КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ных отношении тл гг I гт xr r^ in
листов, как Р. Дарендрофа, Л. Козера, Э. Шилза и др. Согласно представлениям М. Вебера, власть, понимаемая как реальная способность одних людей модифицировать поведение других в своих интересах, всегда базируется на готовности другого к подчинению*. При этом, хотя власть может базироваться на силе подчиняющего или интересе подчиненного, устойчивая власть связана с признанием законности (легитимности) формируемых вла- * См.: Вебер М. Три типа господства. 580 стных отношений. Основаниями для признания легитимности властных отношений, согласно тезисам М. Вебера, могут быть: • признание подчиненными за лицом (лицами), претендую • вера подчиненных в незыблемость и естественность уста • вера подчиненных в рациональность установленных отно Проблема легитимности в западной традиции находит отражение и в понятиях «формальный авторитет» и «неформальный авторитет», которые связаны с признанием подчиненными права на власть у конкретного лица в уже сформированной системе деловых отношений (А. Файоль, М. Фоллет, Ч. Барнард, Г. Саймон и др.). Формальный авторитет определяется как юридически закрепленное право на власть, обусловленное спецификой занимаемой должностной позиции. Оно никак не связано с индивидуальными качествами данного лица и целиком определяется сферой делегированных ему и нормативно закрепленных властных полномочий. Неформальный авторитет соотносится с веберовским понятием «харизматическое лидерство» — право на власть, полученное вследствие признания подчиненными факта, что конкретный руководитель обладает набором дефицитных и уникальных в данном социуме качеств или набором качеств (административных, профессиональных, моральных и др.), необходимых, с точки зрения подчиненных, для занятия и выполнения функций, связанных с этой должностью. Представление о неформальном авторитете тоже во многом является продуктом западной культуры. Здесь продвижение работника по служебной лестнице, занятие им позиции руководителя рассматривается как производная от его неоспоримых достоинств (профессиональных или моральных). Признание фактического права на власть предполагает соотнесение представлений подчиненных о том, какими качествами должен обладать руководитель, с его реальными свойствами. Согласно некоторым современным западным концепциям, именно неформальный авторитет является главным фактором признания его власти подчиненными. Например, в концепции Ч. Барнарда неформальный авторитет — это прежде всего продукт признания подчиненными моральных достоинств руководителя, обусловленных соблюдением руководителем набора разнообразных принятых (писаных и неписаных) правил и социальных норм (профессиональных, административных, граж- данских и др.), именуемых моральными кодексами. При этом выполнение подчиненными распоряжений руководителя обусловлено отношением к нему, признанием его права на власть. Характерно, что в этой концепции именно подчиненные рассматриваются как обладающие фактическим правом «накладывать вето» на выполнение распоряжений руководителя*.
Из сказанного совершенно очевидно, что в центре изучения организации в рамках общей теории организаций находится функция обеспечения социального порядка, как предпосылка целенаправленной деятельности и самого существования организации. Исследование средств ее обеспечения — одна из центральных проблем теории организаций. Однако, как уже говорилось, организация — сложное и гетерогенное образование. Социальный порядок здесь может быть обеспечен (и фактически обеспечивается) множеством факторов, имеющих разную природу, — технологических, экономических, социокультурных и др. Не отрицая важности указанных факторов для обеспечения социального порядка, социология организаций в соответствии со спецификой своего предметного видения ставит в центр исследования организации и рассматривает как базовую лишь одну из подсистем социальной регуляции поведения и деятельности — социальную организацию. Под последней обычно понимают относительно автономную подсистему социальной регуляции поведения людей в организации, в которой источником воздействия на социальный объект является культура. В рамках социальной организации, в свою очередь, обычно выделяют две подсистемы: формальную (официальную) и неформальную. Формальная организация — это базовая подсистема организации. Она образует костяк любой административной системы, а иногда термин «формальная организация» употребляется как синоним понятия организации. Формальная организация — это ориентированная на достижение общеорганизационных целей, искусственно и жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах. Последняя представляет собой: • систему взаимосвязанных должностных и профессиональ • соответствующую систему прав', обязанностей, властных пол * Гвишиани Д М. Организация и управление, с 203—206. 582
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |