенные ранее нормы сельской жизни.

Процесс утраты объективной принадлежности к определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в иную общность, страту называется маргинализацией. Обычно маргинализация начинается с выхода из социальной груп­пы (смена места жительства, смена профессии, внезапное разоре­ние или обогащение и т.п.), а затем начинается внутреннее пре­одоление субкультуры новой социальной группы, в которой ока­зался индивид.

Возможна, как отмечает Е. Стариков*, и обратная модель мар­гинализации, когда вначале происходит духовный, психологичес­кий разрыв индивида с субкультурой своего слоя, группы. Он разо­чаровывается в ценностях своей группы, начинает ощущать бес­смысленность групповых норм и дистанцируется от других членов группы. Но в силу ряда причин его выход из группы может не со­стояться, и индивид оказывается маргиналом, изгоем в собствен­ной группе или страте. Такой вид маргинализации, связанный с утратой индивидом социальной идентичности, т.е. социальных и психологических связей с группой, грозит последней распадом, если этот процесс примет массовый характер.

Однако чаще маргинал — это индивид, утративший свой пре­жний социальный статус, лишенный возможности заниматься при­вычным видом деятельности и оказавшийся неспособным адапти­роваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках ко­торой он формально существует. Поведение такого человека отли­чается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень аг­рессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки. Сложность адаптации приводит к тому, что маргинал в зависимости от личностных качеств может играть роль возмутителя спокойствия, лидера социально-политического движения или стать изгоем, неудачником**.

Маргинальные группы (слои) возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенной части населения за пределы социально значимых структур (потеря рабо­ты, жилища, обнищание, лишение гражданских и политических прав). Типичной маргинальной группой являются, например, люди,

* Стариков Е Маргиналы/В человеческом измерении. — М., 1991. ** Стоунквист Э.В. Маргинальный человек/Современная зарубежная этнопси­хология — М., 1979

565


лишившиеся постоянного жилья, постоянного заработка, находя­щиеся «на дне», на периферии значимых для общества социальных позиций.

Исключенные из общества маргинальные группы создают соб­ственную субкультуру, начинают воспроизводить себя. Они могут представлять серьезную опасность для социума в целом, если рас­тут в количественном отношении, так как нередко не приемлют основных ценностей данного общества. В условиях нестабильности общества, его переструктуризации свойственная маргиналам сис­тема ценностей может распространяться на широкие слои населе­ния, что чревато усилением конфликтности общества и серьезны­ми последствиями для его политической системы.

В представлении многих жизненный успех определяется дости­жением высот социальной иерархии. Однако прежде всего надо от­ветить на три вопроса:

В каком обществе вы живете, на каких принципах строится его стратификационная структура? 'Если основу иерархии составляют титул и происхождение, ваши шансы могут быть минимальными; если основу иерархии составляет богатство, следует определить, есть ли у вас способность к предпринимательству, можете ли вы за сравнительно небольшой срок сколотить приличное состояние; если основу иерархии составляет власть, лучше заняться политической деятельностью, причем желательно, чтобы она не противоречила существующей политической практике. Если стратификационная система строится на нескольких основаниях, значит, у вас есть выбор.

Каким «социальным лифтом» вы воспользуетесь? Для политичес­кой карьеры необходимо начинать с активной работы в партии, для профессиональной — с упорного труда по овладению знания­ми и навыками, для получения богатства можно воспользоваться институтом брака или положиться на удачу. Выбрав канал переме­щения наверх, не обольщайтесь. Успеха добьется не каждый, а лишь наиболее трудолюбивый, талантливый или просто удачливый.

Готовы ли вы к новой жизни? Сможете ли вы принять нормы, правила, требования нового социального слоя? Если вы не сумеете преодолеть социокультурный барьер, который возводит вокруг себя любая социальная страта, вы навсегда останетесь изгоем.

Кроме того, подумайте, стоит ли испытывать чрезмерные физи­ческие и психологические нагрузки? Возможно, ваши жизненные планы могут быть реализованы на том уровне социальной иерар­хии, где вы родились и выросли.

566


Раздел X.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.