КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Без мамы плохо
Однажды в скверике мы наблюдали такую трогательную сценку. На скамейкеоживленно разговаривают две молодые женщины. К одной из них нет-нет даприковыляет малыш лет двух, ткнется ей в колени, постоит так несколько секунди топает назад к стайке ребятишек в песочнице. Она не спрашивает его ни очем, просто положит сынишке руку на головку, погладит вихры, шепнет что-то наушко, и он, словно глотнув живой воды, снова возвращается к игре. Его никтоне обижал, мама ему была хорошо видна от песочницы, но он упорно приходил иприходил к ней, чтобы просто прикоснуться, почуствовать живое тепло ее рук,коленей - без этого он просто не мог играть спокойно. Вот эту жажду не простовидеть меня, но и ощущать близко физически я заметила у своих малышей, ксожалению, не сразу. Только постепенно я поняла, что это не каприз - видетьмаму постоянно, чувствовать ее рядом или хотя бы слышать голос ее. Вначале явнимала не собственной интуиции, а расхожей "истине": ребенка не балуй, а тоон тебе на шею сядет (помните: к рукам приучишь - руки свяжет). И первенцасвоего с самого начала пыталась не баловать: плачет - не подходила, пока неперестанет; спать уложу и нарочно уйду - пусть засыпает сам; баюкать, песнипеть - ни-ни, а то привыкнет... Ну и что вышло? Из-за диатеза он плохо спал, часто плакал по ночам, я, оченьстараясь "выдерживать характер", не брала его на руки и... извелась самавконец. А потом, отчаявшись, махнула рукой на все "нельзя" и "не положено" иположила сынишку спать рядом с собой. За полгода его жизни это была перваяночь, когда мы оба выспались всласть. И все последующие ночи перестали бытьдля нас проблемой. Именно после этого мы и днем стали брать чаще его на руки, а потом так жепоступали со всеми остальными малышами. Нашего папу бабушки иногда даже"елкой" называли, потому что стоит ему появиться, как на нем виснут все, ктоможет повиснуть, а кто не может, того он сам берет на руки и носит всехдолго-долго или возится с малышами, пока все не устанут. Нет, это не было длянас обременительным. Мы видели, сколько радости приносит это ребятишкам, да инам, взрослым, было хорошо. А поэтому не огорчались, что нарушили какие-тозапреты. И вот теперь в печати мы все чаще встречаем подтверждение верности своих"неразумных" действий. Оказалось, физический контакт с близкими людьми даетребенку чувство защищенности и безопасности, что необходимо для нормальногоразвития психики. Описание одного опыта особенно поразило нас, хотя речь шлав нем не о людях, а об обезьянах. Биологи Харлоу и Суоми рассказывают, чтоони изучали экспериментально, в каком возрасте маленькие обезьянки лучшевсего обучаются. Но для уроков обезьянок приходилось отнимать от матерей,чтобы те не мешали "учебе". Для маленьких обезьянок каждое расставание сматерью становилось трагедией. Это так подействовало на них, что остановилосьих психическое развитие: шестимесячные обезьянки остались на уровнетрехмесячных (как раз тогда их и начали отрывать от матерей). Картинаэксперимента так исказилась, что его пришлось прекратить и начать второй. Во втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а вклетку к каждой поставили по креслу с мохнатой обивкой, напоминавшей шерстьматери. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянокискусственно. Обучение теперь шло прямо в клетке, кресло ему не мешало, но,когда для пробы кресло уносили из клетки, детеныш падал на пол, где оностояло, и горько "плакал" - визжал. Стоило же вернуть кресло в клетку, как онпрыгал на кто, крепко впивался в мохнатую обшивку и несколько минутприжимался к нему, не решаясь его оставить. Эксперимент закончили, а выросших "безмамных" обезьянок пустили в общее стадообезьян. Однако они оказались настолько неконтактны, необщительны, что несмогли даже создать семейные пары и были агрессивно настроены по отношению кдругим обезьянам. Тогда прибегли к искусственному опрлодотворению и дождалисьот этих обезьян, выросших без мам, потомства. И что же? Они не проявили ксобственным детям никаких нежных чувств. Одна оторвала руку своему ребенку,вторая раскусила голову, как кокосовый орех. Они не обращали внимания на то,что малыш "плачет", тогда как в стаде в подобном случае к нему немедленнобросается мать или даже кто-нибудь из других обезьян. Это поразило ученых: у"безмамных мам" совершенно отсутствовал материнский инстинкт, испокон вековсчитавшийся врожденным. Вот как страшно - расти без мамы. Как же не болеть детишкам в яслях? Как жевыздоравливать малышам в больницах - без мам? По меткому выражению доктораБ.Спока, теперь нередко превращают грудного ребенка в кроватного. А если ещедобавить сюда и искусственное вскармливание? Что же из этого получится, а?
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |