Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости




Организация самостоятельной работы студентов

Формы организации и методы активного обучения

Матрица разнообразия методов и форм обучения

 

Форма / Метод ОИ Р ПБ   ДС Э ИС
Лекция-информация + +        
Лекция с элементами проблемного изложения     + + +  
Лекция-беседа            
Проблемный семинар     +   + +
Семинар - дискуссия   +   +    
Семинар-коллоквиум       + +  
Самостоятельная работа   +     + +
Тестирование   +        
Консультация   +        

 

Для организации изучения теоретического материала по дисциплине «Философия», в зависимости от дидактических целей, используются такие инновационные формы обучения с применением активных и интерактивных средств, как:

· лекция с элементами проблемного изложения,

· лекция-беседа,

· проблемный семинар,

· семинар - дискуссия,

· семинар-коллоквиум.

 

 

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час %
Аудиторные учебные занятия Групповые коллективные Лекция-беседа    
Лекция с элементами проблемного изложения    
Семинар проблемный    
    Семинар-дискуссия    
    Семинар-коллоквиум    
    41%

 

При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.

 

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа реализуется:

· непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях;

· в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

· в электронной образовательной среде СПбУУЭ;

· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и научных задач.

 

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

· подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне университета;

· подготовка и написание докладов, сообщений, и других письменных работ на заданные темы (студенту предоставляется право выбора темы),

· выполнение домашних заданий творческого характера;

· оформление презентаций учебных разделов и тем по актуальным проблемам философии, слайдового сопровождения докладов в аудитории;

· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

· подбор и изучение литературных и других источников, аннотирование и конспектирование первоисточников,

· самостоятельное решение проблемных вопросов.

 

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.

Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо по согласованной с преподавателем теме. Творческая работа - эссе - представляет собой оригинальное произведение объемом до 3-4 страниц текста, посвященное какой-либо философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Научный доклад является результатом самостоятельной работы студентов и подводит итоги углубленного изучения специальной литературы. Тема доклада согласуется с преподавателем. Текст доклада должен содержать введение, содержательно-аналитическую часть, список использованной литературы и источников.

Во Введении обосновывается актуальность темы, ее значение, дается краткий обзор использованной литературы.

В содержательно-аналитической части раскрывается суть основных подходов и концепций по данной проблеме.

В Заключении студент делает общие выводы по работе. Следует показать ключевые аспекты рассматриваемой проблемы, выявить возможность применения полученных знаний.

Письменный доклад не должен превышать 12-15 страниц формата А4 через 1,5 интервала 14-м кеглем.

Докладчик получает 4 балла, если помимо обоснования актуальности проблемы, анализа позиций авторов изученных работ провел также сравнительный анализ ситуации, высказал свою точку зрения на проблему, аргументировал и обосновал ее, сделал убедительные философско-методологические выводы.

Доклад оценивается тремя баллами, когда в нем обоснована актуальность темы и раскрыто основное содержание проблемы, но при этом допущены погрешности в освещении темы и небрежность в оформлении текста.

Составной частью учебного процесса является подготовка реферата. Она предполагает достижение более масштабных и глубоких теоретических целей в сравнении с докладом. Подготовка реферата способствует углублению, систематизации и закреплению полученных студентами теоретических знаний, умений самостоятельно применять их для решения задач, предусмотренных программой курса, дает навык работы с перво­источниками, научной и периодической литературой, включая статистические материалы.

Подготовка реферата является одной из форм самостоятельной работы студента. В результате творческого подхода на основе глубокого изучения литературы студент должен продемонстрировать свое понимание избранной темы, умение самостоятельно раскрыть ее, выделив главное, сделать обоснованные выводы.

Кафедрой разрабатывается тематика рефератов, причем студенты могут вносить свои предложения по уточнению темы или предложить преподавателю подготовить реферат по инициативной теме.

Выбрав тему, студент подбирает литературу, пользуясь предметными и систематическими каталогами библиотек. При изучении литературы главное внимание надо уделить прежде всего тем главам, параграфам книг или тем статьям, которые непосредственно связаны с планом реферата.

При этом студенту следует обратить внимание на расхождения и особенности трактовок одних и тех же вопросов разными авторами. Знакомясь с литературой, необходимо брать на заметку и технические приемы анализа (форм, методов группировки данных), которые использует автор для доказательства своих положений.

В работе по сбору, изучению и обработке материала можно использовать все источники, относящиеся к теме: учебники, монографии, статьи, сборники схем, материалы социологических исследований, научно-практических конференций, решения органов власти.

При подготовке реферата по философии может возникнуть необходимость обращения к материалам по истории. Найти опубликованные ранее и неопубликованные архивные документы помогут специальные справочники и указатели опубликованных работ.

Особое внимание необходимо обращать на ведение выписок. Рекомендуется делать их в тетради, на отдельных листках или на карточках. Записи лучше вести с одной стороны, что позволит последовательно использовать их в ходе оформления работы. Собранный материал необходимо систематизировать, распределить в соответствии с рабочим планом, который представляет собой перечень основных вопросов содержания реферата. Он может быть как простым, так и развернутым, многоуровневым, когда каждый вопрос детализируется, расчленяется на составные части. План раскрывает внутреннюю структуру работы, он должен быть строго выдержан логически, поэтому составление его - ответственный этап в подготовке реферата.

Обычный развернутый план представляет детальный перечень согласующихся между собой вопросов и подвопросов, а если необходимо, то еще пунктов и подпунктов к ним. Это «каркас» реферата, который затем наполняется соответствующим содержанием.

Если при подборе материала студент вышел за пределы установленного объема, необходимы правка и сокращение. Для этого следует внимательно прочитать текст, убрать малозначащие фразы и недостаточно убедительные доказательства, пространные обороты речи заменить более сжатыми. В то же время сокращения не должны искажать содержание работы. Помогает в работе использование различных словарей, прежде всего по философии, и др.

Важным элементом реферата является список литературы, который составляется по следующей схеме:

фамилия и инициалы автора (несколько авторов перечисляются в том порядке, в каком даны на титульном листе книги);

полное название произведения (учебника, монографии, статьи, сборника статей, документов) с прописной буквы без кавычек;

номер тома, если многотомное издание, место и год издания.

Методика написания рефератов требует: последовательности работы над текстом; соблюдения правил оформления, использования источников и научно-справочного аппарата, литературного редактирования.

Реферат должен включать:

· титульный лист;

· план реферата;

· основной текст (введение, основные вопросы, заключение);

· список использованной литературы.

 

Одним из важных элементов написания реферата является корректное оформление источников. Автор реферата должен продемонстрировать умение пользоваться источниками и грамотно оформлять научно-справочный материал. Все важнейшие положения в реферате студент должен излагать своими словами. Однако нередко обоснование того или иного положения делается с помощью цитат. При этом необходимо уяснить основные требования оформления цитат и сносок. Они заключаются в следующем:

· цитата берется из первоисточника; текст ее переносится точно, с сохранением имеющейся пунктуации;

· цитируемые слова заключаются в кавычки;

· к цитате дается сноска, содержащая указание на источник и оформляемая в соответствии со стандартом.

 

Автор цитируемых слов и произведений, из которых они взяты, может быть указан по окончании цитаты на одной строке с нею в скобках или в подстрочных примечаниях-сносках. Правила написания справочных сносок являются обязательными при оформлении рефератов.

Написание реферата начинается с Введения. В нем обосновывается актуальность рассматриваемой темы, дается оценка качества и полноты собранного материала, использованных источников, формулируются цели и задачи работы. Примерный объем Введения 1,5 — 2 страницы.

Основная часть работы излагается последовательно, а все элементы реферата должны быть органически связаны между собой и подчинены раскрытию темы. На основную часть отводится около 80% всего объема работы. В реферате могут рассматриваться два или три вопроса, в зависимости от построения плана.

При раскрытии темы в ходе изложения содержания реферата студент должен на основе вдумчивого изучения истории философии, современных философских проблем продемонстрировать владение материалом, показать значение исходных теоретических и методических положений, охарактеризовать сложившийся положительный или отрицательный опыт, тенденции и нерешенные проблемы.

Завершением реферата является Заключение. Оно содержит краткие выводы, отражающие степень и качество выполнения поставленной автором задачи. Выводы, сделанные после раскрытия каждого вопроса основной части, не должны повторяться в Заключении. Выводы и обобщения Заключения должны синтезировать все ранее сделанное и иметь общий характер. Объем Заключения, как правило, не должен превышать 1-2 страницы.

Работа должна быть объемом около 15 страниц компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала 34-м кеглем на бумаге формата А4, с полями. Подготовленный реферат сшивается по левому краю.

Реферат проверяется руководителем.

Приступая к изучению дисциплины, студент должен зарегистрироваться в СДО «Гиперметод», записаться на дистанционный курс. Тем самым он получит доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, базе тестов. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн преподавателя, задать ему вопросы и получить ответы, обсудить проблемные темы учебной дисциплины.

Серьезную помощь в СРС оказывает постоянная работа с электронным учебным пособием по дисциплине, доступным в полнотекстовом формате в Электронной библиотеке СПБУУЭ. ЭУП «Философия» содержит списки основной и дополнительной литературы по курсу, в том числе и имеющейся в библиотеке вуза, кроме того, в пособии приведены ссылки на рекомендуемые ресурсы Интернет.

В процессе изучения дисциплины необходимо обратить внимание на самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение работы с ЭУП.

Для эффективной организации СРС необходимо:

· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, творческая работа и т.д.);

· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

 

Для контрольного измерения результатов изучения курса «Философия» вводятся два вида контроля:

1) текущий;

2) промежуточный.

1) Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и слабоуспевающих, мотивирует их обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), проверки рефератов, проведения коллоквиумов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ.

2) Промежуточный контроль – экзамен по дисциплине, может проводиться посредством выполнения студентом итогового теста или по экзаменационным билетам. (Перечень вопросов к экзамену содержится в настоящей программе).

Методы контроля:

1) устный;

2) письменный;

3) с помощью технических средств и информационных систем;

4) самоконтроль.

 

1) Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых, а также предполагает выступление студента с докладом на семинарском занятии.

2) Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ и т.п.), проверку конспектов.

3) Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования.

4) Самоконтроль знаний. С этой целью студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые готовятся преподавателем к самостоятельным занятиям и раздаются студентам в начале семестра. Самоконтроль может осуществляться и с применением компьютерных технологий.

Формы контроля включают:

· опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, экспресс-опрос);

· блиц-контрольные;

· контрольные задания и работы;

· коллоквиум;

· эссе и иные творческие работы;

· выступление на научной конференции;

· тестирование;

· рейтинговое оценивание;

· экзамен.

 

Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.

 

Основным инструментом оценки результатов освоения дисциплины «Философия» (текущей и промежуточной аттестаций) является балльно-рейтинговая система.

Успешность изучения дисциплины и активность студента оценивается суммой, которые в совокупности определяют рейтинг студента.

Балльно-рейтинговая система предусматривает наличие промежуточного и текущего контроля успеваемости. Составной частью текущего контроля является контроль посещаемости учебных занятий.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр, – 70 баллов. Максимальное количество баллов, которое студент может получить по результатам промежуточного контроля (экзамена), – 30.

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за участие в научных студенческих конференциях, выполнение творческой работы и т.п.

Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов.

Если к моменту проведения промежуточной аттестации - экзамена - с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», они могут быть поставлены ему по результатам текущей успеваемости без проведения экзамена.

Для студентов первого курса обучения прохождение промежуточной аттестации является обязательным.

Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до сведения студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.

Балльная оценка ответа студента на экзамене

 

Полнота ответа на вопросы билета Оценка по 30-балльной шкале
Получены полные ответы на все вопросы билета 25 – 30
Получены достаточно полные ответы на все вопросы билета 18 – 24
Получены неполные ответы на все или часть вопросов билета 11 – 17
Не получены ответы на вопросы билета  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.